Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1. Элиаде М. Сакральное и профанное



2015-11-07 1270 Обсуждений (0)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1. Элиаде М. Сакральное и профанное 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Элиаде М. Сакральное и профанное. М., 1994

2. Забияко А.П. Сакральное // Культурология. XX век. Энциклопедия. — СПб.: Университетская книга, 1998

3. Жерносенко, И.А. К вопросу о феномене сакрального центра. М. 1999

4. Огудин В.Л. Места поклонения как объект эколого-религиоведческого исследования. М.2000 – диссертация

5. Громов Д. Сакральная география. Энциклопедия мест силы / Д. Громов. – М.: Ультра. Культура, 2005 – 648 с.

6. Шаблий О. И., Висьтак А. И. Сакральная география: становление и проблемы развития // Проблемы территориальной организации общества. Пермь, 1993.

7. www.grodnensis.by

8. www.eparhia.by

9. www.wikipedia.org

10. www.lida.by


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список сакральных сооружений Лидского района

Город Лида:

· Кафедральный собор св. Архангела Михаила

До 1818 года на месте собора находилась деревянная церковь, которая мешала расширению пиаровского римо-католического монастыря, почему она и была и была разрушена. Постройка этого монастыря продолжалась до 1825 года.

 

Рисунок 1.1. Кафедральный собор св. Архангела Михаила[6]

 

В 1842 году в Лиде случился пожар, в результате которого большая часть города сгорела. Целиком сгорел и пиаровский монастырь; его остатки на протяжении двадцати последующих лет под воздействием снега, дождя и ветра разрушались. Рядом с этими остатками в 1863 году на средства, выделенные из казны царским правительством, был построен из кирпича Свято-Михайловский собор в виде креста с кругом в центре.

С 1866 по 1919 годы в соборе служил протоиерей Иосиф Иосифович Коялович, принявший мученический венец за веру православную от фанатично настроенных римо-католтков в 1919 году. В этом же году, когда Западная Беларусь была захвачена польскими войсками, храм был осквернен фанатичной толпой римо-католиков и впоследствии переделан в костел.

В 1957 году костел был закрыт советской властью. С 1962 в здании храма действовал планетарий. В 1996 году собор был возвращен Православной Церкви[5].

· Церковь Благоверного князя Александра Невского

Приход пока очень молодой – он был основан в 1998 году. На месте строительства будущего храма был установлен вагон, в котором начали проводиться Богослужения.5 марта 2009 года был установлен купол на новое здание церкви и храм был освящен правящим архиереем архиепископом Новогрудским и Лидским Гурием[5].

 

· Церковь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в г. Лида. Приход был зарегистрирован в 1998 году. В 1999 году было благоустроено помещение для временного совершения богослужений. С 2002 года идет строительство храма из кирпича[5].

 

· Церковь в честь Всех Святых

Храм Всех Святых в г. Лида. В 1990 году было выделено место для постройки храма и началось строительство.

В 1998 году был освящен нижний криптовый храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. В 2006 году был освящен верхний храм в честь Всех Святых. Храм построен из кирпича в виде креста[5].

 

· Церковь в честь преподобного Сергия Радонежского

Храм святого преподобного Сергия Радонежского в воинской части 1234 (Лидский погранотряд). По имеющимся данным храм в 172-м пехотном Лидском полку (теперь Лидский погранотряд) построен в 1892 году как походная церковь. После захвата Лиды поляками в 1919 году храм был упразднен.

 

Рисунок 1.2. Церковь в честь преподобного Сергия Радонежского[5]

 

Нынешний храм построен из кирпича в виде креста в 2003-2004 годах. В 2005 году была построена колокольня[5].

· Церковь иконы Божией Матери «Всецарица»

Храм иконы Божией Матери «Всецарица» в г. Лида. Приходская община была зарегистрирована в 1998 году. В скором времени был устроен временный храм в недостроенном помещении ОАО «Лидастройматериалы», переданном Православной Церкви.

Планируется строительство кирпичного храма[5].

 

· Церковь святого великомученика Георгия Победоносца

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в г. Лида. Построен из дерева в 1875 году как кладбищенская часовня. В этом же году в храм был перенесен сохранившийся Престол с одноименной домовой церкви Лидского замка.

 

Рисунок 1.3. Церковь святого великомученика Георгия Победоносца[5]

После захвата поляками г. Лиды в 1919 году Свято-Георгиевский храм остался единственным православным храмом в городе.

В 1920-х годах для большей вместимости со стороны притвора была сделана деревянная пристройка.

В 1990-х годах храм был обложен кирпичом[5].

 

· Церковь святых Царственных Страстотерпцев

Храм святых Царственных Страстотерпцев в г. Лида. В 2000 был установлен крест на месте строительства храма. В 2001 была зарегистрирована приходская община храма Христа Спасителя г. Лида.

В 2001-2005 годах рядом с местом запланированного строительства храма Христа Спасителя был построен деревянный храм в форме креста в честь святых Царственных Страстотерпцев. В настоящее время планируется строительство каменного храма Христа Спасителя[6].

 

· Костел Воздвижения Святого Креста (Фара)

Попытки построить в Лиде костел предпринимались, начиная со второй половины ХIV века. В 1366 году несколько монахов францисканского католического ордена приехали в языческо-православный город, где через несколько дней их убили. Вскоре в Лиде появились другие служители католической церкви, чтобы построить храм над могилой своих братьев вблизи Лидского замка. В 1373 году они привезли в город икону Матери Божьей (Богородицы), которая со временем стала Лидской.

 

Рисунок 1.4. Костел Воздвижения Святого Креста[4]

 

По свидетельствам некоторых источников, по решению короля Ягайло в 1388 году в Лиде был построен костел. Однако, просуществовать ему было суждено недолго - во время набегов крестоносцев храм сожгли.

Следующий костел Всех Святых и Святого Креста появился в Лиде спустя восемь лет. Однако в ХVI веке из-за недостатка прихожан, исповедующих кальвинизм, его закрыли. А во время русско-польской войны 1654-1667 годов, когда войска князя Ивана Хованского пытались захватить Лиду и Лидский замок, храм полностью сгорел.

В 1674 году в Лиде построили деревянный костел, однако точное место его расположения до сих пор неизвестно.

Римско-Католический Приходской Костел Воздвижения Святого Креста в нынешнем виде появился в городе в 1770 году. Его построил епископ Фома (Томаш) Зенкович на средства, пожертвованные Виленским Епископом Михаилом Зенковичем. Архитектором проекта стал Иоганн Кристоф Глаубиц – выдающийся зодчий, основоположник изысканного архитектурного стиля, позже названного «виленским барокко». Однако ни основателю костела, ни его архитектору не довелось увидеть результаты своего труда – оба умерли до завершения строительных работ.

Крестовоздвиженский фарный костел представляет трехнефный Т-образный храм с прямоугольной алтарной частью. Главный фасад храма - двухъярусный с фигурным фронтоном. Своды и стены костела украшены фресковой живописью. Алтари построены из искусственного мрамора, скульптуры и орнаментальная лепка, а также кованый амвон выполнены в стиле рококо. В стенах костела находится образ Богоматери с ребенком, привезенный в Лиду первыми миссионерами-францисканцами еще в ХIV веке[4].

 

· Костел Успения Пресвятой Девы Марии (Индустриальный)

Приход был образован в 1998 году. Здание костела строилось 10 лет и он был освящен в 2008 году [4].

 

· Костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Слобода)

Рисунок 1.5. Костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

 

Приход был образован 1932г., а в 1933 г. был построен деревянных храм. В 2002г. рядом с деревянным костел был построен кирпичный костел.

·Старое католическое кладбище г. Лида

Старое католическое кладбище расположено совсем не далеко от исторического центра города, а именно Лидского замка. Кладбище было заложено примерно в конце XVIII века. Существующая на данный момент часовня св. Барбары была построена в 1930 году, однако на этом месте часовня или костел уже были в середине XIX века и в начале XX века. Большая часть захоронений на территории кладбища польские.

Рисунок 1.6. Старое католическое кладбище [6]

 

На территории кладбища есть отдельно огороженная и ухоженная часть, на котором находятся могилы воинов периода Первой Мировой войны, так называемые «военный квартал». Среди могил артиллеристов, пехотинцев есть несколько могил летчиков 11 истребительного авиационного полка[6].

· Костел Святой Семьи (район Гастелло-Рыбиновского)

Приход был основан в 1996г. в новом строящемся районе г. Лида, тогда и началось строительство храма из кирпича. Храм был открыт в 2011 году[6].

 

Рисунок 1.7. Костел Святой Семьи [6]

 

· Место расстрела евреев Лиды (Лидское гетто)

За время немецкой оккупации в Лиде и районе были замучены и убиты 8 000 евреев. В поимённом списке смогли установить имена только 342 евреев Лиды.

В 1967 году на могилах 5 670 расстрелянных 8 мая 1942 года евреев стараниями родственников были установлены обелиск и мемориальная плита.

Рисунок 1.8. Место расстрелов евреев Лиды[6]

 

В 1990 году жертвам «Катастрофы» установили мемориальную плиту. На юго-западной окраине Лиды, в лесу около деревни Островля, в двух братских могилах захоронено более 6 000 евреев. В 1992 году по инициативе еврейского Мемориального общества под руководством Тамары Моисеевны Бородач на средства, пожертвованные еврейской общиной и евреями — бывшими жителями Лиды, был сооружен памятник-мемориал. На двух гранитных тумбах на русском языке и на иврите написано: «1942 — 1992. В этой братской могиле похоронены замученные немецко-фашистскими захватчиками 6 700 жителей Лиды»[6].

д. Белица:

· Церковь Воздвижения Креста Господня

 

Рисунок 1.9. Церковь Воздвижения Креста Господня[5]

Храм Воздвижения Креста Господня в с. Белица. До начала 1920-х годов в Белице действовал большой православный храм, размещавшийся в упраздненном костеле. К нему относилась небольшая церковь в с. Кривичи. В ней сохранялась чтимая верующими чудотворная икона Божией Матери, к которой в праздничные дни стекалось много местных жителей.

В 1920 году с установлением польской власти большой Белицкий храм был возвращен католикам. В 1921 году поляки отняли и малую церковь в с. Кривичи, также устроив в ней костел. Оставшись без храма, православные жители с. Белицы нашли пристанище в деревне Табола, открыв в одной из сельских хат домашнюю церковь. а в 1928 году построили в Белице ныне действующий храм из дерева в виде корабля с колокольней над входом[5].

 

· Костел св. Юрия Мученика

Костел был построен в начале 21 века в современном романском стиле из белого кирпича. В д. Белица и раньше существовал костел, который находился на месте современной школы и был разобран в 1970-х годах во времена СССР. Возможно, что самый первый костел тоже был построен на этом месте[4].

 

· Еврейское кладбище в д. Белица

Первые захоронения на территории кладбища производились в начале 18 века. Также на территории д. Белица были расстрелены более 1000 евреев, которым установлена мемориальная доска[6].

 

· г. Березовка - Церковь Жировичской иконы Божией Матери

Храм Жировичской иконы Божией Матери в г.п. Березовка. Приходская община была образована в 1991 году. В этом же году произошла закладка храма, который был построен в 1994 году из кирпича в виде креста[5].

 

· д. Голодово - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

 

Рисунок 1.10. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы[6]

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в д. Голдово. Построен в 1795 году на средства Феликса Важинского, сына видного государственного деятеля того времени, из дерева в виде корабля.В XIX веке храм был реконструирован. В 1976-1979 годах был произведен капитальный ремонт[5].

 

· д. Бобры - Церковь Воздвижения Креста Господня

 

Рисунок 1.11. Церковь Воздвижения Креста Господня[5]

Храм Воздвижения Креста Господня в с. Бобры. Построен в 1810 году из дерева в виде креста. В 1880 году над входом пристроена четырехскатная крыша с куполом[5].

 

· д. Гончары - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

 

Рисунок 1.12. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы[5]

 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Гончары. Построен в 1774 году из дерева в виде корабля. До наших дней храм сохранился в своем первозданном виде, так как ни в годы войн, ни в годы гонений разрушен не был[5].

 

· д. Дикушки - Церковь Преображения Господня

Храм Преображения Господня в с. Дикушки. По документальным свидетельствам православная церковь в Дикушках существовала с 1442 года. В годы унии храм был захвачен униатами, а после возвращения униатов в лоно Православной Церкви в 1839 году храм становится православным.

Первым настоятелем прихода после воссоединения был протоиерей Иосиф Семашко – отец главного деятеля по воссоединению униатов с Православной Церковью митрополита Иосифа (Семашко).

 

Рисунок 1.13. Церковь Преображения Господня [5]

 

В 1841 году вместо старого был построен новый каменный храм в виде корабля на средства Рафаила Грабовского и протоиерея Иосифа Семашко. В 1936 и 1956 годах в храме производился капитальный ремонт. В 1999 году был установлен новый купол с крестом.

К настоящему времени храм восстановлен и освящен 10 октября 2009 года Высокопреосвященнейшим Гурием, архиепископом Новогрудским и Лидским.

 

· д. Докудово - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Докудово. По сохранившимся сведениям храм в Докудово был построен в 1774 году из дерева. В 1865-1867 годах на месте старой, к тому времени сильно обветшавшей церкви, был построен новый храм в виде креста из булыжного камня. В 1938 году в приходе насчитывалось 620 дворов и 3185 прихожан.

В 1960 году, несмотря на начавшуюся антирелигиозную пропаганду, храм, нуждавшийся в капитальном ремонте, был отремонтирован. В 2006 году для храма был приобретен колокол весом в два пуда.

 

Рисунок 1.14. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы [5]

 

· д. Збляны - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Збляны. По имеющимся данным церковь в Зблянах была построена из дерева в 1671 году на месте старой часовни.

В 1897 году Виленским губернским церковностроительным комитетом было решено построить в Зблянах вместо старой деревянной церкви новый храм из булыжного камня. На средства, отпущенные из казны царским правительством, и пожертвования прихожан к 1900 году был воздвигнут величественный храм в виде креста в русско-византийском стиле и в этом же году освящен.

 

· д. Лебеда - Церковь святителя Николая Чудотворца

Храм святителя Николая Чудотворца в с. Лебеда. Построен в 1899 году из кирпича в виде корабля на средства, отпущенные из казны царским правительством. В 1900 году освящен.

В 1903 году на приходе была открыта женская церковноприходская школа. В 1987 году храм был капитально отремонтирован[6].

· д. Минойты - Церковь преподобного Елисея Лавришевского

Храм преподобного Елисея Лавришевского в с. Минойты. Построен на кладбище с. Минойты в 1997 году из кирпича в виде корабля.

 

· д.Минойты - Костел Пресвятого Сердца Иисуса и св. Андрея Боболи

 

Рисунок 1.15. Костел Пресвятого Сердца Иисуса и св. Андрея Боболи

Здание костела было построено в 1928-29 гг. из дерева.

 

· д. Мыто - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Мыто. Построен в 1865-1866 годах в виде креста из бутового камня и кирпича на месте ранее существовавшей деревянной церкви.

В начале 1960-х годов храм был закрыт и обращен в складское помещение местного колхоза.

В начале 1990-х годов храм был возвращен Православной Церкви и к 1994 году восстановлен и освящен.

· д. Радивонишки - Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Радивонишки. Построен в 1865-1869 годах из бутового камня в виде креста рядом с местом, где находилась ветхая церковь святой Анны.

Рисунок 1.16. Церковь Успения Пресвятой Богородицы[5]

В годы «хрущевских гонений» на Церковь храм был закрыт и переоборудован в складское помещение. От бесхозяйственности и варварского отношения к зданию к началу 1990-х годов от храма остались лишь одни стены. В 1993-1998 годах храм был восстановлен[5].

 

· д.Белогруда - Костел св. Михаила Архангела

Строительство храма велось с 1900 по 1908 г., то есть совсем недавно костелу исполнилось 100 лет. Он представляет собой очень удачный образец позднего неороманского стиля. Благодаря своему расположению на большом возвышении среди болот костел хорошо виден на большом расстоянии.

 

Рисунок 1.17. Костел св. Михаила Архангела[6]

 

На этом месте в VI-VIII и XII-XIII века находились поселения банцаровской культуры и средневекового периода. Однако история костела уносит нас на много лет назад к 1609 году, когда был возведен первый костел Непорочного зачатия Девы Марии в д. Белогруда. Материал, из которого был построен храм – дерево. С 18 века при костеле начали хоронить умерших из близлежащих селений, которые входили в состав белогрудской парафине: Моховоры, Раклевцы, Ковали, Дитва, Цыборы, Кульбаки, Ольжево, Яновляны, Дейно-во, Далекие, Поречаны, Вельские, Люборы и других населенных пунктов . Спустя пару лет на берегу реки Дитва был воздвигнут новый каменный храм на средства прихожан. Будучи достаточно скромным внешне, он идеально сочетался с окружающим ландшафтом.

В 1908 году костел осветили под именем Святого Михаила-Архангела. Снаружи храм представляет собой базилику с двумя двухъярусными башнями. Внутри прямо над входом расположены органные хоры, а сам костел украшен орнаментальной росписью. На костеле есть «охранная» табличка, согласно которой на данный момент Белогрудский костел Святого Михаила-Архангела является памятником архитектуры республиканского значения[4].

· д.Бердовка — Костел Пресвятой Троицы

Приход был создан в 1992 году, до этого приходским костелом был костел св. Роха в д. Кирьяновцы (19 в.), который был закрыт в 1947 году, а разрушен в 1957 году по приказу советских властей. Современный храм построен в современном стиле из кирпича и отштукатурен[4].

 

· д.Ваверка — Костел Преображения Господня

 

Рисунок 1.18. Костел Преображения Господня [6]

 

Поселение Ваверка известно с 1413 года, когда тут был заложен костел Св. Франциска, впоследствии переосвященный во имя Св. Троицы. В середине ХVI cтолетия он стал кальвинистским сбором и «вернулся» в католичество накануне своего разрушения в Тринадцатилетнюю войну (1654—1667). Возобновлен-ный в 1841 году Костровицкими, храм этот под именем Преображения Господня в начале ХХ века был зафиксирован известным мастером фотографии Яном Балзункевичем. Ныне костел обновлен.

· Кладбище в д. Ваверка

Первое упоминание про современное кладбище в Ваверке относится к 1659 году, когда сюда вошли российские войска Ивана Хованского во время войны с Россией. Местечко было разрушено, а убитых жителей хоронили на территории кладбища До сих пор здесь сохранились могилы середины 17в.. Также на этом кладбище находится могила Казимира Гедройца.

 

· д.Крупово (Крупа) — Костел Пресвятой Троицы

Здание костела построено в 1460 году из дерева и вскоре разрушено. Нынешнее здание храма было построена в 1918-1926 гг. из кирпича. В 1963 году приход был закрыт советскими властями, но не разрушен. В 1990 году здание прихода было возвращено верующим.

· д.Моцевичи — Костел Матери Божьей Ченстоховской

Приход был зарегестрирован в середине 90-х годов 20 в., а костел размес-тился в одном из домов деревни.

 

· д.Нетечь — Костел св. Михаила Архангела

Костел был построен в 1837 году из дерева с каменными колоннами. Здание храма сохранилось в оригинальном виде до сегодняшего дня.

 

· Кладбище в д. Нетечь

Захоронения датируются серединой 19 века, но главной достопримечательностью кладбища является памятник убитым войнам Армии Крайовой, к которому периодически приезжают граждане Польши и белорусские поляки[6].

 

п. Первомайский – Костел св. Казимира

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица - Оценка аттрактивности культовых сооружений Лидского района

 

Список культовых сооружений
Показатели подсчета

Время постройки Материал постройки Наличие ценных икон и т.п. Наличие мест питания Качество дорожного покрытия Наличие других историко-культурных или природных объектов Суммарный балл
Собор св. Архистратига Михаила
Церковь Александра Невского
Церковь «Взыскание погибших»
Церковь Всех Святых
Церковь Сергия Радонежского
Церковь иконы Б.М. «Всецарица»
Георгиевская церковь
Церковь Царственных Страстотерпцев
Фарный костел
Костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Костел Святой Семьи
Костел Успения Пресвятой Девы Марии
д. Белица Церковь Воздвижения Креста Господня
д. Белица Костел св. Юрия Мученика
г. Березовка - Церковь Жировичской иконы Божией Матери
д. Бобры - Церковь Воздвижения Креста Господня
д. Голодово - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
д. Гончары - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
д. Дикушки - Церковь Преобр. Господня
д. Докудово - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
д. Збляны - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
д. Лебеда - Церковь святителя Николая Чудотворца
д. Минойты - Церковь преподобного Елисея Лавришев-ского
д.Минойты - Костел Пресвятого Сердца Иисуса и св. Андрея Боболи
д. Радиво-нишки - Церковь Успения Пресвятой Богородицы
д. Мыто - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
д.Белогруда -Костел св. Михаила Архангела
д.Бердовка - Костел Пресвятой Троицы
д.Ваверка - Костел Преображения Господня
д.Крупово (Крупа) -Костел Пресвятой Троицы
д.Моцевичи - Костел Матери Божьей Ченстохов.
д.Нетечь — Костел св. Михаила Архангела
п. Первомай-ский - Костел св. Казимира

 



2015-11-07 1270 Обсуждений (0)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1. Элиаде М. Сакральное и профанное 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1. Элиаде М. Сакральное и профанное

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)