Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие социологической мысли в России



2015-11-07 810 Обсуждений (0)
Развитие социологической мысли в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

Теория "культурно-исторических типов" Н.Я. Данилевского

Теорию Данилевского можно разделить на 4 логических блока:

Первый структурно-логический блок теории типов - это комплекс, включающий понятие культурно-исторического типа как основной структуры исторического бытия, как определенной социально-стадиальной структуры (цивилизации) и как органического образования.

Второй блок - это так называемые законы исторического развития культурно-исторических типов.

Третий блок - это представление о содержательных особенностях германо-романского и славянского культурно-исторических типов. Упомянутые особенности большей частью не вытекают из общих представлений о структуре и динамике культурно-исторических типов, соответственно они вводятся независимо от общих положений теории типов. Это относится к проведенному Н.Я. Данилевским анализу культурно-исторических особенностей народов (включая, в частности, характеристику “психического строя" и др.) двух указанных культурно-исторических типов. Предпосылки, определившие генезис указанных представлений, во многом были заимствованы Н.Я. Данилевским у славянофилов.

Четвертый из упомянутых структурно-логических блоков теории типов включает комплекс историко-философских представлений о божественном измерении исторического процесса.

Свою теорию Н.Я. Данилевский развивает в нескольких направлениях: во-первых, решается задача выделения из совокупности исторических явлений самобытных культурно-исторических типов, а также характеризуются другие образования, которые входят в круг исторических явлений. Во-вторых, он устанавливает законы исторического движения культурно-исторических типов. Кроме того, формулируется концепция прогресса, а также вводится различение культурно-исторических типов по признакам количества и характера разрядов (или основ) культурной деятельности.

Как отмечалось, всесторонне Н.Я. Данилевским анализируются только два культурно-исторических типа - германо-романский и славянский.

Н.Я. Данилевский выделяет пять “законов культурно-исторического движения” - или “законов исторического развития”. В первом законе определяется критерий для выделения самобытного культурно-исторического типа - языковое родство, однако только для того племени, которое “по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло из младенчества”.

Второй закон устанавливает, что условием развития цивилизации данного культурно-исторического типа является политическая независимость. С одной стороны, принцип политической независимости желателен в момент зарождения и развития культурно-исторического типа, с другой стороны, до известного периода цивилизация способна развиваться и не обладая политической независимостью. Как показывает пример Древней Греции, цивилизация может существовать некоторое время и после потери политической независимости.

Н.Я. Данилевский не считал возможной передачу начал цивилизации одного культурно-исторического типа другому. Формулировка этого положения и составляет третий закон исторического развития.

Очевидно, что создатель теории культурно-исторических типов стремился “научно обосновать” невозможность передачи начал европейской цивилизации - русской. Вместе с тем полностью не исключалась возможность влияния цивилизаций друг на друга. Однако передаваться может лишь то, что находится “вне сферы народности”, то есть “выводы и методы положительной науки, технические приемы усовершенствования искусств и промышленности”.

В четвертом законе исторического развития утверждается, что культурно-исторический тип “только тогда достигнет полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразные этнографические элементы, его составляющие, когда они, не будучи поглощены одним политическим телом, пользуются независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств”.

В пятом законе цикл развития культурно-исторического типа “уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу”. Раскрывая специфику фаз органического роста в процессе развития культурно-исторического типа, автор “России и Европы” использует примеры из ботаники, что типично в целом для всей книги.

Исходя из основных положений теории культурно-исторических типов, Н.Я. Данилевский пересматривает традиционное для философско-исторических и историографических концепций середины XIX века представление о прогрессе как о переходе единого человечества от менее совершенного состояния к более совершенному.

Н.Я. Данилевский выделял четыре разряда культурной деятельности - религиозную, культурную, политическую и общественно-экономическую, то культурно-исторические типы, в зависимости от тех разрядов или основ, которые в них более развиты, могут быть одно-, двух-, трех - и четырехосновными. Большинство культурно-исторических типов, существовавших в истории человечества, характеризуются как одноосновные. Двухосновным является германо-романский культурно-исторический тип, четырехосновным - будущий славянский тип.

Н.Я. Данилевский выдвигает предположение, что славянский культурно-исторический тип впервые в истории представит синтез всех сторон культурной деятельности и будет первым четырехосновным культурно-историческим типом, в котором особенно оригинальной чертой должно быть впервые найденное удовлетворительное решение общественно-экономической задачи.

Таким образом, наряду с утверждением существования отдельных культурно-исторических типов в свою философско-историческую концепцию Н.Я. Данилевский вводит линию религиозной и культурной преемственности (т.е. преемственности в сфере народности, что ранее признавалось невозможным). Борьба славянского и романо-германского культурно-исторических типов оказывается продолжением извечной борьбы между “градом земным” и “градом божиим”.

М.М. Ковалевский - крупнейший русский социолог XIX - нач. XX в.

Значительный вклад в развитие русской социологической мысли внес Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). Разносторонне образованный и широко мыслящий ученый, чьи научные интересы касались обширного круга вопросов социологии, истории, права, этики, психологии и других наук, он пользовался широким признанием ученого мира России и за ее пределами, был избран вице-президентом, а затем председателем Международного института социологии.

Теоретические предпосылки социалистических воззрений М. Ковалевского восходят к социологии О. Конта. "Что такое социология?" С этого вопроса начал М. Ковалевский изложение своего двухтомного труда "Социология". И ответил: "Родоначальник ее, Конт считал социологию наукой о порядке и прогрессе человеческих обществ". Однако порядок в обществе бывает не всегда. Да и прогресс в смысле поступательного развития не всегда имеет место. И Ковалевский дает свое определение социологии как науки об организации и эволюции человеческого общества. Организация общества и его эволюция - таковы два основных раздела социологии, которые начиная с Конта характеризуются как социальная статика и социальная динамика.

И Ковалевский подходил к социологии как к науке, а не к концепции человеческих идеалов. Он глубоко воспринял учение Конта об обществе как целостном социальном организме и о экономическом характере его развития. Без учения о закономерности общественных явлений, писал он, немыслимо было бы возникновение самой науки об обществе.

С представлениями о закономерном характере развития общества, без которых, по словам Ковалевского, социология как наука не состоялась бы, органически связаны представления о поступательности исторического процесса и социальной преемственности, в ходе которой человеческие знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной исторической эпохи к другой.

Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: экономических, демографических, политических, психологических, нравственных, религиозных и т.д. Однако ни одному из этих факторов не придается постоянного решающее значение. В различных ситуациях им отводятся разные роли, и любой из них может выйти на первый план. В этом и заключается мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского.

Важную роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод. Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. В связи с этим Ковалевский писал, что "на одинаковых ступенях развития в каждом человеческом обществе развитие происходит по одинаковому внутреннему закону". Историко-сравнительный метод позволяет выявить и эти законы, и специфические особенности в развитии разных народов и их культур.

Сравниваемые явления брались Ковалевским, как правило, не в статике, а в динамике, в их исторической эволюции, что позволяло изучать как общие закономерности исторического процесса, так и специфические особенности развития тех или иных обществ. На данной основе увеличилась возможность социологического прогнозирования и исторического предвидения, что повышало практическое знание социологии. Это для Ковалевского было чрезвычайно важно.

Весьма высоко ставил Ковалевский психологическую школу в социологии. Он в целом разделял теорию подражания Тарда, находил подтверждающие ее примеры. Так, он писал, что "русские верховники времени Анны Иоановны пытались подражать аристократическим порядкам Швеции и тем самым укреплять основы своего бюрократического господства. Таких подражателей немало и теперь. В то же время Ковалевский считал необходимым и полезным заимствование опыта других народов, при котором не терялись бы общественная культура и самобытность народа. Такое заимствование предполагает элементы самостоятельности и творчества.

Положительное отношение к многим социологическим направлениям и школам, стремление понять их и обнаружить связи между ними, рано как и готовность применять их учения при анализе тех или иных общественных явлений - еще одно проявление социологического плюрализма М. Ковалевского. Каждое направление в социологии по своему показывает значение тех или иных факторов в развитии общества, будь то биологический, демографический, экономический, политический, или психологический фактор.

В своих основных социологических трудах "Современные социологии" и "Социология" М. Ковалевский говорит о множественности факторов общественного развития. В качестве социально значимых факторов у него фигурирует и биологический, и космический, и политический, и многие другие. Он указывает на необходимость обнаружения одновременного и параллельного воздействия этих факторов на развитие общественных явлений. В этом заключается одно из основных методологических требований его социологической концепции.

Исходя из основных установок социологического плюрализма М. Ковалевский разработал теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы "раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в который вылился этот прогресс и те причины, которыми он обусловлен".

Обосновывая закономерный и в целом прогрессивный поступательный характер развития человеческого общества, Ковалевский не отрицал ни многих факторов застоя или топтания общества на месте, ни понятных, регрессивных движений, которые так же бывают в истории. Но побеждает все-таки "закон прогресса" - всеобщий социологический закон, проявляющийся "в расширении сферы человеческой солидарности". В этом он видел основное содержание общественного прогресса.

В своей теории общественного прогресса Ковалевский исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно. Это обстоятельство делает необходимым использование историко-сравнительного метода. С помощью этого метода можно получить представление о прошлом народов, ознакомившись с современной общественной жизнью отсталых стран, а так же о будущем последних, учитывая достижения современных передовых стран.

По Ковалевскому, "все народы участвуют в мировом прогрессе", который должен привести к их объединению в единое "мировое солидарное общество". Обосновывая эволюционный характер общественного прогресса, он отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции, считал, что при нормальном течении общественной жизни столкновения классовых и других социальных интересов предотвращается соглашением, компромиссом, при котором руководящим началом всегда является идея солидарности всех членов общества.

Социологический плюрализм Ковалевского служил теоретическим обоснованием его платформы умеренного либерализма, основная направленность которого заключалась в преобразовании экономической и политической системы российского общества по образцам западных буржуазных демократий.

П.А. Сорокин и его вклад в развитие российской и мировой социологии

В 1918-1919гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919г. был учрежден Социологический институт. В 1920г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии.

Выпускник Петербургского университета, Сорокин чрезвычайно рано обнаружил интерес к новой социологической науке, которой и посвятил уже начальные этапы своей научной карьеры. Сочетая огромную трудоспособность с прирожденным талантом к научной деятельности, Сорокин также стал одним из лидеров партии эсеров.

После Февральской революции 1917 года он входил в состав Временного правительства, а после октября 1917 года ушел в оппозицию большевистскому правительству. Годы духовных и физических преследований Сорокина, последовавшие после установления в России Советской власти, привели к его практически насильственной высылке из России на Запад. В США Сорокин весьма быстро приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвардского университета, где его влияние испытали такие корифеи современной социологии, как Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Тирикьян и др.

П.А. Сорокин разрабатывал теорию социальной мобильности и стратификации, которая будучи “теорией среднего уровня” позволяла прослеживать динамику социальных процессов с помощью определения положения индивидов и групп в структуре общества.

Еще большую известность приобрело фундаментальнейшее исследование, проведенное Сорокиным и посвященное социокультурной динамике. Задача, стоявшая перед Сорокиным, вернее, задача, поставленная самим Сорокиным, состояла в том, чтобы проследить всемирно-историческое развитие человечества и создание социокультурной “суперсистемы”. В своей циклической эволюции суперсистема проходит три стадии: “чувственная” стадия, “умозрительная” стадия и “идеалистическая” стадия. Эти стадии или своеобразные парадигмы определяют, по мысли Сорокина, все основные социальные структуры м процессы, происходящие в обществе. Причем переход от одной стадии к другой подчас сопровождается столкновением и крушением общественных структур.

Сорокин посвятил свою жизнь теоретической социологии: дал определение социологии, вычленил элементы каждого социального явления, разрабатывал социологическую терминологию. Создал концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры, положив в основу всех социальных явлений и процессе” идеологическую доминанту культуры. Рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. Центральная идея концепции Сорокина - приоритет сверхорганической системы ценностей, значений, “чисты) культурных систем”, носителями которых являются индивиды и институты. Исторически процесс, по Сорокину, представляет собой циклическую флуктуацию типов культур, каждая и которых - специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философски посылок (представление о природе реальности, методах ее познания). Сорокин, выделяет три основных типа культуры: чувственный - в нем преобладает непосредственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический - с преобладанием интуитивного вида познания. Трем способам познания соответствуют три формы истины - чувственная, рациональная и духовная (интуитивная). Все три способа познания должны быть использованы в систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания С. считал интуицию, полагая, что при ее помощи были сделаны все великие открытия. Каждая система истин воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений. Доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других мировоззрений. Процесс перехода от одного доминирующего мировоззрения к другому сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов взаимодействия, длительными периодами социальных и культурных кризисов, войн и др. бедствий. Так, Первую мировую войну и Октябрьскую революцию Сорокин считал результатом огромных переворотов в социокультурной системе западного общества. Культуры, по Сорокину, движутся имманентно, т.е. силами, в них заложенными, а не посторонними факторами.

Сорокин создал теорию социального изменения и исследовал влияние социальных потрясений на поведение личности. Выдвинул “принцип поляризации”, по которому тенденция к моральной индифферентности и рутинному интерсубъективному поведению интенсифицируется в периоды обострения общественных кризисов, когда большинство ищет гедонистического, ориентированного на себя удовлетворения, в то время как меньшинство ориентировано на альтруистическую, религиозную и т.п. активность. Когда социальное потрясение минует, поведение возвращается к прежнему, “нормальному” распределению. После 2-й мировой войны Сорокин сосредоточил свои исследования на способах поведения, значение которых, по его мнению, возрастало, на формах и проявлениях любви и альтруизма, их распределении и социальном выражении. Считал, что только перевоспитанием как вождей, так и масс на путях альтруизма можно обеспечить мир. Сорокин известен как зачинатель эмпирических исследований социальной мобильности и социальной стратификации, как критик увлечения количественными методами в ущерб содержательному анализу.

Вклад Сорокина в науку оценивается в мировом научном сообществе как “коперниковская революция в социологии”, “решительный поворот в истории социальной мысли”.

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

1. Социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.

2. Социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.

3. Социальную генетику; "Задача генетической социологии - вручить основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей".

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.

Сорокин - один из родоначальников теорий социальной стратификации, социального пространства и социальной мобильности. В своей теории стратификации Сорокин объяснил, что любое общество неоднородно, слои составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил, как происходит перемещение из одного слоя в прочий. Ему принадлежит ещё ряд идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт, все общества в 20 в. в сущности, развиваются в одном направлении и между ними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными).

1. Сорокин ввел понятие "социальное пространство" и вложил в него иной смысл, чем был до этого - совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе, где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся приподнято, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке, сделавшем карьеру, говорят, что он "поднялся".



2015-11-07 810 Обсуждений (0)
Развитие социологической мысли в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие социологической мысли в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (810)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)