Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Состав и взаимосвязь помещений




Посещения музея разделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

В зависимости от преимущественного использования помещений посетителями или сотрудниками музея они разделяются на две основные зоны: А - посетительскую, Б - служебную.

Помещения и функциональные зоны музея приведены в табл. 8.

Таблица 8

№ п . п . Вид помещений по назначению Функциональные зоны музея
А - посетительская Б - служебная
1 . Основные Постоянная экспозиция , временные выставки Фондохранилища
2 . Вспомогательные Кинолекционный зал, кружковая, зона отдыха, помещения для информации Рабочие помещения сотрудников, лаборатории , мастерские, библиотека
3 . Обслуживающие Вестибюль, гардероб, буфет, киоск, курительные, санузлы Служебный вестибюль, хозяйственные кладовые, помещения для инвентаря, санузлы, технические помещения

Распределение площадей между основными группами помещений зависит от профиля музея, его величины и значимости. Ориентировочные соотношения площадей следующие:

экспозиционные залы - 45 - 55 %;

фондохранилища - 20 - 25 %;

вспомогательные и обслуживающие помещения - 25 - 35 %.

Исходя из общности функционального назначения и внутренней взаимосвязи, в составе музея выделяют следующие основные группы помещений:

вестибюль;

экспозиционные залы;

лекционный зал;

административные, рабочие и подсобные помещения;

лаборатории и мастерские;

фондохранилища;

технические помещения.

Вестибюль. С вестибюля начинается развитие архитектурного пространства музея. Здесь посетители получают свое первое впечатление от музея.

Планировочная и пространственная организация вестибюля подчиняется выполнению следующих функций: место сбора индивидуальных посетителей и экскурсионных групп, информационное обслуживание, отдых, контроль, продажа билетов, сувениров и буклетов. Здесь возможно проведение кратковременных выставок. На площади вестибюля желательно предусматривать помещение для дежурных экскурсоводов.



Вестибюль является важным коммуникационным узлом, где начинаются и заканчиваются маршруты осмотра. Из вестибюля должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в экспозиционные, выставочные и кинолекционный залы, в администрацию и кружковые комнаты. Помимо главного вестибюля для посетителей в музеях желательно иметь служебный вестибюль для персонала.

Расчет вестибюльной группы следует вести исходя из максимальной единовременной вместимости музея , которая составляет 1 /5 общего количества посетителей в день. В случае, если вестибюль одновременно обслуживает помещения для дополнительных видов деятельности, следует прибавить вместимость и этих помещений.

Площади входной группы помещений рассчитываются на единицу, м2: для гардероба - 0,08 ; для хранения сумок, портфелей - 0 ,04 ; для вестибюля - 0 ,2 - 0 ,3 .

Гардероб желательно устраивать в уровне главного входа в здание. Чтобы не нарушать взаимосвязи вестибюля с залами и коммуникационными узлами, лестницами, лифтами и пр. при многоэтажном по ст роении экспозиции, гардероб следует размещать в стороне от основного пути движения.

В небольших музеях касса, киоск и контроль могут быть объединены в одном месте.

В вестибюле проектируются также посты охраны, включая пожарный. В крупных музеях предусматривается медпункт. При проектировании вестибюля следует обратить особое внимание на размещение контроля, который разделяет вестибюль на две зоны: доконтрольную и законтрольную.

До контроля размещается распределительный вестибюль с гардеробом, кассами, информационными службами, киосками, буфетом, курительными и санузлами, за контролем - входы в выставочные и экспозиционные залы, фондохранилища, лаборатории и мастерские.

Буфет рассчитывается на обслуживание сотрудников и посетителей и функционально связан с вестибюлем; включает зал обслуживания, стойку раздачи с соответствующим технологическим оборудованием и подсобной, требующей естественного освещения.

Экспозиционные залы - ведущий элемент в функциональной структуре и архитектурной экспозиции здания. Архитектурно-пространственное построение залов: их размеры, форма, система взаимосвязей между собой, с остальными помещениями и окружающим пространством - определяется на з начением и спецификой экспозиции.

Общие требования к экспозиционным зала м:

пространственно-планировочное и художественное решение залов в соответствии с тематическим назначением экспозиций;

возможность организации сквозного маршрута по всему музею и выборочного осмотра ведущих отделов;

возможность внесения изменений в структуру залов во времени в свя з и с пополнением и обновлением экспозиций;

связь с открытой экспозицией;

включение в структуру экспозиционных залов специальных зон отдыха и помещений для подготовки экспозиций и хранения уборочного инвентаря.

Экспозиционные залы должны иметь технологическую связь с фондохранилищем и мастерскими. При проектировании их на разных этажах необходимо предусмотреть грузовой лифт для доставки экспонатов.

При многоэтажном размещений экспозиций предпочтительна организация маршрута сверху вниз. Осмотр экспозиции внутри залов организуется слева направо. В экспозиционных залах требуется соблюдение следующего температурно-влажностного режима: 18 - 22 °С и 55 - 60 % влажности воздуха. Для контроля за температурно-влажностным режимом залы оборудуются соответствующими приборами.

В залах предусматривается охранная и противопожарная сигнализация.

Наиболее распространенным типом композиции зданий музея является расположение экспозиций вокруг центрального вводного зала на втором и третьем этажах. Расположение экспозиции выше третьего этажа нежелательно , что не исключает в конкретных условиях многоэтажных композиций.

Одноэтажная композиция создает максимум удобств как в отношении взаимного размещения основных помещений, так и освещения. Преимущества этого типа планировки - возможность тесной связи с природой, трансформаций и расширения музея в целом и отдельных его разделов. Сокращение путей перемещения посетителей и экспонатов ограничивает применение распластанных композиционных решений зданий для крупных музеев.

Высотная композиция музея определяет вертикальное зонирование: верхние этажи отводятся под экспозицию, которая формируется вокруг ядра вертикальных коммуникаций или центрального зала. Хранилища, администрация, лекционный зал и различные помещения обслуживания занимают нижние этажи. При таком решении вестибюль является композиционным узлом, с которого начинается развитие пространства по вертикали.

Сравнение одно- и многоуровневых композиций приведено в табл. 9.

Специальные требования для музеев различных профильных групп. В художественных музеях: желательность естественного освещения в залах с экспозицией картин. Ориентация светопроемов предпочтительна на северную сторону горизонта. Экспонирование произведений графика представляется целесообразным в специальные залы.

Таблица 9

Композиция Преимущества Недостатки
Одноуровневая Назначение площадей, высот помещений и освещения в зависимости от характеристики экспонатов, гибкость использования помещений, возможность расширения, связь с природным окружением Необходимость значительной территории для строительства и перспективного расширения, большая протяженность инженерных сетей
Многоуровневая Экономное использование территории, сокращение инженерных и транспортных коммуникаций Ограничения расширения здания и перераспределение площадей помещений. Однообразие архитектурно-планировочного решения различных помещений , цельность восприятия экспозиции затруднена

В краеведческих музеях членение экспозиции производится на три основных отдела (природа, история досоветского периода и история советского периода ). Экспозиция отдела природы может получить большую планировочную самостоятельность. Наибольшую планировочную гибкость должны представлять залы истории советского периода.

Примерное распределение экспозиционных площадей краеведческих музеев по отделам, % :

отдел природы ............................................. 15 - 25

отдел истории досоветского периода .........25 - 35

отдел истории советского периода ...............до 55

В небольших музеях (с экспозиционной площадью 500 м2 ) следует предусматривать возможность организации в экспозиции мест проведения встреч, показ кинофильмов, а также временных выставок.





Читайте также:





Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)