Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Теоцентризм Средневековой философии




 

Для начала определим рамки периода, который в дальнейшем будем именовать Средними веками. Даже в таком, казалось бы, точном вопросе скрывается не одна теория. Одни историки отождествляют начало Средних веков со взятием вестготами Западной Римской империи и дальнейшем её падением в 476 году. Однако зачатки новой исторической эпохи складывались в I-IV веках н.э. вместе с зарождением новых философских идей. В это время начинает набирать популярность христианские учения. [1, стр. 69; 2, стр.65]

Первые средневековые философы нередко заимствовали идеи античности, укладывая их на новый лад, придавая им свои, порой противоречащие античности, формы. Греческий и римский политеизм сменяет единобожие. Всевышность Природы уступает место Всевышности Бога. Большинство средневековых философов задавались вопросом о взаимосвязи существования и сущности вещей. Сущность вещи выражается в ее определении, в её понятии, постигаемом с помощью разума, в то время как о существовании же вещи мы узнаем из опыта, из прямого контакта с нею, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи. [2, стр. 65]

Другим важным принципом является ревеляционизм(от лат. откровение), или принцип богооткровенности. Принцип откровения предполагает, прежде всего, существование некоего «таинственного», которое необходимо знать людям для спасения. Но своим умом они не способны получить эти знания. Общение с Богом понимается в христианской философии как процесс передачи Богом людям своей «тайны», как акт божественного самораскрытия через пророков и апостолов в Священном писании (Библии). [1, стр.72]

ПРИНЦИП КРЕАЦИОНИЗМА.Согласно христианскому вероучению, Бог создал мир из «ничего», сотворил его актом своей воли, благодаря своему могуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг поддерживать бытие мира. Поддерживание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же бы вернулся в небытие.



Христианская онтология строится на принципе, что Бог это не только высшее бытие, но и высшее Благо, высшая Истина и высшая Красота. [1, стр. 76-78]

 

Патристика (II--VI вв.)

Выдающуюся роль в разработке основ христианской теологии сыграли ряд мыслителей, чьи произведения и были позднее признаны религиозно-философской базой всего христианского учения. Их стали называть "отцами церкви". А литература, созданная отцами церкви, получила общее название "патристика" (от лат. pater — отец). [3, стр. 6-7]Одной из важнейших проблем раннего периода существования патристики стала проблема взаимоотношений науки, прежде всего философии, и христианского вероучения. В разрешении этой проблемы важную роль сыграли такие мыслители как Тертуллиан, Ориген, Василий Великий, Григорий Нисский, Аврелий Августин.Установление официальной догматики христианской церкви поставило перед христианскими философами и теологами новые задачи. Теперь необходимо было доказать верность принятых Соборами догматов и разъяснить их простым верующим. Поэтому в IV -- начале V в. происходит первая систематизация христианского вероучения. Значительный вклад в систематизацию внесли мыслители из Каппадокии.Разрабатывая систему христианского богословия, "каппадокийцы" пришли к выводу, что лучшим средством толкования догматических истин является философия. С их точки зрения силы разума должны помочь укреплению христианской веры. В качестве философской базы теологии они использовали принципы неоплатонизма.Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений. К этим принципам относятся:· теоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога;·креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;· провиденциализм — признание того, что Бог правит всем;· персонализм — признание того, что человек — “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;· ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.

Существенной была проблема соотношения знания и веры. Приоритет отдавался вере. Однако и авторитет знания был достаточно высок. При этом знание часто рассматривалось как средство для укрепления веры. Другая важная проблема, обсуждавшаяся в период патристики и позже, — это проблема о свободе воли. При этом одни средневековые философы отрицали свободу воли, другие допускали ее, но ограничивали возможным вмешательством Бога, третьи отстаивали мысль о том, что люди свободны в своих волеизъявлениях, но мир не свободен от воли Бога. Люди, неполно постигая мир, могут заблуждаться и грешить. Свобода воли рассматривается как источник греха. Избавить от греха может познание сотворенного Богом мира.

Еще один широко обсуждавшийся круг проблем относился к этике. Одной из них была проблема добра и зла в мире. Многие христианские философы периода патристики считали, что зло в мире своим источником имеет дела людей, являющиеся реализацией их свободной воли, пораженной заблуждениями. Другие мыслители видели источник зла в происках дьявола.

http://www.grandars.ru/college/filosofiya/sholastika-i-patristika.html

http://www.openreality.ru/school/philosophy/medieval/patristics/

АПОЛОГЕТЫ

В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греческого "апология" - защита) . Их деятельность приходится на II столетие. Они обращаются со своими трактатами к правителям и слоям образованных людей, которых они призывают защищать преимущества христианского учения. Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы.

В 380- З81 гг., синодом был подтвержден тезис о единстве бога-отца, бога-сына и святого духа, который стал твердым церковным законом. К неукоснительному исполнению был принят догмат о триединстве бога. Этим завершается процесс формирования христианского монотеизма в борьбе с языческим политеизмом. Они стали первыми литературными защитниками христианства от нападок его многочисленных врагов: имперских властей, сторонников языческих религий, философов, которые, выражая умонастроения тех или иных кругов римского общества, выступали с критикой христианства.

Апологеты яростно защищали христианское вероучение. Крупнейший из первых апологетов — Юстин Мученик (ум. ок. 165). Его ученик Татиан (ок. 175), родом из Сирии, в своем ≪Слове к грекам≫ превозносил христианство и противопоставлял его философии греков. Он доказывал, что все свои важнейшие научные и культурные достижения высокомерные греки заимствовали у вавилонян, египтян, финикийцев и других ≪варварских≫ наро-

дов. То же самое относится и к философии. Самые ценные и глубокие ее идеи будто бы заимствованы греческими мудрецами в Библии, сама древность которой якобы доказывает превосходство ≪философии варваров≫ над

языческой философией греков. Что же касается их собственного вклада, то Татиан видел в нем лишь множество ошибочных утверждений, повторял (или измышлял?) в этой связи выдумки, порочащие Гераклита, Диогена, Аристиппа и других философов. Другой христианский апологет — Афиногор (ум. ок. 177), адресовавший свою апологию ≪Прошение в защиту христиан≫ императорам

Марку Аврелию и его сыну Коммоду, защищал христианство от обвинений в безбожии, которые выдвигались против них главным образом в связи с их основным учением о Христе как о богочеловеке. Уже во второй половине II в. апологеты начинают об суждать важнейший догмат христианского монотеизма —догмат троичности единого бога — бога-отца, бога-сына и бога-духа святого (но термин ≪троичность≫, trinitas впервые встречается у Тертуллиана в его трактате ≪О целомудрии≫ [см.: 77, XXI, 1026]. Становление этого догмата отражало сложную родословную христианства.

 

Схоластика

По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства патристика постепенно переходит в схоластику. Патристика боролась с язычеством и пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства в мире, еще не вполне принявшем новую религию и утверждающую его мораль. Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Слово "схоластика" происходит от греческого "sholia" - школа. Поэтому иногда схоластику именуют "школьной философией". Цель возникновения схоластики -- упорядочить и сделать доступной христианскую догматику. Христианское вероучение начинает преподаваться в учебных заведениях.Основным средством упорядочения христианской догматики была признана философия. Во-первых, с помощью разума, науки легче проникнуть в истины веры, во-вторых, используя философские аргументы, можно исключить критику святых, христианских истин, и, наконец, в-третьих, при помощи философии можно придать религиозным истинам систематическую форму, т.е. создать законченную, полностью доказательную систему христианского вероучения.

Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как "служанку теологии".

Для западноевропейской философии встреча с арабской культурой сыграла огромную роль. Дело в том, что в арабском мире были крайне популярны учения античных философов, и, в первую очередь, учение Аристотеля. На арабский язык были переведены практически все его сочинения, при этом аристотелевские произведения были подробно прокомментированы арабскими мыслителями, арабские философы опирались на положения Аристотеля в своих учениях.В Европе же Аристотель был известен далеко не полностью. Более того, так как идеи Аристотеля использовали многие христианские теологи, считавшиеся еретиками, распространение и изучение аристотелизма официально запрещалось.

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей (ante rem), представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского (1033-1109), познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Крайние реалисты утверждают, что общее не просто реально существует, но и управляет всем сущим, господствует над всем; оно существует отдельно от вещей, в каком-то отдельном мире, например, в уме Бога. Умеренные реалисты утверждают, что общее существует реально, но не отдельно от единичных вещей, а в них самих, и это общее осознается нами в виде общих понятий.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин "номинализм" происходит от латинского слова "nomen", что значит "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие "человек", когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые и одушевленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей (post rem). Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок. 1050 - ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме. Умеренные номиналисты признают общие понятия, но только в голове человека. Человек делает выводы – это свойство человеческого ума, а в самих же вещах общего нет.

Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом.

 

Августин

Биография

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430) . Родился он в г. Тагасте в Нумидии (Северная Африка) , был сыном отца-язычника и матери-христианки. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти истину. Сначала он верил, что найдет ее у манихейцев, в учении о дуализме добра и зла. Позже в его мыслях появляется академический скептицизм, от которого он освобождается, изучая неоплатоников, в частное Плотина. Платоническая философия ближе всего подходит к религиозной вере.

В конце концов истину Августин находит в христианстве, к которому он переходит в 387 г. прежде всего под влиянием христианского проповедника, миланского епископа Амвросия.

Из древних античных философских доктрин главным источником для него был платонизм, который он знал по преимуществу в изложении неоплатоников.





Читайте также:





Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)