Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Социальная роль женщины в современном обществе




Человеческое общество не может гармонично развиваться, если в нем принижена роль женщины, ведь положение жен­щины, словно лакмусовая бумажка, выявляет истинную сте­пень цивилизованности той или иной социальной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма и милосердия.

Возникает вопрос: каковы пределы равенства полов, мо­жет ли такое равенство быть полным?

Есть такое понятие: социальная дискриминация женщин. Оно означает ограничение или даже лишение прав по половому признаку во всех сферах жизни общества: трудо­вой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Подобная дискриминация ведет к сниже­нию социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью и, следовательно, угрозой для ее безопасности.

Суть идеи равноправия мужчин и женщин состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциа­лу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для женщин не существует принципиально закрытых, недоступных сфер ум­ственного и физического труда. Ни один закон не должен за­прещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право — полная сво­бода выбора видов и форм деятельности для самореализации. Но такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть до­статочно полным и всесторонним.

В России после 1917 г. основной вектор движения к рав­ноправию полов проходил через экономическое освобождение женщин. Женщинам был открыт широкий доступ к образова­нию. Государство признало своей обязанностью заботу о мате­ринстве и детстве. Показательно, что уже в декабре 1917 г. был создан специальный отдел по охране материнства и младенче­ства. В конце 1917 —начале 1918 г. появились декреты, на­правленные на охрану труда женщин. Запрещалось использовать женский труд на подземных и некоторых других тяжелых работах, в ночные смены, а также сверхурочно. Декретом НЦИК от 22 декабря 1917 г. было введено денежное пособие по случаю родов в размере полного заработка в течение восьми педель до родов и восьми недель после родов. Дополнительное пособие полагалось работнице в период кормления ребенка.



В последующие годы было принято значительное число нормативных актов о льготах, предоставляемых женщинам н период материнства.

В соответствии со статьей 255 Трудового кодекса РФ ра­ботающие женщины по своему заявлению и на основании больничного листа получают отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. Если беременность многоплодная, дородовый отпуск увеличивается на 14 дней. Осложнен­ные роды добавляют 16 дней к послеродовому отпуску, а рож­дение двух и более детей позволяет находиться в декрете I10 календарных дней. В этот период женщинам выплачивается пособие по государственному социальному страхова­нию в установленном федеральными законами размере. По желанию женщина может взять отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Это так

называемый Закон о материнском капитале в размере 250 тысяч рублей на каждого второго ребенка и последую­щих детей, родившихся после 1 января 2007 г. Указанная сумма подлежит индексации (в частности, в 2009 г. она со­ставила 299 731 рубль 25 копеек) (рис. 3).

Особо следует отметить, что в нашей стране в настоящее время действуют санитарные правила и нормы, определяющие обязательные гигиенические требования к производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам и санитарно-бытовому обеспечению работающих женщин в це­лях охраны их здоровья. Эти нормативные документы распро­страняются на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности. Целью данных документов являются: предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства; создание гигиенически без­опасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей женского организма; сохранение здоровья рабо­тающих женщин на основе комплексной гигиенической оцен­ки факторов производственной среды и трудового процесса.

 

Рис. 3. Вручение свидетельства о материнском капитале

 

Например, присутствие на рабочем месте химических веществ I -го и II-го классов опасности, патогенных микроорганизмов, а также веществ, обладающих аллергенным, канцерогенным, мутагенным действием, является противопоказанием для тру­да женщин детородного возраста.

По мере все большего вовлечения женщин в общественное производство появились, однако, и некоторые негативные тен­денции, которые не преодолены до сих пор. Уже в 1960-х гг. специалисты обратили внимание на чрезмерную загружен­ность женщин в народном хозяйстве и в сфере быта и, как следствие этого, на ухудшение здоровья работающих женщин и новых поколений. Рождаемость в стране постепенно стала снижаться. К специфической женской проблеме можно отне­сти также рост безнадзорности детей. К сожалению, эта про­блема остается острой и по сей день. Женщины потеснили мужчин, все чаще они занимают руководящие посты в бизне­се, играют заметную роль в политике, появились даже жен­щины-министры (хотя справедливости ради следует напом­нить, что женщины-министры были и в советское время), но при этом многие из них не выполняют своего основного пред­назначения — быть настоящей матерью. Свыше миллиона бес­призорников к началу XXI в. — это позор России, и если не принять соответствующих мер, направленных на укрепление семьи, шокирующая цифра возрастет еще более.

Женщины-матери должны быть окружены в стране осо­бым почетом, поэтому государству необходимо раз и навсегда решить проблему всесторонней и действенной поддержки именно этой категории женщин. Остается надеяться, что со временем наша страна станет для всего мира примером гу­манного и бережного отношения к вопросам материнства и детства, образцом разумного равноправия мужчин и женщин но всех без исключения сферах жизни общества.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как менялась социальная роль женщины в различные истори­ческие эпохи?

2. Что включает понятие «социальная дискриминация женщин»?

3. Как решалась проблема равенства женщин в нашей стране?

4. Регламентируется ли производственная деятельность женщин с тяжелыми и вредными условиями труда?

5. Каковы, на ваш взгляд, пути решения проблемы равенства по­лов в нашей стране?

 





Читайте также:





Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)