Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Формы взаимодействия с родителями




 

Родители всегда были и остаются главным примером для своих детей, их интересы, кругозоры, увлечения определенно, в той или иной степени, передаются детям. Поэтому, очень важно передать ребенку те чувства, те эмоции, что возникают у родителей при просмотре произведений искусств.

Формы взаимодействия с родителями могут быть разными, рассмотрим некоторые из них. Достижению наибольшей результативности будет способствовать сочетание различных форм работы:

а) регулярные задачи педагогического лектория, куда можно отнести:

лекции, консультации, беседы, педагогические практикумы, семинарские занятия;

б) Дни открытых дверей;

в) индивидуальные консультации с родителями;

г) организация концертов для родителей силами детей;

д) совместные походы на спектакли, на концерты, в школу искусств;

е) встречи с солистами района, художниками района;

ж) тематические вечера;

з) участие в конкурсах и выставках (сотворчество родителей с детьми), проведение досугов (изготовление атрибутов для праздников и досугов).

Центральное место следует отвести педагогическому лекторию, который познакомит взрослых с особенностями детей определённой группы, конкретными задачами эстетического воспитания. Организация лектория для родителей – одна из эффективных форм связи с семьей.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые под-ходы к воспитанию детей.

Приемы успешного проведения:

- привлечение родителей к определению тематики лектория (если они затрудняются сформулировать темы занятий, определить проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе);

- привлечение специалистов;

- активизация участников занятия. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители — не пассивные слушатели.



Очень часто на практике занятия по психолого-педагогическому просвещению переходит в родительское собрание. Уяснив сущность воспитательной проблемы, родители обсуждают то, как она решается в конкретном классе или семьях, обмениваются мнениями и совместно намечают программу действий.

Разрабатывая тематику занятий лектория, необходимо искать разнообразные способы донесения рекомендаций до родителей. В частности, стремиться, чтобы все методические советы подкреплялись художественными наглядными материалами и чтобы в работе лектория принимали участие сами родители. Тематика лекций касалась как общих задач эстетического воспитания, так и более частных, например: рекомендации по эстетике одежды, художественно-педагогические требования к литературе, музыкальным произведениям для детей, особенности музыкальной, изобразительной деятельности детей.

Конференция, по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Целесообразно ее проведение, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация звучит убедительнее, воспринимается с большим доверием. Можно взять для обмена опытом несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Вы-ступающими в этом случае могут стать те родители, которые в решении определенных проблем достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или на родительском собрании по группам проблемных вопросов, которые возника-ют в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.

Диспут-размышление по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение

проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить совету дела, педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.

Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Встречу родителей с администрацией школы, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.

В практике работы школ широкое распространение получили «Дни открытых дверей», которые проводятся по-разному.

В одних школах это совместный праздник педагогов и семьи, на котором организуются выставки работ учащихся, родителей, творческие отчеты кол-лективов, награждаются дети, родители, педагоги за различные достижения, проводятся соревнования, конкурсы коллективов, семей. Может сочетаться проведение мероприятий на уровне всей школы и в классных коллективах, или организуется коллективное творческое дело.

Другой вариант «Дня открытых дверей» проводится для родителей с целью их непосредственного общения с учителями, психологом, социальным пе-дагогом и в ряде школ организуется несколько раз в году. Родители могут обсудить в индивидуальной беседе проблемы, которые их волнуют. Возможно проведение в этот день не только индивидуальных, но и групповых консультаций, темы которых сообщаются заранее. В кабинетах размещаются специалисты (врач, психолог, юрист, сексолог, педагоги школы и приглашенные педагоги-специалисты). Обозначены проблемы, по которым будут проводиться консультации, например: «Как помочь ребенку в учебе», «Как приучить ребенка к самостоятельности», «Общение ребенка со сверстниками» и др. Темы консультаций также могут быть заявлены на родительском собрании.

Не менее важно создание дома благоприятного микроклимата: родители должны показать детям, что их любимые музыкальные и художественные произведения доставляют им радость, удовольствие, вызывают бодрость, желание делать большие, хорошие дела улучшают настроение. Эстетическое воспитание является одним из компонентов содержания семейного воспитания. Оно призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.

С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые интегрированные занятия, встречи с представителями искусства района, посещение выставок, музейных композиций. Родители охотно участвуют в театрализованных постановках, исполняют роли на утренниках, помогают в оформлении музыкального зала к праздникам, подборе литературного материала.

Следовательно, взаимодействие родителей и педагога по изобразительной деятельности не проходит бесследно для ребенка.
Заключение

 

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов.

По ходу изучения было выявлено такое понятие эстетическое образование.Это целенаправленный процесс, направленный на формирования личности человека, творческой активности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Еще существует такое важное понятие как художественное образование.Это процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.

В работе изучена психолого-педагогическая, методическая и специальная литература по данной теме, которая родители обсуждают то, как она решается в конкретном классе или семьях, обмениваются мнениями и совместно намечают программу действий.

Представлены формы работы с семьёй по эстетическому воспитанию и художественному образованию школьников:

а) регулярные задачи педагогического лектория

 

б) Дни открытых дверей;

в) индивидуальные консультации с родителями;

г) организация концертов для родителей силами детей;

д) совместные походы на спектакли,

е) участие в конкурсах и выставках

 

Таким образом, раскрыты формы работы с семьей для формирования творческой и художественной активности школьников в семье.

Цель работы достигнута, задачи решены.


Список литературы

 

 

1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества: учебно - методическое пособие / С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов н /Д: Феникс, 2009. – 347с., ил.

2. Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства: книга для учителя / Н.А. Горяева. - М.: Просвещение, 2008. – 159 с., ил.

3. Ли, Н. Основы учебного академического рисунка / Н. Ли – М.: Эксмо, 2006. – 896 с., ил.

4. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности Изобразительное искусство / Г.М. Логвиненко. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 144 с., ил.

5. Назарова, Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. / Л.Д. Назарова.— М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

6. Нешумов, Б.В. Основы декоративного искусства / Б.В. Нешумов. – М.: Просвещение - АСТ, 2007. – 146 с.

7. Никологорская, О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей: основы художественного ремесла./ О.А. Никологорская. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. – 96 с., ил.

8. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2010. – 352 с., ил.

9. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов пед. Вузов / Н. М. Сокольникова. – М.: Академия, 2010. – 368 с., ил.

10. Черныш, И.В. Удивительная бумага: основы художественного ремесла./ И.В.Черныш. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. – 160 с., ил.

 

 

Приложение





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)