Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Факторы влияющие на уровень профессионально самоопределения




На выбор профессии влияют различные факторы. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести, например, недостаточную осведомленность о выбранной профессии, ее популярность или материальный доход. К внутренним факторам относятся личностные характеристики старшего подростка, например, недооценивание или переоценивание своих возможностей и способностей в выполнении какой-либо трудовой деятельности. На выбор профессии могут влиять различные обстоятельства и причины.

Многообразие мира профессий позволяет старшему подростку выбрать ту профессию, которая соответствует его личностным и профессиональным интересам, однако при таком многообразии с выбором нетрудно ошибиться. Е. А. Климов выделяет следующие причины ошибочного выбора профессии Тутубалина Н. В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. Ростов : Феникс, 2006. 288 с. (3, с. 10):

· Отношение к выбору профессии как «раз и навсегда». В современной профессиональной деятельности произошли определенные изменения: если раньше учащиеся выбирали профессию «на всю жизнь», то на данный момент такой задачи нет.

· Престижность и популярность профессии. Престижность и популярность профессии зачастую может не соответствовать личностным и профессиональным интересам. В эпоху интеллектуального труда в современном профессиональном мире происходит дефицит рабочих профессий (технологи, конструкторы, строители и т. д.). Причинами недостатка рабочих профессий могут быть недостаточная заработная плата или престижность профессии.

· Выбор профессии под влиянием семьи, друзей. При выборе профессии могут возникать разногласия не только между внешними обстоятельствами и внутренними интересами учащегося, но и с окружающими его людьми — семья, друзья, знакомые. Подростки склонны прислушиваться к мнению окружающих людей в силу психологических особенностей возрастной категории. Старший подросток хочет оправдать ожидания родителей и выбирает профессию, в которой родители хотели бы видеть его. Другие подростки подражают своим друзьям. А третьи выбирают профессию совершенно противоположную не только родительской, но и своим возможностям.



· Какой человек — такая профессия. Пожалуй почти каждому человеку приходилось сталкиваться с непрофессиональной компетентностью в той или иной сфере, однако это может быть всего лишь единичный случай, который влияет на несоответствующее понимание специфики профессии.

· Увлечение только внешней или частной стороной профессии. Наглядным примером могут служить люди, добившиеся успеха по карьерной лестнице, а также публичные люди — актеры, певцы, телеведущие. Учащиеся могут иметь представление о «легкости» достижения какой-либо цели, однако достижение любой цели требует максимальную активизацию внешних и внутренних ресурсов.

· Выбор профессии по учебному предмету. Ссылаясь на пример выше, личность, увлекающаяся путешествиями, выберет факультет туризма - следовательно, вступительным экзаменом будет экзамен по географии. Но экзамен по географии может потребоваться и будущему экономисту, например. Иными словами, один учебный предмет не может соответствовать только одной профессии, но может ряду профессий.

· Незнание, недооценивание или переоценивание своих физических возможностей и способностей. При выборе профессии необходимо изучить ее влияние на физическое самочувствие и здоровье.

· Незнание специфики трудовых действий выбираемой профессии или поверхностное представление о ней. Например, пилот самолета или стюардесса считаются «красивыми» профессиями. Однако нельзя исключать обратную сторону данного выбора (физическая, эмоциональная, дисциплинарная подготовленность).

 

Л. И. Божович отмечает, что проблему самоопределения чаще всего решают взрослые или обстоятельства жизни и лишь иногда сами подростки. «Исключение составляют только учащиеся, обладающие какими-либо социальными способностями или рано сложившимися устойчивыми личностными интересами» (1, с. 213). Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1995.352 с.

Помимо причин и факторов, которые могут привести к неправильному выбору профессии, школьники попадают в ситуации трудности выбора профессии:

когда школьник осознает необходимость своевременности выбора профессии, но не знает вообще что хочет

когда школьник выбирает среди нескольких альтернативных путей карьеры

когда имеются внешние и внутренние препятствия для планирования профессионального будущего

Самое главное для школьника - выбрать профессию так, чтобы работа его в будущем была успешна и приносила ему удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, - хорошо, все, что противодействует, - плохо.

Таким образом, выбор профессионального пути — одна из ключевых задач старшего подросткового возраста. При выборе профессии необходимо иметь четкое представление о своих способностях и возможностях, о возможностях обучения, о положении профессии на рынке труда и трудоустройства, а также о перспективах профессионального и карьерного роста. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, позволяет обезопасить от возможных ошибок, делает трудовую деятельность увлекательной и интересной, позволяет достичь профессиональных и карьерных успехов.

 

Выводы по главе 2:

1. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования. Предпрофильная подготовка в старших классах позволяет учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.

2. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение предполагает выбор будущей профессии, изучение и соотношение своих способностей и возможностей выбранной деятельности, построение плана освоения профессии.

3. На выбор профессии влияют различные факторы. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести, например, недостаточную осведомленность о выбранной профессии, ее популярность или материальный доход. К внутренним факторам относятся личностные характеристики старшего подростка, например, недооценивание или переоценивание своих возможностей и способностей в выполнении какой-либо трудовой деятельности. На выбор профессии могут влиять различные обстоятельства и причины.

 





Читайте также:





Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)