Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Беседа для 8 класса «С чего начинать выбор профессии?»



2015-11-07 1500 Обсуждений (0)
Беседа для 8 класса «С чего начинать выбор профессии?» 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: сформировать у учащихся потребность в профессиональном самоопределении.

Задачи:

1) ознакомить учащихся со сложностями выбора профессии;

2) проведение психогеометрического теста для определения профпредпочтений учащихся;

Время проведения: 30 минут.

Оборудование: психогеометрический тест (изображение круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, зигзага).

Ход занятия:

Трудности профессионального самоопределения ( профессиональное самоопределение - процесс поиска, выбора будущей трудовой деятельности, исходя из собственных интересов и индивидуальных способностей).

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит, — это указывает на твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что большинство предметов не очень нравятся, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определить, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто особенно не влечет. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их отец, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий.

Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется эта чудо-личность — во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе?

При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Психологические особенности человека – это интересы, склонности, характер, способности.

Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы, став биологом, агрономом, охотоведом, экологом. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности автомеханика, слесаря, электрика, машиниста, токаря, инженера-конструктора и т.д. Если тебе нравится давать советы, общаться с людьми, помогать людям, то ты можешь выбрать профессии учителя, воспитателя, психолога, врача. Если тебе нравится считать, составлять схемы, таблицы, ты достаточно усидчивый, то можно выбрать профессии бухгалтера, программиста, картографа. Если ты занимаешься рисованием, пением или танцами, участвуешь в театральном кружке, то можно выбрать творческую профессию: художник, дизайнер, артист, музыкант.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества » — например, для корректора, пилота, водителя важно внимание, для художника — образное мышление, и т.д. Один склонен к ручному труду, другой – к умственному. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя склонности, соответствующие профессионально важным качествам. А в ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои склонности будут максимально реализованы, и деятельность, в которой ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом . Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, где надо много общаться с людьми, если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные (шаблонные, однообразные) виды деятельности, требующие концентрации внимания в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. В этом вам могут помочь психологи, профконсультанты, ответственные за профориентационную работу в школе. Для самостоятельного познания создано множество популярных тестов. Предлагаем вашему вниманию один из них, отличающийся быстротой обработки.

Посмотрите на пять фигур и постарайтесь выбрать из них ту, которая сразу привлекает ваше внимание. Пронумеруйте ее первой, оставшиеся четыре фигуры расставьте в порядке предпочтения. Фигура под номером пять должна быть наименее вам симпатична.

Итак, если вы выбрали первой фигуру:

Квадрат

Если Вашей основной формой оказался Квадрат, то вы — неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее до биваться завершения работы, — вот чего отличает истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Все сведе ния систематизированы, разложены по полочкам. Квадрат спосо бен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в сво ей области.

Мыслительный логический анализ и вычисление – сильная сторона Квадрата. Эта строго линейная фигура полностью определяет вас как «левополушарный» (математический) тип личности. Говоря языком информатики, Квадраты мыслят в последовательном формате: а-б-в-г-д и т. д. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Иде ал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе "сюрпризы" и изменения привычного хода собы тий. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты мо гут стать (и становятся!) отличными исполнителями, но, редко бывают хорошими менеджерами . Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие, что «перекрывает путь» к профессиям руководителя. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Рекомендуются деятельность, не требующие широкого круга общения. Квадраты способны к напряженной деятельности, требующей большой самоотдачи. Нецелесообразен выбор профессий, связанных с многочисленными контактами, а также требующих частого переключения с одного дела на другое.

Треугольник

Эта форма символизирует лидерство. Самая характерная осо бенность истинного Треугольника — способность концентриро ваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как прави ло, достигают их. Они, как и их родственники — Квадраты, относятся к ли нейным формам и в тенденции также являются «левополушарным и» мыслителями. Однако, в противоположность Квадратам, ориентиро ванным на детали, Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы.

Треугольник—это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Доминирующая ус тановка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, ус пех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений. Они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои реше ния, часто бывают категоричны, не признают возражений и в боль шинстве случаев поступят по-своему. Треугольники чрезмерно самостоятельны, предприимчивы, склонны быстро усваивать материал, активны и выносливы. Им больше подходит деятельность, связанная с многочисленными контактами с людьми, частыми разъездами, с быстрой сменой действий.

Из них выходят профессиональные менеджеры, директора и руководители разных уровней . Они прекрасно умеют представить выше стоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чувствуют выгодное дело. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту. Они прекрасно справятся с работой в сложных ситуациях, требующих оперативных решений.

Прямоугольник

Прямоугольник символизирует готовность к изменениям. Если вы выбрали его первым, это сигнализирует о частых состояниях замешательства и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Поэтому преобладающим психологическим качеством Прямоугольника становится непоследовательность, резкие изменения принятых решений. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня. Несмотря на то, что психологи расценивают эту фигуру как временную психоформу (переходную стадию от одного этапа развития к другому), в период выбора профессии она открыта для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. Не надо забывать, что «Прямоуголь ность» — это всего лишь стадия. Она пройдет! Как правило, выбор этой фигуры говорит о неудовлетворенности существующего состояния дел и необходимости радикально поменять выбранные ориентации. Тот, кто выбирает эту фигуру, может заниматься практически любыми видами деятельности, но следует учитывать склонности к изменению работоспособности и регулярно планировать свою деятельность. Рекомендуется работа, при которой возможно создание индивидуального темпа деятельности или работа, носящая исполнительский характер, но позволяющая самому определять пути достижения цели. Но самое главное при выборе будущей профессии – учесть свой собственный интерес.

Круг

Этот мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно вы бирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополу чие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллек тив, и семью, т.е. стабилизирует группу. Круги – самые лучшие коммутаторы (умеют правильно воспринять и точно передать информацию) среди всех пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги « болеют» за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководи тели в сфере бизнеса. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих ру ках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны и кругом царил мир. Однако в одном Круги проявляют завидную твер дость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости. Стремление к компромиссам и развитые способности к эмпатии открывают им путь во все профессии, связанные с межличностными отношениями (педагоги, воспитатели, врачи, психологи и т. д .).

Зигзаг

Единственная разомкнутая из всех пяти, эта фигура символизирует креативность и творческий потенциал. Зигзаги – истинные «правополушарные» мыслители (интуиция или способность предвидеть, предчувствовать; образность; эмоциональность или чувствительность – их сильные черты характера), отличающиеся завидной оригинальностью в принятии решений. «Правополушарное» мыш ление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Доминирующим стилем мышления Зигзага чаше всего яв ляется синтетический стиль. Комбинирование абсолютно раз личных, несходных идей и создание на этой основе чего-то но вого, оригинального - вот что нравится Зигзагам. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никог да не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструк ции, или люди, всегда соглашающиеся или делаю щие вид, что соглашаются. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на ра бочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Зигзагам подходят любые профессии, где присутствует творчество, начиная от артиста и заканчивая дизайнером-оформителем.

Подведение итогов беседы

Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психологические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух.

Для того, чтобы не ошибиться при выборе профессии, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подашь документы, — это ее название.

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах, склонностях и чертах характера, вы приступаете к выбору профессии, а затем лицея, техникума, колледжа, вуза. Выясните, какие профессии и специальности соответствуют интересующему вас виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы профессионально освоить компьютер, нужно получить профессию в области «радиоэлектроники», а чтобы ремонтировать компьютеры, необходимо получить специальность «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей».).

Не поленитесь и выпишите на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов понравившихся вам профессий. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. Можно обсудить свой выбор с профконсультантом.



2015-11-07 1500 Обсуждений (0)
Беседа для 8 класса «С чего начинать выбор профессии?» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Беседа для 8 класса «С чего начинать выбор профессии?»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1500)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)