Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Что есть «наука» и «научное познание»




 

Наука — это мышление специальными понятиями как инструментами

познания. Она является особой формой интеллектуального труда, системой

деятельности по производству достоверной) (точного) знания. Всеобщим

объектом науки выступает система «человек — мир». Объектом частных наук

являются отдельные фрагменты мира (например, земная кора нашей планеты),

которые вовлечены в сферу практики человека и интересуют его. Предмет же

науки — это наиболее важные и существенные стороны объекта, его признаки и

свойства, вызывающие интерес для данной отрасли научного познания.

Наука представляет собой особый вид, или сферу деятельности человека,

где целью и результатом является система объективных знаний о внешнем мире

и путях его практического преобразования.

Научное познание всегда системно. Выработанные в ходе познания вещей

их образы соединяются и подвергаются рациональной обработке (осмыслению). В

итоге формируется совокупность различных идей и представлении о предмете. В

ходе дальнейшего познания складываются такие сложные системы знания, как

научная теория, научная картина мира и т.д.

Наука — это и производительная сила. Она закладывает необходимые

предпосылки для изготовления человеком орудий труда и техники. Без науки

была бы невозможна промышленность, создание разнообразных технологий по

производству нужных человеку вещей. Тем самым она становится фактически

органическим элементом производительных сил общества. В XX в. наука оказала

колоссальное воздействие на развитие всего общественного организма.

Совершенно очевидно, что она имеет прямое отношение к богатствам и

достижениям человеческой цивилизации.

Научная картина мира есть картина того, как мир устроен и как он

движется и развивается. Она является весьма сложным синтезом знаний,

целостный образ мира, получаемый с помощью различных наук. Существуют также

понятия философской, религиозной картины мира. Научная картина мира — это



не только система знания, но и тот идеал, к которому стремится научное

незнание.

 

 

Религиозное видение мира. Раз уж религиозные картины мира существуют, то надо знать, каковы они.Сразу необходимо отметить, что религиозное сознание невозможно без культа:обрядов, ритуалов, богослужений, молитв, и необходимых для этого храмов,утвари и т. д. Культ это особая духовная практика, которая призванасоединить верующего с высшим миром, которая позволяет ему быть услышаннымвсемогущими божественными силами. Образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшаяистинная реальность. В развитых монотеистических религиях (т. е. религиях,признающих одного верховного всемогущего Бога) существует два типабогословия: катафатическое и апофатическое. Катафатическое богословиепозволяет говорить о Боге и давать ему на человеческом языке характеристикив превосходных степенях: Бог вездесущ, всемогущ, всеблаг и т. д.Апофатическое богословие считает, что Бога можно познать только сердцем,только в откровении, и человеческий язык не в силах выразить божественныхкачеств, ибо они разительно отличаются от человеческих. Потому в логике Богможет быть определен только отрицательно: он не то, не то и не то... Чтокасается не богословского, а повседневного сознания, то оно всегдаконкретизирует образ Бога и придает ему, как правило, человеческуювнешность: облик возвышенный и грозный. Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разныхрелигиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. Вполитеистических представлениях (представлениях о существовании множествабогов) главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняетсякосмической необходимости, судьбе так же, как и люди. Ему отмерян свой век,свое время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Зевсне создает земного мира и тем более Космоса, не создает их и Будда вбуддизме. Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он лишьнаставляет богов, которых в буддизме огромное множество. В отличие отЗевса, подчиненного слепой судьбе, Будда рождается и умирает пособственному усмотрению, хотя, вообще-то мог бы непрерывно пребывать всостоянии нирваны запредельного высшего блаженства, которое не является нибытием, ни небытием. Абсолютным всесилием и бессмертием обладаетхристианский Бог. Христианский Бог очень сложная для понимания фигура (впрочем, на этоможно возразить, что религия не требует понимания умом, а требуетэмоционального переживания). Он личный абсолют. т. е. это безличноетворящее и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же время этоличность, Иисус Христос, Сын, интимное духовное Ты, навстречу которомуоткрывается душа. Кроме ипостасей Отца и Сына Бог обладает еще и третьимпроявлением Духа Святого. Все три лица неслиянны и неразделимы. Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: безволи божьей ни один волос не упадет с человеческой головы. В то же времяБог, создавая людей, наделяет их свободой выбора, и они сами вольны решать,следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Это одно из противоречийхристианских религиозных представлении: человек и свободен, ипредопределен. Богу в христианстве противостоит фигура Дьявола, которыйявляется падшим ангелом: он первым извратил дарованную Богом свободу исоздал сферу зла. Но Дьявол только обезьяна Бога, он сам не выступаетсозидательным началом и может лишь переманивать на свою сторону заблудшиедуши. Таким образом, в христианской картине мира отношение добра и зланесимметрично: Бог всегда сильнее, он заведомый победитель. Он вечен и всеему подвластно. Какова пространство в религиях В любом случае оно удвоено: этопространство обычного эмпирического мира, где живем мы с вами, ипространство запредельное: Небо и адские слои. В древнем политеизме у техже греков Олимп, где обитают боги всего лишь тора, хотя и высокая. А вот ив буддизме, и в христианстве Небо весьма сложно устроено. Собственно, вбуддизме дается многоступенчатая пространственная модель мира как целого:существует З ступень бытия, причем с каждой ступенью одухотворенностьувеличивается. Первые Н ступени называются кармалока, они связаны с кармойзаконом воздаяния. На самых нижних ступенях расположены обитатели ада, а наверхней - прозрачные божества, пребывающие в неге и блаженстве. С 12й по27ю ступень простирается рупалока мир духовных форм, а еще выше, 28-З1яступень находится арупалока мир бесформенного духа, пустоты, называемыйтакже «космическим телом Будды». Христианство тоже выстраивает свою иерархию высшего мира, куда входятсонмы ангелов, разных чинов, различающиеся по их близости к Богу. Внизуангелы в узком смысле слова, архангелы и начала, выше ангелы господства,силы и власти, и в непосредственной близости от божественной. троицырасполагаются херувимы, серафимы и престолы. К божественному миру относитсясфера рая дивного неземного блаженства, которым упиваются праведныебессмертные души. Противоположностью рая выступает ад, где души грешниковрасплачиваются за свои злодеяния вечными муками. Правда, в соответствии снеканоническими представлениями Христос спускался в ад, благодаря чемуадские муки перестали быть вечными, и каждая душа приобрела возможностьспасения, однако такой взгляд разделяется далеко не всеми.Часть сакрального (священного) пространства присутствует и в земномэмпирическом·мире. Это пространство храмов, которое становится особенноблизким к Богу во время богослужений. Разнятся в религиозных картинах мира и представления о времени. Буддизм рассказывает нам о периодах космического времени, которыеносят название «кальпы». Каждая кальпа длится 4 миллиарда З20 миллионовлет, после чего происходит сгорание Вселенной. Причиной гибели мира всякийраз становятся накопленные грехи живых существ. Кальпы делятся на меньшиециклы юги: Критаюга, Третаюга, Двапараюга и Калиюга, которая называетсятакже Железным веком, и в которой мы пребываем сейчас. Кроме того, буддизмкак и другие религии, имеет свое мифологическое время, в котором происходятчудесные события: рождение Будды, подвига многочисленных богов и героев.Мифологическое время всякой религии судьбоносные дни и часы находит своевыражение в религиозных праздниках. Тогда обычное время превращается дляверующего в сакральное. Всякий торжественный праздничный обряд этосимволическое воспроизведение священного события, расположенного вмифологическом времени. Если мы празднуем Рождество Христово, тосимволически рождение Христа происходит снова и снова, а верующий выступаетв этом случае как лицо, лично причастное к великому и прекрасному событию. Для христианства мировое время оказывается выстроено линейно. Историяэто путь, который имеет свое начало, череду важных промежуточных этапов-событий и венчается концом. История не циклична, не бессмысленна, онаследует в определенном направлении, и направление это определено Богом.сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа те вехи пути, которые ужеминовали. Грешное человечество направляется к следующей вехе второмупришествию и Страшному суду, после которых все в корне изменится, в томчисле исчезнет нынешнее человеческое время: последовательность убегающихдней, заставляющих людей стариться и умирать. Все религии во все времена считают, что наша эмпирическаядействительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носитпроизводный, тварный характер, по сути своей вторична. Она результат илипроекция другой настоящей, истинной реальности Бога или богов. Таким образом, религии удваивают мир и указывают человеку напревосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами.Эти силы обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственнознакомы нам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудодейственны сточки зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием если неабсолютна, то огромна. Мир божественного определяет людей и в их физическомбытии, и в ценностном строе. Религия в современном мире. «Человек нуждается в Боге» сей старый тезис обрел в последние годыновую популярность в нашей стране, и это, наверное, не удивительно, ибопосле долгого периода гонений церковь возрождается и все более берет в своируки духовные бразды «Человек нуждается в Боге»,утверждают журналисты,писатели, политические комментаторы, говорят об этом утром и вечером:страстно и прочувствованно, постепенно создавая иллюзию, будто народ, болеесеми десятилетий проживший в атмосфере безбожия, на самом деле пылкорелигиозен. Если исследовать сознание не только как исторический, но и каконтологический феномен, то окажется, что в нем всегда, во все времена иэпохи существует некий мирской, профанный пласт. Это мысли, чувства ипереживания людей, непосредственно связанные с их повседневным бытием, сфизическим и социальным выживанием, с обыденными заботами и земнымирадостями. Профанный пласт включает в себя все: от культурных 'формобеспечения физиологических нужд до высоких межличностных и общественныхпереживаний (любовь, дружба, патриотизм, политические страсти и т. д., и т.п. ). Бог заглядывает в этот регион нашего внутреннего мира в основном Какпомощник и советчик. А порой не заглядывает вовсе, ибо верующий, честновыполняя обряды, оставляет за собой полную свободу в мирских делах и в ихоценке. Считая себя приверженцем той или иной веры, человек нередко ведетсебя в практической сфере как атеист, чисто по-людски «отделываясь» отзапредельности покаянной молитвой и мелким житейским жертвоприношением. Великие классики пошлого века (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин,Н.А.Бердяев) о науке, религии, атеизме. Религиозное убожество есть в одно и то же время выражениедействительного убожества и протест против этого действительного убожества.Религия это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобнотому как она дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требованиеего действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положенииесть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях.Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача,священным ореолом которой является религия. ( В.И.Ленин) Духовные потребности выступают как побудительные силы, мотивыдуховного производства. В обществе они всегда разнообразны: познавательные,религиозные, эстетические и иные. Известно, что потребность означаетотсутствие необходимого для нормальной) существования человека, например,пищи, энергий, знаний. Без потребностей нет производства, в том числе идуховного. Религиозное сознание представляет собой «компенсатор» социальнойслабости человека. Оно характеризуется верой в сверхъестественное имышлением догмами. Основным объектом отражения в религиозном сознанииявляется Бог как якобы Творец и Спаситель мира и человека. Отражение мира вданной форме общественного сознания осуществляется в виде фантазий иверований, чувств и побуждений, культовых действий. Три мировые религии(христианство, ислам и буддизм) возникли из одних и тех же источников —социальных, гносеологических и психологических. Они родились на почвезависимости человека не только от природных, но и социальных сил истремления человека найти некую точку и авторитет, в которых есть опора,надежда и спасение от бесчеловечности социального мира. Религия — это тожепоиск человеком ответов на вопросы о сущности общества и месте человека внем, о призвании человека. Но при оценке религиозного сознания не следуетвпадать в крайности, столь свойственные русским людям. Религия и церковьвсегда играли в истории человеческого общества далеко не однозначную роль.Эта роль нередко носила негативный характер, например, деятельностьинквизиции в средние века, сращивание церкви с государством в России и т.д (К.Маркс) ...Религия сама по себе лишена содержания, ее истоки находятся не нанебе, а на земле, и с уничтожением той извращенной реальности, теориейкоторой она является, она гибнет сама собой. ( К. Маркс и Ф. Энгельс ) Социальные принципы христианства оправдывали античное рабство,превозносили средневековое крепостничество и умеют также, в случае нужды,защищать, хотя и с жалкими ужимками, угнетение пролетариата. Социальные принципы христианства проповедуют необходимостьсуществования классов господствующего и угнетенного, и для последнего уних находится лишь благочестивое пожелание, дабы первый емублагодетельствовал.. Как бы то ни было, изучая сравнительную физиологию, испытываешьвеличайшее презрение к идеалистическому возвеличению человека над другимиживотными. На каждом шагу натыкаешься носом на полнейшее соответствиестроений человека с остальными млекопитающими; в основных чертах этосоответствие замечается у всех позвоночных животных и даже в более скрытойформе у насекомых, ракообразных, глистов и т. д. Гегелевская истории скачественный скачком в количественном ряду тоже прекрасно сюда подходит. Вконце концов, у низших инфузорий мы приходим к прообразу, к простой,самостоятельно живущей клетке, которая, однако, опять-таки ничемосязательным не отличается от низших растений (от состоящих из простыхклеток грибков болезнетворных грибков картофеля, винограда и т. д.) изародышей более высоких ступеней развития, до человеческого яйца исперматозоидов включительно, и точно так же выглядит, как независимыеклетки в организме... ( Ф. Энгелъс К. Марксу, 14 июля ) Духовная жизнь общества является особой сферой деятельности людей, гдеимеет место производстве и распространение ими духовных ценностей. Онавключает в себя все многообразие форм и проявлений духовной деятельности,протекающей на основе и в рамках общественного сознания. Данная сфера есть,по выражению К.Маркса «обработка людей людьми», в отличие от «обработкиприроды», т.е. материального. В чем существо религии, основной нерв ее, зачем и почему религия нужнанам? Религия есть гнозис, не отвлеченное знание, а конкретное, органическиполное постижение и испытывание смысла жизни личной и мировой9. Сущностьрелигиозной жизни в таинстве, в действии, но таинство предполагаетнекоторый гнозис: чтобы таинство было, нужно знать Бога, во имя которогооно совершается. В существе своем религия индивидуальна, так как открываеттайну личной судьбы, разрешает томление индивидуальность, и универсальна,так как связывает судьбу личности со смыслом мира, с Личностьюуниверсальное, всеединой. Глубокий корень всякой религии в том, что такужасна и нестерпимо бессмысленна судьба личности, если она оторвана отсудьбы мира и предоставлена слабым силам человеческим. Смерть — самыйстрашный, трагический факт разрыва между личностью и миром, и все религиипытались осмыслить смерть, сделать ее менее ужасной, более для человекавыносимой, хотя бы путем подчинения роду, обоготворения предков и пр. Мненужна религия, потому что я хочу жить вечно, хочу утвердить свою личностьво вселенской жизни, хочу соединяться с миром свободно, а не в силу роковойнеобходимости. ( Н.А.Бердяев) Мыслители разных веков о науке и религии. Религиозное сознание также является выражением слабости человека, егопорабощенности природными и социальными силами. С помощью религии человеккак бы удваивает внешний мир и создает мир иллюзорных образов — Бог,ангелы, дьявол и др. Верующий человек стремится найти с помощью религии то,чего ему в повседневной жизни недостает — добра, поддержки и любви. Религия— это преимущественно эмоциональный поиск спасения от бесчеловечности мира.Размышляя о сознании верующего человека, Г.Гегель писал, что его мышление«остается диссонирующим перезвоном колоколов или теплыми клубами тумана,музыкальным мышлением, не доходящим до понятия». Иронизируя по поводу механистических взглядов, выдающийся современныйученый Станислав Гроф замечает: «Вероятность того, что человеческаяразумность развилась из химического ила первобытного океана благодаря всего-навсего случайной последовательности механических процессов, кто-то недавноочень удачно сравнил с вероятностью того, что ураган, пронесшийся сквозьгигантскую помойку, случайно соберет «Боинг747». Ф. Бэкон, выдвинув лозунг «Знание сила», указывал, что истину надоискать в данных опыта и наблюдений, а не в потемках схоластики и в цитатахиз священных книг. Уже в начале ХХ в. католическая церковь выдвигалаположение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что неможет быть никакого действительного расхождения веры и разума, так как. всезнания произошли от Бога. Например, папа Пий ХИ неоднократно выступал сзаявлениями о том, что «церковь друг науки», отмечая, однако, что церквиприходится вмешиваться в науку, чтобы предостеречь ее от ошибок противверы. Существуют два направления французского материализма: одно ведет своепроисхождение от Декарта, другое от Локка. Последнее направлениематериализма составляет, по преимуществу, французский образовательныйэлемент и ведет прямо к социализму. Первый, механистический материализмвливается во французское естествознание в собственной смысле слова. В ходеразвития оба направления перекрещиваются. Нам нет надобности входить вподробное рассмотрение французского материализма, ведущего своепроисхождение непосредственно от Декарта. В своей физике Декарт наделил материю самостоятельной творческой силойи механическое движение рассматривал как проявление жизни материи. Онсовершенно отделил свою физику от своей метафизики. В границах его физикиматерия представляет собой единственную субстанцию, единственное основаниебытия и познания. Настоящий родоначальник английского материализма и всей современнойэкспериментирующей науки это Бэкон. Естествознание является в его глазахистинной наукой, а физика, опирающаяся на чувственный опыт, важнейшейчастью естествознания. Анаксагор, Демокрит с его атомами часто приводятсяим как авторитеты. Согласно его учению, чувства непогрешимы и составляютисточник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применениирационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение,наблюдение, эксперимент суть главные условия рационального метода. Гоббсявляется систематиком бэконовского материализма. Чувственность теряет своияркие краски и превращается в абстрактную чувственность геометра.Физическое движение приносится в жертву механическому или математическомудвижению; геометрия провозглашается главной наукой. Материализм становитсявраждебным человеку. Чтобы преодолеть враждебный человеку бесплотный дух вего собственной области, материализму приходится самому умертвить своюплоть и сделаться аскетом. Он выступает как рассудочное существо, но зато сбеспощадной последовательностью развивает все выводы рассудка. У Гельвеция, который исходит из Локка, материализм получает собственнофранцузский характер. Гельвеций тотчас же применяет его к общественнойжизни (Гельвеций. «О человеке»). Чувственные впечатления, себялюбие,наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всейморали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единствоуспехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека,всемогущество воспитания вот главные моменты его системы. Произведения Ламетри представляют собой соединение картезианского ианглийского материализма. Ламетри пользуется физикой Декарта вплоть додеталей. Его «Человек-машина» построен по образцу животного-машины Декарта.В «Системе природы» Гольбаха часть, посвященная физике, также представляетсобой соединение французского и английского материализма, теории женравственности, по существу, опирается на мораль Гельвеция. Робине («Оприроде»), тот французский материалист, который больше всех сохраняя ещесвязь с метафизикой и за это удостоился похвалы Гегеля, весьма определенноссылается на Лейбница. Фурье исходит непосредственно из учения французских материалистов.Вабувисты были грубыми, неразвитыми материалистами, но и развитой коммунизмведет свое происхождение непосредственно от французского материализма.Материализм этот в той именно форме, какую ему придал Гельвеций,возвращается на свою родину, в Англию. Свою систему правильно понятогоинтереса Бентам основывает на морали Гельвеция, а 0уэн, исходя из системыБентама, обосновывает английский коммунизм. Француз Кабе, изгнанный вАнглию, испытывает на себе влияние тамошних коммунистических идей и, повозвращении во Францию, становится самым популярным, хотя и самымповерхностным представителем коммунизма. Более научные французскиекоммунисты, Дезами, Гей и другие, развивают, подобно Оуэну, учениематериализма как учение реального гуманизма и как логическую основукоммунизма. Сочинение Фейербаха «Сущность христианства». Одним ударом безобиняков провозгласив торжество материализма. Природа существует независимоот какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой вырослимы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, ивысшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это лишьфантастические отражения нашей собственной сущности. Надо было пережитьосвободительное действие этой книги, чтобы составить себе представление обэтом. Воодушевление было всеобщим: все мы стали сразу фейербахианцами. Легко, конечно, сказать отдельному индивиду то, что говорил ужеАристотель: Ты рожден твоим отцом и твоей матерью; значит, в случае с тобойсоединение двух человеческих существ, т. е. родовой акт людей произвелчеловека. Ты видишь, стало быть, что человек и физически обязан своимбытием человеку. Значит, ты должен иметь в виду не только одну сторонубесконечный прогресс, в силу которого ты продолжаешь спрашивать: ктопородил моего отца? Кто породил его деда? и т. д. Ты должен иметь в видутакже и то круговое движение, которое чувственно-наглядным образом дано вэтом бесконечной прогрессе, круговое движение, в силу которого человек вдеторождении повторяет себя самого и, следовательно, субъектом всегдаостается человек. Однако ты ответишь: я признаю это круговое движение, такпризнай же и ты вышеуказанный бесконечный прогресс, который гонит меня вседальше и дальше, пока я не спрошу, кто же породил первого человека иприроду вообще. На это я могу тебе ответить только следующее: самый твойвопрос есть продукт абстракции. Спроси себя, как ты пришел к этому вопросу;спроси себя, не продиктован ли твой вопрос такой точкой зрения, на которуюя не могу дать ответа, потому что она в корне неправильна. Спроси себя,существует ли для разумного мышления вышеуказанный бесконечный прогресс кактаковой. 3адаваясь вопросом о сотворении природы и человека, ты тем самымабстрагируешься от человека и природы. Ты полагаешь их несуществующими итем не менее хочешь, чтобы я доказал тебе их существование. Я говорю тебе:откажись от своей абстракции, и ты откажешься от своего вопроса; если же тыхочешь придерживаться своей абстракции, то будь последователен, и когда тымыслишь человека и природу несуществующими, то мысли несуществующим исамого себя, так как ты тоже и природа и человек. Не мысли, не спрашивайменя, ибо, как только ты начинаешь мыслить и спрашивать, твоеабстрагирование от бытия природы и человека теряет всякий смысл. Или, бытьможет, ты такой эгоист, что полагаешь все несуществующим, а сам хочешьсуществовать? Перед лицом необходимости выбора между религией и атеизмом непременнымусловием выбора в пользу религиозного мировоззрения является признаниесуществования второго, внеземного трансцендентного мира духов, Абсолюта,Бога или богов. Этот мир не только свободен от требования не противоречитьлогике и положительному (земному, научному) знанию. Он обязан включатьявления и обобщающие суждения, им противоречащие, т.е. чудеса. "Всеверование основано на чудесах", говорил глубокий религиозный мыслитель,великий математик и физик Паскаль. При этом он определял понятие чуда так:"Чудо это действие, которое превышает естественную силу способов, при немупотребляющихся" (такого предела силы нет для всемогущего Бога). Именносамо появление чудес доказывает, что они свершаются Богом или темчеловеком, который находится в единении с Богом. "Где твой Бог? Чудеса Егоуказывают и суть сияние Его", говорит Паскаль и тут же сочувственноцитирует св. Августина: "Я не был бы христианином, не будь чудес". Заключение. Подведем итоги. Общество это сверхсложная система, включенная всуперсистему Космоса и Земли и обладающая значительной спецификой в своемгенезисе, функционировании и развитии. Источник ее развития столь же сложени очевидно представляет вектор разных сил природных, собственно социальныхи духовных, соотношение которых меняется в ходе истории и не может бытьпредсказано с абсолютной точностью. Общество - вероятностная система, в ходе развития которого реализуютсядалеко не все потенциальные возможности, а непредсказуемость многих событийявляется общей закономерностью. Есть основания полагать, что мироваяцивилизация в целом находится на рубеже, когда необходимо определять новыегоризонты развития с целью неотложного решения глобальных проблемсовременности. Это заставляет по-новому взглянуть на процессывзаимодействия культур и цивилизации, религий и моральных учений,политических и экономических концепции. Человечество способно выжить,развиваться и эволюционировать при исключении насилия как пути решения всехпроблем общества и обеспечения права каждого человека и биосферы в целом насуществование в соответствии с их сущностям Не менее страшная угроза - кризис человеческой духовности. Практическивсе светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новыеидеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни наактуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Обе эти идеи сейчас вруинах. И та и другая столкнулись с границами, поставленными биосфернымиглобальными возможностями человеческого бытия. Благородна была давняяисконная мечта людей об обществе справедливости, реального социальногоравенства, высокого человеческого достоинства, удовлетворения всех запросов духовных и материальных. Эта идея социализма, идея коммунистическогопреобразования. Но увы. Не говоря уже об ее уродливом искажений в нашейстране и ряде других стран, пошедших за нами, она оказалась внутреннеуязвима, ибо девиз коммунизма «Каждому по потребностям» не мог опереться нареалии жизни. Мечта Маркса о «потоке богатства» для всех осталась да уровнеблагодушных надежд. Нет свежего взгляда на мир. Никто не нащупал путеводной нитимасштабного миросозидающего характера. Производство вдохновляющих символови призывов как-то споткнулось и захлебнулось. Иногда говорят, что к нампришли из Х1Х столетия две идеи, достойные быть названными целями века(понимая, что это сильное упрощение, все же можно с ними согласиться). Однаидея социалистическая, другая научно-технологическая. Считалось, чтоопираясь на эти идеи, люди Земли построят справедливое общество, обретутполноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности. Список литературы. 1. Журнал «Вопросы философии» №7 за 1997г. 2. Журнал «Вопросы философии» №8 за 1990г. 3. В.Г.Горбачев « Основы философии» курс лекций М,; 1997г. 4. В.П.Кохановский «Философия» М.; 2000 5. К.Маркс Ф.Энгельс В.И.Ленин «О религии» 6. Н.А. Бердяев «Новое религиозное сознание и общественность»

 





Читайте также:





Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)