Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Список использованных архитектурных терминов



2015-11-07 993 Обсуждений (0)
Список использованных архитектурных терминов 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

Целью написания реферата является изучение Каменного зодчество второй половины XI – начала XII вв. и Архитектуры Киева второй половины XI – начала XII вв. Возникновение каменного зодчества на Руси относится к X в., времени формирования и расцвета древнерусского государства. Особенно активно каменное строительство распространяется с XI века, после крещения Руси. Первые каменно-кирпичные здания на Руси были возведены в Киеве в 90-х годах X в. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В деревянных городах начинают строиться каменные церкви и дворцы, а позже, с XVII века — богатые жилые дома. С XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы. Древняя Русь вписала в историю мирового искусства и архитектуры блестящие страницы. Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.

 

 

Глава 1.

На территории Восточной Европы более двух веков существовало сильное государство Киевская Русь. Но в период XI-XII начался распад древнерусского государства. Первым от Киева обособилось Полоцкое княжество — это произошло уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли оказались под властью троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского(«триумвират Ярославичей»).

С 1061 года (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях) начались набеги половцев, пришедших на смену откочевавшим на Балканы печенегам. В ходе долгих русско-половецких войн южные князья длительное время не могли справиться с противниками, предприняв целых ряд неудачных походов и понеся чувствительные поражения (битва на реке Альте (1068), битва на реке Стугне (1093)).

После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговскогонаследства, и те прибегли к помощи половцев, хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это открыло путь к политической раздробленности (феодальной раздробленности), так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена. Однако это также позволило (после передела вслед за восточными и западных волостей) прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами (1103), которая была перенесена вглубь степей. Кроме того, заключались договоры с союзными кочевниками — «чёрными клобуками» (торками, берендеями и печенегами, изгнанными половцами из степей и поселившимися на южнорусских границах).

В эпоху Киевской Руси складывается единая древнерусская народность. В единой Киевской Руси 9-12 веков возникли многие современные нам города, и горожане получили навыки различных профессий и «художеств». В городах развивалось ремесло, создавались свои художественные и литературные школы, воздвигались великолепные здания, построенные с таким умелым расчетом, что, простояв 700-800 лет и выдержав испытание временем, они вошли в нашу эпоху как образцы древнего зодческого искусства, овеянные романтикой родной старины.

В наши дни культурные люди всего мира любуются гармоничной архитектурой древней Руси, проникновенным искусством художников-иконописцев и изощренным мастерством древнерусских златокузнецов, создателей тончайшего узорочья из золота и эмали, из серебра и черни…

Можно без всяких натяжек сказать, что культура первого восточного государства - Киевской Руси вошла составной частью в нашу современную культуру.

Как и древнерусская литература, русская архитектура и искусство были теснейшим образом связаны с историей русского народа и русской государственности.

Нам очень плохо известно деревянное зодчество 9-10 веков, но несомненно, что потребности развития и роста новых городов Киевской Руси вызывали его быстрый прогресс, что застройки городов и сооружение их укреплений полностью удовлетворялось русскими зодчими - «древоделями».

Имевшее глубокие исторические традиции древнее русское деревянное зодчество отразило эстетические представления русского народа. Накануне превращения христианства в государственную религию русский народ обладал развитым и своеобразным архитектурным искусством. Это было причиной быстрого освоения техники каменного зодчества и его выдающихся художественных и конструктивных особенностей.

Древнейшие памятники каменного зодчества 10-11 веков являются органической частью Культуры Киевской Руси. Прежде всего, в них запечатлена идея величия и могущества русской державы, триумфа русского народа, объединенного в единое государство, выраженная в грандиозности и пышности зданий; многоглавие храмов, мощные лестничные башни способствуют выявлению этой идеи. В целом архитектура проникнута торжественным и оптимистическим настроением.

Высокое художественное совершенство и своеобразие памятников древнего русского зодчества Древней Руси ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.

Остается лишь позавидовать тем, кто мог видеть красоту старой древней Руси перед опустошительными ураганами нашего столетия.

Высокие патриотические идеалы, гуманистический пафос, являющийся примечательной чертой передовой русской культуры, ставит памятники народного зодчества в число шедевров национального искусства.

 

 

Глава 2.

При Ярославе в Киеве был воздвигнут ряд памятников, образовавших настоящий ансамбль между Золотыми воротами и Софийским собором. Общая композиция Золотых ворот имеет тысячелетнюю традицию: через византийские образцы она восходит к римскому строительству 1 в. д. Н. Э. И последующего периода; уже в таких памятниках, как Порта деи Леони в Вероне, Порта Претория в Аосте, Порта Нигра в Трире, встречается арочный проезд, невысокий закрытый ярус над ним с рядом арочных проемов и верхняя боевая площадка.

В Византии стремлении усилить неприступность ворот приводило к помещению на них священных изображений (например, икона Спасителя на воротах Халке). В Киеве над вратами встала церковь Благовещения, символизируя покровительство высших сил городу и государству.

Софийский собор в Новгороде ставится после пожара деревянной Софии в 1045 – 1050 гг. повелением князя Ярослава, его сына – Владимира и архиепископа Луки (ПВЛ). Она сразу взяла на себя роль архитектурной доминанты всего города, сохраняя ее на протяжении всех последующих столетий. В первой половине 11 века каменное строительство в Новгороде отсутствовало. Для возведения собора строительная артель должна была прийти со стороны и почти наверняка она пришла из Киева. Об этом говорит и сама архитектурная композиция собора. Материалы и строительная техника также аналогичны киевским. Смешанная кладка из камня и плинфы стала в Новгороде проще и грубее: больше применяются булыжные камни, из них почти полностью выложены стены и столбы.

Строительство Ярослава Мудрого стало школой для мастеров второй половины 11 века, но при этом основные их поиски шли уже на основе традиционного трехнефного типа храма.

Архитектура Киева второй половины 11 – начала 12 века представляет собой целостное художесвенное явление, преемственно связанное со строительством киевских монастырей. Новые постройки возникают почти беспрерывно. В Киеве формируется крепкая архитектурная школа со своими строительными и художественными традициями. Грандиозность и разнообразие форм, связанные прежде всего с требованиями киевских заказчиков, сводчатые конструкции, вызывающее восхищение качество работ вызывают ассоциации не только с кругом памятников Константинополя, но и с созданиями античного Рима, с его инженерией и ремеслом.

Основным процессом в зодчестве второй половины 11 века стало формирование особого типа трехнефного храма, послужившего каноническим образцом уже всего последующего развития древнерусского искусства.

Многоглавие русских памятников было связано с устройством в них обширных хор. Во второй половине 11 века хоры остаются лишь над нартексом и западными углами наоса киевских храмов. Галереи, обязательные для эпохи Ярослава Мудрого, исчезают, так же, как и восточные пределы. Хоры теперь получают свет через большие окна в стенах храма; храмы становятся одноглавыми.

К началу 12 века окончательно формируется тип закомарного храма, о чем свидетельствует возведение в этот период в Киеве Михайловского собора Дмитриевского монастыря и Троицкая надвратная церковь Печерской лавры. Формирование закомарного храма было главным процессом в развитии киевской архитектуры второй половины 11 века.

К концу 11 века Киев уже не являлся единственным городом, в котором ведется систематическое строительство. Новая артель с конца 1080-х годов интенсивно работает в Переяславле. Ее деятельность началась с создания центрального памятника – Михайловской церкви, ставшей главным храмом города.

Картина жизни киевского зодчества в целом оказывается весьма разнообразной, процесс формирования закомарного храма обогащается многими дополнительными явлениями и формами. Существовали и новаторские памятники – это Спасская церковь на Берестове в Киеве. Она выделяется обилием оригинальных приемов.

Новгородское храмовое строительство на протяжении 12 века встретилось с требованиями уже не княжеской, а более широкой культуры. Первый раз это обнаружилось при строительстве Антониева монастыря.

В Новгороде дольше, чем в других землях великокняжеские вкусы и воззрения определяли жизнь искусства, поэтому смена их здесь новыми тенденциями знаменовала одновременно завершение развития культуры Киевской Руси, могучего государства восточных славян 9 –11 веков.

 

 

Глава 3.

В 988 году, по приказу князя Владимира жители города были крещены в Днепре. Русь стала христианским государством, была основана Киевская митрополия, просуществовавшая в общерусских границах до 1458 года. В 990 году началось строительство первой на Руси каменной церкви. Согласно церковному преданию, она была построена на месте убийства первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Церковь была разрушена ордами хана Батыя во время набега на Киев в 1240 году.

В IX—X веках город застраивался кварталами срубных и каркасно-столбовых сооружений; княжеская часть имела также каменные дома. На Подоле, как свидетельствует «Повесть временных лет», в первой половине X века действовал христианский храм — соборная церковь святого пророка Ильи.

Во время правления Владимира Киев примерно на треть состоял из княжеских земель, на которых располагался дворец. Город Владимира был обнесён земляным валом и рвом. Центральным входом служили каменные Градские (позднее — Софийские, Батыевы) ворота. Территория города Владимира занимала около 10-12 га. Валы города Владимира имели в своей основе деревянные конструкции и до наших дней не сохранились.

В то время Киев поддерживал широкие международные связи: с Византией, странами Востока, Скандинавией, Западной Европой. Убедительные свидетельства этого содержатся в письменных источниках, а также в археологических материалах: на территории Киева обнаружено около 11 тысяч арабских дирхемов VII—X веков, сотни византийских и западноевропейских монет, византийские амфоры и многие другие артефакты иностранного происхождения.

После смерти князя Владимира престол, по завещанию, должен был занять его сын, Борис. Однако другой сын Владимира, Святополк, организовал убийство Бориса и второго вероятного наследника, Глеба. Тем не менее, Святополк потерпел поражение от войск Ярослава Мудрого в битве под Любечем и потерял киевское княжение. Он попросил польского короля Болеслава I о помощи. Тот согласился и предпринял поход на Киев. Разбив на берегах Буга войско Ярослава Мудрого, Болеслав со Святополком вошли в Киев. Но жители Киева не приняли нового князя. В 1018 году состоялось восстание, в результате которого на престол был возвращён Ярослав.

По словам немца Титмара Мерзебургского, Киев начала XI века был большим городом, с 400 храмами и 8 торжищами. Адам Бременский в начале 70-х годов XI века называл его «соперником Константинополя». Киев достиг своего «золотого века» в середине XI века при Ярославе Мудром. Город существенно увеличился в размерах. Кроме княжеского двора, на его территории находились дворы других сыновей Владимира и прочих высокопоставленных лиц (всего около десяти). Было три входа в город: Золотые ворота, Лядские ворота, Жидовские ворота. О строительстве города Ярослава летописи упоминают под 1037 годом.

«В лето 6545 (1037 г.) с заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святые Софья, митрополью, и посемь церковь на Золотых воротах Богородица.

«Повесть временных лет»»

Город Ярослава располагался на площади свыше 60 га, был окружён рвом с водой глубиной 12 м и высоким валом длиной 3,5 км, шириной у основания 30 м, общей высотой с деревянным частоколом до 16 м.

В период правления Ярослава Мудрого был построен Софийский собор с многочисленными фресками и мозаиками, наиболее известной из них является Богоматерь Оранта. В 1051 году князь Ярослав собрал епископов в Софийском соборе и избрал митрополитом местного уроженца Илариона, чем продемонстрировал конфессиональную независимость от Византии. В том же году монахом Антонием Печерским была основана Киево-Печерская лавра. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора, художника Алипия. В 1054 году состоялся раскол христианской церкви, но Киеву удалось сохранить хорошие отношения с Римом.

Третьей по времени возникновения частью старого Киева стал так называемый город Изяслава-Святополка, центром которого был Михайловский Златоверхий монастырь. От Старокиевского плато его отделял овраг-балка, вдоль которой, по одной из версий, проходил летописный взвоз Боричев, где когда-то была старорусская таможня. В 1068 году было организовано вечевое выступление против Изяслава после поражения русских войск в битве с половцами на реке Альте. В итоге Изяслав был вынужден бежать в Полоцк, престол временно занял Всеслав Брячиславич.

Глава 4.

В Киеве был воздвигнут ряд памятников, образовавших настоящий ансамбль между Золотыми воротами и Софийским собором. Общая композиция Золотых ворот имеет тысячелетнюю традицию: через византийские образцы она восходит к римскому строительству 1 в. д. Н. Э. И последующего периода; уже в таких памятниках, как Порта деи Леони в Вероне, Порта Претория в Аосте, Порта Нигра в Трире, встречается арочный проезд, невысокий закрытый ярус над ним с рядом арочных проемов и верхняя боевая площадка.

В Византии стремлении усилить неприступность ворот приводило к помещению на них священных изображений (например, икона Спасителя на воротах Халке). В Киеве над вратами встала церковь Благовещения, символизируя покровительство высших сил городу и государству.

Строительство Ярослава Мудрого стало школой для мастеров второй половины 11 века, но при этом основные их поиски шли уже на основе традиционного трехнефного типа храма.

Архитектура Киева второй половины 11 – начала 12 века представляет собой целостное художесвенное явление, преемственно связанное со строительством киевских монастырей. Новые постройки возникают почти беспрерывно. В Киеве формируется крепкая архитектурная школа со своими строительными и художественными традициями. Грандиозность и разнообразие форм, связанные прежде всего с требованиями киевских заказчиков, сводчатые конструкции, вызывающее восхищение качество работ вызывают ассоциации не только с кругом памятников Константинополя, но и с созданиями античного Рима, с его инженерией и ремеслом.

Основным процессом в зодчестве второй половины 11 века стало формирование особого типа трехнефного храма, послужившего каноническим образцом уже всего последующего развития древнерусского искусства.

Многоглавие русских памятников было связано с устройством в них обширных хор. Во второй половине 11 века хоры остаются лишь над нартексом и западными углами наоса киевских храмов. Галереи, обязательные для эпохи Ярослава Мудрого, исчезают, так же, как и восточные пределы. Хоры теперь получают свет через большие окна в стенах храма; храмы становятся одноглавыми.

К началу 12 века окончательно формируется тип закомарного храма, о чем свидетельствует возведение в этот период в Киеве Михайловского собора Дмитриевского монастыря и Троицкая надвратная церковь Печерской лавры. Формирование закомарного храма было главным процессом в развитии киевской архитектуры второй половины 11 века.

К концу 11 века Киев уже не являлся единственным городом, в котором ведется систематическое строительство. Новая артель с конца 1080-х годов интенсивно работает в Переяславле. Ее деятельность началась с создания центрального памятника – Михайловской церкви, ставшей главным храмом города.

Картина жизни киевского зодчества в целом оказывается весьма разнообразной, процесс формирования закомарного храма обогащается многими дополнительными явлениями и формами. Существовали и новаторские памятники – это Спасская церковь на Берестове в Киеве. Она выделяется обилием оригинальных приемов.

Новгородское храмовое строительство на протяжении 12 века встретилось с требованиями уже не княжеской, а более широкой культуры. Первый раз это обнаружилось при строительстве Антониева монастыря.

В Новгороде дольше, чем в других землях великокняжеские вкусы и воззрения определяли жизнь искусства, поэтому смена их здесь новыми тенденциями знаменовала одновременно завершение развития культуры Киевской Руси, могучего государства восточных славян 9 –11 веков.

 

Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: “ Церкви дивна и славна всем округниим странам…”Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии“посажения ”на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг.

Последние перестройки XVII- XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37* 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей–двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей).

 

Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен –ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.

Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это–стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство. В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной ) и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид.

Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской одиннадцатого века–260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески–это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле– характерная черта Софии Киевской. Золотые ворота в Киеве –один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда–6, 4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8, 43, 11, 12 и 13, 36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности“смешанной”, или “полосатой” кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе). Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров; с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ– “малую башню”; проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой – подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой –створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале.

Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного храма одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода– меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины–голосники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити.

Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева–Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы“ Слово о полку Игореве” киевский князь Святослав. Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.

Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад–восток. Его размеры 31* 18, 4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т. е. “полосатой” кладки на известняково-цемяночном растворе. Центральное подкупольное пространство храма – высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части –контрастировало с остальными помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественные произведения периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской церкви характерна выраженная графичность лиц. Также интересно сочетание крупных белых, розовых, голубых и олив

Древнейшим каменным храмом на Руси является Десятинная церковь в Киеве (989-996) о которой мы судим лишь по ее открытым раскопками фундаментам. Первоначально это был крестово-купольный, шестистолпный храм, вскоре расширенный путем обстройки открытыми пониженными галереями. По свидетельству письменных источников храм был 25-главным, напоминал многоглавие деревянной Новгородской Софии. Десятинной церковь эта была названа потому, что великий князь выделял одну десятую своих доходов на содержание и храма, и митрополита со всем его двором. Первый храм на Руси отличался величием архитектурных форм и художественным богатством внутреннего убранства.

Киевский Софийский собор - прекраснейшее и наиболее величественное создание зодчих 11 века. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Могучие лестничные башни с шатровыми верхами, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали величавую торжественность храма. Над его закомарами поднимались 13 куполов, образующих пирамидальную композицию верха. Грандиозность и пышность внутреннего пространства храма подчеркивалась сверкающей поверхностью мозаичных полов, тонкой резьбой, обилием драгоценной утвари и богатых тканей. Смелостью и оригинальностью замысла зодчие Ярослава превзошли своих византийских собратьев. В целом образ Софийского собора был проникнут идеей величия и силы русского народа, объединенного в могучем государстве, чувством его торжества и ликования.

Древнейшие памятники каменного зодчества 10-11 веков являются органической частью Культуры Киевской Руси. Прежде всего, в них запечатлена идея величия и могущества русской державы, триумфа русского народа, объединенного в единое государство, выраженная в грандиозности и пышности зданий; многоглавие храмов, мощные лестничные башни способствуют выявлению этой идеи. В целом архитектура проникнута торжественным и оптимистическим настроением.

Высокое художественное совершенство и своеобразие памятников древнего русского зодчества10-11 веков ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.

Ни в Византии, ни на Западе нельзя было встретить храмов с большим количеством куполов. Это - чисто русское явление, наследие деревянного зодчества, перенесенное затем на каменную постройку. Первая София - в Новгороде была дубовая, тринадцатикупольная. Эта старая традиция жила в деревянном зодчестве очень долго и, между прочим, дошла до нас в деревянной 23-главой церкви Кижского погоста.

В ознаменовании побед поэты и летописцы слагали песни и исторические хроники, талантливые зодчие возводили величественные храмы, художники украшали их замечательными фресками и иконами.

Лучшие русские художники и зодчие сумели выразить в своем творчестве мысли, чувства и надежды полного сил и дерзания народа, его горделивое самоутверждение как независимой нации, его душевную чистоту и возвышенную мечту о совершенной гармонии человека, о жизни и согласии и мире, законам добра и красоты.

 

 

Заключение.

«Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства,- писал И.Э. Грабарь,- приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм,- словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».

Природная архитектурная одаренность русского народа была развита наследственной выучкой древнерусских зодчих и любовным изучением многочисленных образцов, так что ремесленный навык перерастал в тонкое чутье и понимание красоты, равное по силе могучему и безошибочному врожденному инстинкту. Это качество русские зодчие передали и мастерам нового времени.

Мудрая простота и ясных архитектурных композиций и форм, практическая, функциональная оправданность всех деталей и приемов, органическое единство художественного и конструктивного начал, подлинная монументальность, достигаемая за счет не величины сооружения или обилия украшений, а высокой гражданственности и патриотической идеи, воплощенной в нем, последовательный реализм. Полное слияние архитектуры и природы, наконец, та человечность, гуманизм, которые так волнуют нас при встрече с каждым произведением истинного искусства, - вот чему учит нас история русского деревянного зодчества. Это не временные, преходящие, но вечные и неизменные принципы архитектурного искусства.

Русская деревянная архитектура - неотъемлемая составная часть всей отечественной художественной культуры. Для всего русского зодчества она являлась как бы гигантской творческой лабораторией, в которой народ создавал и испытывал новые формы и приемы. Между деревянной и каменной архитектурой существовали всегда теснейшие взаимосвязи и взаимовлияния. «Сама история московского зодчества, - писал один из крупнейших русских художников и искусствоведов академик И.Грабарь, - есть в значительной степени история перенесения деревянных форм на каменные сооружения».

 

Список использованной литературы.

1. М. Ю. Брайчевский. Когда и как возник Киев. — Киев: Наукова думка, 1964. — С. 96 (181).

2. М. Г. Рабинович. Из истории городских поселений восточных славян // История, культура, фольклор и этнография славянских народов. — Москва, 1968.

3. Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). — Издание второе, исправленное и дополненное. — Киев: Издательство политической литературы Украины, 1979. — С. 171-178

4. Всемирная история архитектуры

5. https://ru.wikipedia.org

6. http://www.arhitekto.ru/txt/2russ03.shtml

7. http://www.0zd.ru/kultura_i_iskusstvo/drevnerusskaya_kultura.html

8. http://tehlib.com/arhitektura/drevnerusskaya-arhitektura-serediny-xi/

9. http://kulturaege.ru/publ/kultura_egeh/drevnej_rusi_9_12_vekov/arkhitektura/3-1-0-2

10. http://society.polbu.ru/russia_history/ch03_all.html

 

 

Список использованных архитектурных терминов.

Амвон (др.-рус. амбонъ, от греч. ambon — возвышение), в раннехристианских базиликах — возвышение в центре нефа, под средокрестием, с которого читали Евангелие. Позднее его заменили приподнятой алтарной частью — вимой, которую тоже стали называть амвоном или пресбитерием. В православных храмах амвон — полукруглый выступ солеи, площадки перед царскими вратами иконостаса. В католических соборах по сторонам алтаря воздвигают две кафедры: одну для чтения Евангелия, другую — Апостола, посланий и проповедей (ср. кантория). В христианской символике амвон — Голгофа, а храм — весь мир. Амвон также уподобляют камню, отваленному от гробницы Христа после Его Воскресения, а алтарь — гробнице. В средневековых храмах Франции амвоном называли навесную галерею, проходящую поперек нефа и отделяющую его западную часть от хора, расположенного в восточной части. В центре амвона устанавливали Триумфальный крест с распятием. В Германии такую перегородку именуют леттнер, в Англии — скрин.

 

Ансамбль(франц. ensemble — вместе, сразу, от semblable — похожий, подобный; греч., лат. symplegas — сцепление, сплетение), художественно-образная целостность частей, каждая из которых вполне законченная композиция. Ансамбль, таким образом, представляет собой более сложную целостность, чем обычная архитектурная композиция. Поэтому задачей архитектора является согласование в пространстве и во времени (концептуальном времени восприятия художественного произведения) многих тем, форм, объемов, силуэтов. Ансамблевая целостность может достигаться на основе согласования формальных элементов композиции — с помощью симметрии, ритма, пропорций, масштабности либо на основе единства стиля. Ансамбль стилистически разнородных элементов называют контекстуализмом. Не все архитектурные стили обладают достаточными ансамблевыми возможностями. В Риме крупнейшие архитектурные ансамбли создавались в XVII в., в эпоху Барокко. В Париже — во второй половине XVIII в. в период Неоклассицизма и в период Второго Ампира в середине и второй половине XIX в. В Петербурге — в первой трети XIX в. архитекторами русского Ампира.

 

Звонница, колокольня. Иногда то же, что звон — верхняя площадка, или ярус (“ярус звона”), башни-колокольни. В отличие от западноевропейской архитектуры, на Руси звонницы чаще строили не в виде башен, а в форме стенок с проемами для подвески колоколов. Проемы делали разного размера в зависимости от тона колокола. Звонницы ставили отдельно либо связывали с объемом храма.

 

Композиция (лат. compositio — составление, сочетание), художественно-образный тип структуры. “Организм”, в котором все элементы связаны образным смыслом. Архитектурная композиция рождается на основе переосмысления строительной конструкции (см. ордер).

 

Фасад (франц. fac.ade, итал. facciata, от faccia — лицо), вид внешних стен здания (см. экстерьер) под прямым углом зрения: точно спереди (передний фасад), сбоку (боковые фасады), сзади (задний фасад). Вид с угла называют перспективой, вид сверху — планом, вид снизу — плафоном.

Церковь (др.-рус. црькы, через готск. kiriko, от греч. kyriakon — “дом Господень”), восточное название христианского православного храма. В широком значении — собор, единение верующих (см. также капелла; часовня).

Приложения.

Иллюстрации

Десятинная церковь

Киев 989 г

Церковь Пресвятой Богородицы, первое каменное строение, разрушено в 1204г.

 

Золотые ворота

Киев 1037 г.

 



2015-11-07 993 Обсуждений (0)
Список использованных архитектурных терминов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Список использованных архитектурных терминов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (993)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)