Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Особенности экологической журналистики




 

За последнее десятилетие в мире участились разнообразные кризисы: нестабильность международных валютных рынков, крупнейшие предприятия становятся банкротами, в 2014 году нестабильная политическая обстановка. Практически каждая страна мира сейчас находится в экологическом кризисе - «обратимом изменении равновесного состояния природных комплексов, характеризующиеся увеличением влияния измененной людьми природы на общественное развитие».

Еще в годы советского союза корреспонденты газет, различной направленности, интересовались и писали на тему природоохранной проблематики, но сама «экологическая журналистика» выросла в отдельную специальность только в начале 90 годов ХХ века. Ассоциация журналистов-экологов была создана в 2009 году Союзом журналистов России. Целью организации стало «содействие профессиональной творческой деятельности российских журналистов, специализирующихся в экологической тематике». За шесть лет деятельности организации было проведено множество конкурсов для журналистов, пишущих на экологическую проблематику. Это является доказательством того, что экологическая журналистика оформилась в популярную специальность.

Для того чтобы разобраться с кругом тем, с которыми приходится сталкиваться журналисту, освещающему экологические вопросы, необходимо дать определение термину. По мнению А.А. Горелова экология «наука, изучающая взаимосвязи организмов с окружающей средой, т.е. совокупность внешних факторов, влияющих на их рост, развитие, размножение и выживаемость». Данная точка зрения определяет экожурналистику как раздел научной журналистики. Вместе с тем Н.В. Калинина считает, что «основной задачей научной журналистики является популяризация научного знания. Задачи же экологической журналистики отнюдь не сводятся к пропаганде экологических знаний». Исходя из этого можно сделать вывод, что для экожурналистики необходимо более широкое определение.

Можно согласиться с учёными В.Б Колесниковой, О.А Берловой что, любой материал, который отражает природоохранную проблематику и затрагивает взаимоотношения между человечеством и неживой природой является элементом экологической журналистики. Они считают, что экожурналистика это - «тематический раздел журналистики, который занимается непрерывным и широким освещением экологических вопросов, как глобального, так и локального значения».



Основным отличием материалов об окружающей среде от других журналистских работ, является то, что в основе первых лежит особый род информации - экологический. Исследователи журналистики не дают четкого определения данному понятию, поэтому мы считаем целесообразным рассмотреть экологическую информацию как правовую категорию. 25 июня 1998 года в городе Орхусе (Дания) на 4-й Конференции министров окружающей среды европейских стран в рамках Процесса «Окружающая среда для Европы», ООН была принята «Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Согласно данному документу экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной и иной другой материальной форме о:

· состоянии элементов окружающей среды;

· факторах, таких, как вещества, энергия, шум, излучение, а также об административных мерах, соглашениях и политике в области окружающей среды;

· состоянии здоровья и безопасности, условиях жизни людей, а также состоянии объектов культуры, зданий и сооружений, в той мере, в которой на них может воздействовать состояние окружающей среды;

Экологическая информация может быть представлена в различных видах: в форме протокола о состоянии почвы, в материалах по оценке воздействия планируемой деятельности, в виде закона, регламентирующего воздействия на окружающую среду. Журналист работает прежде всего с экологической информацией, отражающей, насколько та или иная среда пригодна для жизнедеятельности человека.

Так как экожурналистика выросла в отдельную тематическую деятельность, то она имеет определенные функции, которые выделил В.Л. Цвик:

· Информационная функция, целью которой является предоставление достоверной информации об экологической ситуации, а также о возможном влиянии того или иного явления окружающей среды на жизнь и здоровье населения. Это основная функция для всех изданий , потому что направлена на констатацию фактов действительности и не требует глубокого анализа.

· Организаторская функция. Материалы, выполняющие эту функцию должны побуждать людей к активным действиям для решения экологических проблем. Чаще всего, находит свое отражение на страницах специализированных изданий и Интернет-сайтах экологических организаций.

· Просветительская функция. Ее целью является знакомство читателей с функционированием экосистем, демонстрация взаимосвязей между различными процессами окружающего мира. Данная функция характерна для научных и научно-популярных изданий, так как требует от автора высокой степени осведомленности в вопросах экологии.

· Контролирующая функция, направленная на освещение деятельности властей, предприятий и фабрик, оказывающих влияние на состояние окружающей среды и призванная обеспечивать беспрепятственный доступ к экологической информации. В полной мере данная функция может выполняться в изданиях, независимых от государственных структур и обладающих высоким авторитетом среди аудитории, так как связывает экологическую ситуацию с политическими и экономическими проблемами общества.

Как говорилось ранее, материалы на экологическую проблематику выпускаются в специализированных узких изданиях и в изданиях с более общей направленностью. Специализированные издания преподносят читателям детальное состояние окружающей среды, так же избегают ошибок и фактических неточностей. Чаще всего содержится информация позитивного характера: (пример). Между тем статьи в узких изданиях трудно воспринимаются широкoй публикой. Периодика же наиболее доступна для восприятия читателя: различные формы жанров и художественность текста, быстрое получение информации посредством своих журналистов является главным преимуществом. Однако необходимо заметить, что рядовые журналисты не всегда имеют базовые экологические знания, и довольно часто информация в тексте искажается. Порой журналисты придают статьям большую сенсационность, это связано с тенденциозностью отражения природоохранной ситуации ( пример ).

Любая информация на тему экологии касается самого сильного инстинкта человечества - инстинкта самосохранения и выживания , потому что наше здоровье и наша жизнь полностью зависит от экологической обстановки. Именно по этой причине аудитория живо воспринимает статьи об окружающей среде. Обычному человеку не всегда удается понять и уловить связь взаимоотношений между экологическими процессами. Исходя из этого, я делаю вывод, что любое отклонение от нормы в окружающей среде воспринимается весьма негативно читателями. СМИ несут ответственность, когда берутся публиковать экологические материалы, так как это влияет на настроение в обществе. Необходимо, чтобы корреспондент был осведомлен и объективен в освещаемом вопросе. Небрежное толкование фактов, лишняя громкость и предвзятость могут посеять панику среди читающей аудитории. Напротив – грамотная беспристрастная статья может подтолкнуть людей к действиям по сохранению окружающей среды, а также к решению проблем экологии на государственном уровне. Исходя из этого, существует две точки зрения на то, кто должен писать материалы об экологии.

С одной стороны, дать наиболее полную и обоснованную информацию о состоянии окружающей среды, привести статистику, установить причинно-следственные связи под силу только специалисту в области экологии. Однако, как утверждает заместитель главного редактора «Российской газеты» Алексей Савин, задача экологической журналистики состоит не в том, чтобы обвинять промышленников, чем в большинстве материалов занимаются экологи, а в том, чтобы дать наиболее объективную информацию по вопросам окружающей среды. В качестве недостатков в публикациях, выполненных экологами, также выделяются: перегруженность цифрами, обилие терминов, присутствие информации, сложной для восприятия неспециалистом.

С другой стороны, рассказать о сложившейся экологической ситуации просто и доступно для аудитории способен лишь журналист. Но здесь следует учитывать то, что, не обладая достаточными знаниями в области экологии, журналист может неправильно интерпретировать слова ученых, и, как следствие, выдать аудитории ложную информацию.

 

 





Читайте также:





Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)