Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационный момент



2015-11-07 1764 Обсуждений (0)
Организационный момент 0.00 из 5.00 0 оценок




Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок, на котором вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковиках, облегчающих поиск нужной информации. Но для успешного достижения нашей цели давайте ответим на несколько вопросов из изученных вами ранее тем и повторим правила ТБ при работе за компьютером:

1. ТБ.

2. Какие виды компьютерных сетей вам известны?

3. Что такое Интернет?

4. Какие программы для выхода в Интернет вам известны? Какое общее название у этих программ?

5. Почему Интернет так популярен в сегодняшнем мире?

Спасибо за ответы. Молодцы!

Изучение новой темы

Учитель: А сейчас мы поговорим о поиске информации в Интернете (Приложение 18 диск, слайд1).

Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.

Для поиска в сети Интернет можно пользоваться специализированными сервизными службами, которые позволяют по ключевым словам найти тот или иной документ. Их называют поисковыми системами. Кроме поисковых систем, существую метапоисковые системы. Они не имеют свои поисковые машины, а пользуются возможностями других поисковых систем.

Поисковые системы представлены для пользователей в виде веб-страниц с удобной навигацией. Достаточно ввести адрес системы, и необходимая страница представлена вашим услугам. Другая возможность, встроенная в браузер, представлена на панели в виде кнопки «Поиск»

- Скажите какие способы поиска информации вы знаете?

Существуют три способа поиска информации в Интернете (слайд2):

1. Указание адреса страницы.

2. Передвижение по гиперссылкам.

3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Остановимся на каждом из них:

(слайд3): Указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

(слайд4): Передвижение по ссылкам – Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.

Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

(слайд5): Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернета популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru), Rambler (rambler.ru) и некоторые другие.

(слайд6): Что же такое – поисковая система?

Во всемирной паутине Интернет находится несколько тысяч поисковых систем. У каждой системы свои достоинства и недостатки. Критерием выбора поисковой системы могут служить такие характеристики, как:

· Принцип работы поисковой системы.

· Удобство использования.

· Сложность языка запросов.

· Скорость работы.

(слайд7): Существуют 2 основных типа поисковых систем Интернет: индексные и классификационные (каталоговые).

Индексные поисковые системы, работая в автоматическом режиме обновления своей информации, просматривают в сети Интернет содержимое серверов, индексируют всю информацию, содержащуюся в них и вносят информацию о расположении слов на страницах сайтов в свои базы данных.

Каталоговые системы поиска содержат тематически структурированный каталог серверов и чаще всего пополняются вручную.

(слайд8): Основные понятия и характеристики результатов поиска.

Информационная потребность – сведения и данные, необходимые пользователю в данный момент.

Свойство релевантности – совокупность документов, которая соответствует запросу.

Полнота поиска– отражает отношение релевантных откликов к количеству всех возможных документов, удовлетворяющих информационную потребность потребителя.

Точность поиска – выражает отношение совокупности релевантных откликов, к количеству всех выданных документов.

(слайд9): А теперь давайте попробуем вывести правила поиска информации в сети Интернет?

1. Учитывать особенности естественного языка.

2. Не допускать орфографических ошибок.

3. Избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов.

4. Не писать большими буквами.

5. Исключать из поиска не нужные слова.

(слайд10): Понятие языка запросов.

Синтаксис языка Значение Пример
! Запрет перебора всех словоформ ! педагогическая система (из поиска будут исключены слова педагогические системы)
+ Обязательное присутствие слов в найденных документах Педсовет по+пятница (должны быть выбраны страницы, где встречаются слово не только педсовет) но обязательное условие наличие слова «пятница»
& Обязательное вхождение слов в одно предложение Педагогическая & система
«» Поиск устойчивых словосочетаний «педагогическая система» (учитывается строгая последовательность слов, слово «система педагогическая» будет исключена)

А теперь ответим на несколько вопросов (слайд11):

– Назовите основные способы поиска информации?

– Какие два вида поисковых машин вы знаете?

– Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.

– Назовите правила поиска информации?

- Для чего используются языки запросов?

 

3. Практическая деятельность за ПК:

Учитель: А теперь рассаживаемся за компьютеры и выполним практическую работу. (слайд12). Во время выполнения работы учитель контролирует процесс поиска, для того чтобы ученики не увлекались праздным чтением сайтов, так как им необходимо не только найти нужную информацию, но и сравнить поисковые системы; помогает исправить формулировку запроса, если ученик не нашел ни одного желаемого документа.

1. Сколько стран и какие входят в Евросоюз?

2. Сколько куполов на соборе Василия Блаженного на красной площади?

3. В каком году изобрели компьютерную мышь?

4. На каком этаже в Эрмитаже висит коллекция гобеленов?

5. Сколько этажей в Главном здании Московского университета?

6. Что означает термин «энтропия» с точки зрения теории информации?

7. Какова максимальная глубина Черного моря?

После выполнения задания учащиеся сообщают результаты поиска информации.

В конце урока учитель подводит его итог, оценивает работу учащихся.

Учитель: Урок окончен. Спасибо за урок!


 

Заключение

 

Интернет сегодня – это не только огромное количество компьютеров, но и невероятное количество людей, для которых сеть является принципиально новым способом общения, почти не имеющим аналогов в материальном мире. Человек – существо социальное, и общение с себе подобными – одна из первейших его потребностей. До сих пор еще ни одно техническое изобретение (не считая телефона) не производило такого переворота в этом древнем занятии – общении человека с человеком.

"Интернет" не является отдельной сетью: на самом деле это сообщество сетей – “сеть сетей”, в которую сейчас входит более 2 миллионов компьютеров во всем мире. Достаточно просто быть подключенным к части Сети, чтобы иметь доступ к ресурсам любого компьютера.

“Интернет”– не говоря уже о том, что его появление ознаменовало новую эпоху в развитии коммуникации, - позволило человечеству бесконечно расширить свои познания в любой, даже самой немыслимой, сфере деятельности или исследований. А так как развитию “Интернета”, с одной стороны способствовали коммерческие организации, фирмы, использующие сеть для обмена деловой информации и публикации рекламы, с другой – студенты, помещающие на всеобщее обозрение множество материалов развлекательного характера, то здесь много полезного найдут себе и бизнесмены, и просто любители со вкусом отдохнуть. К настоящему моменту спектр возможностей Сети растет с каждым годом.

Интернет – всемирная компьютерная сеть, представляющая собой единую информационную среду и позволяющая получить информацию в любое время. Но с другой стороны в Интернете храниться очень много полезной информации, но для поиска её требуется затрачивать много времени. Эта проблема послужила поводом к появлению поисковых машин.

Автоматизированная поисковая система – система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

Опыт и практика создания систем в различных сферах деятельности позволяет дать более широкое и универсальное определение, которое полнее отражает все аспекты их сущности.

Информационная система – организованная совокупность программно–технических и других вспомогательных средств, технологических процессов и функционально–определённых групп работников, обеспечивающих сбор, представление и накопление информационных ресурсов в определённой предметной области, поиск и выдачу сведений, необходимых для удовлетворения информационных потребностей установленного контингента пользователей – абонентов системы.

Рассмотрели постановку задачи поиска в общем виде. Для этого мы ответили на три вопроса: что искать, то есть, какие источники информации, где искать (места размещение этих источников) и как искать (какие инструменты для этого использовать).

Каковы основные источники информации, представленные в Интернете? Это документы WWW, статьи в группах новостей и списках рассылки, файлы в библиотеках файлов, справочники адресной информации организаций и людей (электронная почта, адрес, телефон), статьи в тематических базах данных, энциклопедиях.

Это такие популярные ресурсы Интернет, как WWW, группы новостей, списки рассылки.

Безусловно, можно искать нужные источники информации вручную, узнавать адреса из специализированных журналов по информатике и Интернету, использовать специальные бумажные справочники с классифицированными по категориям адресами. Однако для такого изменчивого пространства как Интернет необходимо научиться пользоваться специальными инструментами,

цель которых - собирать данные об информационных ресурсах и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска.

ИПС (информационно-поисковая система) - это система, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных в специальной базе с описаниями источников информации (индексе) на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска.

Главной задачей любой ИПС является поиск информации релевантной информационным потребностям пользователя. Очень важно в результате проведенного поиска ничего не потерять, то есть найти все документы, относящиеся к запросу, и не найти ничего лишнего. Поэтому вводится качественная характеристика процедуры поиска - релевантность.

Релевантность - это соответствие результатов поиска сформулированному запросу.

Основными показателями ИПС для WWW являются пространственный масштаб и специализация. По пространственному масштабу ИПС можно разделить на локальные, глобальные, региональные и специализированные. Локальные поисковые системы могут быть разработаны для быстрого поиска страниц в масштабе отдельного сервера. Региональные ИПС описывают информационные ресурсы определенного региона, например, русскоязычные страницы в Интернете. Глобальные поисковые системы в отличие от локальных стремятся объять необъятное - по возможности наиболее полно описать ресурсы всего информационного пространства сети Интернет.

В общем случае, можно выделить следующие поисковые инструменты для WWW: каталоги, поисковые системы, метапоисковые системы.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что при выполнении запроса поисковая система не ищет документ непосредственно в Интернете. Она обращается к своей базе данных, где в компактном виде собраны данные об информации в Интернете. Возможно, что реальное состояние Интернета несколько отличается оттого, что храниться в базе данных.

Поисковые системы постоянно пополняют и обновляют свои базы данных, чтобы минимизировать такое несовпадение. Существует два способа пополнения информации в базы данных поисковых машин:

- Разработчик Web-страницы самостоятельно добавляет ссылку на неё в поисковую систему. Большинство систем позволяют это сделать совершенно бесплатно.

- Специальная программа, называемая роботом, находит ссылку на новую страницу во Всемирной паутине. Роботы запускаются поисковой системой, что бы проверить, существуют ли ранее найденные документы и не появились ли новые.

 

 


 

Список литературы

 

1. Гусев В.С. Яндекс. Эффективный поиск – Москва, Санкт – Петербург, Киев.: Диалектика,2007г.

2. Гусев В.С. Google. Эффективный поиск – Москва, Санкт – Петербург, Киев.: Диалектика, 2007г.

3. Егоров А.Б. Поиск в Интернете – Санкт – Петербург.: НиТ, 2007г.

4. Кузьмин А.В. Золотарева Н.Н. Поиск в Интернете – Санкт – Петербург.: Издательство НиТ, 2006г.

5. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.2-11 классы.-2-е изд., и доп.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-380 с.

6. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер.-5-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.-246 с.:ил.

7. Семакин И.Г. информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборптория знаний, 2008. – 120с.:ил.

8. Экслер А.Б. Самоучитель работы в Интернете – Москва.: NT Press, 2007г.

9. www.clx.ru – Описание зарубежных поисковых систем

10. www.seop.ru – Search engine optimization project, рейтинг основных поисковых систем


Приложение 1

 

Yahoo

 

 


 

Приложение 2

 

Dmoz


Приложение 3

About

 


 

Приложение 4

Aport

 


 

Приложение 5

List.mail

 


 

Приложение 6

Weblist


Приложение 7

Google


 

Приложение 8

Alltheweb

 


 

Приложение 9

Altavista


 

Приложение 10

Holbot


 

Приложение 11

Excite


 

Приложение 12

Ask


 

Приложение 13

Yandex

 

 


 

Приложение 14

Rambler


 

Приложение 15

KM

 



2015-11-07 1764 Обсуждений (0)
Организационный момент 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационный момент

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1764)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)