Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вводная часть реферата



2015-11-07 1767 Обсуждений (0)
Вводная часть реферата 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические указания по написанию реферата, доклада, эссе

Рефераты (доклады)

Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности, имеет регламентированную структуру, содержание и оформление. Его задачами являются:

1. формирование умений самостоятельной работы студентов с источниками литературы, их систематизация;

2. развитие навыков логического мышления;

3. углубление теоретических знаний по проблеме исследования.

Текст реферата должен содержать аргументированное изложение определенной темы. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам) и включать разделы: введение, основная часть, заключение, список используемых источников. В зависимости от тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.

Критериями оценки рефератаявляются: новизна текста, обоснованность выбора источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдения требований к оформлению.

Оценка «отлично»ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность; сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция; сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём; соблюдены требования к внешнему оформлению.

Оценка «хорошо»– основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.

Оценка «удовлетворительно»– имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата; отсутствуют выводы.

Оценка «неудовлетворительно» –тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы или реферат не представлен вовсе.

ПРАВИЛА РАБОТЫ
НАД РЕФЕРАТОМ

Важной частью учебной работы, позволяющей эффективно и своевременно обеспечивать учащихся новой научной информацией, стал реферат. Именно он существенно сокращает время студентов на обработку информации. Сущность реферата заключается в максимальном сокращении объема источника информации при существенном сохранении его основного содержания. Сообщение освобождается от всего второстепенного, художественного, поясняющего, сохраняется лишь сама суть содержания. Реферат призван давать лишь самую существенную информацию о новых достижениях науки. Если его тема заинтересует читателя, а содержащейся в нем информации ему окажется недостаточно, то по указанным в нем ссылкам на выходные данные можно всегда найти сам первоисточник и получить искомую информацию в полном объеме. Таким образом, реферат выполняет важную функцию – знакомит читателя с наличием источников нужной информации, а его автор проводит систематизацию многочисленных источников информации.

Реферат относят к вторичным документальным источникам научной информации. В нем сообщаются сведения о первичных документах, т. е. работа над ним заключается в преобразовании информации, изложенной в каждом первичном документе или определенной их совокупности (например, сборник статей), и обобщении наиболее существенных элементов этих документов. На основе использования вторичных документов комплектуются информативные издания – реферативные журналы, справочная литература и др.

Таким образом, реферат (от лат. refero – сообщаю) представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов) литературы по теме с раскрытием его основного содержания по всем затронутым вопросам, сопровождаемое оценкой и выводами референта. Он должен дать читателю/слушателю объективное представление о характере освещаемой работы, раскрыть наиболее существенные моменты ее содержания.

Цель реферата – дать читателю относительно полное представление о затронутых в первоисточнике вопросах и тем самым освободить пользователя от необходимости полного изучения первоисточника.

В реферате не используются рассуждения и исторические экскурсы. Материал подается в форме консультации или описания фактов. Информация излагается точно, кратко, без искажений и субъективных оценок. Краткость достигается во многом за счет использования терминологической лексики, а также применения таблиц, формул, иллюстраций.

Текст реферата не должен быть сокращенным или механическим пересказом реферируемого материала. В нем должно быть выделено все то, что заслуживает особого внимания с точки зрения новизны и возможности использования в будущей научно-исследовательской работе. В тексте реферата не должно быть повторений и общих фраз. Исключается использование прямой речи и диалогов. Целесообразно включить в текст реферата основные выводы автора первоисточника.

Изложение реферата отличается предельной точностью, которая достигается за счет экономной структуры предложения и правильного употребления терминов. Они помогают с максимальной точностью передать содержание первичных документов. Для краткости рефератов разумно использовать сокращение терминов. Система сокращения позволяет достичь значительной экономии места без ущерба для содержания. Такие сокращения могут быть и общепринятыми в языке (т. д., др.) и типичными для данного источника.

Для языка реферата свойственно использование определенных грамматико-стилистических средств. К ним в первую очередь следует отнести простые законченные предложения, которые способствуют быстрому восприятию реферата. Для характеристики различных процессов могут быть использованы причастные обороты, обеспечивающие экономию объема. Употребление неопределенно-личных форм позволяет сосредоточить внимание читателя только на существенном, например, «анализируют, применяют, рассматривают» и т. д.

Особенностью языка реферата является большое число перечислений, которое появляется в результате сжатия логического изложения. Перечисления могут иметь вид перечня или лишь называть затронутые в работе второстепенные вопросы, например, «рассмотрены различные подходы к решению проблемы, представлен подробный перечень их анализа» и т. д.

Для повышения информативной и справочной роли реферата используются иллюстрации и схемы реферируемой работы.

Объем реферата может составлять от 10 до 15 страниц А4 формата машинописного или рукописного текста, давая при этом во втором случае возможность его легко читать.

На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, форму обучения, номер группы, а также фамилию и инициалы, ученую степень и звание научного руководителя, а в самом конце работы ставит дату написания и личную подпись.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок, которые делаются постранично внизу основного текста. Сноска на нормативный правовой акт должна содержать полное и точное название акта, дату его принятия и дату последних изменений или редакции акта, номер, официальный источник публикации, с указанием названия, года издания, номера, статьи. Сноска на иной источник должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующее положение. Для статей из журналов и сборников следует приводить фамилию, инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника с указанием года издания, номера (или выпуска), страниц. При ссылке на газету указываются ее название, год и дата выпуска.

Сноски следует оформлять в соответствии с требованиями, предусмотренными для оформления библиографического списка, установленными действующим законодательством.

Текст реферата или доклада после его окончательной подготовки и оформления подлежит тщательной проверке студентом. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке.

Срок подготовки реферата или доклада определяется научным руководителем, но не может быть менее 7 календарных дней. Содержание доклада обязательно устно освещается студентом на семинаре, научной конференции.

Докладчик должен освоить основные нормативные предписания и дополнительную литературу и в полной мере донести ее до слушателей, которые могут фиксировать главные идеи доклада. Студент в течение 5 мин в устной форме кратко излагает основные положения своей работы. После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты с указанием на слабые и сильные стороны работы. Докладчику предоставляется возможность аргументировать свою позицию по указанным оппонентами «недостаткам». На основе обсуждения студенту выставляется оценка.

Сущность и методы компрессии
материала первоисточника

Возможность выражать одну и ту же мысль разными словами лежит в основе компрессии материала при реферировании. В содержании каждой мысли всегда имеется главное и второстепенное, есть причины и следствия, есть логические посылки и есть логические выводы. Все эти элементы составляют содержание всего сообщения, реферат же призван передать не все это сообщение, а лишь основную информацию, содержащуюся в нем. Так, если следствия не имеют существенного значения для практического использования, то в реферате они не находят своего выражения, точно так же могут опускаться различные посылки при сохранении вытекающих из них выводов.

В ходе реферирования всегда выполняются две задачи:

⦁ выделение основного и главного;

⦁ краткое формулирование главного.

Таким образом, сокращение исходного материала идет двумя путями: по линии отсеивания второстепенного и несущественного и по линии перефразирования главной мысли в краткую форму речевого произведения.

Экспериментально установлено, что для успешного выполнения этих двух задач необходимо пользоваться следующей последовательностью действий:

1. Проводится беглый просмотр первичного документа и ознакомление с общим смыслом. Обращается внимание на заголовки, графики, рисунки и т. д.

2. Текст читается повторно, более внимательно для ознакомления с общим содержанием и для целостного восприятия. На данном этапе определяются значения незнакомых слов по контексту и по словарю. Необходимо досконально понять все нюансы содержания, разобраться в научно-практической стороне освещаемого вопроса и, если необходимо, то пополнить свои знания по этому вопросу из других доступных источников. Известную помощь тут могут оказать различные энциклопедические справочники, специальная литература по юриспруденции.

3. Определяется основная тема текста.

4. Проводится смысловой анализ текста с целью выделения абзацев, содержащих информацию, которая подтверждает, раскрывает или уточняет заглавие текста, а следовательно, и основную тему. Абзацы, содержащие информацию по теме, отмечаются знаком плюс (+), где нет существенной информации знаком минус (–). Абзацы, требующие проведения дополнительного анализа, отмечаются вопросительным знаком (?). Зачастую источник информации изначально имеет разбивку на главы и разделы.

5. Перечитываются абзацы, вызвавшие трудность в понимании. Если возникает необходимость, делается перевод. После выяснения смысла отрывка он помечается знаком плюс (+) или минус (–).

6. Распределяется весь материал на три группы по степени его важности:

⦁ выделение наиболее важных сообщений, требующих точного и полного отражения в реферате;

⦁ выделение второстепенной информации, которую следует передать в сокращенном виде;

⦁ выделение малозначительной информации, которую можно опустить.

7. В каждом абзаце, отмеченном знаком плюс (+), определяется ключевая мысль, которая записывается с номером абзаца. Таким образом, составляется логический план текста. Желательно каждому пункту плана давать краткое описание, оставляя на бумаге после каждого пункта свободное место для последующего формулирования главной мысли этого раздела. Далее это описание легче всего преобразовать в предложения, формулирующие главную мысль каждого раздела и важнейшие доказательства, подкрепляющие эту мысль, что и составляет сущность самого реферирования. Главная мысль и доказательства записываются одним или двумя краткими предложениями. Завершив, таким образом, обработку всех пунктов плана, необходимо сформулировать главную мысль всего первоисточника, если это не сделано самим автором.

8. Составление реферата. Он, как правило, включает следующие части:

⦁ Собственно реферативная часть (текст реферата).

⦁ Справочный аппарат, т. е. дополнительные сведения и примечания.

⦁ Библиографическое описание первичного документа (если реферат носит обзорный характер, то библиографическое описание всех прореферированных статей располагается в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора).

Текст реферата рекомендуется строить по следующему плану:

1) вводная часть, где говорится о цели и методике исследования или разработке. Вводная часть начинается с предметной рубрики, наименования области и раздела знания, к которой относится реферируемый материал;

2) описательная часть, которая включает конкретные данные о предмете исследования или разработки, его изучаемых свойствах; временные и пространственные характеристики исследования. Описательная часть начинается с главной мысли первоисточника. Обычно в статье главная мысль становится ясной лишь при чтении всего материала, в реферате же с нее начинается изложение содержания, она предшествует всем выводам и доказательствам. Такая последовательность изложения необходима для того, чтобы с самого начала изложения сориентировать читателя относительно основного содержания источника. Выявление главной мысли источника становится весьма ответственным делом референта и требует от него вдумчивого отношения к реферируемому материалу. Иногда эта главная мысль самим автором даже не формулируется, а лишь подразумевается. Референту необходимо суметь сжато сформулировать эту главную мысль, не внося в нее своих комментариев. Далее содержание реферируемого материала излагается в последовательности первоисточника. Как правило, дается формулировка вопроса, приводится вывод по этому вопросу и необходимая цепь доказательств в их логической последовательности;

3) заключительная часть, которая содержит выводы автора по реферируемому материалу. Безусловно, выводы автора вытекают из главной мысли, поэтому выявление главной мысли помогает понять и выводы автора. Иногда выводы автора отсутствуют, и тогда этот пункт реферата выпадает.

9. Завершают реферат кратким комментарием по схеме:

⦁ актуальность материала;

⦁ степень прогрессивности материала;

⦁ выводы и предложения автора.

10. Составив полный текст реферата, его следует перечитать и при необходимости внести стилистические поправки, стремясь соединить отдельные пункты реферата в единый связный текст, добиваясь логического развития единой для всего материала мысли.

Для правильного понимания специфики стиля приведен список глаголов, широко используемых в текстах рефератов:

а) употребляемые для перечисления основных вопросов: автор рассматривает, описывает, анализирует, называет, раскрывает, говорит, разбирает, показывает, излагает, освещает, останавливается, сообщает;

б) употребляемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала: автор исследует, высказывает, разрабатывает (предположение), доказывает, выдвигает, выясняет, считает, утверждает, полагает;

в) употребляемые для передачи определений и градаций, классификации конкретных проблем, вопросов: автор определяет (дает определение), перечисляет (признаки, черты, свойства), характеризует, сравнивает, формулирует, сопоставляет, констатирует;

г) употребляемые для перечисления вопросов, рассматриваемых в первоисточнике попутно: автор касается, замечает, затрагивает, намечает, упоминает;

д) передающие слова и мысли, которые автор первоисточника выделяет особо: автор выделяет, отмечает, подчеркивает, утверждает, повторяет, специально останавливается, неоднократно возвращается; обращает, уделяет, концентрирует, заостряет, акцентирует, сосредоточивает (внимание);

е) используемые для обобщений, подведения итогов: автор делает вывод, подытоживает, приходит к выводу, обобщает, подводит итоги, суммирует;

ж) фиксирующие, отмечающие аргументацию автора первоисточника с использованием примеров, цитат, иллюстраций, цифр, всевозможных данных: автор приводит примеры (цифры, таблицы), ссылается, опирается, аргументирует, обосновывает, иллюстрирует, подтверждает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, соотносит, исходит, противопоставляет, цитирует;

з) используемые для выражения позиции автора: автор соглашается (согласен), возражает, противоречит, спорит, опровергает, полемизирует, критикует, расходится во взглядах, выдвигает (приводит) – возражения, аргументы, доказательства.

Модель реферата научной статьи

Вводная часть реферата

В статье «...», помещенной в журнале «...» № ... за ... год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы) …

Автор статьи – известный ученый ...

Статья называется (носит название ..., под названием ..., озаглавлена ..., под заголовком .., опубликована в ...) …

 



2015-11-07 1767 Обсуждений (0)
Вводная часть реферата 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вводная часть реферата

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1767)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)