Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В.42. Что такое трансакционные издержки? Какова их структура и величина?



2015-11-06 1722 Обсуждений (0)
В.42. Что такое трансакционные издержки? Какова их структура и величина? 0.00 из 5.00 0 оценок




В ходе производственной деятельности фирма несет производственные и непроизводственные затраты. Последние включают в себя затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. Эти затраты получили название трансакционных издержек.

Для того, чтобы осуществить сделку, фирме необходимо:


  1. выбрать потенциальных партнеров, собрать о них сведения;

  2. убедить их в выгодности совершения сделки (это целый комплекс маркетинговых и рекламных услуг);

  3. провести переговоры, составить договор;


4) обеспечить гарантии выполнения соглашения.

Трансакционные издержки составляют значительные суммы.

В США и странах Западной Европы на их покрытие уходит до 50% стоимости производимых товаров и услуг.

Подсчетов по России, к сожалению, не ведется. Но в условиях плохо организованного рынка, низкой договорной дисциплины, дефицита коммерческой информации, слабого правового обеспечения они должны быть очень велики. Дорого обходится поиск необходимых ресурсов. Всегда существует вероятность обмана, искажения информации о потребительских свойствах товаров и их реальной ценности, недобросовестности контрагента.

В.45. Рутины, их основные типы и черты
Рутины — повторяющиеся, нормальные и предсказуемые процедуры решения бизнес-проблем.

Именно рутины связывают людей в единый коллектив. Любой ра­ботник знает, что он должен делать в той или иной ситуации. A его коллеги в свою очередь понимают, какие задачи ставят перед каж­дым из них его действия. Без людей с необходимыми для конкретной ситуации знания­ми, умениями и практическими навыками рутины неисполнимы.

^ Основные черты рутин:


  • широкое распространение рутин:

 

Комплекс проблем, которые поддаются ре­шению с помощью рутин, исключительно широк, что и предопределяет повсеместное распространение рутин в бизнес-практике. Основную часть времени работники любой фирмы тратят на рутинные операции. Рутинным является процесс производства каждого следующего экземпляра выпускаемого товара, рутинна процедура сбора и обработки заказов, столь же рутин­ны закупки сырья, составление финансовых отчетов и инспекционные поездки высшего руководства по филиалам. Рутинное поведение может быть достаточно слож­ным и гибким.


  • наличие внутренней иерархии рутин:

 

Эффективности рутин способствует и иерархический харак­тер их системы. Столкнувшись со сложным случаем, рядовой испол­нитель может не найти подходящей к нему рутины. Но, попав в ту­пиковую ситуацию, он обычно должен передать дело более опытному сотруднику, т.е. запустить в действие рутину более высокого поряд­ка. Таким образом, эшелонированное построение системы рутин позволяет им быть одновременно эффективными (все простые вопросы быст­ро и дешево решаются на «нижних этажах» системы с привлечени­ем сравнительно неквалифицированных работников) и универсаль­ными (даже сложнейшие задачи могут быть решены специалистами экстра-класса, когда рутина заставит привлечь их к делу).


  • связь рутин с неявным знанием фирмы :

 

.Наконец, очень важно понимать тесную связь рутин с неявными, т.е. нигде не записанными и часто вообще неосознаваемыми знаниями и умениями фирмы. Так, очень многие рутины передаются от сотрудника к сотруднику, где более опытный работник показывает новичку, как можно наиболее эффективно справиться с определен ной задачей.

Еще один распространенный вариант включения неявных знаний в рутину — краткая постановка задачи. Когда начальник предлагает подчиненному взять некую деталь со склада, он не разъясняет соответствующую процедуру, предполагая, что работник ее знает. Какие-то иные рутины существуют в качестве неписаных обычаев (в нашей фирме не при­нято делать так). Ряд других рутин складывается как результат ба­ланса сил между сотруниками фирмы. Например, приказание вы­сокопоставленному менеджеру отдается не в той форме, в которой отдают распоряжение рядовому сотруднику, и т.д.

Несмотря на неявный характер таких установлений, соответ­ствующие рутины строго соблюдаются. Деятельность фирмы имеет тенденцию обрастать «невидимыми» рутинами, ведущими; скрытое существование, но от этого не менее сильно влияющими на работу фирмы, чем явные (скажем, прописанные в должностных инструкциях) положения.


^ Типы рутин:

а) рутины, управляюшие текушим бизнесом с использованием существующего производственного потенциала (рутины краткосроч­ного периода);
б) рутины, управляюшие инвестиционными процессами и, сле­довательно, изменениями производственного потенциала (рутины долгосрочного периода);
в) рутины, управляюшие изменением рутин.
Рутины краткосрочного периода, как правило, предельно децентрализованы. Решения по этому кругу вопросов принимаются на местах, функции же руководства сводятся к контролю.

Инвести­ционные рутины определяют будущее фирмы на длительный пери­од. Инвестиционные решения исклю­чительно ответственны, а потому управляющие ими рутины обычно предполагают участие руководства фирмы.

Третий тип рутин (рутины изменения рутин) на первый взгляд вообше носит нерутинный характер. Однако даже радикальные но­вовведения в работе фирмы час­то имеют рутинное происхождение. Рутины изменения рутин по своей природе ориентированы преимущественно на менеджеров.

В.46.Информационная асимметрия и рынок «лимонов». Фиаско на рынке «лимонов».

Информационная асимметрия — ситуация, когда одна группа владельцев ресурсов или покупателей владеет необходимой для ведения дела информацией, а другая — не владеет.

Информационная асимметрия присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других - весьма значительно. Такая ситуация характерна не только для товарных рынков, но и для рынков труда.

^ Рынок "лимонов".

В 1970 году Джордж А. Акерлоф вызвал мини-сенсацию в экономической науке, опубликовав статью "Рынок "лимонов". Тема статьи затрагивала проблемы рынка подержанных автомобилей, а также дефектных автомобилей в аварийном состоянии - "лимонов" на общепринятом жаргоне. Рассуждения Дж. Акерлофа могут быть изложены следующим образом. Предположим, что имеется два вида подержанных "Фордов" марки "Эскорт" 1985 года выпуска. За некоторыми хорошо ухаживали в процессе эксплуатации и ездили на них аккуратно. Владельцы не продадут их меньше, чем за 2000 долларов, а потенциальные покупатели будут готовы заплатить за них до 2400 долларов. Другие владельцы эксплуатировали свои машины варварски, не удосуживаясь поменять масло и пр., так что нет гарантий, что эти машины могут еще надежно послужить. Владельцы "лимонов" были бы только рады отделаться от них за любую сумму выше 1000 долларов, а покупатели, зная что они берут, никогда бы не заплатили больше 1200 долларов.

Если бы существовали раздельные рынки для хороших машин и "лимонов", не было бы проблем, но Акерлоф указывает на наличие хитрой ловушки: продавцы знают - "лимон" их автомобиль или нет, а покупатели этого знать не могут. Продавец "лимона" недобросовестно расхваливает качество своей машины, тогда как проверить ее истинное состояние покупателю практически невозможно.

Асимметричная информация делает свое черное дело. Не зная, что есть что на самом деле, покупатель вынужден полагаться на случай. Если бы на рынке продавалось равное количество плохих и хороших машин, шанс покупателя приобрести хорошую машину составлял бы 50%. Максимум, который они заплатили бы за машину неизвестного качества, составил бы 1800 долларов - средняя цена двух рассматриваемых типов машин. Однако владельцы хороших машин за 1800 долларов их просто не отдадут, а будут ездить сами. В результате на рынке постепенно останутся только "лимоны". Покупатели заплатят за них до 1800 долларов, т. е. цену, вполне устраивающую продавцов. Таким образом, "лимоны" полностью захватят рынок, хотя потенциальные покупатели ценят хорошие машины выше, чем сами продавцы. Это четкий пример фиаско рынка.

Итак, кто бы ни обладал большей полнотой информации - продавец или покупатель, - асимметричное распределение информации приводит к полному или частичному вытеснению с рынка "хороших" товаров "плохими". Это явление получило название неблагоприятного отбора. Ущерб от неблагоприятного отбора терпят и продавцы хороших товаров, и покупатели, и страховые фирмы, и страхователи, словом, участники всех рынков, на которых этот эффект оказывается значительным.

В.48. Отношение к риску (неприятие, предпочтение и нейтральное) и предпринимательство.
1) Неприятие риска

В силу отрицательной предельной полезности дохода абсолютное большинство людей становится противниками риска. Нормальным с точки зрения отношения к риску считается отрезок CD, на котором человек получает доходы, а не несет убытки. Здесь проявляется эффект замещения и поведение субъекта подчиняется закону убывающей предельной полезности дохода. В частности, в точке М субъект получает 3 ед. дохода, если его удастся каким-то образом увеличить на 1 единицу, то прирост полезности составит 0,5. Вместе с тем, если субъект понесет 1 единицу убытка, то предельная полезность составит (-1), т.е. отрицательный эффект потери в два раза превысит положительный.

В первую очередь это люди, чей доход зациклен лишь на получении стабильного размера заработной платы.


^ 2) Предпочтение риска

Ожидаемая полезность будущих доходов для людей, предпочитающих риск выше, чем отрицательный эффект, связанный с возможными потерями. Это азартные игроки, которых не пугают убытки. Их прежде всего прельщает быстрое обогащение. Функция имеет вид: с ростом дохода она все круче уходит вверх, даже небольшой прирост дохода существенно увеличивает ожидаемую предельную полезность, тем самым создавая стимул для риска. Любителями риска могут стать люди, которые находятся в безнадежном положении (в долгах). В таком случае желание поправить свое материальное положение превышает страх понести убытки, так как это не сильно изменит положение вещей (как был в долгах, так и остался). То же самое применимо и к фирмам.


^ 3) Нейтральное отношение

Выбор построен исключительно на математических расчетах. Такие люди не проявляют ни осторожности, ни азарта. Кривая ожидаемой полезности – прямая. Увеличение дохода ведет к такому же увеличению ожидаемой полезности. Основным критерием выбора для нейтрального к риску лица будет математическое ожидание выигрыша. Особенности «компьютерно-беспристрастного анализа»:


  1. Определение математического ожидания выигрыша = прогноз ожидаемых доходов + учет безвозвратных издержек. При прочих равных условиях предпочтение следует отдать бизнесу с незначительными безвозвратными издержками, которые позволят в случае неудачи выйти из дела с небольшими потерями.

  2. Необходимо учитывать наличие риска, как в случае принятия проекта, так и в случае его отклонения. Например, выпуск нового товара споряжен с риском, но и невыпуск тоже с ним сопряжен. Новый товар могут выпустить конкуренты, и тогда вы будете нести убытки от потери клиентов.


На своего рода устоявшийся национальный взгляд россиян за последний век повлияли: страшная и губительная война, волны эмиграции, подавление инициативы и национализация в советский период, далее частые «обманы» государства, влекущие полную потерю накопленного населением денежного имущества, а также печально известные финансовые пирамиды. Все это (в крайне строго обобщенном варианте) привело к «…стремлению к социальной опеке, к зависимости от государства, к ослаблению частной инициативы, а так же к принятию населением лишь достаточно низких уровней риска».

Предпринимательство

Предприниматель – это человек, который:


  1. Наделен особыми организаторскими способностями.

  2. Умеет предвидеть будущую рыночную конъюнктуру.

  3. Способен особым образом соединить факторы производства в целях создания отдельного вида благ.


Из всех людей предпринимательским талантом обладает не более 5-10%.

Отличительные черты:


  1. Нацелен к получению прибыли, но готов к несению рисков.

  2. Деятельность носит инновационный характер:

    1. Создание нового товара.

    2. Использования оригинального сырья.

    3. Завоевание новых рынков сбыта.

    4. Новые способы организации производства.


И. Шумпетер выделял 3 движущих мотива деятельности предпринимателя:


  1. Потребность во власти.

  2. Воля к победе, стремление к успеху.

  3. Радость творчества.


С точки зрения Й. Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей и их деятельность в определенном смысле является проблемой для общества. Предприниматели выполняют функцию создания чего-то нового, непривычного, неиспытанного, а это противоречит общепринятым нормам и правилам. Поэтому возникает значительное противодействие социальной среды любым попыткам предпринимателя привнести какое-либо новшество. Осуществляя борьбу с консервативной средой, проводя реализацию нововведений и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится «созидающим разрушителем» — постоянно ломает устоявшийся ход вещей ради создания нового.

 

 



2015-11-06 1722 Обсуждений (0)
В.42. Что такое трансакционные издержки? Какова их структура и величина? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В.42. Что такое трансакционные издержки? Какова их структура и величина?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)