Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Сущность и виды прибыли предприятия




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. Лобачевского

 

Факультет управления и предпринимательства

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Внутрифирменное планирование»

тема: «Финансовый раздел бизнес-плана. Прибыль и рентабельность предприятия»

 

Выполнил:

Студент 3 курса, группы 1237э-12д

заочного отделения,

специальности

экономика

Дьяков П.В.

____________________

подпись

 

Проверила:

Макушева Ю.А.

____________________

подпись

 

 

Нижний Новгород,

2014 г.


 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Основная часть

Глава 1. Теоретические основы финансового плана предприятия…………………………………………………………………………6
1.1. Финансовый раздел бизнес-плана …………………..….………….6

1.2 Основные показатели финансового плана…………………………………………………………………….…….9

1.3 Сущность и виды прибыли предприятия………………….………10

1.4 Понятие рентабельности, ее сущность. Значение прибыли и рентабельности в анализе и планировании на предприятия……………………………….14

Глава 2. Анализ и расчет прибыли и рентабельности для ОАО «Газпром»……………………………………………………………………...20

2.1 Краткая характеристика ОАО «Газпром»…………………………..20

2.2 Плановый расчет прибыли и рентабельности ОАО «Газпром»…...21

2.3 Рекомендации по увеличению прибыли и рентабельности

ОАО«Газром»………………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………...25

Приложение1………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………………………..28

 

 


Введение

Современная хозяйственная ситуация вынуждает бизнес особенно внимательно относится к внутрифирменному планированию. Именно бизнес-план является наиболее прогрессивной формой подобного планирования. Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от понимания состояния дел на данный момент, четкого представления того, что бизнес намерен достичь, и планирования процесса перехода из одного состояния в другое.



«Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для совершенствования имеющихся и освоения новых сфер деятельности предприятия, создания новых видов и форм бизнеса.

Бизнес-план – комплексный документ, отражающий важнейшие аспекты и данные, обеспечивающие объективное и целостное представление о современном и будущем состоянии бизнеса. Иначе говоря, бизнес-план – это плановая программа оптимизации бизнеса. Подобный план может быть разработан как для только создающегося предприятия, так и для уже существующей экономической организации на очередном этапе ее развития с учетом ступени их жизненного цикла».[1]

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

1) Резюме;

2) Исследование и анализ рынка;

3) Организационный план;

4) Персонал и управление;

5) План производства;

6) План маркетинговых действий;

7) Потенциальные риски;

8) Финансовый план и финансовая стратегия.

Один из основных разделов бизнес-плана - это финансовый план предприятия. В данном разделе представлены расчеты основных экономических показателей, по которым можно сделать выводы о функционировании и успешности данного бизнеса.

Одни из главных показателей в финансовом плане являются прибыль и рентабельность. Объясняется это тем, что главной задачей функционирования любого предприятия является получение положительных финансовых результатов. Ни одно предприятие не может существовать, не получая прибыли, иначе деятельность предприятия будет бессмысленна. В динамике прибыльность предприятия можно проследить, используя показатели рентабельности. Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим индикаторам, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На эти показатели влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Отсюда вытекает необходимость анализа прибыли, ее планирования, поиска путей повышения рентабельности и целенаправленной и постоянной борьбы каждого предприятия на всех этапах производства за прибыль. Всем этим и объясняется актуальность темы исследования.

Целью исследования является изучение финансового плана, как основного раздела бизнес-плана, а также теоретических и практических аспектов прибыли и рентабельности и методики расчета этих показателей. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

1) Рассмотреть теоритические основы финансового плана предприятия.

2) Дать краткую характеристику основным показателям финансового плана.

3) Дать определение понятиям прибыли и рентабельности, раскрыть их сущность.

4) Рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией.

5) Провести анализ прибыли и рентабельности ОАО «Гапром».

6) Выявить пути и меры увеличения показателей прибыли и рентабельности ОАО «Газпром».

 


ГЛАВА 1 Сущность финансового плана и основные его показатели.

1.1.Финансовый раздел бизнес-плана.

Финансовый раздел - один из важнейших разделов бизнес-плана, так как является главным критерием принятия инвестиционного проекта к реализации. Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.

Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя несколько основных документов: баланс организации, план прибылей и убытков, прогноз движения наличности, оперативный план, план доходов и расходов. Указанные документы носят планово-отчётный характер, такое планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы в рамках определённого периода времени, а приведённые в этих документах данные используются для анализа финансового состояния фирмы.

Кратко охарактеризуем основные документы, входящие в финансовый раздел бизнес-плана:

Оперативный план - отражает результаты взаимодействия фирмы и её целевых рынков по каждому товару и рынку за определённый период, на фирме этот документ разрабатывается службой маркетинга. Совокупность показателей, представляемая в оперативном плане, помогает продемонстрировать руководству компании, какая доля рынка занята фирмой по каждому товару и какую предполагается завоевать.

Структура отчёта о доходах и расходах относительно проста, в него обычно включается выручка от продажи товара, производственные издержки, налоговые и другие отчисления. На основе этих показателей рассчитывается прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты дивидендов, по данным этого раздела можно установить, приносит ли конкретный товар прибыль, сравнить различные товары по прибыльности, с тем, чтобы определить целесообразность дальнейшего производства. Таким образом, конечная задача данного документа показать, как будет изменяться, и формироваться прибыль в течение первого и второго года поквартально и далее – в расчёте на год.

План – отчёт о движении денежных средств показывает, сколько наличности, имеется в распоряжении предприятия и какова потребность в них компании. Данный отчёт составляется как суммарный результат деятельности фирмы по всем видам товаров и услуг, в его структуру в частности входят планируемые и фактические капиталовложения в деятельность компании за отчётный период.

Заключительным документом финансового плана является балансовый отчёт, его особенность заключается в том, что он не отражает результатов деятельности компании за определённый период, а фиксирует сильные и слабые стороны с точки зрения финансов на данный момент. Любой отдельно взятый элемент баланса сам по себе значит немного, однако, когда все эти элементы рассматриваются в соотношении друг с другом, это позволяет судить о финансовом положении фирмы. Составить такой отчёт достаточно легко: он показывает, как будет получен стартовый капитал (источник долга + собственный капитал) и как предполагается его расходовать. В проектировках баланса на дальнейший период должен учитываться исходный баланс, а также особенности развития компании и результаты её финансово – экономической деятельности.

Важная составляющая финансового раздела бизнес-плана — определение источников капитала, необходимого для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала. Данные об источниках капитала увязываются с использованием фондов с конкретным указанием способов и направлений использования капитала.

Стоит также отметить, что составление качественного финансового плана предприятия требует значительных вложений капитала, наличия высококвалифицированных специалистов и менеджеров, высокой степени специализации производства, небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, нередко довольствуются использованием уже существующих разработок, тех или иных технологий производства и товаров. В бизнес-плане дается также оценка и страхование риска. Любой план не обеспечивает гарантии успеха. Условием умелого управления предоставленными ресурсами служит учет возможного риска осуществления проекта. Риск представляет собою вероятность получения позитивного результата в предпринимательской деятельности. Здесь устанавливаются размер риска (возможные потери при осуществлении проекта), вероятность риска, степень управляемости конкретным риском.

Финансовое обоснование проекта выступает критерием принятия инвестиционного решения, поэтому разработка финансового плана должна вестись особо тщательно. Цели и задачи прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности инвестиционного объекта заключаются, прежде всего, в оценке затрат и результатов, выраженных в финансовых категориях.

Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, платежеспособность, оборачиваемость и рентабельность предприятия. Рассчитывают финансовые коэффициенты, характеризующие каждый плановый период, затем анализируют коэффициенты во времени и выявляют тенденции в их изменении. Инвестор, прежде чем вкладывать средства в конкретный проект анализирует его функционирование (деятельность) с целью оценки будущего состояния и перспектив развития, эффективности инвестиций. Показатели (коэффициенты), используемые для анализа и оценки инвестиционного проекта, не исчерпываются рассмотренными ниже, поскольку не существует такого их набора, который полностью бы отвечал поставленным задачам и удовлетворял всем целям анализа.

1.2 Основные показатели финансового плана.

В финансовом разделе бизнес плана рассчитываются множество экономических показателей, по которым можно будет судить о деятельности предприятия. Приведем краткую характеристику некоторых из них:

1) Издержки – данный показатель состоит из двух: переменных (величина которых зависит от объёма выпуска продукции) и постоянных (величина которых не зависит от объёма выпуска продукции) издержек.

2) Валовая прибыль разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции и услуги.

В.П. = В.Д. – И.

Где В.П. – валовая прибыль, В.Д. – валовой доход ( доход, который предприятие получает от своей основной деятельности), И– полные издержки.

3) Чистая прибыль - часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.

Ч.П=В.П.-Н.П.

Где Ч.П. – чистая прибыль, В.П. – валовая прибыль, Н.П. – налог на прибыль (рассчитывается как ставка налога * валовую прибыль).

4) Рентабельность – экономический показатель эффективности предприятия. Существует несколько видов данного показателя. Рентабельность продаж показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле.

R=Ч.П./В.Д.

Где R – рентабельность продаж, Ч.П.-чистая прибыль, В.Д. – валовой доход.

5) Точка безубыточности - минимальный объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

Т.Б.= TFC*P/(P-AVC)

Где Т.Б – точка безубыточности, TFC – полные издержки, P – цена товара, AVC – переменные издержки.

 

Сущность и виды прибыли предприятия


Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере производства в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль измеряется суммой и уровнем. Сумма прибыли выражается в натуральных (денежных) единицах, а уровень прибыли в относительных. Обе эти характеристики позволяют проводить сравнение и анализ как деятельности самого предприятия во времени, так и проводить сравнение и анализ предприятий между собой.

В упрощенном виде прибыль представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций

Можно выделить следующие виды прибыли предприятия: валовую прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль, прибыль к налогообложению и чистую прибыль.

Валовая прибыльявляется показателем деятельности предприятия от производства и реализации продукции. В общем случае она находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры товарной продукции; отпускных цен; цен на сырье, материалы, комплектующие изделия; тарифов на энергию и транспортировки; затрат на оплату труда работающих.

Балансовая прибыльесть показатель эффективности всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При ее расчете используется не только валовая прибыль, но и результаты от прочих внереализационных операций.

Балансовая прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия слагается из алгебраической суммы следующих составляющих:
Рб = Р1 + Р2 + Р3, где
Рб – балансовая прибыль (убыток); Р1 – результат реализации продукции; Р2 - результат от финансовой деятельности; Р3 – сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.

Прибыль от внереализационных операций - это прибыль по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль к налогообложению учитывает льготы, действующие для данного предприятия. К таким льготам относят:
- прибыль, направляемую на перевооружение производства;
- прибыль, направляемую на природоохранные мероприятия в размере 30% от капиталовложений;
- затраты предприятия на содержание социально-культурной сферы, находящейся на балансе;
- взносы на благотворительные цели в экологические и образовательные фонды (не более 3% облагаемой прибыли);
- дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса.

Чистая прибыль определяется вычитанием из балансовой прибыли величины налога на прибыль.

Чем больше прибыли, полученной организацией, остается в ее распоряжении, тем меньше потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уровень ее самофинансирования и финансовой устойчивости.

Анализ прибыли производится в несколько этапов.

На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы роста анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность:
а) изменение объема товарооборота в текущих ценах (товарооборот - объем продажи товаров, и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени), рассчитывается по формуле:
= , где
– изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота;
Т1, Т0 – объем товарооборота в отчетном и базисном (плановом) периодах;
R0 –рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период;
б) изменение объема продаж в сопоставимых ценах (физического объема товарооборота):
= , где
– изменение объема продаж в сопоставимых ценах
– сопоставимый товарооборот;
в) для измерения влияния цен реализуемых товаров на прибыль можно использовать следующую формулу:
, где
ФТ – физическая масса товаров;
I1 – индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным.

Общее влияние факторов физической массы товаров и изменения цены должно дать результат изменения прибыли за счет изменения объема реализации в текущих ценах;
г) оценка влияния издержек обращения на прибыль:
, где
УИО1 – фактический уровень издержек обращения;
УИО0 – уровень издержек обращения в (плановом) базисном периоде;
Р1 – фактический объем товарооборота;

д) влияние на размер балансовой прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом прямого счета. Изменение разницы между доходами и расходами и будет размером влияния данного фактора на результат;
е) изменение эффективности (анализ рентабельности) использования ресурсов и капитала предприятия измеряется с помощью следующей формулы:
, где
Р – размер вложенных ресурсов (капитала) в стоимостной оценке;
R0 – рентабельность использования определенного вида ресурсов (капитала).

На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и возможности их использования в перспективе (таковыми могут быть: ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения).

На основе глубокого анализа прибыли и рентабельности разрабатывается план прибыли на перспективу.

Грамотное, эффективное управление планированием и формированием прибыли предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.

Планирование прибыли – основная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируется раздельно по всем видам деятельности предприятия. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и обеспечивающие максимальную прибыль. Плановые показатели прибыли и рентабельности разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.

Процесс планирования состоит из нескольких этапов анализа прибыли и рентабельности за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера прибыли и рентабельности.

 

1.4. Понятие рентабельности, ее сущность. Значение прибыли и рентабельности в анализе и планировании на предприятия

 

Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

Рентабельность представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. А рентабельность или прибыльность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия.

Показатели прибыли и рентабельности как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация производства и другие.

Прибыль и рентабельность – это основные финансовые показатели плана и анализа хозяйственной деятельности организации. Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность фирмы. Показатели рентабельности в свою очередь являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли организации. Поэтому они обязательны при проведении сравнительно­го анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используют­ся как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

В ходе анализа прибыли и рентабельности организации изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, размер налогов и др.).
На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние.

К группе внешних факторов относятся:
1. уровень развития экономики страны в целом;
2. меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;
3. природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;
4. изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием;
5. нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, к ним относятся: результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли, нарушения налогового законодательства.

Экономическая сущность рентабельности заключается в том, что она показывает сумму получаемой прибыли на рубль затрат. В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности. В числителе их стоит обычно одна из трех величин: прибыль от реализации, балансовая прибыль или чистая прибыль. В знаменателе – один из следующих показателей: затраты на производство реализованной продукции, производственные фонды, валовой доход, собственный капитал и др.

Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов. Этот показатель характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов. Рассчитывается по формуле:
Rпр= , где
Rпр – рентабельность производства;
ПБ – балансовая прибыль;
ПФ – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств).

Рентабельность основной деятельности – отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции (работ, услуг). Данный показатель позволяет судить, какую прибыль дает каждый рубль производственных затрат. Рассчитывается по формуле:
Rосн. д. = ,где
Rосн. д. – рентабельность основной деятельности;
ПР – прибыль от реализации;
Зпр – затраты на производство реализованной продукции.

Рентабельность совокупных затратопределяется как отношение чистой прибыли к средней стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств), а также содержания работников. Данный коэффициент показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов. Рассчитывается по формуле:
Rзс = , где
Rзс – рентабельность совокупных затрат;
ПЧ – чистая прибыль;
ПФ – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств);
ФОТ – затраты на содержание работников (фонд оплаты труда).

Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации в целом. Показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции. Рассчитывается по формуле:
Rпрод = , где
Rпрод – рентабельность продукции;
ПР – прибыль от реализации;
РП – выручка от реализации в целом.

В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида рассчитывают рентабельность инвестиций (капитала). Этот показатель может рассчитываться с позиции интересов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.
Инвесторы являются основными поставщиками капитала предприятию. Их совокупный доход — чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом; в первом случае рассчитывается коэффициент, известный как рентабельность активов, во втором — рентабельность инвестированного капитала:
Rа= ;
Rи= , где
Rарентабельность активов;
Rи – рентабельность инвестированного капитала;
ПЧ — чистая прибыль (прибыль, к распределению среди собственников);
ВП — проценты к уплате;
ССА — среднегодовая стоимость активов;
СК — собственный капитал;
ДО — долгосрочные обязательства.
Показатель рентабельности активов дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия; иными словами, оценивается правильность выбора именно такого инвестирования (в частности, речь идет об отраслевой принадлежности предприятия). Показатель рентабельности инвестированного капитала ха­рактеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием — он оценивает доходность долгосрочного капитала.

Рассмотренные показатели дополняются коэффициентом рента­бельности продаж:
Rп= ,где:

ПР– прибыльот реализации;
ПЧ – чистая прибыль.

 

ГЛАВА 2 Анализ и планирование прибыли и рентабельности на примере ОАО «Газпром»

2.1 Краткая характеристика ОАО «Гахпром»
Анализ прибыли и рентабельности работы ОАО « Газпром»

 

ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа ,газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.

Главная цель «Газпрома» - надежное, эффективное и сбалансированное обеспечение потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктами их переработки.

«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 18%, в российских — 72%. На «Газпром» приходится 14% мировой и 74% российской добычи газа. В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом.

«Газпром» — надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная сеть — Единая система газоснабжения России, протяженность которой превышает 168 тыс. км. На внутреннем рынке «Газпром» реализует свыше половины продаваемого газа. Кроме того, компания поставляет газ в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.

«Газпром» является единственным в России производителем и экспортером сжиженного природного газа.

Компания входит в пятерку крупнейших производителей нефти в РФ, а также является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории. Их суммарная установленная мощность составляет 17% от общей установленной мощности российской энергосистемы.

Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков и обеспечения надежности поставок.


2.1. Расчет прибыли и рентабельности ОАО «Газпром».

Рассмотрим данные финансовых отчетов ОАО «Газпром» за период с 2010-2013 год.

 

Показатель\год
Выручка, млн. руб. 2 879 390 3 534 341 3 659 151 3 933 335
Себестоимость, млн. руб. 1 250 746 1 452 194 1 708 052 1 927 337
Коммерческие Расходы, млн. руб. 759 227 832 682 895 758 978 592
Управленческие расходы, млн. руб. 47 059 57 799 62 191 65 369
Прочие расходы, млн. руб. 2 577 901 3 353 016 3 523 946 3 298 514
Прочие доходы, млн. руб. 2 302 482 3 283 210 3 240 540 3 137 079[2]


По результатам этих данных рассчитаем валовую прибыль как:

В.П.=В-С.С.

Где В.П.-валовая прибыль, В-выручка, С.С.-себестоимость.

 
Валовая прибыль, млн. руб. 1 628 644 2 082 147 1 981 099 2 005 998

 

По результатам этих данных рассчитаем прибыль от продаж, как:

Ппродаж=В.П. – И.О.

Где Ппродаж – прибыль от продаж, В.П.-валовая прибыль, И.О. – издержки обращения (включают в себя коммерческие и управленческие расходы).

 
Прибыль от продаж, млн. руб. 822 358 1 181 665 1 023 151 962 037

 

Далее следует рассчитать прибыль до налогообложения, она находится как:

П= Ппродаж-П.Р.+П.Д.

Где П-прибыль до налогообложения, П.Р.-прочие расходы, П.Д. – прочие доходы.

 
Прибыль до налогооблажения, млн. руб. 546 939 1 111 859 739 745 800 602

Чтобы рассчитать чистую прибыль, следует учесть налог на прибыль:

Ч.П.=Ппродаж-%ст*Ппродаж

Где Ч.П.-чистая прибыль, Ппродаж –прибыль от продаж, %ст – ставка налога на прибыль.

 
Чистая прибыль, млн. руб. 437 114 889 487 591 796 640 481

Для получения полной картины рассчитаем показатели рентабельности.
Рентабельность = чистая прибыль/ валовую прибыль *100%

 
Рентабельность 0,15 0,25 0,2 0,16

 

В связи со сложной политической ситуации в мире (возможен кардинальный пересмотр договоров поставки нефти и газа с основными закупщиками) прогнозирование чистой прибыли на 2014 год достаточно затруднительно. Если абстрагироваться от этих факторов, то можно построить регрессионную модель (Приложение 1) и определить, что чистая прибыль на конец 2014 года должна составить порядка 828500 млн. руб.


2.2. Рекомендации по увеличению прибыли и рентабельности ОАО «Газпром»

 

В результате анализа прибыли и рентабельности работы ОАО «Газпром» выявлено, снижение всех показателей прибыли в 2012 и последующих годах по сравнению с 2011. Сокращение прибыли предприятия происходило на фоне роста выручки, отсюда можно сделать вывод, что связано это с повышением себестоимости продукции и расходов предприятия.

Аналогичную тенденцию мы наблюдаем и по рентабельности предприятия.

Для увеличения прибыли предприятия необходимо:
1. Больше внимание уделять планированию и распределению прибыли, выполнению плановых задач.
2. Повышать конкурентоспособность путем снижения себестоимости своих услуг и повышения производительности труда (внедрение передовых технологий, использование современного инструмента и материалов, развитие навыка управления проектами).
3. Прилагать усилия к привлечению новых клиентов, а так же удержанию уже имеющихся. Заинтересовать клиентов в заказе большего объема продукции путем предоставления дисконтных программ или иных условий.
4. Исключить неоправданные расходы, потери и простои, а так же обратить внимание на кадровый состав (привлечение квалифицированного персонала или повышение квалификации имеющихся работников, сопровождающуюся ростом производительности труда).
5. Сдавать в аренду свободные площади.
6. Осваивать новые перспективные рынки.

7. Осваивать новые сырьевые месторождения.





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)