Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Физические упражнения — основное средство




Результативность физического воспитания достигается исполь­зованием всей системы средств, однако наибольший удельный вес в решении задач обучения и воспитания приходится на долю физических упражнений. Обусловлено это рядом причин.

1. Среди всех видов педагогической деятельности только в
физическом воспитании предметом обучения являются действия,
направленные на физическое совершенствование обучающегося и
выполняемые ради усвоения самих действий.

2. Физические упражнения воздействуют не только на морфо-
функциональное состояние организма, но и на личность выпол­
няющего их. Следовательно, физические упражнения закономерно
рассматривать как действия, в которых проявляется материали­
стическое учение о единстве физического и психического вдея­
тельности человека.

3. Физические упражнения как системы движений выражают
мысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действи­
тельности. Это положение нашло четкое отражение в словах
И. М. Сеченова: «...Все внешние проявления мозговой деятель­
ности ... могут быть сведены на мышечные движения».

4. Физические упражнения — это один из способов передачи
общественно-исторического опыта в области физического воспита­
ния, его научных и практических достижений.

5. Физические упражнения могут удовлетворять природную по­
требность человека в движениях.


Факторы, определяющие воздействие физических упражнений

Одно и то же физическое упражнение может привести к раз­ным эффектам и, наоборот, разные физические упражнения вы­звать одинаковый результат. Это является доказательством того, что физические упражнения сами по себе не наделены какими-то постоянными свойствами. Следовательно, знание факторов, опре­деляющих эффективность воздействия физических упражнений, позволит повысить управляемость педагогическим процессом. Все многообразие факторов может быть сгруппированно следующим образом:

1. Личностные характеристики учителя и учеников являются
важнейшими факторами. Процесс обучения двусторонний —учи­
тель учит, ученики учатся, поэтому воздействие физических уп­
ражнений в равной мере зависит от того, кто учит, и от тех, кто
учится: от нравственных качеств и интеллекта, от уровня знаний,
умений и физического развития, от заинтересованности и актив­
ности и пр.



2. Научные факторы характеризуют меру познания человеком
закономерностей физического воспитания. Чем глубже разрабо­
таны педагогические, психологические, физиологические особенно­
сти физических упражнений, тем эффективнее молено их исполь­
зовать для решения педагогических задач.

3. Методические факторы объединяют обширную группу тре­
бований, подлежащих реализации при использовании физических
упражнений.

Обучая физическому упражнению или применяя его для ре­шения иной педагогической задачи (например, для развития фи­зических способностей), следует учитывать, во-первых, возможный эффект от этого упражнения, т. е. знать, решение каких задач (образовательных, воспитательных, оздоровительных) можно до­стичь в большей мере этим упражнением; во-вторых, его строение (является ли оно статическим или динамическим, циклическим или ациклическим и т. д.); в-третьих, способы возможных повто­рений (целесообразно ли прибегать к расчленению или выполнять в целом, давать активный отдых между повторениями или пассив­ный и т. д.). Эти характеристики физического упражнения опре­деляют подбор средств и методов физического воспитания для решения поставленной педагогической задачи.

Эффект от физических упражнений достигается лишь при оп­тимальной дозировке нагрузки. Дозировка зависит от продолжи­тельности выполнения действия, его интенсивности (быстроты, весовой нагрузки и пр.), частоты повторений (количества интер­валов отдыха), длительности и характера отдыха между повто­рениями, исходного положения. При регулировании дозировки следует учитывать взаимодействие всех перечисленных моментов. Например, увеличение продолжительности упражнения сопровож­дается снижением его интенсивности.

3 Заказ № 1180 33


Результативность физического упражнения зависит от спосо­ба его исполнения. Например, лазанье по канату в три приема более экономно, чем лазанье произвольным способом, а поэтому позволяет влезать на большую высоту.

Выполнение физического упражнения вызывает последействие, т. е. специфичные функциональные изменения, сохраняющиеся определенное время. На фоне последействия изменяется эффек­тивность воздействия последующего упражнения. В зависимости от предыдущего и последующего упражнений эффективность мо­жет или повышаться (например, упражнения на внимание созда­ют благоприятное последействие для освоения сложного дейст­вия), или понижаться (например, после кувырков возникает по­следействие, осложняющее обучение действиям в равновесии). Уровень последействия по своей глубине и продолжительности за­висит от состояния учеников, их подготовленности и пр. Учет эффекта последействия составляет ведущее требование к разра­ботке комплексов упражнений.

4. Гигиенические факторы являются решающими в реализа­
ции принципа оздоровительной направленности советской систе­
мы физического воспитания. Их задача — сделать занятия физи­
ческими упражнениями органической частью жизнедеятельности
человека. С другой стороны, эффективность самих физических
упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходи­
мых гигиенических норм. Будучи неспецифическими средствами,
гигиенические факторы приобретают большое значение для пол­
ноценного решения задач физического воспитания. Как бы хоро­
шо ни был организован педагогический процесс, он никогда не
даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима пи­
тания и сна, если занятия будут проходить в антисанитарных
условиях. Вот почему в школьной программе по физическому
воспитанию имеется теоретический материал, определяющий объ­
ем гигиенических знаний школьников.

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы: 1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общест­венной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физиче­скими упражнениями. 2. Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воз­духа, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое об­лучение и т. п.).

5. Метеорологические факторы составляют ту группу факто­
ров, познав закономерности воздействия которых можно опреде­
лить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта


I


от физических упражнений. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой: влияет на нее и приспо­сабливается к ней. Постоянно изменяющиеся солнечное излуче­ние, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление вызывают существенные биохи­мические изменения в организме, приводящие к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья, рабо­тоспособности человека и эффективности физическах упражнений. Все это сказывается на технике и тактике физических упражне­ний и может повышать опасность травмирования. Следовательно, необходимо учитывать и специально организовывать влияние внешних факторов на ученика при выполнении им физических упражнений.

Использование естественных сил природы в процессе физи­ческого воспитания осуществляется по двум направлениям: 1. Естественные силы природы как сопутствующие факторы, со­здающие при грамотном учете их действия наиболее благоприят­ные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм чело­века. 2. Естественные силы природы как относительно самостоя­тельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти про­цедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект вос­становления.

Одним из главных требований к использованию естественных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями. При определении ра­циональной дозы следует учитывать особенности учеников и ха­рактер педагогических задач. Это позволит, во-первых, реализо­вать перенос эффекта закаливания, т. е. использовать приобре­тенный учеником в процессе физического воспитания эффект закаливания в трудовой и учебной деятельности; во-вторых, создать возможности для применения более высоких нагрузок, а следова­тельно, повышения работоспособности; в-третьих, повысить со­противляемость организма к действию перегрузок, вибрации, ука­чивания и пр.; в-четвертых, на более высоком уровне проявить волевые качества.

6. Комплексность воздействия как определяющий фактор ко­нечной результативности физических упражнений предусматрива­ет использование не только основных средств физического воспи­тания в виде разнообразных систем физических упражнений, но и дополнительных (сопутствующих) — гигиенических и метеорологи­ческих мер воздействия.

Каждая разновидность средств обладает специфическими воз­можностями воздействия на организм занимающихся и объединя­ет по этому признаку определенное количество типичных средств. Каждое конкретное средство может иметь несколько вариантов применения (например, бег на 500 м с разной скоростью). Одно и

3* 35


то же средство применяется не изолированно, а в комплексе с другими (например, бег с прыжками при различных сочетаниях действия естественных сил природы). Подобных комплексов средств может быть неограниченное количество. Отсюда вытека­ют два методических положения: разнообразие средств создает, с одной стороны, большие затруднения при выборе наиболее эф­фективного средства, а с другой — широкие возможности при ре­шении любых педагогических задач; выбор средств должен за­вершаться разработкой их комплексов.

7. Материальные факторы (спортивные сооружения, инвен­тарь, одежда и пр.) в большей мере влияют на решение спортив­ных задач (быстрее пробежать, выше прыгнуть и т. д.) и в мень­шей— на решение общеобразовательных и оздоровительных задач.

Техника физических упражнений

Понятия и термины

Понятие о технике может раскрываться или с педагогических, или с биомеханических позиций.

С педагогических позиций под техникой физического упраж­нения понимается наиболее эффективный способ выполнения дви­гательного действия.

Эффективность выражается наиболее рациональным воздей­ствием на организм учеников (например, воздействием на ту мы­шечную группу, которую необходимо развивать) и результатив­ностью действия (например, длиною прыжка).

Одно и то же действие можно выполнять различными способа­ми, но только рациональные из них называют техникой исполне­ния. Например, плавать можно разными способами (кролем, брас­сом и др.), но некоторые плавают, не владея ни одним из класси­ческих способов. В этом случае мы говорим: «Техникой плавания не владеет». Среди в равной мере эффективных способов испол­нения часто выбирают те, которые соответствуют индивидуаль­ным особенностям ученика, поставленной задаче и пр.

Техника физического упражнения есть результат поиска, науч­ного анализа и проверки в практике способов исполнения дейст­вия ведущими для данного времени спортсменами. Такая совре­менная техника отражает наиболее рациональную основу дейст­вия, в равной мере одинаковую для всех исполнителей, а поэтому называется стандартной техникой.

Стандартная техника не исключает возможности индивидуаль­ных отклонений в некоторых элементах исполнения, но в преде­лах, не искажающих основу действия. Индивидуализация техники осуществляется по двум направлениям: по пути ти­повой индивидуализации, когда в пределах стандартной техники вносятся изменения в соответствии с типовыми особенно-


стями конституции и физической подготовленности отдельных групп лиц, и по пути персональной индивидуализации, учитывающей личные особенности человека. Спортивно-техниче­ское мастерство как раз и отражает высокую степень персональ­ной индивидуализации (то, что в практике характеризуется как «свой стиль». (См. также Приложение 1.)

ЧАСТИ ТЕХНИКИ

Значимость движений, составляющих действие, неодинакова, поэтому принято различать основу техники и ее детали. При этом учитываются два принципиальных положения. Первое: раз двига­тельное действие является целостным образованием, его выполне­ние зависит от качества выполнения каждого движения, в него входящего. Второе: понятие об основе техники и ее деталях реа­лизуется в деятельности учителя двояко. В одном случае оно используется для анализа действия и построения системы подво­дящих упражнений к нему, в другом — для самого процесса обу­чения, для акцентирования внимания ученика.

При анализе двигательного действия основой его техники счи­тают те движения, которые отражают отличительные признаки данного действия и обязательны для выполнения намеченного действия. Невыполнение одного из движений основы техники вле­чет за собой искажение действия в целом. Например, характер движения ног и туловища в полете позволяют отличить одну технику выполнения прыжка в длину с разбега от другой. В осно­ве техники выделяют так называемые ведущие движения, т. е. движения, от которых в первую очередь зависит результатив­ность действия (например, отталкивание руками при опорных прыжках). Движения, которые не являются характерными только для одного действия (например, разбег при прыжках в длину разными способами) или могут выполняться с некоторыми вариа­циями (например, движения маховой ногой при прыжке в высо­ту), составляют детали техники. Видоизменения деталей — основ­ной путь индивидуализации техники.

При обучении двигательному действию выделение основы и деталей техники обусловлено смысловым содержанием решаемой двигательной задачи (М. М. Боген, Д. Д. Донской). Если для ее решения требуется прежде всего максимальное проявление физи­ческих качеств (быстрее пробежать, выше прыгнуть и т. п.), то основой действия выступают его динамические характеристики, а деталями — кинематические (не суть важно, соответствуют ли пространственные параметры движений в метании стандартной технике, важно далеко метнуть). Если двигательная задача тре­бует соответствия выполняемых движений определенному этало­ну (гимнастика, прыжки в воду и т. п.), то основой действия вы­ступают кинематические характеристики, а деталями — динами­ческие. Наконец, если решение двигательной задачи зависит от быстроты выбора необходимого действия и точности его исполне-


ния в условиях ограниченного времени (игры, единоборства), то преобладающая значимость динамических или кинематических характеристик обусловливается конкретными ситуациями дея­тельности. В одних случаях основой будет выступать динамика, в других — кинематика.

Таким образом, характер двигательной задачи определяет со­держание основы действия, а следовательно, и необходимые ак­центы внимания ученика.

ФАЗЫ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ

Движения, составляющие определенное действие (физическое упражнение), распределены в соответствующей очередности: с ка­ких-то движений начинается действие, какими-то заканчивается. В познавательных и дидактических целях целесообразно выделять в физическом упражнении три фазы.

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи дей­ствия. Например, в прыжках с разбега подготовительной фазой является разбег, в прыжках с места—сгибание ног и замах рук перед отталкиванием.

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия. Например, в прыжках с места — отталкивание и полет.

Заключительная фаза завершает действие, образно го­воря, позволяет выйти из рабочего состояния. Например, в прыж­ках этой фазой будет приземление, в беге — пробежка по инер­ции после финиша. Эффективность заключительной фазы иногда зависит от правильности исполнения движений в основной фазе (например, приземление при прыжке в длину — от полета), а ре­зультативность физического упражнения в целом —от правиль­ности исполнения заключительной фазы (например, приземления после соскока с гимнастического снаряда).

Основная фаза осуществляется с помощью движений, состав­ляющих основу техники, а две остальные фазы — с помощью дви­жений, составляющих детали техники.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИКИ

Под педагогическими критериями эффективности техники по­нимаются признаки, на основании которых учитель может опре­делить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа ис­полнения двигательного действия с объективно необходимым. В педагогической практике используется несколько критериев. Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатка­ми. Эффективность того или иного критерия обусловлена мерой его соответствия характеру двигательного действия, этапу обуче­ния и уровню физической подготовленности учеников.


1-й кр итер и и— результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результативности физического упражнения в целом. Однако в действительности результативность упражнения зави­сит от многих причин, и установить среди них значимость тех­нической подготовленности бывает очень трудно.

2-й критерий — параметры стандартной техники. Сущность его состоит в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Но для этого пред­варительно следует определить, насколько стандратная техника отражает типологические особенности обучающихся (см. «Типо­вая индивидуализация техники»). При сравнении наблюдаемого двигательного действия со стандартной техникой учитель не в состоянии одновременно оценить эффективность всех элементов техники. Поэтому необходимо обращать внимание прежде всего на те параметры техники, которые являются определяющими. На­пример, при оценке техники циклических видов физических уп­ражнений (ходьба на лыжах, плавание и др.) следует ориентиро­ваться на величину расстояния, которое преодолевается за один шаг (гребок). Информативность подобного критерия подтвержде­на специальными исследованиями (М. А. Годик). При оценке эффективности техники исполнения приемов в играх, единоборст­вах и подобных видах физических упражнений приходится ори­ентироваться не на соответствие их принятым стандартам, а на результативность в конкретной ситуации. Однако высокая вариа­тивность этого показателя требует многократных наблюдений и не позволяет сравнивать эффективность техники при разном уров­не подготовленности.

3-й критерий — разница между реальным результатом и возможным. Для использования критерия необходимо: 1) опреде­лить наилучший результат, который показывает ученик в изучае­мом двигательном действии; 2) знать, от уровня развития каких физических способностей зависит прежде всего результативность в данном действии; 3) путем тестирования выявить у школьника уровень развития именно этих способностей; 4) высчитать воз­можный результат при данном развитии способностей; 5) опреде­лить разницу между реальным результатом ученика (пункт 1) и возможным (пункт 4). Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует по­тенциал физических способностей ученика, если ниже —не реа­лизует. В первом случае необходимо подтягивать физические способности, во втором — улучшать технику. Самое сложное в использовании этого критерия заключается в определении возмож­ного результата при данных физических способностях. Осущест­вляется это с помощью уравнений регрессии. (В учебнике «Спор­тивная метрология» раскрывается методика соответствующих рас­четов и приводятся примеры специальных таблиц, с помощью которых определяется эффективность техники спортсменов.)


Педагогические классификации физических упражнений

Классификация физических упражнений — это распределение их на взаимосвязанные группы согласно наиболее существенным признакам. С помощью классификации учитель может определить характерные свойства физических упражнений и, следовательно, облегчить поиск физических упражнений, которые в большей мере отвечают педагогической задаче. Поскольку наука о физическом воспитании непрерывно обогащается новыми данными, классифи­кации не остаются неизменными.

Каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколь­кими характерными признаками. Поэтому одно и то же упраж­нение может быть представлено в разных классификациях.

Существующие классификации характеризуются некоторой условностью, но тем не менее каждая из них отвечает запросам практики.

1. Классификация физических упражнений по признаку исто­
рически сложившихся систем физического воспитания (гимнасти­
ка, игра, туризм, спорт). По этой классификации физические уп­
ражнения делятся на четыре группы: гимнастические упражнения,
характеризующиеся многообразием искусственно созданных дви­
жений и действий, эффективность которых оценивается избира­
тельностью воздействия на строение и функции организма, а так­
же правильностью, красотой и координационной сложностью всех
движений; игровые упражнения, состоящие из естественных видов
действий (бега, бросков и т. п.), которые выполняются в разно­
образных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой си­
туацией и оцениваются по эффективности влияния на организм
в целом и по конечному результату действия (выше прыгнуть,
точнее бросить и т. п.); туристические физические упражнения,
включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходь­
бу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природ­
ных условиях, эффективность которых оценивается комплексным
воздействием на организм и результативностью преодоления рас­
стояния и препятствий на местности; спортивные упражнения
объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно
стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортив­
ной классификацией и является предметом специализации для
достижения максимальных спортивных результатов. К последней
группе могут быть отнесены некоторые физические упражнения
первых трех групп, если им присущи перечисленные признаки
(спортивные гимнастические упражнения, спортивные игровые уп­
ражнения, спортивные туристические упражнения).

Условность данной классификации видна в различии призна­ков, характеризующих эти группы упражнений. Поэтому, напри­мер, бег, хотя и в различных вариантах, представлен во всех четырех группах. Подобная классификация существует лишь как самая общая ориентировка в характере физических упражнений.

2. Классификация физических упражнений по признаку осо-


бенностей мышечной деятельности (илипризнаку преимуществен­ных потребностей в проявлении физических качеств, или признаку преимущественного влияния на развитие физических качеств): скоростно-силовые упражнения, которые требуют от занимающих­ся проявления максимальных усилий за относительно короткий отрезок времени (например, бег на короткие дистанции, прыжки и т. п.); физические упражнения, требующие проявления вынос-, ливости (например, бег на длинные дистанции, ходьба на лыжах и т. п.); физические упражнения, требующие проявления коорди­нации движений при строгой регламентации условий выполнения (например, упражнения на гимнастических снарядах, прыжки в воду и т. п.); физические упражнения, требующие комплексного проявления двигательных качеств при постоянно меняющихся уровнях усилий в соответствии сизменяющимися условиями (иг­ры, единоборства).

При некоторой условности этой классификации она позволяет, содной стороны, подбирать физические упражнения, с помощью которых можно эффективнее достичь желаемого результата в развитии физических качеств (а следовательно, выбирать упраж­нения для контроля за уровнем развития физических качеств), сдругой стороны — знать, какие качества необходимо иметь для успешного выполнения упражнения того или иного характера.

3. Классификация физических упражнений по их значению
для решения образовательных задач:
основные (или соревнова­
тельные), т. е. действия, являющиеся предметом изучения (а впо­
следствии иногда и предметом соревнования) в соответствии с
образовательными задачами учебных программ; подводящие
упражнения, т. е. действия, облегчающие освоение основного уп­
ражнения благодаря наличию в них некоторых движений, сход­
ных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напря­
жений; подготовительные упражнения, т. е. действия, способст­
вующие развитию тех физических качеств, которые необходимы
для изучения основного упражнения.

Условность данной классификации заключается в том, что в ней искусственно выделяются упражнения, направленные на фор­мирование двигательного навыка и на развитие физического ка­чества, в то время как оба процесса неразрывны. Она помогает подобрать для решения ведущих задач каждого этапа обучения те упражнения, которые в большей мере способствуют их ре­шению.

4. Классификация физических упражнений по признаку преи­
мущественного развития отдельных мышечных групп
предусмат­
ривает выделение упражнений для мышц рук и плечевого пояса,
для мышц туловища и шеи, для мышц ног и таза. Внутри этой
классификации упражнения подразделяются: на упражнения для
голеностопного сустава, для коленного сустава и т. п.; упражне­
ния без предметов и с предметами, индивидуальные и парные,
стоя, сидя и лежа; упражнения для развития силы и гибкости.





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)