Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ




с отклонениями в состоянии здоровья

В соответствии с состоянием здоровья и физической подготов­ленностью все школьники распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся, со­стояние здоровья которых не позволяет заниматься по общей школьной программе. Это дети со значительными постоянными или временными отклонениями в состоянии здоровья и физическо­го развития. Они составляют до 3—5% школьников. Основными задачами физического воспитания данных учащихся являются: укрепление здоровья, содействие правильному физическому раз­витию и закаливанию организма; повышение физической и ум­ственной работоспособности; освоение основных двигательных умений, предусмотренных школьной программой; обучение рацио­нальному дыханию; воспитание правильной осанки, а в необходи­мых случаях ее коррекция. Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная про­грамма занятый составляется учителем совместно с врачом. Ос­новными средствами ЛФК являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы. Их подбор обусловлен характером, тяжестью и периодом заболевания, возрастом боль­ного и его интеллектом. Наиболее широко используются гимна­стические упражнения, позволяющие дозировать физическую на­грузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мы­шечные группы и суставы, разнообразить нагрузку в качественном отношении. Они могут применяться в условиях физкультурного зала, кабинета ЛФК, дома и т. д. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной под­готовки. Широкое распространение получили гидрокинезотера-


певтические средства: плавание, физические упражнения в воде, подводный массаж, вытяжение и коррекция в воде. В теплой воде улучшается периферическое кровообращение, заметно возрастает амплитуда движений в суставах, повышается их экономичность. Водная среда позволяет также увеличить нагрузку путем измене­ния темпа, направления движений и применения снарядов (руч­ных и ножных ласт, мячей и пр.). Для детей с нарушениями осан­ки, деформациями позвоночника и остаточными явлениями травм особенно полезными являются плавательные движения. При трав­мах и заболеваниях суставов ног применяется езда на велосипеде, ходьба на лыжах; при нарушениях обмена веществ, патологии сердечно-сосудистой и дыхательной систем — гребля, ближний ту­ризм, оздоровительный бег и т. д. Для повышения эмоционально­го тонуса у занимающихся применяются малонагрузочные, под­вижные и спортивные игры.



К специфическим средствам ЛФК относятся механотерапия, трудотерапия, массаж. Механотерапия представляет собой систе­му функционального лечения с помощью специально сконструиро­ванных аппаратов. Трудотерапия — активный метод восстановле­ния нарушенных функции при помощи трудовых операций и раз­личных действий по самообслуживанию.

Ведущими формами организации занятий со школьниками спе­циальной медицинской группы является урок ЛФК и выполнение самостоятельных заданий в домашних условиях. Длительность уро­ка 30—45 мин. Вводная часть (3—5 мин) предусматривает ока­зание тонизирующего влияния на организм, формирование пра­вильной осанки, создание благоприятного эмоционального фона. В основной части (25—35 мин) решаются задачи, обусловленные видом патологии. Заключительная часть (3—5 мин) — снижение физиологической нагрузки, нормализация функций систем орга­низма, формирование правильной осанки.

Группы для занятий (10—15 чел.) формируются в основном по видам заболеваний. Занятия проводятся учителем" 2—3 раза в неделю вне сетки учебных часов. В остальные дни школьники должны заниматься самостоятельно. Часть детей занимаются а поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, специализи­рованных школах-интернатах и санаториях.

ГЛАВА У1П ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СПТУ

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ

Для учащихся СПТУ значение физического воспитания опре­деляется не только его общесоциальными функциями, но и воз­можностями в решении некоторых задач профессиональной подготовки. Профессиональная направленность физического вос-


питания заключается в обеспечении достаточного развития необ­ходимых способностей, формирования прикладных двигательных умений и навыков, а также повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям как самой трудовой деятельности, так и условий, в которых она осуществляется (перепады темпера­тур, шум, недостаток кислорода, воздействие ускорений, тряски и др.). В ходе занятий оба эти направления решаются одновре­менно в тесной взаимосвязи и определяют содержание как учеб­ного предмета «Физическая культура», так и добровольных форм занятий.

В СПТУ все виды занятий физическими упражнениями объеди­нены «Комплексной программой физического воспитания уча­щихся СПТУ» (1986 г.). В процессе ее выполнения решаются та­кие специфические задачи, как развитие способностей и формиро­вание двигательных умений, необходимых для успешного овладения профессиональными умениями и достижения мастерст­ва в своей профессии.

Итоговым показателем эффективности физического воспитания служит состояние здоровья, физической подготовленности в соот­ветствии с требованиями комплекса ГТО и избранной профессии, высокая работоспособность в учебе и труде, идейно-нравственная воспитанность.

СОДЕРЖАНИЕ

Физическое воспитание учащихся осуществляется на протяже­нии всего периода обучения по расписанию учебного дня и во внеурочное время. Основу всей работы составляют учебные за­нятия.

Программа составлена таким образом, что содержание учеб­ного материала каждого из ее разделов имеет преемственность с программой по физическому воспитанию общеобразовательной школы. Она предусматривает проведение занятий по следующим четырем основным разделам:

Первый раздел — уроки физической культуры с теорети­ческой и практической направленностью.

На уроках с теоретической направленностью даются сведения, о советском физкультурном движении и организации физическо­го воспитания в государственной системе профессионально-техни­ческого образования, о гигиенических основах трудовой деятель­ности, занятий физическими упражнениями, их роли в развитии способностей, необходимых для успешного овладения избранной профессией и достижения в ней высокого мастерства. Теоретиче­ский материал сообщается в виде лекций, рассказов, бесед, а так­же в ходе практических занятий.

Практические уроки направлены на повышение физической подготовленности учащихся, обеспечивающей успешное выполнение ими норм комплекса ГТО и содействующей развитию профес­сиональных способностей. Основными видами физического воспи-


I


тания являются: гимнастика в сочетании с акробатикой, художе­ственная и ритмическая гимнастика для девушек, борьба для юно­шей, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол и ручной мяч). Материал по каждой из дисциплин изложен в такой последовательности: тео­ретические сведения, двигательные умения и навыки, развитие си­лы, быстроты, координации дви?кенип, выносливости и др., учеб­ные нормативы требований комплекса ГТО.

Занятия по плаванию являются обязательными. Для этого по усмотрению преподавателя с других разделов программ сни­мается по 2—3 урока. Для обучения учащихся плаванию исполь­зуется спортивная база независимо от ее ведомственной принад­лежности. Занятия по лыжной подготовке в бесснежных районах могут заменяться кроссовым бегом и другими легкоатлетическими упражнениями.

По согласованию с местным советом ВДСО «Трудовые резер­вы» и при наличии необходимых условий занятия могут прово­диться на основе специализации по видам спорта, используя про­граммы спортивных школ. Но и з этом случае должна быть обес­печена общая физическая подготовленность учащихся, позволяю­щая им выполнять требования учебной программы, нормы ком­плекса ГТО, развивать способности, необходимые для успешного овладения профессиональными двигательными умениями, совер­шенствовать необходимые, нравственные качества. Вид спортивной специализации подбирается, как правило, с учетом профессии, воз­можности положительного переноса эффекта от спортивных заня­тий на их учебную и будущую профессиональную деятельность.

Для групп учащихся, организованных на базе X классов, учебный материал, контрольные и экзаменационные нормативы приведены в соответствии с требованиями второго и третьего го­дов обучения, с уровнем общей физической подготовленности и развития профессиональных психомоторных способностей.

Успеваемость по предмету «Физическая культура» определяет­ся величиной недельного объема занятий физическими упражне­ниями, количеством и прочностью вновь сформированных двига­тельных навыков, выполнением нормативных требований програм­мы, комплекса ГТО, уровнем развития профессиональных психомоторных способностей.

С лицами, имеющими слабую физическую подготовленность, низкий уровень профессиональных двигательных и психических способностей, проводятся дополнительные занятия, им даются до­машние задания и осуществляется контроль за их выполнением.

Организуются факультативные занятия физическими упраж­нениями по 2 ч в неделю для учащихся первого и по 1 ч — второ­го-третьего годов обучения. Основной целью этих занятий ставит­ся повышение общей физической подготовленности, развитие про­фессиональных психомоторных способностей, выполнение норм комплекса ГТО. Учащиеся обучаются способам контроля за функ-


циональным состоянием организма и изменением своей физиче­ской подготовленности.

Вся работа по физической культуре тщательно планируется, а ее результаты систематически проверяются. Документами пла­нирования являются план-график учебного процесса н конспект урока; документами учета служат журнал группы и карта физи­ческой подготовленности учащегося. Форма такой карты преду­смотрена Комплексной программой.

Уроки для девушек и юношей проводятся раздельно. На заня­тиях для учащихся установлена спортивная форма одежды.

Второй раздел Комплексной программы включает физкуль­турно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; вводную гимнастику, физкультурную паузу, физические упражне­ния на переменах.

Вводная гимнастика проводится до начала занятий в течение 5—10 мин и содействует подготовке учащихся к учебному или производственному процессу. Она стимулирует функциональные возможности организма до уровня, обеспечивающего быстрое вхождение в работу и высокую работоспособность учащихся в течение дня. Комплекс состоит из упражнений общеразвивающе-го характера для основных групп мышц. В первую половину комплекса включаются упражнения, быстро активизирующие об­менные процессы в организме, поднимающие общий тонус нерв­ной системы, переключающие внимание занимающихся на пред­стоящую деятельность. Комплекс должен заканчиваться движе­ниями, сходными по ритму, темпу, амплитуде и мышечным усилиям с предстоящей деятельностью.

Назначение физкультурной паузы — предупреждать утомление и повышать работоспособность учащихся. Она может проводиться в середине учебного или рабочего дня, а также после утомитель­ной работы, длительных неподвижных или ограниченно подвиж­ных поз, вызывающих чрезмерное напряжение отдельных групп мышц и психических процессов.

На длинных переменах применяются гимнастические упраж­нения типа вольных движений, ритмические танцы, игры под му­зыку, небольшие комплексы упражнений игрового характера.

Третий раздел объединяет формы занятий физическими упражнениями во внеурочное время. Сюда входят: утренняя за­рядка дома или в общежитии; занятия в группах (секциях) общей физической подготовки и ГТО, спортивных и туристских секциях, физкулътурно-спортивные мероприятия в общежитии; занятия в группах (клубах) любителей ходьбы и бега, велоспорта и др., туризма выходного дня; спортивные соревнования в учебной груп­пе; самостоятельные занятия.

Зарядка проводится утром после ночного сна, как правило, в течение 30 мин. В нее включаются упражнения в ходьбе и беге и комплекс упражнений на 16 счетов, что позволяет выполнять его под музыкальное сопровождение. Содержание комплекса перио­дически меняется. Ритм, количество повторений упражнений долж-

 

 


ны соответствовать физической подготовленности учащихся и в то же время быть достаточно интенсивными, чтобы вызвать тре­нировочный эффект. Зарядка заканчивается спокойной ходьбой, упражнениями на расслабление и глубоким дыханием. Содержа­ние зарядки разрабатывает руководитель физического воспитания. Он же отвечает и за качество ее проведения.

Другие формы занятий физическими упражнениями этого раз­дела проводятся по специальным программам и планам, установ­ленным для коллектива физической культуры (спортивного клу­ба).

В четвертый раздел включены общеучилищные меро­приятия: ежемесячные дни здоровья, массовые старты учащихся по программе Всесоюзных спортивных соревнований под девизом «Стартуют все!», соревнования по программе спартакиад учащихся профтехобразования по различным видам спорта, туристские по­ходы и др.





Читайте также:





Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.101 сек.)