Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

СУЩНОСТЬ СПОРТА И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ




Спорт — исторически сложившаяся человеческая деятельность, базирую­щаяся на соревнованиях и продуцирующая победителя, спортивные достиже­ния. Спорт входит в структуру современного общества, значение его универ-


сально, он имеет всеобъемлющий характер. В мировую социально-политическую систему в качестве ее элементов входят различные спортивные объединения: международные объединения по вопросам спорта, международные федерации по видам спорта, международные объединения по техническим видам спорта, международные туристские организации. Вопросы развития спорта обсуждают­ся в ООН, парламентами государств, они находят отражение в конституциях стран, программах политических партий; руководство спортом обеспечивается на государственном уровне.

В спортивной деятельности выделяют базовую часть и специальные служ­бы, обеспечивающие ее эффективное функционирование. Базовой частью явля­ется соревнование, службами —тренировка, отбор спортсмена, судейство и т. д. Соревнование задает цели, объединяет эти службы в целостную деятельность. На этом основана функциональная структура спорта, в которой выделяют сле­дующие части: спортивные соревнования, обеспечение функционирования сорев­нований (правила, положения, календари соревновании, судьи, организаторы), тренировка, отбор спортсменов и подготовка резервов, научное и методическое обеспечение, подготовка специальных кадров, материально-техническое обеспе­чение, организация и управление в процессе функционирования соревнования и служб по его обеспечению.

Многосторонняя значимость спорта обусловливает многочисленность его функций в обществе.

Соревновательная функция, являясь ведущей среди других, обес­печивает выявление победителей среди спортсменов и спортивных коллективов, ранжирование мест участников, коллективов, определение уровня спортивной подготовленности, разработку системы подготовки спортсменов к соревнова­тельной деятельности, выявление резервных возможностей человека в экстре-Х1альных условиях, установление связи с другими видами деятельности в об­ществе.



Воспитательная функция обеспечивает, с одной стороны, повы­шение эффективности соревновательной деятельности спортсменов (собственно для спорта), с другой — способствует всестороннему воспитанию социально активной личности. Однако спортивная деятельность сама по себе желаемого воспитательного эффекта не обеспечивает. Воздействие спорта может иметь как положительный, так и отрицательный эффект. Направленность воспита­тельного воздействия спорта зависит прежде всего от социально-экономическо­го развития общества, его социальной структуры. В нашей стране воспитатель­ная работа со спортсменами строится на основных положениях коммунистиче­ского воспитания.

Функция повышения физической активности способствует подготовке к различным видам общественной деятельности и призвана содей­ствовать всестороннему развитию человека, совершенствовать его физические и психические способности, расширять арсенал жизненно важных двигательных умений, повышать их надежность в сложных условиях, способствовать подго­товке подрастающего поколения к трудовой и другим видам деятельности.

Оздоровительная и рекреационио-культурная функцие направлены на укрепление здоровья людей, обеспечение активного отдыха, формирование эстетических взглядов, вкусов в области физической активности.

Производственная функция позволяет содействовать повышению производительности труда за счет укрепления здоровья, сплочения производст­венных коллективов, установления благоприятного психологического микрокли­мата, внедрения здорового образа жнэни.

Познавательная функция предполагает использование спортив­ной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей человеческого организма при физических и психических напряжениях в экстре­мальных условиях в обладает широкими возможностями для развития познава­тельных способностей человека.

Функция укрепления мира, улучшения взаимопонима­ния между странами и народами хорошо выражена П. Кубертэном в его оде спорту: «Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отноше­ния между народами. О спорт! Ты — мир!» В вашей стране создан комитет «Советские спортсмены — за мир». Подобные организации созданы и в других


странах, например «Спортсмены против атомных ракет — спортсмены за мир», «Спортсмены против ядерного оружия» и др.

Зрелищная функция удовлетворяет стремление огромного количества людей посмотреть спортивные соревнования, показательные выступления ведущих спортсменов и т.п. В задачи этой функции входит вовлечение людей в спортив­ные зрелища, проведение просветительной работы в области спорта, привитие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, внедрение заня­тий спортом в образ жизни людей, использование спортивных зрелищ в инте­ресах общества.

Экономическая функция заключается в обеспечении финансовыми средствами развития спорта внутри страны и установлении внешнеэкономиче­ских связен. В нашей стране источниками средств служат доходы от спортив­ных лотерей, проведения спортивных мероприятий, промышленной, издатель­ской, научной деятельности. Валютные поступления осуществляются за счет рекламных услуг отечественным и зарубежным фирмам, выезда советских спортсменов, тренеров, специалистов по спорту за границу в коммерчески* целях, привлечения крупных зарубежных фирм в качестве спонсоров. Часть средств отчисляется в Госбюджет.

Престижная функция заключается в том, что успехи в развития спорта используются для поднятия престижа своей страны.

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТА

Организация спорта осуществляется на международном, региональном и национальном уровнях. На международном уровне насчитывается более 40 фиэкультурно-спортивных объединений, в том числе: комиссия по физиче­скому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО; Международный совет физического воспитания и спорта: Международный олимпийский комитет и Олимпийские конгрессы (высший орган олимпийского движения); Ассамблея национальных олимпийских комитетов; Генеральная ассоциация международных спортивных федераций; Трехсторонняя комиссия из представителей МОК, АНОК. ГАИСФ; международные объединения по видам спорта (их около 160); международные объединения по научным исследованиям в спорте и др. На уровне региональных объединений это: Ассоциация национальных олимпийских комитетов Европы; Высший совет спорта Африки; Спортивная организация стран Центральной Америки и Карибского моря; Федерация азиатских игр и др.

Важными организующими факторами в спорте являются правила, положе­ния, календари соревнований и классификационные системы.

Правила соревнований—документ, в котором четко определены условия соревновательной борьбы, способы фиксирования результата, определения по­бедителя и распределения мест. Правила соревнований являются законом для спортсменов, судей, организаторов н руководителей, осуществляющих подго­товку к соревнованиям, их материально-техническое обеспечение.

Положения о соревнованиях определяют цель и задачи соревнований, место и срок проведения, характер руководства соревнованиями, требования к участ­никам, программу соревнований, способ проведения и определения победителей, формы документов я сроки их представления и др. Изменяя содержание поло­жений, можно также влиять на различные стороны спорта.

Календари соревнований призваны упорядочить их по целям, задачам, ме­сту и времени проведения, составу участвующих спортсменов, по затратам средств и пр. Связь календарей всех видов соревнований является важным условием эффективности системы соревнований.

Классификационные системы служат для определения уровней спортивной квалификации. Они содержат нормативы и требования для присвоения спорт­сменам спортивных разрядов и званий. В нашей стране существует Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК). Она утверждается на 4 года {олимпийский цикл). Есть международные классификации (система А. Эло в шахматах, система данов в дзюдо, система поясов в каратэ). С помощью этих систем оцениваются подготовленность спортсменов различных регионов, орга­низаций и ведомств, развитие видов спорта и т. д. Такие системы стимулируют спортсменов и тренеров в стремлении повысить уровень мастерства.


СОРЕВНОВАНИЕ —ГЕНЕРАЛЬНЫЙ АТРИБУТ СПОРТА

Сущность соревнования {соревновательной деятельности) заключается в установлении сильнейших спортсменов и коллективов и распределении нх по занятым местам (от лучшего до худшего результата). Для этого соревнующие­ся вступают между собой в противоборство, стремясь победить соперников, показать самый высокий результат. Соревнование ведется в пределах утверж­денного кодекса правил под контролем специальных лиц (членов жюри, спор­тивных судей). Результаты участников и занятые ими места составляют продукт соревнования.

Важное значение имеет классификация сореонований, которая осуществля­ется на основе правил, положений и календарей соревнований по признакам цели, состава и характера соревновательных действий соперников, контингента соперников, способа ведения соревновательного противоборства, условий про­ведения, типа судейства.

По цели соревнования могут быть основными, подводящими, отборочными, контрольными, зрелищными, массовыми и коммерческими. Основные — главные яяя определенного периода времени соревнования (Олимпийские игры, чем­пионаты мира, страны). Подводяшне — соревнования, которые служат подго­товкой к основным. Отборочные — для отбора участников заключительного гтапа соревнований или формирования сборных команд. Контрольные соревно­вания служат средством подготовки спортсменов, для внесения корректив в ее содержание. Зрелищные, массовые и коммерческие соревнования служат для обеспечения соответствующих функдий спорта.

По составу соревновательных действий соперников существует большое разнообразие соревнований: по плаванию, бегу, волейболу и т. д. Состав со­ревновательных действий является отличительным признаком вида спорта. В некоторых соревновательных действиях фиксируется конечный результат (время бега, высота прыжка, вес поднятой штанги, количество забитых мячей), » способ выполнения хотя н обусловлен, но ке «вкоднг» в результат. В других соревнованиях «результнрует» сам процесс выполнения (гимнастика, фигурное катание на коньках). Есть соревнования по одному виду, есть многоборья, включаюшие несколько видов, есть комплексные, объединяющие ряд видов, например спартакиады.

По контингенту соперников соревнования подразделяются по возрасту, лолу, квалификации, территориальной или ведомственной принадлежности, ин­дивидуальные или командные, открытие или закрытие.

По способу ведения соревновательного противоборства соревнования быва­ют с непосредственным контактом соперников (спортивная борьба) и с опо­средованным контактом (фехтование), с выполнением соперниками соревнова­тельных действий без помех со стороны друг друга (легкая атлетика, плава­ние, гимнастика) и с преодолением сопротивления (спортивные игры, едино­борства). Соревнования бывают очные, когда участники находятся вместе в одно время, н заочные, проходящие в одно время, но территориально разде­ленные.

По условиям проведения соревнований выделяется признак периодичности (ежегодно, один раз в два года, один раз в четыре года, единичные, традици­онные н т. п.) и признак места проведения (закрытые помещения, на открытом воздухе, на равнине, в среднегорье, высокогорье).

По типу судейства (способу определения победителя) выделяют сорев­нования с субъективными оценками действий участников (гимнастика, спортив­ные игры и др.) и с объективными оценками, (бег, метания и др.). соревнования с выбыванием проигравшего, соревнования с различным числом стартов (мат-чей): от одного (ввды легкой атлетики) до нескольких (игровые виды спорта, горнолыжный спорт, многодневные велогонки).

В международном спорте сложилась определенная система соревнований; Олимпийские игры, региональные игры (Панамериканские и др.); чемпионаты кира, Европы, Кубки мира, Кубки европейских чемпионов н др. В нашей стране проводятся соревнования различных масштабов по многим видам спорта: Спар­такиады народов СССР, по видам спорта чемпионаты СССР, союзных респуб­лик, краев, областей, городов, районов, производственных коллективов. Большой


комплекс составляют детско-юношеские соревнования: всесоюзные игры уча­щихся спортивных школ, чемпионаты СССР, союзных республик по видам спорта, всесоюзные соревнования яа призы ЦК ВЛКСМ «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Старты надежд», массовые соревнования учащихся обще­образовательных школ и т. д.

ТИПЫ СПОРТА

Тип спорта определяется характером соревнований, содержанием подготов­ки спортсменов, иерархией функций спорта, деятельностью по его организация, управлению, развитию и пр. В мире сложились следующие типы спорта.

Спорт высших достижений

Спорт высших достижений базируется на соревнованиях с целевой уста­новкой победить, установить рекорд, занять призовое место, получить спортив­ное звание. Ведущие функции — соревновательная, престижная, зре.тшцная и воспитательная. В мировом спорте этот тип является стержневым. Критерием оценки эффективности являются победы на международных состязаниях, спор­тивные рекорды, призовые места. По этому критерию оценивается деятельность спортсменов, тренероз, обслуживающего персонала, спортивного клуба. Такой жесткий критерий приводит к острой конкуренции, стимулирующей мобилиза­цию всех ресурсов. На период активного участия в спорте высших достижений спортивная деятельность становится для спортсмена первостепенным делом его жизни. Он получает возможность участвовать во всех официальных между­народных соревнованиях. В зависимости от специфики спорта спортсмен имеет в год соревнований («стартов») от 50 до 100. При этом соревнования обеспечи­ваются самыми современными спортивными сооружениями и оборудованием, а спортсмены — экипировкой, квалифицированным судейством, необходимой ап­паратурой и службой информации для спортсменов, тренеров, судей, зрителей.

Контингент спортсменов формируется в результате специальной системы отбора. Процесс подготовки и участия в соревнованиях круглогодичный а мно­голетний. В орбите большого спорта спортсмен находится от 5 до 10 и более лет. Высокие нагрузки требуют специальных восстановительных мероприятий. Все в целом требует больших материальных затрат. В соответствии с прави­лом 26 Олимпийской хартии определяются виды материального обеспечения спортсменов. В социалистических странах эти расходы полностью берет па себя государство.

Массовый спорт

В массовом спорте соревнования являются стимулом для повышения дви­гательной активности человека. Важен сам факт участия в соревновательной борьбе. Спортивный результат имеет прежде всего значение для самого уча­стника как показатель уровня его физической подготовленности. Ведущие функции — воспитательная, повышения физической активности, оздоровитель­ная, рекреацнонио-культурная и производственная. Отличительная черта—■ доступность широким массам взрослого населения. Здесь нет специального отбора, занятия возможны по месту работы, учебы, жительства, отдыха. Глав­ное в массовом спорте — регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в самих соревнованиях—участие, стремление победить соперников, «победить себя», улучшить личный рекорд-Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от II сентября 1981 года «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» нацеливает на всемерное развитие массового спорта, внедрение его в повседнев­ный быт всех слоев населения. С этой целью развиваются формы спортивной работы, укрепляется материально-техническая база, совершенствуется система подготовки кадров. Например, организуются конкурсы «Каждому коллективу — свой спорткомплекс», создаются хозрасчетные объединения «Физкультура и


здоровье» по оказанию платных услуг населению, проводится заочные сорев­нования «Всей бригадой — на стадион!», массовые соревнования «Всесоюзный день бегуна», «Лыжня зовет», соревнования по национальным видам спорта в т. д.

Критериями оценки эффективности массового спорта служат широта охва­та населения занятиями спортом, регулярность тренировочных занятий и уча­стия в соревнованиях, уровень физической подготовленности, личные спортив­ные результаты, вовлечение а занятия физическими упражнениями членов семьи, участие в соревнованиях семьями и т. д.

Детско-юношеский спорт

В детско-юношеском спорте соревнования являются средством определе­ния эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического совершенствования подрастающего поколения. Ведущие функции — соревнова­тельная, воспитательная, повышения физической активности, познавательная, оздоровительная и рекреационно-культурная. Детско-юношеский спорт связан со спортом высших достижений, так как обеспечивает его спортивными резер­вами, н с массовым спортом, ибо является эффективным средством решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Цель подготовки резервов высококвалифицированных спортсменов состоит в том, чтобы юные спортсмены, переходя в спорт высших достижений, облада­ли возможностями для подготовки из них спортсменов высокого класса. Со­держание работы определяется тремя факторами: модельными требованиями квалифицированных спортсменов, спецификой вида спорта, возрастными воз­можностями юных спортсменов. Особое значение приобретает воспитательная работа по предупреждению негативных явлений, связанных с отчислением «неперспективных», форсированной подготовкой «на результат», симптомами «звездной болезни» и т. п.

Основной критерий эффективности детско-юношеского спорта — массовость охвата (соревнования с участием всего класса, с участием учителей и родите­лей учащихся и пр.). Большую роль этот спорт играет в профилактике нега­тивных явлений в поведении детей школьного возраста.

Профессиональный спорт

Профессиональный {коммерческий) спорт базируется на соревнованиях с целевой установкой добиться победы и получить вознаграждение. Иа первый план здесь выступают соревновательная, зрелищная, экономическая и пре­стижная функции. Существует он за счет самоокупаемости и прибыли, рекламы вдругих источников. Это специфическая социальная деятельность, в которой люди зарабатывают деньги. В капиталистическом обществе профессиональный спорт является зрелищем, по саоей популярности не имеющим равных. Зре­лище коммерческого конфликта, где элемент условности по сравнению с ре­альной действительностью сведен к минимуму, в ием отражаются жизненные ситуации. В данном типе спорта спортивная деятельность для спортсменов является профессией. Их деятельность определена законодательно, они имеют свои профсоюзы, определенные трудовые права и гарантии в виде договоров, контрактов, пенсионного обеспечения.

ВИДЫ СПОРТА

Виды спорта различаются по признаку предметной основы сореанователь-ной деятельности. Каждый вид спорта содержит только ему присущие спосо­бы ведения соревновательной борьбы, правила соревнований. Все характери­стики спорта в целом в конечном счете реализуются через конкретные его виды. Бпроцессе исторического развития сформировалось большое разнообра­зие видов спорта, при этом более 60 из них признаны на международном


уровне. В каждой стране культивируются национальные виды спорта, напри­мер, в нашей стране их более 100.

Виды спорта группируются по различным признакам. В целях практиче­ской потребности виды спорта объединены в пять групп, В первую, самую большую, вошли виды, в которых спортивные достижения зависят от двига­тельных возможностей спортсмена (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, бокс н т. д.). Во вторую — виды с действиями по управлению специаль­ными техническими средствами передвижения (мотоцикл, самолет, яхта а т. д.). В третью — входят виды, в которых двигательная активность связана с поражением цели из спортивного оружия (впнтопка, лук). Четвертую группу составляют виды, в которых сопоставляются результаты моделъно-конструк-торской деятельности спортсмена (авиамодели и пр.). Пятую группу представ­ляют виды с абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шахматы, шашки).





Читайте также:





Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)