Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспорта в атмосферный воздух




 

Методические указания для выполнения практических занятий по курсу «Экология» для студентов всех специальностей и дипломного проектирования

 

Новокузнецк


 

УДК 628.511

 

Рецензент – кафедра теплофизики и промышленной экологии СибГИУ (зав. кафедрой С.Г.Коротков).

 

 

Работа включает расчет массы выбросов загрязняющих веществ легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями и автобусами в атмосферный воздух.

Предназначены для студентов всех специальностей.

 

Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспорта в атмосферный воздух: Метод.указания/ Сост. Е.Б.Серебряная, Н.К.Коротких: СибГИУ, Новокузнецк 2003.

 


Введение.

 

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в индустриальных странах служат автомобили и другие виды транспорта и промышленные предприятия. Ежегодно в атмосферный воздух поступает более 200 млн. т оксида углерода, 151 млн. т оксида серы (1Ч) (сернистого газа), свыше 50 млн. т оксидов азота, более 50 млн. т различных углеводородов, более 250 млн. т мелкодисперсных аэрозолей и т.д. Только за счет сжигания угля в различных энергетических установках в окружающую среду в мире поступает ртути в 8700 раз, мышьяка в 125, урана в 60, кадмия в 40, бериллия и циркония в 10, олова и ванадия в 4 раза больше, чем их вовлекается в естественный биологический кругооборот на Земле за то же время.

Самый чистый воздух над океаном. В деревнях и селах он содержит пылевых примесей в 10 раз больше, над поселками и небольшими городами воздух грязнее в 35 раз, а над промышленными центрами плывут облака тяжелого смога. В них содержится пыли в 150 раз больше, чем над океаном. Загрязненный воздух над крупными городами простирается на высоту 1,5 – 2,0 км. Эта плотная шапка задерживает летом до 20% солнечных лучей, а зимой, когда и так мало света, поглощает половину его.

Общее количество автомашин в мире составляет более 500 млн. и количество автомашин непрерывно растет (диаг. 1.1), особенно в крупных городах; а вместе с этим растет валовой выброс вредных продуктов в атмосферу. Диаг.1.1



Сжигая огромное количество нефтепродуктов, они наносят ощутимый вред окружающей среде и здоровью населения. Один автомобиль в среднем поглощает ежегодно 4 т кислорода и выбрасывает с выхлопными газами примерно 800 кг оксида углерода, около 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов. В США насчитывается около 150 млн. автомобилей, которые дают свыше 40% всего объема загрязнения атмосферы, а в некоторых городах даже до 80% и выше. Только в Лос – Анджелесе 3 млн. автомобилей, которые ежегодно выбрасывают 3 млн. т отработанных газов.

По данным ГВЦ УВД ГАИ в 1995 г. в России насчитывалось 19,6 млн. автомобилей, в том числе – 14,7 млн. легковых, 4,2 млн. грузовых автомобилей и около 0,7 млн. автобусов. Темпы прироста парка автомобилей за последний год составили в среднем по России около 12%. При этом в 1995 г. количество легковых автомобилей возросло на 15%, грузовых – на 1,5% и автобусов – на 5,7%. За последние 5 лет состав парка автомобилей по видам используемого топлива практически не изменился. Количество автомобилей, использующих газ в качестве топлива, не превышает 2%. Доля грузовых автомобилей с дизельным двигателем составляет в среднем для России 28%, а автобусов – примерно 63%. Суммарное поступление свинца в атмосферу от автотранспорта на территории России в 1995 г. оценивается величиной около 4 тыс. т.

Автомобильные выхлопные газы – смесь примерно 200 веществ. В них содержатся углеводороды – не сгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива, доля которых резко возрастает, если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости при старте, т.е. во время заторов и красного сигнала светофора. Именно в это время выделяется больше всего несгоревших частиц: примерно в 10 раз больше, чем при работе двигателя в нормальном режиме. В выхлопных газах двигателя, работающего на нормальном бензине и при нормальном режиме, содержится в среднем 2,7% оксида углерода. При снижении скорости эта доля увеличивается до 3,9%, а на малом ходу – до 6,9%.

Оксид углерода и большинство других газовых выделений двигателей тяжелее воздуха, поэтому они скапливаются у земли. Ребенок, сидящий в коляске на тротуаре улицы с большим движением транспорта, вдыхает гораздо больше токсичных веществ, чем мать, которая с ним гуляет. Оксид углерода соединяется с гемоглобином крови и мешает ему нести кислород в ткани организма.

В выхлопных газах содержатся также альдегиды, обладающие резким запахом и раздражающим действием. К ним относятся акролены и формальдегид; последний обладает особенно сильным действием. Оксид азота, содержащийся в автомобильных выбросах, играет большую роль в образовании продуктов превращения углеводородов в атмосферном воздухе.

В выхлопных газах присутствуют неразложившиеся углеводороды топлива. Среди них особое место занимают непредельные углеводороды этиленового ряда, в частности гексан и пентен. Из–за неполного сгорания топлива в двигателе автомашины часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Особенно много сажи и смол образуется при технической неисправности мотора и в моменты форсирования двигателя. Стремясь получить так называемую «богатую смесь», уменьшают соотношение воздуха и горючего. В этих случаях за машиной тянется хвост дыма, который содержит полициклические углеводороды и, в частности, бензапирен.

Исследования состава отработавших газов ДВС показываю, что в них содержится несколько десятков компонентов, основные из которых приведены в табл.1.1. Диоксид серы образуется в отработавших газах в том случае, когда сера содержится в исходном топливе (дизельное топливо).

Анализ данных приведенных в таблице 1.1, показывает, что наибольшей токсичностью обладает выхлоп карбюраторных ДВС за счет большого выброса CO, NOx, CnHm и др. Дизельные ДВС выбрасывают в больших количествах сажу, которая в чистом виде не токсична. Однако частицы сажи несут на своей поверхности частицы токсичных веществ, в том числе и канцерогенных. Сажа может длительное время находиться во взвешенном состоянии в воздухе, увеличивая тем самым время воздействия токсичных веществ на человека.

Таблица 1.1

Компоненты Содержание компонента, об. доли, % Примечание
Карбюраторные ДВС Дизельные ДВС
N2 74 - 77 76 – 78  
O2 0,3 – 8 2 – 18  
H2O (пары) 3,0 – 5,5 0,5 – 4,0 Нетоксичен
CO2 5,0 – 12,0 1,0 – 10,0  
H2 0 – 5,0 -  
CO 0,5 – 12,0 0,01 – 0,50  
NOx До 0,8 0,0002 – 0,5  
CnHm 0,2 – 3,0 0,009 – 0,5 Токсичен
Альдегиды До 0,2 мг/л 0,001 – 0,09 мг/л  
Сажа 0 – 0,04 г/м3 0,01 – 1,1 г/м3  
Бензапирен 10 – 20 мкг/м3 До 10 мкг/м3  

 

Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и особенно от двигателя – источника наибольшего загрязнения. Так при нарушении регулировки карбюратора выбросы CO увеличиваются в 4 – 5 раз.

Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца. Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает на землю сразу, а 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5 – 3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине:

 

Содержание свинца в бензине, г/л…………0,15 0,20 0,25 0,50

Концентрация свинца в воздухе, мкг/м3…..0,40 0,50 0,55 1,00

 

Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный, что давно практикуется в крупных городах ряда стран Западной Европы.

Мировым парком автомобилей с ДВС ежегодно выбрасывается, млн. т:

оксида углерода – 260

летучих углеводородов – 40

оксидов азота – 20

Доля участия автомобильного транспорта в загрязнении атмосферного воздуха крупных городов мира составляет, %:

 

Оксид углерода Оксиды азота Углеводороды

Москва 96,3 32,6 64,4

Санкт-Петербург 88,1 31,7 79

Токио 99 33 95

Нью-Йорк 97 31 63

 

2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫБРОСА ОКСИДА УГЛЕРОДА. УГЛЕВОДОРОДОВ. ОКСИДОВ АЗОТА И СЕРЫ. САЖИ. СВИНЦА

Методика оценки выбросов загрязняющих веществ легковыми, грузовыми автомобилями и автобусами основана на результатах типовых испытаний по показателям токсичности и топливной экономичности, скорректированных с учетом конструкции автотранспортных средств (АТС) и условий их эксплуатации.

 

2.1 Легковые автомобили

2.1.1 Массовый выброс загрязняющих веществ легковыми (грузопассажирскими) автомобилями s определенным рабочим объемом двигателя при движении по территории населенных пунктов М рассчитывается по формуле:

где - пробеговый выброс 1-го загрязняющего вещества легковым автомобилем с двигателем J-го рабочего объема, г/км (табл. 2.1.1);

- суммарный пробег легковых автомобилей с двигателя J-го рабочего объема по территории населенных пунктов км*);

- коэффициент, учитывающийизменение выбросов загрязняющих веществ при движении по территории населенных пунктов (табл. 2.1.2).

Значения Кr1 зависят от типа населенного пункта, в котором эксплуатируется автомобиль.

 

*) суммарный пробег может определяться на основании данных учета (отчетности) или обработки результатов выборочных обследований (опросов)

Таблица 2.1.1 - Пробеговые выбросы загрязняющих веществ легковыми автомобилями по территории населенных пунктов

Рабочий объем двигателя, л Пробегозый выброс r/км
CO СН NO2 С SO2 Рb
А-76 АН-93
менее 1.3 11.4 2.1 1.3 0.052 0.008 0,017
1.3 - 1.8 2.6 1.5 0.076 0.011 0,025
1.8 - 3.5 2.8 2.7 0.096 0.014 0.031

 

Примечание: 1. Токсичность отработавших газов при работе двигателя на сжиженном нефтяном газе принимается равной токсичности отработавших газов при работе двигателя на бензине, выбросы соединений свинца отсутствуют.

2. Расчет выбросов соединений свинца выполняется только для регионов, где используется этилированный бензин. При отсутствии данных о распределении автомобилей работающих на бензине АИ-93 и А-76 принимается соотношение: 60% - АИ-93. 40%- А-76.

Таблица 2.1.2 Значения Кг1 в зависимости от типа населенных пунктов

Тип населенных пунктов Значение Кг1
CO СН NO2 С SO2 Рb
Города с числом жителей более 1 млн. чел. 1,0 1,0 1,0 1,25 1,25
Города с числом жителей от 100 тыс.чел. до 1 млн. чел. 0,87 0,92 0,94 1,15 1,15

Продолжение таблицы 2.1.2

Тип населенных пунктов Значение Кг 1
СО СН NO2 С SO2 Pb
Прочие населенные пункты 0,11 0,59 0,6 1,00 1,0

2.1.2 Массовый выброс загрязняющих веществ легковыми (грузопассажирскими) автомобилями с определенным рабочим объемом двигателя при движении вне населенных пунктов рассчитывается по формуле:

где - пробеговый выброс 1-го загрязняющего вещества легковым автомобилем с. двигателем, J-го рабочего объема, г/км (табл. 2.1.3).

L2j, - суммарный пробег при движении вне населенных пунктов,км.

 

 

Таблица 2.1.3 Пробеговые выбросы загрязняющих веществ легковыми автомобилями при движении вне населенных пунктов

Рабочий объем двигателя, л Пробеговый выброс , г/км
CO СН NO2 С SO2 Рb
А-76 АИ-93
менее 1,3 4.8 1.2 2,3 0.052 0.008 0.017
1.3 - 1.8 5.5 1.5 2.7 0.076 0.011 0.025
1.8 - 3.5 6.0 1.6 4.0 0.096 0.014 0.031

 

Примечания: 1. Токсичность отработавших газов при работе двигателя на сжиженном нефтяном газе принимается равной токсичности отработавших газов при работе двигателя на бензине, выбросы соединений свинца отсутствуют.

2. Расчет выбросов соединений свинца выполняется только для регионов, где используется этилированный бензин. При отсутствии данных о распределении автомобилей работающих на бензине АИ-93 и А-76. принимается соотношение: 60% - АИ-93. 40%- А-76.

 

2.1.3. Суммарный массовый выброс 1-го загрязняющего вещества легковыми автомобилями определяется по формуле:

(2.1.3)

где - коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автомобилей на массовый выброс 1-го загрязняющего вещества (Ктсо - 1.75; Ктсн - 1.48: КТNО - 1,0: ktso - 1,15; Ктрb = 1.15)

При отсутствии данных о распределении пробега автомобилей в городских и загородных условиях и наличии данных об общем пробеге автомобилейLj , . пробег L1j,. и L2j. определяется по формулам:

легковые автомобили, принадлежащие индивидуальным владельцам:

в городах L1j = 0,6 • Lj; L2j = 0,4 • L2j;

в сельской местности L1j = 0,3 • Lj; L2j = 0,7 • L2j.

легковые автомобили, принадлежащие предприятиям и организациям:

в городах L1j = 0,6 • Lj; L2j = 0,1 • L2j;

в сельской местности L1j = 0,3 • Lj; L2j = 0,7 • L2j.

Грузовые автомобили

2.2.1. Массовый выброс загрязняющих веществ грузовыми (специальными) автомобилями с определенной грузоподъемностью и типом двигателя при движении по территории населенных пунктов А рассчитывается по формуле:

 

(2.2.1)

где - пробеговый выброс 1-го загрязняющего вещества грузовыми автомобилями к-ой грузоподъемности с двигателем s-го типа г/км (табл. 2.2.1);

- суммарный пробег по территории населенных пунктов грузовых автомобилей к-ой грузоподъемности с двигателями S-го типа км;

Кris- коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ при движении по территории населенных пунктов (табл. 2.2.2).

КПis- коэффициент, учитывающий изменение пробегового выброса от уровня использования грузоподъемнос­ти и пробега (табл. 2.2.3. 2.2.4).

Таблица 2.2.1 Пробеговые выбросы загрязняющих веществ при движении грузовых автомобилей по территории населенных пунктов

Грузоподъемность автомобиля или автопоезда, т Тип двигателя Пробеговый выброс m1jks .г/кн
CO СН NO2 С SO2 Рb
0.5.-2.0 Б 3.4 2.6 0.13 0.019
2.0 .- 5.0 Б Г Д 52.6 26.8 2.8 4.7 2.7 1.1 5.1 5.1 8.2 0.5 0.16 0.14 0,96 0.023
5.0 - 8.0 Б Г Л 73.2 37.4 3.2 5.5 4.4 1.3 9.2 9.2 11.4 0.8 0,19 0,17 1.03 0,029
8.0 - 16.0 Б Д 97.8 3.9 8.2 1.6 10,0 13.4 1.0 0.26 1.28 0.038
более 16.0 Д 4.5 1.8 16.4 1.1 1.47

 

Примечание: Б - бензиновый. Д - дизельный. Г - газовый (сжатый газ)

1. Токсичность отработавших газов при работе двигателя на сжиженном нефтяном газе принимается равной токсичности отработавших газов при работе двигателя на бензине, выбросы свинца отсутствуют.

2. Выбросы свинца рассчитываются только при использовании этилированного бензина.

 

Таблица 2.2.2 Значения Кris в зависимости от типа населенных пунктов

Тип населенных пунктов (НП) число жителей Значение Кris
CO СН NO2 С SO2 Рb
Б. Г Д Б.Г Д Б.Г Д Д Б.Г.Д Б
Город, более 1 млн. чел. 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.25 1.2
Город, 100 тыс- 1млн чел. 0.89 0.95 0.85 0.93 0.79 0.92 0.8 1.15 1.15
Город, 30 -100 тыс. чел. 0.74 0.83 0.70 0.80 0.69 0.82 0.5 1.05 1.05
Прочие НП 0.58 0.64 0.50 0.60 0.6 0.7 0.3 1.0 1.0
                     

Таблица 2.2.3 Значения KПis для грузовых автомобилей с бензиновыми и газовыми двигателями

 

Загрязняющее вещество Коэффициент использования грузоподъемности, Y   Значение KПis в зависимости от коэффициента использования пробега, β
0.4 0.5 0.6 0.7 0.8 0.9 1.0
СО <0.2 0.2-0.4 0.4-0.6 0.6-0.8 0.8-1.0 0.52 0.56 0.60 0.64 0.68 0.53 0.58 0.63 0.68 0.73 0.54 0.61 0.67 0.73 0,79 0.55 0.63 0.70 0,77 0.84 0.56 0.65 0.73 0.81 0.89 0.57 0,67 0.77 0.86 0.95 0,58 0.70 0.80 0.90 1.00  
СН <0.2 0.2-0.4 0.4-0.6 0.6-0.8 0.8-1.0 0.30 0.81 0.83 0.85 0.87 0.81 0.83 0.85 0.87 0,89 0.81 0.83 0.86 0.88 0.91 0.82 0.85 0.88 0,91 0.94 0.82 0.86 0.89 0.92 0.56 0.83 0.86 0.90 0.94 0.98 0.84 0.88 0.92 0.96 1,00  
NO2 <0.2 0.2-0.4 0.4-O.6 0.6-0.9 0.8-1.0 0.48 0.53 0.57 0.62 0.67 0.50 0.56 0,61 0.57 0.72 0.51 0.58 0.64 0.71 0.78 0.52 0.60 0,68 0.76 0.83 0.53 0.62 0,71 0,80 0.89 0.54 0.64 0.74 0.84 0.94 0,56 0.67 0.78 0.89 1.00  
SO2 <0.2 0.2-0.4 0.4-O.6 0.6-0.8 0.8-1.0 1.02 1.06 1.11 1.15 1.20 1.03 1.06 1.14 1.19 1.24 1.03 1.10 1.16 1.23 1,29 1.04 1.11 1.19 1.27 1.34 1.04 1.13 1.22 1.30 1.39 1.05 1.15 1.24 1.34 1.44 1.05 1.16 1.27 1.38 1.49  
РЬ < 0.2 0.2-0.4 0.4-0.6 0.6-0.8 0.8-1.0 1.02 1.06 1.11 1.15 1.20 1.03 1.08 1.14 1.1 1.24 1.03 1.10 1.16 1.23 1.29 1.04 1.11 1.19 1.27 1.34 1.04 1.13 1.22 1.30 1.39 1.05 1.15 1.24 1.34 1.44 1.0 1.16 1.27 1.38 1.49  

Таблица 2.2.4 Значения KПis для грузовых автомобилей с дизелем

Загрязняющее вещество Коэффициент использования грузоподъемности, γ Значение KПis в зависимости от использования пробега, β
0.4 0.5 0.6 0.7 0.8 0.9 1.0
СО <0.2 0.2-0.4 0.4-0.6 0.6-0.8 0.8 - 1.0 0.51 0.55 0.60 0.64 0.68 0.52 0.57 0.63 0.68 0.73 0.53 0.60 0.66 0.72 0.79 0.54 0.62 0.69 0.77 0.94 0.55 0.64 0.72 0,81 0.89 0.56 0.66 0.76 0.86 0.96 0.57 0.68 0.78 0.89 1.00
СН <0.2 0.2 - 0.4 0.4 - 0.6 0.6 - 0.8 0.8 - 1.0 0.63 0.66 0.70 0.73 0.76 0.64 0.68 0.72 0.76 0.80 0.65 0.70 0.74 0.79 0.84 0.66 0.71 0.76 0.82 0.88 0.67 0,73 0.79 0.85 0.91 0.67 0.74 0,81 0.88 0.95 0.68 0.76 0.84 0.92 1.00
NO2 <0.2 0.2 - 0,4 0.4-0.6 0,6 - 0.8 0.8 - 1.0 0.75 0.77 0.79 0.81 0.83 0.75 0.77 0.80 0.82 0.86 0.76 0.78 0.82 0.84 0.89 0.76 0.79 0.83 0.87 0.92 0.76 0.79 0.84 0.89 0.94 0.77 0..8 0.85 0.91 0.97 0.77 0.81 0.87 0.93 1.00
С <0.2 0.2 - 0.4 0.4 - 0.6 0.6-0.8 0.8 - 1.0 0.25 0.38 0.43 0.50 0.60 0.35 0.39 0.46 0,54 0.66 0,36 0,40 0.49 0.58 0.73 0.36 0.41 0.51 0.63 0.80 0,36 0.42 0.53 0.67 0,86 0.37 0.43 0.56 0,71 0.93 0.38 0.44 0.58 0.75 1.00
SO2 < 0.2 0.2-0.4 0.4-0,6 0.6 - 0.8 0.8 - 1.0 1.02 1.07 1.12 1.16 1.21 1.03 1.09 15 6 1.20 1.26 1.04 1.10 1.18 1.25 1.37 1.04 1.12 1.20 1.29 1.37 1 05 1.14 1.23 1.33 1.42 1.05 1.16 1.26 1.37 1.48 1.06 1.18 1.29 1.41 1,53

 

Примечание к таблицам 2.2.3 и 2.2.4:

1. При отсутствии данных о фактических значениях γ и β принимается:

- для городских перевозок и перевозок сельскохозяйственных грузов γ=0,6-0,8; β=0,70

- для междугородных перевозок γ = 0.8-1.0; β = 0.70

2. Выбросы свинца рассчитываются только при использовании этилированного бензина.

 

2.2.2. Массовый выброс загрязнявших веществ грузовыми (специальными) автомобилями с определенной грузоподъемностью и типом двигателя при движении вне населенных пунктов рассчитывается по формуле:

 

(2.2.2)

 

где пробеговый зыброс 1-го загрязняющего вещества грузовыми автомобилями к-ой грузоподъемности с двигателем s-го типа. г/км (табл. 2.2.5);

- суммарный пробег при движении вне населенных пунктов, км;

КПis- коэффициент, учитывающий изменение выброса от уровня использования грузоподъемности и пробега (табл. 2.2.3. 2.2.4).

Таблица 2.2.5 Пробеговые выбросы загрязняющих веществ грузовыми автомобилями при движении вне населенных пунктов

Грузоподъемность автомобиля или автопоезда, т Тип двигателя Пробеговый выброс . г/км
CO СН NO2 С SO2 Рb
0.5-2.0 Б 15.2 1.9 2.1 0.13 0.019
2.0-5.0 Б Г Д 26.3 13.1 2.5 2.6 1.5 0,8 4.1 4.1 6.9 0.1 0.16 0,14 0.96 0.023
5.0,- 8.0 Б Г Д 40.8 20.2 2.6 4.1 2.4 1.2 8,0 8.0 9.1 0.2 0,19 0.17 1.03 0.029
8.0 - 16.0 Б Д 50.5 3.2 4.5 1.4 8.5 10.7 0.2 0.26 1.28 0.038
более 16.0 Д 3.6 1.5 13.1 0.3 1.47

 

Примечание: Б -бензиновый. Д - дизельный. Г - газовый (сжатый газ)

1. Токсичность отработавших газов при работе двигателя на сжиженном нефтяном газе принимается равной токсичности отработавших газов при работе двигателя на бензине.

2. Выбросы свинца рассчитываются только при использовании этилированного бензина.

2.2.3Суммарный кассовый выброс 1-го загрязняющего вещества грузовыми автомобилями определяется по формуле:

где - коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автомобилей на массовый выброс 1-го. загрязняющего вещества s-го типа двигателя.

Для грузовых автомобилей с бензиновыми и газовыми двигателями

Ктсо =2.0, Ктсн = 1.83, КТNО = 1,0, Ктso = 1.15, КТpb = 1,15

Для автомобилей с дизельными двигателями –

Ктсо =1.6, Ктсн = 2.1, КТNО = 1,0, Ктso = 1.9, КТpb = 1,15

При отсутствии данных о распределении пробега грузовых автомобилей в городских и загородных условиях и наличии данных об общем пробеге автомобилейLks , . пробег L1ks,. и L2ks. определяется по формулам:

Городские перевозки ;

Прочие перевозки ;

 

Автобусы

 

2.3.1. Массовый выброс загрязняющих веществ междугородными, пригородными и туристскими автобусами определенного класса с определенным типом двигателя при движении по территории населенных пунктов рассчитывается по формуле:

 

(2.3.1)

 

где - пробеговый выброс 1-го загрязняющего вещества автобусами m-го класса с двигателем s-го типа г/км (табл. 2.3.1);

- суммарный пробег по территории населенных пунктов автобусов m-го класса с двигателями S-го типа. км;

Кris- коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ при движении по территории населенных пунктов (табл. 2.2.2).

Кhis- коэффициент, учитывающий изменение выброса от вида перевозок и типа двигателя автобуса (табл. 2.3.3.).

2.3.2Массовый выброс загрязняющих веществ маршрутными городскими автобусами определенного класса с определенным типом двигателя при движении по территории населенных пунктов рассчитывается по формуле:

(2.3.2)

где - коэффициент, учитывающий изменения выбросов загрязняющих веществ при движении маршрутных городских автобусов по территории населенных пунктов (для СО, СН, НО2, С Кр = 1.4: для SО2. Pb KP = I.I):

- суммарный пробег по территории населенных пунктов маршрутных автобусов m-го класса с двигателями S-го типа км;

 

 

Таблица 2.3.1 Пробеговые выбросы загрязняющих веществ при движении автобусов по территории населенных пунктов

Класс автобуса (L-габаритная длина, м) Тип двигателя Пробеговый выброс . г/км
CO СН NO2 С SO2 Рb
Особо малый L< 5   Б 13.5 2.9 3.0 0.09 0.031
Малый 6.0<L<7.5   Б 44.0 3.4 6.1 0.18 0.028
Средний 8.0<L<9.5   Б Д 67.1 4.5 5.0 1.4 9.9 9.1 0.8 0.25 0,90 0.037
Большой 10.5<L<12   Б Д 104.0 4.9 7.7 1.6 10.4 10.0 1.0 0.32 1.23 0,047
Особо большой L > 12   Д 5.0 1.6 11.0 1.1 1.65

 

Примечание: Б - бензиновый. Д - дизельный.

Таблица 2.3.2 Значения Кгis в зависимости от типа населенных пунктов

Тип населенных пунктов (НП), число жителей Значения Kris  
CO СН NO2 С SO2 Рb  
Б Д Б Д Б Д Д Б.Г.Д Б  
Город, более 1 млн. чел. 1.0 1,0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 1.25 1.25
Город, 100тыс-1 млн. чел. 0.89 0.95 0.85 0.93 0.79 0.92 0.8 1.15 1.15
Город. 30 -100 тыс. чел. 0.74 0.83 0.7 0.8 0.69 0.82 0.5 1,05 1,05
Прочие НП 0.58 0.64 0.5 0.5 0.6 0.7 0.3 1.00 1.00

 

Таблица 2.3.3 Значения Кнis в зависимости от типа населенных пунктов

Вид перевозок Тип двигателя Значения Kнis
CO СН NO2 С SO2 Рb
Городские и пригородные Б Д 0,9 0.89 0.96 0.92 0.89 0.93 0.75 1.3 1.3 1.3
Междугородные и туристские Б Д 0.7 0.68 0.88 0.76 0.67 0.81 0.44 1.1 1.1 1.1

 

2.3.3. Массовый выброс загрязняющих веществ автобусами определенного класса с определенным типом двигателя при движении вне населенных пунктов рассчитывается по формуле:

 

где - пробеговый выброс 1-го загрязняющего вещества — автобусами m-ого класса с двигателями 3-го типа, г/км (табл. 2.3.4):

- суммарный пробег при движении вне населенных пунктов км:

Таблица 2.3.4 Пробеговый выброс загрязняющих веществ автобусами при движении вне населенных пунктов

Класс автобуса (L-габаритная длина. м) Тип Двигателя Пробеговые выбросы г/км
CO СН NO2 С SO2 Рb
Особо малый L < 5 Б 6.0 1.6 4.0 0.09 0.031

Продолжение таблицы 2.3.4

Класс автобуса (L-габаритная длина. м) Тип Двигателя Пробеговые выбросы г/км
CO СН NO2 С SO2 Рb
Малый 6.0<L<7.5 Б 24,0 2,3 5.0 0.18 0.028
Средний 8.0<L<9,5 Б Д 34.0 3,3 3,9 1.2 8.2 8.0 0.2 0.25 0.90 0.037
Большой 10.5<L<12 Б Д 2.0 3.5 4.6 1.3 9,5 18.0 0.2 0.32 1.23 0.047
Особо большой L>12 Д 3.6 1.3 18.8 0,3 1,65

 

2.3.4. Суммарный массовый выброс 1-го загрязняющего вещества автобусами МAi определяется по формуле:

(2.3.4)

Для автобусов с бензиновыми двигателями Ктсо =2.0, Ктсн=1.83, КТNО = 1,0, Ктso = 1.15, КТpb = 1,15 (для особо малого класса Ктсо=1.75, Ктсн=1.48, КТNО = 1,0)

Для автобусов с дизельными двигателями Ктсо =1.6, Ктсн = 2.1, КТNО = 1,0, Ктso = 1.9, КТpb = 1,15

При отсутствии данных о распределении пробега грузовых автомобилей в городских и загородных условиях и наличии данных об общем пробеге автомобилейLms , . пробег L1ms,. и L2ms. определяется по формулам:

Городские перевозки

Пригородные, туристические перевозки ;

Междугородные перевозки ;

Перевозки в сельской местности, ;

вахтовые перевозки


Приложение





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.035 сек.)