Оценка качества товаров
Оценка качества товаров – совокупность операций по выбору номенклатуры потребительских свойств и показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями. Действительное значение – значение, определяемое однократным или многократным его измерением. Так, например, при определении жирности молока двух образцов получают два различных значения. Базовый показатель – показатель, принятый за основу при сравнительной характеристике показателей качества. Так, например, базовым показателем может быть стандартный образец, эталон товара. Регламентированное значение – значение, установленное действующими нормативными документами. Так, например, в соответствии с техническим регламентом жирность молока составляет 3,2%, указанное значение является регламентированным. Деятельность по оценке качества состоит из трех групп операций, каждой из которых свойственны специфические особенности. 1. Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей, их определяющих. Основными критериями выбора являются: · этап технологического цикла продукции (товара); · потребности, которые должен удовлетворять товар; · субъективные особенности оценщика. Так, на этапе приемки сырья, предназначенного для производства продукции, существенное значение имеют показатели технологических свойств и безопасности, но не важны, эстетические свойства. В тоже время при реализации товара в номенклатуру показателей качества необходимо включать показатели всех потребительских свойств, но особенно важны для потребителя показатели назначения, безопасности, надежности, эргономических и эстетических свойств. При выборе номенклатуры потребительских свойств и показателей важно правильно выбрать такие показатели, которые будут иметь решающее значение для определенных целей. Например, при оценке качества муки на хлебозаводе необходимо выбрать такие показатели как количество и качество клейковины, т.к. они могут повлиять на качество готовой хлебобулочной продукции, а при реализации муки в торговой сети – цвет, степень измельчения. В обоих случаях необходимо оценивать показатели безопасности в соответствии с установленными требованиями. 2. Определение действительных значений показателей проводится путем количественных и качественных измерений. Количественные измерения применяются для определения размера показателя, а качественные – для размерности. Так, показатель «цвет» может быть измерен количественно (например, цвет пива по концентрации раствора йода) и качественно (визуально отмечаются цвет пива и его насыщенность). 3. Сопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовыми. При сопоставлении выявляется соответствие или несоответствие действительных значений показателей качества базовым. В качестве базовых показателей могут быть приняты регламентированные значения показателей. Так, цвет муки устанавливается по эталонам, соответствующим по цвету определенному сорту муки. Цвет пива по стандарту устанавливается как светло- или темно-коричневый и сравнивается с цветом раствора йода определенной концентрации. Важной задачей оценки качества товаров является выявление несоответствий, т.е. дефектов. Дефект – невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности. Классификация дефектов осуществляется по нескольким признакам. По степени значимости различают критические, значительные и малозначительные дефекты. Критические дефекты – несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей и окружающей среде. Значительные дефекты – несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителей и окружающей среды. Малозначительные дефекты – несоответствия, не оказывающие существенного влияния на потребительские свойства товаров. В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно. В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на устранимые, после устранения которых товар может быть использован по назначению, и неустранимые, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. В зависимости от места возникновения все дефекты подразделяют на технологические, предреализационные и послереализационные. Технологические дефекты – дефекты, вызванные недостатками при проектировании, разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Послереализационные дефекты – дефекты при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем. При оценке качества товароведы должны своевременно выявлять дефекты товаров по характерным признакам их проявления и устанавливать причины их возникновения. Операция по сопоставлению значений показателя завершается установлением определенных градаций, классов, товарных сортов, марок, что связано с принятием решения оценщиком о присвоении товару определенной градации качества. Градация, класс, сорт – категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим одно и то же функциональное применение, но различные требования к качеству. В результате оценки качества все товары по назначению подразделяются на три класса: – первый класс – товары, пригодные к использованию по назначению, т.е. стандартные товары, реализуемые без каких-либо ограничений; – второй класс – товары, условно пригодные для использования по назначению, т.е. нестандартные товары или брак с устранимыми дефектами; – третий класс – опасные товары, непригодные для использования по назначению, т.е. неликвидные отходы, не подлежащие реализации, а также поставке для промышленных и кормовых целей. В оптовой и розничной торговле преобладают потребительские товары первого класса. Товары второго и третьего классов должны своевременно выявляться при приемочной оценке качества и не допускаться к реализации.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1711)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |