Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Ситуационные задачи для контроля усвоения теоретического материала




 

Задача№1. На электронных микрофотографиях представлены поперечные срезы сперматозоидов. На одном хорошо прослеживаются осевые нити, окруженные митохондриями, на другом видна только центриоль. Назовите, какие отделы клетки представлены на фотографиях.

Задача№2. На рисунке изображены яйцеклетки ланцетника, лягушки, курицы и человека. К какому типу яйцеклеток по количеству и распределению желтка, принадлежит каждая из них?

Задача №3. На препарате виден зародыш, состоящий из четного числа бластомеров, имеющих одинаковую величину. Определите, какой тип дробления характерен для этого зародыша.

Задача №4. На стенде выставлены препараты зародышей на стадии развития дискобластулы, амфибластулы. К каким классам представителей хордовых относится эти зародыши?

Задача №5. Яйцеклетка содержит мало желтка и распределен он равномерно. Определите тип яйцеклетки, характер дробления, вид бластулы будущего зародыша. Каким представителям животного мира свойственны такие яйцеклетки?

Задача №6. У зародыша дробление отмечено только на анимальном полюсе. Как называется такой вид дробления и тип яйцеклетки?

Задача №7. Желтка в яйцеклетке много, концентрируется на вегетативном полюсе. Как называется такая яйцеклетка и для какого класса животного мира она характерна?

Задача №8. На препарате бластула с многослойной бластодермой. Бластоцель располагается эксцентрично. Определить тип яйцеклетки, характер дробления и какому классу животных это свойственно?

Задача№9. В результате дробления зародыша возникла целобластула. Определить тип яйцеклетки и вид бластулы.

Задача№10. Дробление зиготы происходит полностью, но неравномерно. Определите тип яйцеклетки и вид бластулы.

Задача№11. Дробление зиготы дискоидальное. Определите тип яйцеклетки и для каких классов животных характерно такое дробление.

Задача№12. На препарате бластула с однослойной бластодермой, бластоцель в центре. Определить, какой тип дробления обеспечивает образование данной бластулы.



Задача№13. В эксперименте на стадии бластулы введено вещество, блокирующее перемещение клеток. Развитие какой стадии эмбриогенеза будет блокировано?

Задача№14. На рисунке изображена гаструла ланцетника, амфибии, птиц. Какой тип гаструляции свойственен каждому из перечисленных представителей?

Задача№15. В эксперименте у зародыша птицы на стадии гаструлы блокирован процесс перемещения клеток через первичную полоску. Развитие какого зародышевого листка будет нарушено?

Задача№16. В эксперименте у зародыша птицы на стадии гаструлы блокирован процесс перемещения клеток через головной узелок. Развитие какого осевого органа будет нарушено?

Задача№17. В условном эксперименте микроманипулятором разрушили миотом. Нарушение развития какой ткани вызовет это воздействие?

Задача№18. В условном эксперименте блокировано перемещение клеточного материала через первичную полоску и первичный узелок. Какое нарушение в развитии зародыша вызовет это воздействие?

Задача№19. В условном эксперименте микроманипулятором разрушили дерматом. Нарушение развития какой ткани вызовет это воздействие?

Задача№20. Экспериментальным путем у зародыша поврежден нефротом. Нарушения в каких системах развития произойдут?

Задача№21. В эксперименте на амфибиях на стадии гаструлы с помощью сплошной пластинки изолировали хордальный вырост от эктодермы. Какие нарушения в развитии зародыша вызовет это воздействие?

Задача№22. В эксперименте на головастике лягушки на стадии ранней гаструлы хордальный вырост пересадили под эктодерму на вентральную часть зародыша. Какие изменения произойдут в результате этого воздействия?

Задача№23. У зародыша помимо других провизорных органов, развивается трофобласт. К какому классу животных относится этот зародыш?

Задача№24. У зародышей развиты все провизорные органы: желточный мешок, амнион, серозная оболочка и аллантоис. К какому классу животных следует отнести эти зародыши?

Задача№25. В эксперименте у зародыша цыпленка нарушен процесс срастания амниотических складок. Образование каких провизорных органов будет нарушено?

Задача№26. При развитии цыпленка образуется амниотическая складка. Какими зародышевыми листками она представлена и какие оболочки она образует?

Задача№27. В эксперименте у зародыша цыпленка повреждена внезародышевая латеральная мезодерма. Образование, каких внезародышевых органов будет нарушено?

Задача№28. При развитии зародыша цыпленка поврежден орган, выполняющий функции газообмена и выделения метаболитов. Как называется этот орган? Какие листки его образуют?

Задача№29. При развитии зародыша птицы повреждена внезародышевая эктодерма. В состав каких внезародышевых оболочек она входит и какие функции будут нарушены?

Задача№30. В процессе сперматогенеза у человека нарушено формирование акросомы (симптом «округлой головки сперматозоида»). Какая функция сперматозоида будет изменена? Возможно ли оплодотворение в этом случае?

 

 

Ответы к ситуационным задачам.

Задача1. На первом – шейка сперматозоида, на втором – начало хвоста.

Задача2. Первичная изолецитальная, умеренно телолецитальная, резко телолецитальная, вторичная телолецитальная.

Задача3. Полное (голобластическое), равиомерное.

Задача4. К птицам, амфибиям.

Задача5. Первичная изолецитальная, полное равномерное, целобластула, ланцетник.

Задача6. Неполное (меробластическое), дискоидальное, резко телолецитальная.

Задача7. Умеренно телолецитальная, для амфибий.

Задача8. Амфибластула, полное неравномерное асинхронное, для амфибий.

Задача9. Первичная изолецитальная, целобластула.

Задача10. Умеренно телолецитальная, амфибластула или вторичная изолецитальная, бластоциста.

Задача11. Резко телолецитальная, для рыб.

Задача12. Полное равномерное, синхронное.

Задача13. Гаструлы.

Задача14. Инвагинация, инвагинация и эпиболия, деляминация и иммиграция.

Задача15. Мезодерма.

Задача16. Хорды.

Задача17. Скелетной мышечной ткани.

Задача18. Не разовьются хордальный отросток и мезодермальные крылья.

Задача19. Соединительнотканная часть кожи (дерма)

Задача20. Мочеполовой системы.

Задача21. Блокируется образование нервной трубки и ганглиозной пластинки.

Задача22. Нервная трубка образуется на вентральной стороне тела.

Задача23. К плацентарным млекопитающим.

Задача24. К птицам.

Задача25. Амниотической и серозной оболочек.

Задача26. Внезародышевой эктодермой и париетальным листком внезародышевой мезодермы, серозную и амниотическую оболочки.

Задача27. Амниотической и серозной оболочек.

Задача28. Аллантоис, внезародышевая энтодерма и висцеральный листок внезародышевой мезодермы.

Задача29. Амниотической и серозной, защитная, газообменная.

Задача30. Способность к проникновению и слиянию с яйцеклеткой, так как в акросоме содержатся ферменты: акрозин и гиалуронидаза, которые разрушают оболочки яйцеклетки. Оплодотворение невозможно.

 

Ответы к тестовым заданиям.

 

 

I. 1. в) 2. а) 3. б) 4. д) 5. д) 6. в) 7. а) 8. г) 9. а) II. 1. 1,2,3,4 2. 1,2,3 3. 1,3 4. 1,2,3,4 5. 1,2,3 6. 2,4 III. 1. г) 2. а) 3. б) 4. в) 5. г) 6. а) 7. а) 8. д) 9. б) 10. в)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знакомство с эмбриогенезом позвоночных позволя­ет оценить с позиции сравнительной эволюционной гистологии по­степенное изменение основных эмбриологических и гистогенетических процессов и в то же время преемственность этих изменений в их общебиологической основе. В определенной степени знание развития позвоночных позволяет экстраполировать некоторые этапы их эмбриогенеза на развитие человека. В эксперименте на животных можно моделировать различные условия развития, изу­чать действие тератогенных веществ на органо- и гистогенезы, а также критические периоды развития позвоночных.

На примере развития низших позвоночных прослежива­ются изменение типа оплодотворения, постепенное усложнение строения женской половой клетки, накопление в ней питательного материала. Это приводит к изменению характера дробления и строения бластулы, появлению внезародышевого органа - жел­точного мешка. Гаструляция, несмотря на то, что основны­ми движущими силами ее остаются пролиферация и простран­ственно организованная миграция клеток, завершается у всех представителей позвоночных образованием многослойного заро­дыша — гаструлы. Дальнейшая дифференцировка зародышевых листков на эмбриональные зачатки является основой для последу­ющего развития тканей и органов.

Высшие позвоночные, к которым относятся предста­вители класса птиц и класса млекопитающих, перешли к наземному образу жизни. Развитие с метаморфозом у них заменилось пря­мым развитием. Естественно, что все вышеперечисленные изме­нения отразились на течении эмбрионального развития. Развитие птиц на суше привело к возникновению специальных приспособлений, защи­щающих зародыш от высыхания, механических повреждений. Появление толстых прочных оболочек (скорлупа, подскорлуповая, белковая) у яйца птиц сделало невозможным наружное оплодотворение.

У плацентарных млекопитающих развитие зародыша стало происходить в специальном органе — матке. В связи с этим про­изошли изменения в строении яйцеклетки.

Общие признаки, характеризующие эмбрио­нальное развитие высших позвоночных, заключаются в усложне­нии эмбриогенеза и появлении новых — ценогенетических при­знаков (преобладание внезародышевого материала над зародыше­вым, гетерохронность в темпах развития зародыша и внезародышевых органов).

 

 


 

Список рекомендуемой литературы.

 

1. Гистология, цитология и эмбриология: Атлас: Учеб. пособие / О.В. Волкова, - М.: Ю.К. Елецкий, Т.К. Дубовая; под ред. О.В. Волковой, Ю.К. Елецкого – М.: Медицина, 1996. – 544 с.:.

2. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2003. – 362с.

3. Данилов Р. К., Боровая Т. Г. Общая и медицинская эмбриология.- СПб.: СпецЛит, 2003.- 231 с.

4. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н.. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для медицинских вузов. — М.: ООО «Медицин­ское информационное агентство», 2005. — 600 с.

5. Улумбеков Э.Г., Челышев Ю.А. Гистология. - М.: ГЭОТАР, 2007.-700 с.

 

 


Таблица1. Дифференцировка зародышевых листков и классификация тканей позвоночных

Зародышевый листок ЭКТОДЕРМА ЭНТОДЕРМА МЕЗОДЕРМА
Ткане-вый тип 1. Нейроэкто-дермальный   2. Эпидермальный 3. Прехордальный 4. Энтеродермальный   5.Целонефродермапьный
Эмбрио- нальный зачаток 1.1. Нервная трубка 1.2.Гангл. пластинка 1.3. Плакоды 2.1. Кожная эктодерма 3.1. Прехордаль-ная пластинка   4.1. Кишечная энтодерма 5.1. Спланхнотом 5.2. Нефротом
Тип эпителия: а) глиальный б) кожный а) кишечный   г) целомический д) почечный
I. Сис­тема покров­ных тка­ней и произ­водные Эпендимный; передней камеры глаза; пигментный сетчатки; органа слуха; обонятельный; вкусовой   Эпидермис и производные (потовые, сальные и молочные железы); роговицы глаза; преддверия ротовой полости; эмали и кутикулы зуба; анальный, переходный, влагалищный Ротовой полости и желез; глотки и производных; пищевода и желез; барабанной полости и евста­хиевой трубы; аденогипофиза; паратиреоидный; тиреоидный; вилочковой железы; воздухо-носных путей; альвеолярный Желудка и желез желудка; кишок и желез; печени; желч­ного пузыря и желчевыводящих путей; поджелудоч­ной железы Коры надпочеч­ника; семенных извитых канальцев; фолликулярный яичника; грудной, брюшной и околосер­дечной полостей (мезотелий) Семя-вынося-щих путей: яйцево-дов и матки Про-, мезо- и метанеф-рогенная эпители­альная ткань; эпителий нефрона; эпителий собирательных трубочек почки
                   

 


Зародышевый листок ЭКТОДЕРМА МЕЗОДЕРМА
Тканевый тип 1. Нейроэктодермальный 7. Спланхнотомный 8. Ангиодермальный
Эмбриональный зачаток 1.4. Эктомезенхима 7.1. Энтомезенхима 8.1. Ангиобласт
II. Система тканей внутренней среды (метаболической) Оболочек нервных волокон (леммоциты); менинготелий Миелоидная; лимфоидная; ретикулярная; рыхлая волокнистая соединительная; жировая (бурая и белая) Эндотелий кровеносных и лимфатических сосудов и внутренней выстилки сердца
III. Система опорно-двигательных тканей Тканевый тип 1. Нейроэктодермальный 6. Сомитный 9. Хордоидный
Эмбриональный зачаток 1.4. Эктомезенхима 6.1. Дерматом 6.2. Склеротом Хорда
а) с опорно-механической функцией Соединительнотканная склеры; костная черепа; дентин и цемент зуба Плотная неоформленная соединительная Плотная оформленная соединительная ткань; хрящевые: гиалиновая, эластическая и волокнистая; костные-пластинчатая и ретикулофиброзная Хордальная

 

Зародышевый листок ЭКТОДЕРМА МЕЗОДЕРМА
III. Система опорно-двигательных тканей Тканевый тип 1. Нейроэктодермальный 2. Эпидер-мальный 3. Прехор-дальный 6. Сомитный 7. Спланхнотомный
Эмбриональ-ный зачаток 1.1. Нервная трубка 1.2. Ганг-лиозная пластинка 2.1. Кожная эктодерма 3.1. Прехор-дальная пластинка 6.3. Миотом 7.1. Энто-мезенхима 7.2. Миокар-диальная пластинка
б) с двигатель-ной функцией (мышечные и миоидные) Мионевра-льная радужки и цилиарного тела Исчерчен-ные миоциты в составе органов ЦНС Миоэпители-альные в составе слюнных, потовых и молочных желез Миоидные клетки тимуса Скелетная; переднего отдела пищеварительной трубки; лимфати-ческих сердец; электрических органов Висцеральная; сосудис-тая Сердечная: сократитель-ный, проводящий и секреторный диффероны
Зародышевый листок ЭКТОДЕРМА
Тканевый тип 1. Нейроэктодермальный
Эмбриональный зачаток 1.1. Нервная трубка 1.2. Ганглиозная пластинка 1.3. Плакоды
IV. Система невральных тканей и нейроглия Органов ЦНС и нейросекреторные нейроны; сетчатой оболочки глаза; шишковидной железы; задней доли гипофиза Чувствительных и вегетативных ганглиев; хромаффинная ткань надпочечников; гломусов Ганглиев головы: спирального и вестибулярного
                       

 





Читайте также:





Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)