Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ТЕМА 10. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА




1.Литературный процесс. 1. Литературная жизнь определенной страны и эпохи во всей совокупности ее явлений и фактов. Предмет изучения истории национальной литературы. 2.Многовековое развитие литературы в глобальном масштабе. Предмет изучения сравнительно-исторического литературоведения. В 18-19 веках понятия «литературный процесс» не знали, не нуждались в нем. Литература виделась структурно нерасчлененным целым, где перед всеми писателями стоят одни и те же задачи, действуют универсальные законы и критерии. Литературные вертикали выстраивались по степени авторской одаренности и по шкале художественной состоятельности. ТЕРМИН «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС» АКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ УЧЕНЫМИ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ. Рубеж 1920-30-х годов: термин «ЛП» вводится в научный оборот. 1960-е: термин прижился в науке. ЛП описывался как движение мировой литературы к реализму. Начиная с 1990-х употребление термина проблематизировалось, исследователи, литературные критики стали отказываться от него.

 

2.Отказ от употребления термина «литературный процесс».Термин создает иллюзию единства и однонаправленности движения литературы, которая, на самом деле, разделена на отдельные потоки, развивающиеся по своим руслам. Те явления литературы, которые не укладывались в жесткие рамки представлений о единстве движения, игнорировались исследователями либо подгонялись под «теории». ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО - это понятие отражает представление о том, что в литературе равноправно существуют разнонаправленные художественные стратегии. Литературное пространство можно описывать с помощью понятия о литературных иерархиях.Высокая литература (классика), Беллетристика, Массовая литература.

3. Что обеспечивает стабильность мировой литературы?Литературное движение совершается на стабильной основе. В литературе существуют универсальные, надвременные, статичные элементы, которые называют термином «ТОПИКА», «ТОПОСЫ ЛИТЕРАТУРЫ». Термин заимствован из античной риторики, введен в литературоведение Э. Курциусом. ТОПИКА И ТОПОСЫ неизменно присутствуют в литературном творчестве:hтипы эмоциональной настроенности,h«вечные» темы,hхудожественные формы, которые всегда и везде находят себе применение



 

4.Понятия, которые описывают лит. процесс.ДВИЖЕНИЕ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОПИСЫВАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ РЯДА ПОНЯТИЙ. Не вызывает сомнения, что в литературе и, шире, в искусстве, можно проследить международные художественные общности. Их называют терминами «барокко», «классицизм», «романтизм» и т.д. Как определять эти общности? Это литературные направления, течения, стили, художественные (творческие) методы, стили? «Литературное направление –объединение писателей, сходных по типу своего художественного мышления и творческому методу, но далеко не всегда совпадающих по своим идеологическим воззрениям и стилю». МЕТОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ.«Метод» - основные принципы художественного воспроизведения жизни в произведении искусства. Однако применение понятия «метод» вызвало ряд значительных трудностей. Внимание современных литературоведов переместилось с описания «закономерностей» истории литературы на изучение того, как реализуются общие принципы искусства в ткани конкретного литературного произведения. Стало ясно, что совсем отказываться от понятия «метод» не следует, но наиболее адекватно оно позволяет описывать «классический» реализм 19 века.Международные литературные общности четких хронологических рамок не имеют. Разные художественные тенденции могут существовать даже в творчестве одного автора. Литературный процесс к борьбе направлений и течений не сводится.

 

5. Стадии в развитии мировой литературы.ТРИ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПЕРВАЯ Названия: стадия фольклора, архаическая, мифопоэтическая, эпоха синкретизма. Временные рамки трудноисчислимы: от предыскусства до Античности.ВТОРАЯ Названия: эпоха поэзии, рефлексивного традиционализма, нормативная, риторическая, эпоха эйдетической поэтики. Хронологические рамки: начинается в Греции в 7-6 вв. до н.э., на Востоке - в первые века н.э. Длится в Европе до 18 в., на Востоке - до начала 20 в. Данный период принято разделять на два этапа: 1) древность и Средневековье, в Европе до 13-14 вв., 2) раннее Новое время (Возрождение, барокко, классицизм, 14-18 вв.).ТРЕТЬЯ Названия: эпоха прозы, неканоническая, нетрадиционалистская, историческая, индивидуально-творческая, поэтика художественной модальности.Временные рамки: начинает складываться в Европе с середины 18 в., на Востоке - с начала 20 в. Длится по сегодняшний день.

 

6.ПЕРВАЯ СТАДИЯ развития всемирной литературы.А.Н. Веселовский назвал первую стадию в истории поэтики эпохой синкретизма. Термин «синкретизм» образован от греческого слова, обозначающего неразличение. Синкретизм пронизывает всю древнюю культуру: от непосредственных чувственных восприятий носителей до их идеологических построений, то есть мифов, религии, искусства. Веселовский А.Н. рассмотрел, как проявляется принцип синкретизма в сфере поэтического языка и стиля, в структуре художественной образности, в предыстории и ранней истории литературных родов и жанров, в формировании авторства, в мотиве и сюжете. Нужно помнить, что искусство слова на первой стадии развития поэтики ‑ это искусство синкретическое в прямом смысле, то есть еще не отделившееся от обряда или других видов искусства. Принцип, открытый Веселовским и действовавший на протяжении самой длительной стадии в истории словесного творчества, не изучен наукой в должной мере. Неразработанность проблемы затрудняет понимание сущности искусства, ибо принцип синкретизма, по всей видимости, не уходит в прошлое вместе с окончанием первой стадии в истории поэтики. Древний принцип значим и для искусство более поздних эпох.

 

7.ВТОРАЯ СТАДИЯ развития всемирной литературы.Литература отделяется от других форм идеологии, постепенно становится предметом рефлексии (отсюда название эпохи ‑ эпоха риторики, или рефлексивного традиционализма). Греция: Платон. «Пир», «Государство» Искусство и наука не разграничиваются. Искусство ‑ ремесленническая деятельность по правилам. Автор ‑ изготовитель текстов, он обрабатывает «сырой» (прозаический) речевой материал и преобразовывает его в особый язык ‑ язык поэзии. Предмет художественной деятельности ‑ непосредственная данность текста, организованная по образцу того/иного жанра. Была важна жанровая «правильность» текста, отождествляемая с мастерством его создателя. Читатель (зритель, слушатель) должен стать экспертом, обладающим знанием тех же самых правил, по которым строится авторский текст. Взаимопонимание между автором и читателем не подвергается сомнению.

8.ТРЕТЬЯ СТАДИЯ развития всемирной литературы.Искусство и наука разделены. Искусство рассматривается как творчество, создание субъективной «новой реальности» воображения. РОМАНТИЗМДеятельность яркой индивидуальности гения носит внутренне свободный, игровой характер самовыражения. Искусство ‑ это условно-игровое жизнетворчество, сотворение воображаемой реальности вымышленного мира. Стилевое своеобразие, индивидуальность художественного языка.Читатель превращается в партнера автора по художественной игре.РЕАЛИЗМИскусство ‑ инструмент познания и самопознания человека и мира, оно открывает некую истину о человеке и мире. Вымышленные персонажи становятся средством художественного познания, при этом их «я» мыслится как суверенный мир. Писатель ‑ историк современности. Произведение ‑ образный аналог живой действительности. Литература должна быть такой, чтобы на основе ее можно было говорить о самой жизни. Читатель должен быть проницателен не менее автора, должен обладать высокой эстетической культурой сопереживания, должен уметь видеть общечеловеческое за конкретикой персонажей. МОДЕРНИЗМ Искусство имеет коммуникативную природу, Художественная реальность должна выстраиваться в сознании читателя, художник организует читательское восприятие. Искусство экспериментирует не только с персонажем, но и с читателем. Предмет деятельности ‑ не воображаемый мир, не знаковый материал текста, а внутренний мир читателя. Характерно незавершенность, открытость, конструктивная неполнота целого, располагающая к сотворчеству. Адресат неотделим от искусства, текст оживает в момент прочтения. Искусство чтения становится столь же значимым, как искусство писания.

 

 

 

 

 

 





Читайте также:





Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)