Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел. I. Дизайн (художественное проектирование), основные положения



2015-11-07 2104 Обсуждений (0)
Раздел. I. Дизайн (художественное проектирование), основные положения 4.67 из 5.00 3 оценки




Scan: The Stainless Steel Cat

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВИДЫ ДИЗАЙНА ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАСТЕРА И ТЕОРЕТИКИ

УДК 73/76 ББК 85.11 Д 44

Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко

Рецензенты:

В.Ф. Рунге, вице-президент Международной ассоциации «Союз дизайнеров», канд. иск., профессор; В.В. Сеньковский, канд т.н. академик-секретарь Отделения дизайна Международной академии наук о природе и обществе;

Ю.В. Анисимов, канд. архит., профессор,

зав. кафедрой «Архитектура и градостроительство»

Вологодского (ТУ

Дизайн. Иллюстрированный словарь-спровочник/Г.Б. Минервин, Д 44 В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. — М.: «Архитектура-С», 2004, 288 с, ил.

ISBN 5-9647-0021-7

Словарь-справочник содержит более 370 статей и справок, раскрывающих смысл терминологии и содержание актуальных теорий и практики современного дизайна, показывающих роль дизойно в проектной культуре, особенности и тенденции розвития его отдельных форм и специфику технологии дизайнерского проектирования; проиллюстрирован работами выдающихся теоретиков и мастеров дизойно.

Для студентов, архитекторов, дизайнеров, искусствоведов, специалистов в сфере культуры.

ISBN 5-9647-0021-7 ББК 85.11

© Архитектура-С, 2004 © Минервин Г.Б., Шимко В.Т., Ефимов А.В., Ермолсев А.П., Гаврилина А.А., Кудряшев Н.К., Виноградов Я.П., Бочкарева А.Г., 2004

ОТ АВТОРОВ

Дизайн — самое распространенное и самое «неожиданное» из искусств, порожденных неугомонно-новаторским XX веком. Потому что его принципы, его продукция, его дух сумели соединить извечное стремление каждого человека к красоте окружающих его вещей и пространств с колоссальными производственными возможностями и требованиями новейшего времени. Что и определяет неизменную популярность любых публикаций о дизайне.

Современная литература о дизайне и дизайнерах чрезвычайно обширна и привлекательна. Но — страдает «изобразительностью»: обычно это красивые картинки, занимательные биографии и реклама, что не может удовлетворить более глубокие, а тем более — профессиональные интересы. С другой стороны, специализированный ряд дизайнерских изданий — учебники, критические и научные исследования — слишком ограничен по целям и, что греха таить, скучноват для широкой публики. Да и говорит он больше о частностях столь мощного явления, как дизайн, не соотнося их с общим фоном художественной жизни наших дней.

Наша книга пытается соединить преимущества и достоинства разных подходов к рассказу о современном дизайне: информативно-описательного для массового читателя, углубленного для специалистов, научно-обобщающего, раскрывающего смысл нового искусства и его место в цивилизации — для просто культурного человека.

Авторы — педагоги кафедры «Дизайн архитектурной среды» Московского архитектурного института, готовящей проектировщиков нового типа — «архитекторов-дизайнеров», — столкнулись в своей повседневной работе с необходимостью именно такого подхода. И увидели возможность его реализации в особой — энциклопедической — форме изложения материала. Сочетающей капитальные, по сути философские, размышления о фундаментальных проблемах дизайнерской деятельности с обилием кратких конкретных справок, разъясняющих содержание отдельных терминов и сторон профессиональной работы дизайнера.

Принятая концепция «Словаря» продиктовала нестандартную для такого рода изданий структуру книги — каждый из четырех ее разделов начинается обстоятельным обзором положения дел в рамках его проблематики и завершается шлейфом относящихся к разделу терминологических и содержательных статей-справок, иллюстрирующих ведущие установки обзора, а все вместе они представляют развернутую картину состояния дизайнерского творчества в наши дни.

Предлагаемый читателю словарь-справочник — результат многолетней работы авторского коллектива, которым руководил замечательный человек, доктор искусствоведения, профессор Георгий Борисович Минервин.

Георгий Борисович, авторитетный педагог, десятки лет отдавший делу архитектурного и дизайнерского образования, хорошо известен как разносторонний ученый, автор многочисленных трудов по теории архитектуры и учебников по дизайну. По его инициативе в нашей стране в 1987 году была учреждена специальность — «Дизайн архитектурной среды», которой сегодня обучают в десятках вузов России и стран СНГ, специальность, впервые соединившая в одной профессии особенности дизайнерского и архитектурного творчества.

Заведуя созданной им кафедрой «Дизайна архитектурной среды» Московского архитектурного института, Георгий Борисович Минервин вместе со своими коллегами подготовил и выпустил в жизнь десятки специалистов нового профиля, по сути дела открыв новое направление научно-исследовательской и проектной деятельности.

Памяти своего руководителя, старшего товарища и научного наставника посвящают авторы эту книгу.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уже в 60-х годах прошлого столетия специолисты-дизайнеры отмечали, что дизайн стремится охватить все аспекты материально-пространственного окружения человека, которое обусловлено в своем формировании массовым промышленным производством. Прошли более четырех десятилетий, и мы убедились в том, что это предположение сбылось. Более того, идеология дизайна распространилась на другие сферы проектной деятельности, впитала в себя заботы о крупных средовых образованиях и даже дала наименование проектной культуре в целом

Это явление привело к переосмыслению основных понятий, связанных с расширением дизайн-деятельности, с усилением внимания к дизайнерскому образованию. Одновременно вырос интерес к дизайну и к специфике работы профессионалов-дизайнеров среди широкой публики, которая хочет знать, как создается сегодня мир окружающих нас вещей, и что ждет нас в этом плане завтра.

Еще недавно мало кто полагал, что поиск путей интеграции знаний и методов в художественном проектировании может привести к дизайну как фундаментальной дисциплине, поскольку в кругах теоретиков и методологов эту проблему предпочитали решать оербально-логическими, а не «проектными» методами. Кроме того, ни многие специалисты, ни просто интересующиеся проблемами искусства люди не имели достаточного представления о системе дизайнерского проектирования в целом, о роли и взаимосвязях составляющих его дисциплин.

В настоящее время в связи с очевидной экспансией методологии дизайна на технические специальности получает права гражданства принцип широкопрофильного использования профессионалов-дизайнеров в самых различных областях, смежных с промышленным дизайном, в том числе и в архитектуре.

Но процесс этот идет нелегко, что во многом объясняется почти полным отсутствием массовой научной, учебной и научно-популярной литературы по дизайну. До сих пор существует дефицит даже элементарных учебных пособий и справочников, без которых невозможно наладить в стране работу по повышению уровня профессиональной подготовки дизайнеров и воспитанию нового поколения специалистов, соответствующих разнообразным запросам современного общества, показать рядовым членам этого общества, кто и как работает в проектной культуре.

В настоящем словаре-справочнике на основе обобщения теоретического материала и проектного опыта приводится необходимый справочный материал, отражающий современные требования и новые тенденции в развитии дизайна. Особое внимание уделяется при этом проблеме комплексного формирования среды, имеющей в наши дни первостепенное значение.

Книга построена таким образом, чтобы интересующийся определенной тематикой читатель мог найти нужные сведения в специализированных разделах, описывающих как самостоятельные направления дизайнерского творчества, так и общие для всех дизайнеров теоретические и практические проблемы — от методологии до места профессии среди других видов искусства.

Начинается каждый раздел с вводной статьи, раскрывающей структуру и «философию», смысл понятий и идей данной проблемы или данного круга вопросов, а завершается подборкой статей-справок, расположенных в алфавитном порядке и разъясняющих отдельные термины и понятия раздела. Иллюстрации к справочным материалам познакомят читателя с примерами работы дизайнеров, теоретическим схемами, объясняющими принципы этой работы.

В РАЗДЕЛЕ 1, открывающем словарь-справочник, читатель найдет общие сведения по дизайну и его развитию в целом, без знания которых невозможно перейти к рассмотрению так называемых частных дизайнов — отдельных его форм, в совокупности образующих проектную культуру.

В разделе даются определения понятий, которые сопутствуют системе «объект дизайна», — от любых видов отдельных носителей информации до широкомасштабных пространственных систем. Особое внимание уделяется понятию «ансамбль», а также типологии объектов дизайнерской деятельности.

Каждая конкретная форма дизайнерской деятельности реализуется через проектную практику, в известной мере влияющую на становление того или иного образа жизни. Эта практика, по сути, представляет собой процесс поиска и нахождения новых форм, обеспечивающих соответствующие потребительские свойства дизайнерской продукции.

В блоке проблем формообразования рассматриваются факторы и условия становления дизайнерской формы, понятия дизайн-концепция, эстетическое и композиционное формообразование и средства, с помощью которых дизайнер добивается целостности и выразительности своих произведений, акцентируется роль технической эстетики в комплексном изучении различных аспектов проектной деятельности в дизайне, выявляется его общественная значимость, затрагиваются вопросы его происхождения и развития, а также указываются общие методы подхода к решению определенных проектных задач.

РАЗДЕЛ 2 знакомит читателя с характеристиками и особенностями ведущих видов современного дизайна — графического, промышленного и средового, произведения которых, в совокупности, определяют образ жизни нашего времени.

Начинается раздел с понятия«графический дизайн», раскрывается специфика этого вида дизайна и место, которое он занимоет в решении проблем массовой коммуникации, требующих сегодня создания неординарных графических форм.

В разделе рассмотрены такие понятия, как «визуальный текст», «визуальная установка», «визуальная культура», без осмысления которых невозможно понять особенность этого вида дизайна и стать квалифицированным специалистом, всесторонне владеющим визуальным языком.

С точки зрения пространственно-временных границ своего бытия и развития графический дизайн бурно эволюционирует, качественно расширяет ареал своего использования, переходя от плоскостной формы к объемной и пространственной. Причем пространственная экспансия графического дизайна во многом опирается на цвет — как одно из важнейших средств в работе специалиста.

Графический дизайн занимает важное место в сферах коммерции, промышленности, развлечений. Рекламная и промышленная графика, визуальный стиль, системы общественных коммуникаций (печать, телевидение, реклама), компьютерная графика, средовая суперграфика — далеко не полный перечень точек приложения активности специалиста, работающего в сфере графического дизайна.

Следующая часть раздела посвящена проектной деятельности в области промышленного производства.«Промышленный дизайн» — художественное проектирование огромного количества предметов, реально окружающих человека в повседневной жизни — от электроники до одежды и украшений, от бытовых вещей и приборов до станков и средств транспорта. Полное описание дизайнерского формирования этого все время разрастающегося мира в рамках одной книги невозможно, поэтому «Словарь-справочник» раскрывает только часть соответствующих понятий и положений на примерах проектирования отдельных объектов промышленного производства.

Для того, чтобы свободно .ориентироваться в отечественной и зарубежной литературе по промышленному дизайну, в разделе дается набор базовых терминов, связанных с этим видом дизайна, предлагается краткий экскурс в историю становления и развития промышленного дизайна, показываются современные формы организации дизайнерского труда, специфика эволюции его стилевых направлений, а также определяется место промышленного дизайна в системе проектной культуры, что поможет читателю более полно представить роль промышленного дизайна в общей системе «дизайнов».

Завершается раздел описанием«дизайна среды» — наиболее емкой и значимой сегодня сферы проектной деятельности, интегрирующей разнообразные проявления творчества — архитектуру и пластические искусства, графический и промышленный дизайн, моду, сценографию — в эстетически осмысленную предметно-пространственную целостность. Читателю представляется картина смены эстетических и культурных ориентиров, произошедшей в мире на рубеже веков в результате научно-технической революции, преобразившей современную цивилизацию и создавшей новый класс произведений архитектурно-дизайнерского искусства — средовые объекты и системы, которые в принципе отличаются от архитектурных целеполаганием. Архитектура как искусство несет образную информацию, выраженную преимущественно в пространственно-пластических формах, в то время как искусство дизайна среды состоит в том, чтобы представить потребителю функционально-эстетические идеалы организации образа жизни человечества как комфортность условий проживания, привлекательность окружения, используя для достижения этой цели как традиционные, так и новые средства.

Соответственно, дизайн среды обладает собственной типологией своей конечной продукции, своими представлениями о методике и средствах их проектирования, своими функционально-художественными установками в проектном сознании, своим пониманием ценности и жизненности результатов работы, о чем и рассказывается в статьях раздела.

РАЗДЕЛ 3 раскрывает читателю методы и приемы дизайнерского проектирования. Поскольку наиболее актуальной проблемой в дизайне является проектирование целостного предметно-пространственного окружения, отражающего материальную и духовную культуру общества в своей совокупности, читателю представляются методы и приемы решения конкретных проектно-дизайнерских средовых задач. Одновременно для сравнения раскрываются проектные методы другого типа, направленные на формирование актуализированного проектного мышления. Главный акцент в этих методах перенесен с объекта дизайна на процесс проектирования, что особенно важно и для практики, и для высшей школы, готовящей дизайнеров разных специальностей.

Очерк истории методов проектной дизайнерской деятельности показывает читателю их эволюцию, происходившую в соответствии с изменениями целей и задач дизайнерского творчества и возникновением новых объектов проектирования.

Знакомство с различными типами методик проектирования, безусловно, поможет будущему специалисту сориентироваться в выборе и постановке проектных задач, покажет ему многообразие подходов к их решению в соответствии с определенными целями проектирования. Словарь терминов дает конкретное толкование каждого из методов и одновременно знакомит с понятиями, определяющими их инструментарий.

Кроме того, раздел акцентирует внимание читателя на взаимоотношениях открытого к изменениям и развитию мира и дизайнерского проектирования, на проблемах формирования среды и путях их разрешения в проектной деятельности и на практике. Причем последние рассматриваются в соответствии с формирующими их целями и задачами.

Раздел знакомит читателя с актуальными понятиями профессиональной культуры: аллюзия, интуиция, имидж; направлениями современного дизайна: постмодернизм, хай-тек и др.; показывает читателю многообразие форм дизайна, разброс его устремлений, культурных ориентаций, методов и технологий и, наконец, результатов. Эта пестрая картина обусловлена социально-культурными изменениями в современном мире, вызывающими ощущение определенного «духа времени», который инспирирует зарождение в дизайне стремлений к органичному, экологичному, естественному и — одновременно — нестандартному, остроумному, оригинальному.

РАЗДЕЛ 4, завершающий, представляет читателю персоналии наиболее выдающихся деятелей, сыгравших заметную роль в становлении и развитии дизайна как сферы технического и, одновременно, художественного творчества, как проектной культуры, без которой сегодня немыслимо создание одухотворенного предметно-пространственного мира человека, знакомит с творчеством современных профессиональных групп «Архитектоника», «Мемфис» и др.

В этой части книги на конкретных примерах показаны личные достижения людей, составляющих элиту современного дизайна, их место в картине развития дизайнерского искусства, а через совокупность идей и принципов работы отдельных мастеров и созданных их усилиями школ и направлений иллюстрируются общие тенденции развития проектной и художественной культуры нашего времени.

Таким образом, содержание книги с разных сторон охватывает основную проблематику дизайнерского проектирования в современном мире, освещает фактический материал, относящийся к этому явлению культуры, отвечает на основные вопросы, возникающие в процессе реального дизайнерского проектирования или во время учебы в высшей школе.

Ввиду ограниченного объема справочника в нем нет подробного освещения ряда сторон дизайнерского дела, прежде всего — комплекса данных о дизайне в сфере текстиля, одежды, моды и т.д., составляющих сегодня чрезвычайно обширную и практически самостоятельную сферу дизайнерского творчества; некоторые термины и положения («интегральный федовой дизайн», «фэнтези», «штучный метод» проектирования и др.) отмечают, скорее, тенденции развития дизайнерского сознания и технологий и еще не прошли апробации теорией и практикой дизайна; пунктирно описана история дизайна. Многие специальные вопросы — дизайн в машиностроении, эргономическая база дизайнерской деятельности и другие — по сути, только названы, так как имеют достаточно обширную справочную литературу, к которой отсылает читателя приведенный в конце книги список соответствующих изданий.

Кроме того, из книги намеренно исключены вопросы, трактующие особенности и принципы т.н. «архитектурного дизайна», поскольку в настоящее время эта категория еще не обрела ни официального статуса, ни развернутой теоретической базы.

Основную часть справочника составили результаты научных исследований и проектных разработок кафедры «Дизайн архитектурной среды» Московского архитектурного института. При подготовке книги использованы также материалы ВНИИТЭ, МГХПУ им. С.Г. Строганова и ГХПА им. В.И. Мухиной.

Книга написана коллективом авторов под руководством доктора искусствоведения профессора Г.Б. Минервина, научный редактор — кандидат архитектуры, профессор В.Т. Шимко, в т.ч. авторы предисловия — Г.Б. Минервин, А.В. Ефимов, В.Т. Шимко; раздела 1 — Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко; раздела 2 — А.В. Ефимов, Я.П. Виноградов, А.Г. Бочкарева, Н.К. Кудряшев, В.Т. Шимко при участии А.В. Сикачева; раздела 3 — А.А. Гаврилина, А.П. Ермолаев при участии Е.В. Стегновой и Т.О. Шулики; раздела 4 — Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко. В составлении справочных статей участвовали все авторы.

Авторы сердечно благодарят своих коллег и учеников, принимавших активное участие в составлении и оформлении отдельных материалов «Словаря»: А.В. Балашову, Е.Н. Белову, К.Н. Брус, докт.. искусств. А.А. Грашина, канд. искусств. Л.А. Кузмичева, М.Н. Лазареву, канд. атхит. Ю.П. Манусевич, докт. искусств. Ю.В. Назарова, Е.В. Николаеву, канд. атхит. И.В. Писарского, Т.Е. Пелля, канд. атхит. А.В. Сикачева, А.Н. Соколову, М.Г. Сапожникову, докт. искусств. Н.К.Соловьева, канд. атхит. М.Ф. Уткина, канд. атхит. А.Н. Харитонову, Т.О. Шулику, Н.К. Шура, докт. атхит. Н.Н. Щепеткова и надеются на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Замечания и пожелания, направленные на улучшение «Словаря-справочника», просьба присылать в адрес издательства.

ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ И СПРАВОК, РАСКРЫВАЮЩИХ СОДЕРЖАНИЕ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ «СЛОВАРЯ»

Раздел. I. Дизайн (художественное проектирование), основные положения

Ансамбль в дизайне Арт-дизайн Архитектор-дизайнер Архитектурная среда Архитектурный дизайн Вещь

Виды дизайна Визуальные коммуникации Гармонизация формыв дизайне Графический дизайн Дизайн

Дизайн архитектурной среды Дизайнер

Дизойнерское проектирование

Дизайн-концепция

Дизайн среды

Изделие

История дизайна История дизайнав России Композиционное формообразование

Композиция в дизайне Красота (законы красоты) Ландшафтный дизайн Материал творчества Мода

Объект дизайна Образ в дизайне Образ жизни

Потребительские требования Предметная среда Предметно-пространственная среда

Проектная культура Промышленный дизайн «Протокультура» Светв дизайне Синтезв дизайне Синтез искусств Социум Среда

Средовой подход Средства композиционного формообразования Стиль (в дизайне) Стиль жизни Тектоника в дизайне Тектоническая выразительность Тектоническая структура Техническая эстетика

Типология

Факторы формообразования Форма в дизайне Формообразование Художественная образность (в дизайне)

Художественное конструирование (дизайн-процесс) Художественный образ-тип Художник

Эволюция дизайна Экологический дизайн (экоди-зайн)

Эргодизайн Эргономика

Эстетическая деятельность (в дизайне)

Эстетическая ценность (в дизайне)

Эстетические отношения (в дизайне)

Язык формообразования



2015-11-07 2104 Обсуждений (0)
Раздел. I. Дизайн (художественное проектирование), основные положения 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Раздел. I. Дизайн (художественное проектирование), основные положения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2104)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)