Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Средства городсного дизайна, общая номенклатура




В образном решении современного Г.д. отмечается стремление превратить элементы предметного наполнения в необычные произведения пластического искусства, «маркирующие» место своим присутствием, стимулирующие воображение зрителя, предлагая ему включиться в неожиданно возникшую игровую или развлекательную ситуацию. Поэтому наряду с нестандартной трактовкой функционально необходимых элементов Г.д. на улицах и площадях все чаще появляются «поющие скульптуры», гигантские «бытовые приборы» и другие «вещи-события», акцентирующие наиболее значительные точки среды, превращающие среду в новый культурный символ, «дух места». И происходит это независимо от того, в какой стилистике выполнено произведение — «под старину» в историческом городе или в супермодерне в новых общественных центрах.

ГОРОДСКОЙ ИНТЕРЬЕР - своеобразный синоним понятия городская среда, трактующий ее как фрагмент открытого городского пространства, вычлененный из окружения только вертикальными ограждениями (стенами домов, плотной зеленью и т.п.). Прямое включение естественных природных компонентов и факторов, крупные размеры, специфика функций определяют многие приемы художественной организации Г.и. Важной его особенностью является наличие так называемых «условных ограждений» — замыкающих улицу или площадь панорам, перспектив, находящихся за реальными границами «интерьерного» пространства и не подчиняющихся воле его проектировщика.

Морфология видов Г.и. почти однозначно продиктована их укрупненной урбанистической функцией. Например, линейные системы уличной сети решают задачи коммуникации, транспорта; локальные пространства площадей служат местом накопления или перераспределения транспортных или людских масс, концентрации «перекрестных» видов деятельности — торговли, общения; территориальные формирования образуют «рабочие поля» рассредоточенных процессов труда и быта (рекреация, жилая среда, производство). Последний тип пространственной организации Г.и., как правило, имеет «чересполосный» характер (например, чередование жилых дворов и участков общественных зданий в жилом квартале).



Формирование современных Г.и.

характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями: дифференциация функций и строения (выделение специализированных «лакун» в комплексных пространствах, концентрация скоростного транспорта в избранных «руслах» и т.д.) и интеграция назначений (например, многофункциональные общественные центры). При этом происходит своеобразное сращивание, «перетекание» пространств открытых и закрытых, «стирание граней» между ними — за счет чередования крупномасштабных форм интерьера общественных сооружений (пассажи, атриумы) и их открытых дворов, применения технических средств улучшения микроклимата Г.и. (искусственное обводнение, тепловые излучатели и пр.) и повышения комфортности собственно интерьеров (раздвижные стены и покрытия, зелень в помещениях).

Появление понятия Г.и. — знак усиления тенденций «глобального» многоцелевого благоустройства открытых пространств в современном городе, насыщения его специальным оборудованием, декоративными и художественными элементами, приближения их по уровню оснащенности к интерьерам зданий и сооружений, что позволяет, при необходимости, формировать единую непрерывную ткань оптимально приспособленной к потребностям человека городской среды.

граф — основное средство графики — точка, линия, пятно определенных очертаний, образующее графическую плоскостную или пространственную структуру. Граф того или иного цвета — цветовой граф.

Исторический опыт освоения плоскости — это, в частности, геометрические сетки, в пределах которых обычно развивалась, например, орнаментальная графическая тема в искусстве ислама, получили третье измерение и превратились в структуры, потенциально содержащие множество пространственных графических структур. Эта пространственная схема реализуется в различных по абсолютным размерам объектах, которые являются предметом творческого освоения визуального дизайнера: упаковка для одеколона, автомобиль, здание, пространство улицы или площади.

графика (греч. graphike от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные

Морфология средовых объектов городского интерьера:

А — общий вид; Б— структурные схемы; Ш— предметно-пространственные системы «местного» значения; П— то же, «районного»; I— то же, «городского»; 1— границы функциональных площадок: 2. 3. 4 — пространства, соответственно, ЛГ, Я и I категории; 5 — зрительные преграды; 6 — ориентация пространства

художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Графика делится на станковую, не имеющую прикладного назначения, книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных зданий), прикладную [промышленная графика, почтовые марки), экслибрисы, а также плакат. Выразительные средства графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), которые образуют нюанс или контраст с фоном листа, обычно белым. Стилистические средства графики разнообразны — от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций — изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, строгого по форме изображения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, созданию циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура). Легкость нанесения контурной линии на стены зданий и сооружений привели к возникновению множества импровизированных композиций (чаще шрифтовых), которые получили название «граффити» (от итал. graffito — нацарапанные).

ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ - идеальная (воображаемая) изобразительная, знаковая, визуально-графически реализованная система, создаваемая с целью исследования объекта или его проектирования.

В зависимости от графических средств построения и целей графическая модель может быть знаковой (информационной), наглядно-образной, художественной, а также обладать ассоциативно-культурным содержанием, так как содержит в себе синтезированные представления о связях человека, его образе жизни, вещах и среде.

ГРАФИЧЕСКИЙ ЗНАК - графическое воплощение единичных символов или их сочетаний.

Г.з. могут быть изобразительными, словесными или, чаще всего, смешанными. К изобразительным графическим знакам относятся: идеограмма — изображение или абстрактный символ, выражающий определенное понятие и не разложимый на составные элементы; иконический знак — лаконичное изображение предмета, пиктограмма— «рисуночное письмо», передающее сообщение путем условного изображения предмета и действий с ним. К словесным знакам относится логотип — специфическое начертание полного или сокращенного названия объекта (фирмы, изделия, предприятия), в выборе которого играет роль не только его графическая, но и фонетическая выразительность. Для Г.з. многозначность — явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем, как правило, конструктивнее может быть его использование.

Фирменный знак Главкосмоса. Б. Амети

ГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ - идеально-чувственное представление смыслов, идей, информации, возникающее в процессе и результате восприятия, «прочтения» визуально-графических знаков, символов, текстов и, таким образом, коммуникативной связи дизайнера-графика и потребителя.

Проектный Г.о. — идеальное представление об объекте, целостная художественно-графическая модель, созданная воображением дизайнера-графика. Создание проектно-графического образа включает отражение социально-культурных ситуаций, композиционное формообразование, смыслообразова-ние, ассоциативность, стремление к стилевому единству и др.

ГРАФИЧЕСКИЙ СИМВОЛ - условное изображение, закрепленное в сознании человека за реальным объектом или процессом.

В отличии от знака графический символ чем более многозначен, тем более, как правило, содержателен.

Объемный графический символ фирмы.

Япония

ДИЗАЙН-БЮРО (дизайнерская фирма) — независимая организация, выполняющая художественно-конструкторские разработки по заказам фирм-производителей или же осуществляющая инициативные разработки в расчете на последующую их реализацию другими фирмами.

За рубежом дизайн-бюро (или отличающиеся лишь масштабом деятельности дизайнерские фирмы) на протяжении десятилетий являются одной из основных (наряду с отделами дизайна фирм-производителей) форм организации художественного проектирования; у нас же в стране они получили распространение лишь в последние годы.

дизайн транспортной среды — комплексное формирование совокупности объектов и систем транспортного назначения, от передвижных и передвигающихся устройств (кораблей, автомобилей, поездов, фуникулеров, лифтов и пр.), являющихся произведениями промышленного (транспортного) дизайна, до дорог, путепроводов, каналов, аэропортов и других сооружений, принадлежащих к сфере средового (архитектурного) и инженерного дизайна.

Формы транспортной среды:

а — трамвайная остановка. Вена: б — монорельсовая дорога в композиции выставочного комплекса (музей Дж. Хендрикса). Ф. Гери, Калифорния; в — вокзал Ватерлоо. Ник. Гримшоу, Лондон; г — «интерьер» моста. С. Калатрава, Барселона

Синтетический характер формирования Д.т.с. относит его к особым, интегральным формам средового дизайна, которые, во-первых, затрагивают интересы практически всех слоев общества, во-вторых, одинаково необходимы и жилым, и общественным, и производственным видам среды и, в-третьих, соединяют в единый объект дизайна средства и технологии всех видов дизайна — средового, промышленного, графического (фирменный стиль), а также ландшафтного, инженерного и архитектурного.

Двойная природа Д.т.с — проектирование одновременно средств транспорта и устройств, обеспечивающих их эффективное использование — делает эту зону дизайнерского формообразования чрезвычайно обширной и многослойной, а разнообразие форм транспортного движения и объектов его обслуживания ведет к неизбежности узкой специализации проектировщиков. Б разные годы отдельными сторонами Д.т.с. занимались выдающиеся мастера дизайна: В. Гропиус (купе пассажирского поезда), Р. Лоуи (железнодорожный транспорт, космическое оборудование), У. Тиг (авиация), Дж. Джуджарро, Ю. Долматовский, X. Гугелот (автотранспорт, мотоциклы), О. Фролов, Л. Колони (судостроение), а мосты и вокзалы С. Калатравы и Э. Сааринена стали классикой.

Массовость проявлений Д.т.с., выразительность форм транспортных средств и сооружений, их лотка, эффективность, органичность буквально перестроили дух и облик современности, внеся соответствующие черты и свойства в формообразование других видов дизайна («аэродинамический стиль» в бытовой технике, модернизм в интерьере и архитектурном дизайне).

Вместе с тем грандиозность проектных разработок в этой области, коллективность, даже анонимность творчества не всегда позволяют выделить личный вклад конкретных дизайнеров, мешают соответствующему организационному самоопределению сообщества специалистов по формированию транспортной среды — их имена часто скрыты за знаковыми фирменными или коллективными символами («Боинг», НАСА, «Камаз», лайнер «Куин Мэри», мост Веррацано в Нью-Йорке и т.п.), хотя любое из этих достижений современного дизайна есть чудо синтеза инженерно-технического и художественного индивидуального творчества.

ДИЗАЙН-ЦЕНТР — учреждение для сбора, обработки и распространения информации с целью пропаганды методического и практического опыта дизайна, повышения культуры производства и налаживания связи дизайнеров (дизайнерских бюро, организаций и т.д.) с потребителем. Средствами для этого служат публикации, консультации, лекции, выставки, проектные семинары и т.д.

Транспортная среда: многоуровневая автомобильная развязка перед мостом Шимотцуи-Сато. Япония

ДИНАМИЧНОСТЬ СРЕДЫ (подвижность, изменчивость, мобильность) — особого рода гомеостатический процесс, стремящийся за счет отдельных изменений на разных уровнях всей системы привести к относительно устойчивому равновесию взаимодействие ее «формы» (предметно-про-странственных параметров) и «содержания» — вмещаемых средой видов деятельности. Внешне Д.с. представляет собой смену облика среды или смену процесса деятельности, но в среде эти стороны активно взаимодействуют, поэтому через некоторое время обязательно устанавливается новое средовое состояние, синтезирующее любые односторонние деформации.

Д.с. — одно из важнейших свойств средовых объектов и систем, отражающее динамичность связанных с ними процессов жизнедеятельности и подвижность, изменчивость их природного и градостроительного окружения. Выражается Д.с. следующим образом:

1) меняютсячастные параметры среды, сохраняется общее предметно-пространственное равновесие, причем эти изменения могут иметь разный характер: а) периодический (в течение дня, сезона, с последующим возвращением в исходное состояние);

б) эпизодический (случайные или запланированные частично или полностью «ремонтируемые» нарушения);

в)постоянное накапливание до некоторого порогового предела частных деформаций, не меняющих коренным образом форму и содержание средового объекта. При этом среда постоянно приспосабпивается или в принципе приспособлена к этим изменениям и практически не меняет своих черт;

2) меняютсясущественные параметры среды (в результате сильных одновременных или перешагнувших допустимый предел частных внешних или внутренних воздействий — изменение градостроительных условий, слом пространственной основы, смена предметного наполнения, характеристик процесса деятельности и пр.), что осуществляется в виде: а) естественного процесса развития средовых объектов и систем, перехода их в новые состояния, в принципе отвечающие нужным функциональным требованиям жизни; б) полной деформации, разрушения, освобождения места для новых типов среды;

3) меняетсяхарактер отношения человека, общества к среде, нацеленность его восприятия, меняются оценки эмоционального климата в среде, ее художественных, образных качеств, что приводит к замене содержания происходящих здесь процессов без ломки предметно-пространственных реалий.

Все три формы Д.с. требуют соответствующих проектный действий архитектора-дизайнера: а) предусматри-вание необходимого «запаса прочности» средовой системы по отношению к эпизодическим воздействиям, каналов ее «подпитки» в нужных случаях; б) приспосабливание системы к периодическим переменам (предложение мер возможной пространственной трансформации, условий адаптации среды к запросам и вкусам потребителя и т.п.), понимая обязательность «возрастных» изменений в состоянии среды, предложение необходимых мероприятий по их безболезненному осуществлению; в) при ощутимом несоответствии облика среды и его оценки обществом предложение и реализация более эффективного сценария ее эксплуатации.

Как правило, большинство средовых формирований прошлого отличалось длительностью существования и большой устойчивостью во времени. Сегодня наблюдается общее ускорение динамических процессов в среде, однако разные типы среды проявляют свою подвижность неодинаково (см. статьи о производственной, жилой и других видах среды) и по скорости, и по направленности тенденций — стремление к обновлению, художественному переосмыслению строения и облика «рядовых» фрагментов среды сочетается с консервацией внешнего вида исторически ценных объектов, культурных и общественных средовых символов природных и городских комплексов (реконструкция, реабилитация, ревалоризация исторической застройки, ландшафтный дизайн национальных парков, создание музеев народного зодчества, фольклорных парков и т.д.).





Читайте также:





Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)