Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Этика, мораль, нравственность




ТЕМА 1

Этика (термин принадлежит Аристотелю, который выделил этику из философского знания) –теория морали; история этич.воззрений от античности до наших дней

Мораль – нормы, идеалы, принципы, рег-щие отнош-я м/у людьми в общ-ве

Мораль – форма обществ. сознания, кот. наряду с правом, политикой рег-ет отнош-я

Стр-ра морали:

1. моральная деят-ть – действие чела, совершающего поступки. Опр-ся мотивом поступка, рез-том и его оценкой

2. моральные отнош-я – отнош-я м/у людьми, сов-щими поступки. Это всегда диалектика объективного и субъективного. Объективное в моральных отношениях – это нормы, принципы, идеалы. Субъективное – это наши интересы, цели, желания, т.е. личное

3. моральное сознание– знание того, что соотв-ет идеалам норм, кот. влияет на моральную деят-ть и моральные отнош-я. Оно вкл. мор. самосознание и мор. самооценку. Моральное сознание аксеологично (оценочно), оно дает оценку деят-ти, поступкам с позиции сущ-щей системы ценностей. Моральное сознание опирается на опр. моральные нормы, традиции, обычаи, поэтому моральное сознание отражает действительность сквозь призму, ч/з противоположность добра и зла.

Принципы морали:

1. гуманизма

2. патриотизма

3. оптимизма

4. толерантность

Ф-ции морали:

1. мировоззр.

2. познават.

3. регулятивная

4. воспитат.

5. оценочная

6. интегративная (мораль пронизывает все сферы чел. деят-ти)

Нравственность –система ценностей, сущ-х в форме всеобщих безусл. принципов чел. бытия; система непис-х законов, в кот. нах-т отраж-е общепринятые нормы и оценки чел. поступков.

нравственность проявляется в отнош-и чела к др., к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.

Основным критерием нравственности явл. чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.

Мораль – должное, а нравственность - сущее

Категории нравственности: добро, зло, честь, совесть, достоинство, ответственность, свобода, добросовестность

Совесть – внутр. регулятор всех наших поступков.



 

2. Этика как философская наука. Этические понятия и нормы

Этика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этикавыясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Термин «этика» введен античным философом Аристотелем. Его сочинения так и назывались «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Этика привлекала внимание этого мыслителя главным образом с точки зрения проблемы формирования гражданина государства. Он видел связь между политикой и этикой, поскольку государство нуждается в гражданах, наделенных добродетелями, позволяющими быть гражданами государства или полиса. Для обозначения науки, которая изучает человеческие добродетели, Аристотель образовал существительное ethice (этика) от прилагательного ethicos (этический). Этим термином он обозначал особую область исследования – «практическую» философию, которая была призвана ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика должна была оценивать любую ситуацию, с точки зрения понятий добра и зла, справедливости, долга и т. д.

В русском языке сфера этического более всего ассоциируется с понятиями «нравы», «нравственность». В «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл. Даля понятия «нравственность», «нравственный человек» ассоциируются со словами «добро», «благонравный», «добронравный», «добродетельный». В данном случае речь идет о характеристике человека, живущего по законам правды, справедливости, соизмеряющего свои поступки с совестью, долгом, общечеловеческими заповедями, сердцем.

В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании "нового человека" – бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

3. Объект изучения этики социальной работы - профессиональная мораль специалистов социальной работы.

Предмет этики социальной работы - этические отношения, этическое сознание и этические действия, возникающие в процессе социальной работы.

Цель этики социальной работы - обеспечение, поддержание и развитие одобряемых обществом содержания, сущности, методов и технологий профессиональной деятельности социальных работников.

Задачи этики социальной работы - нормативное регулирование поведения, отношений и действий социальных работников, их профессиональных групп и объединений, формированиесоциально одобряемого этического сознания работников сферы социальной защиты населения.

Как любая наука этика имеет целый ряд задач, которые можно условно разделить на две группы.Первая группа- это задача, так сказать, "внутренний круг", которые касаются решения определенной совокупности проблем, актуальных для этического знания как такового. Характер задач и формы исследовательской деятельности, которая обеспечила бы их решения, определяются согласно структурной организации научного знания в целом, в которой выделяют эмпирический и теоретическийуровне.

Эмпирический уровень

Известно, что эмпирическое исследование осуществляется в процессе непосредственного наблюдения и эксперимента. И в этике эксперимент как таковой невозможен, ибо противоречит самой сущности морали. Поэтому формы эмпирического исследования ограничиваются, как правило, наблюдением "живой ткани" индивидуального и общественного бытия, результатом которого предстает выделение реалий моральной действительности. Такое наблюдение имеет цель собрать, описать, сопоставить, систематизировать, классифицировать фактические показания, которые раскрывают нравственное измерение личностного и общественного жизни, а также обобщить определенные эмпирические закономерности. Эмпирический уровень этического знания, что воспроизводит общие тенденции и закономерности нравственной культуры общества в реальном времени, обеспечивает надежный фундамент для теоретической и нормативной этики, призванных обосновать феномен морали и предложить адекватные общественным запросам нормативно-ценностные программы, своеобразные "стратегии благотворительного жизнь". Очевидна несомненная необходимость такого типа исследований, которые реализует социология морали. И стоит заметить, что исследования подобного типа серьезно затруднены характером самого феномена морали - его всепроникністю и рациональной "неуловимостью" конкретики нравственного бытия. Социологическое исследование может проиллюстрировать показания нравственных представлений, то есть раскрыть фиксацию определенных нравственных понятий на уровне сознания человека, но это не означает, что усвоение определенных моральных ценностей на уровне сознания гарантирует их практическое воплощение на уровне жизненной практики. Поэтому социология морали скорее является свидетельством представления об уровне должного или, вернее, того, что принято за должное в определенное время в определенном сообществе, чем действительного - того, что есть на самом деле.

Эмпирическое исследование морали может быть обращено и в прошлое, осуществляется в пределах истории морали. Опираясь на данные этнографии, фольклорные источники, разнообразные литературные памятники, научные тексты, корпус правовых документов и т.п. определенной исторической эпохи, мы можем составить представление о приближенный к реальности "нравственное портрет" эпохи, познакомиться с моральнісним опытом человечества в историческом измерении. Классическим примером подобного исследования является работа "Рыцарь и буржуа" польской исследовательницы Н. Осовської (1896-1874), в которой рассматривается становление и развитие норм и ценностей буржуазной морали, а также характерных для него личностных образцов поведения. В истории этической мысли в Украине также имеются подобного рода исследования, правда касаются описания нравственности древних народов, - это "История нравственности и нравственных учений" моралиста-богослова Н.А. Олесницкого (1839-1906).

Теоретический уровень

Каждый этап развития этического знания имеет свой перечень задач теоретического уровня, над которыми размышляет теоретическая и нормативная этика. Но как бы не различалась тематика этих задач ( а скорее фокус их видение), все они укоренены в решение главной проблемы этики как таковой, а именно: сущности, происхождения и обоснования морали. Выделим ключевые проблемы.

Во-первых,актуальной на сегодняшний день остается проблема методологического обеспечения исследования феномена морали, т. е. поиск соответствующего современным теоретическим наработкам в рамках философского знания и практическим запросам способа его познания.

Во-вторых,традиционным задачей этики ( и особенно актуальным для реалий современного как мирового, в контексте всей полноты глобальных угроз, так и отечественного, в контексте морально-ценностной аномии, социального пространства) есть обоснования определенной системы моральных норм и ценностей на основании убедительных аргументов. Действенность моральных предписаний, норм и ценностей длительный период в истории человечества обеспечивалась их укоренением в абсолютные начала ( Дао, Логос, Идея, Бог). Светское сознание, основанное на системе объективных доказательств требовала поиска альтернативных источников происхождения морали, которыми стали природа ( натуралистические концепции) и общество ( социологические или социально-исторические концепции). Современный этап развития этического знания обозначен разнообразием теоретических предпочтений, которые пытаются решить проблему обоснования морали в коммуникативно-дискурсивному, аксиологическому, онтологическом, трансцендентному измерениях.

в-третьих,не менее важной задачей является пересмотр и рациональное обоснование традиционно - устоявшегося ( преимущественно благодаря продолжительному авторитета марксистского подхода) точки зрения на сущность морали как формы общественного сознания, как определенной системы норм и ценностей для урегулирования проблем исключительно в сфере человеческих отношений ( межличностного и социального масштаба). Новейшие исследования в контексте прикладной этики, в частности биоэтики и экологической этики, становятся поворотным пунктом в изменении парадигмы сущности морали, которая рассматривается как определенный модус отношения человека к действительности в системе координат Добра и Зла.

в-четвертых,актуальной является потребность рефлексии над собственно этическим знанием как таковым, то есть решением задач метаетичного уровня. Это прежде всего касается проблемы структурирование этического знания, в частности определения статуса прикладной этики, ее связи с нормативной и теоретической этике.

Вторую группузадач этики составляют задачи условно названного "внешнего круга", то есть в прикладной сфере, в процессе практического применения наработанного ею знания. На данный момент мы являемся свидетелями парадоксальной ситуации, которая заключается в актуализации внимания не только представителей различных видов научного знания, но и широкого общественного общественности к феномену морали, в частности к существующей морально-ценностной нормативности в общественной практике и почти полным игнорированием этими заинтересованными сторонами систематизированным теоретическим знанием о морали, то есть этикой как теорией морали.

Такое своеобразное маргинальное положение философской этики среди практического знания ( а этика, как уже упоминалось, определялась Аристотелем как практическая наука), что удовлетворяет потребности современного общества можно, при определенном предположение, объяснить популярностью и востребованностью профессиональной и прикладной этики, которые непосредственно выторговывают жизненную практику средством кодификации конкретных ценностно-нормативных моральных требований. Свидетельством этого являются многочисленные моральные кодексы определенных видов человеческой деятельности ( научной, хозяйственной ) разнообразных профессий, корпоративных группировок.

·
Античная этика

История античной этики делится на два этапа. Первый этап – от «Илиады» Гомера (IX–VIII вв. до н.э.) до учения софистов: чему следовать и чего избегать. Изречения Семи мудрецов (VII–VI вв. до н.э.).

Героический и дидактический эпос Гомера и Гесиода, практическая мудрость Семи мудрецов отражали особенности морали древних греков:

1) Естественное понимание ими смысла человеческой жизни, жизнерадостное восприятие мира. Восприятие земной жизни, как единственно подлинной жизни:

«Всем смертным ныне я хочу подать совет:

Живя, познайте радость, ибо тот, кто мертв, –

Лишь тень в подземном мраке, он теперь – ничто,

Живущим надо жизнью насладиться здесь».

(«Греческая эпиграмма». М., 1960)

2) Вторая особенность греческой морали – стремление древнего грека быть полезным обществу.

3) Рационализм морали древних греков: «Познай самого себя».

· Второй этап начинается с V в. до н.э. Противоречия внутри греческих полисов обострились, связь между гражданами полиса значительно ослабла, индивидуальные интересы все более брали верх над интересами государства. В обществе утверждается мнение о том, что отдельный человек сам по себе обладает этической ценностью, а не только как представитель сословия, народа, государства. Этика этого этапа становится учением о добродетели и добродетельной личности, о ее нравственной суверенности и самоценности:

«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Протагор (490–420 гг. до н.э.)

· Аристотель (Стагирит), живший в 384–322 гг. до н.э., систематизировал накопленные к тому времени морально-этические воззрения на мир и человека, дал название новой науке «этика» и поместил ее в систему наук между политикой и психологией. Именно Аристотель считается отцом-основателем этики как самостоятельной области знания. Термин «этика» содержится в названии трех работ философа: «Этика к Никомаху», «Евдемова этика», «Большая этика».

Этика есть практическая философия, учение о добродетелях, ведущих к благу, к счастью. Что же такое добродетель? Прежде всего, это поступок, ведущий к благу, без причинения ущерба благу другого. Все добродетели Аристотель делит на два типа: дианоэтические – добродетели разума, высшая добродетель разума есть мудрость; этические добродетели – добродетели характера или чувства, например, мудрость, щедрость. Аристотель формулирует правило золотой середины и считает необходимым следовать ему:

Добродетель – это золотая середина между двумя пороками: пороком избытка и пороком недостатка.

· Как же даны добродетели человеку? Считалось, что человек от рождения добр или зол. Аристотель же утверждал, что человек от рождения, имеет лишь склонность к добру и злу. Преобладание того или другого зависит от трех причин – среда или окружение; обучение; самовоспитание.

Первую часть этики Аристотеля можно назвать этикой индивидуальных добродетелей. Вторую часть – этикой социальных добродетелей. Высшей социальной добродетелью Аристотель считает справедливость.

·

· Вторая часть содержит в себе учение о справедливости. Мы можем выделить две ключевые характеристики справедливости:

1. справедливость как высшая социальная добродетель;

2. справедливость как мера требований и воздаяний.

Виды справедливости:

1. Уравнивающая справедливость: равным – за равное и поровну.

2. Распределяющая справедливость – неравным - за неравное не поровну.

· Аристотель заложил основу аксиологических категорий этики, которые дают представление о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни:

1. Добро, зло, благо.

2. Справедливость.

3. Долг и ответственность.

4. Честь и достоинство.

5. Стыд и совесть.

6. Счастье и смысл жизни.

· Этика Средних веков

Этика средневековья представляется, на первый взгляд, полной противоположностью античной этики. Однако, при характеристике учений Августина Блаженного, Ф. Аквинского, М. Экхарта обнаруживается противоречивость и определенная пестрота мнений по тем или иным этико-теологическим проблемам. Это, конечно, не отменяет главной установки средневековой этической мысли на понимание морали как обусловленного «свыше» феномена, но, вместе с тем, позволяет учитывать его сложность и неоднозначность.

· История этической мысли средневековья включает три периода:

1. Ранее средневековье – период патристики. Период творений Святых отцов церкви. Творения «отцов церкви» выявили различия между античным и средневековым типами этического сознания, примером может служить учение Августина Блаженного. «Исповедь» Августина интересна еще и тем, что отражает индивидуальный путь мыслителя к христианским добродетелям через преодоление своей греховности и гордыни.

· 2. Период схоластики. Схоластика в общем виде есть «искусство доказательства» чего-либо, искусство опровержения. Само понятие «схоластика» со временем приобретает негативный оттенок. Фома Аквинский и его последователи назывались томистами. Ф. Аквинский формулирует свое учение на основе философского наследия Аристотеля. Он также понимал этику как науку о добродетелях, ведущих к благу. Но к тем двум классам добродетелей, о которых писал Аристотель, Фома Аквинский добавляет еще один класс – богословские добродетели: всего этих добродетелей три: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу.

· 3. Позднее средневековье. Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения», двадцать восемь идейных положений которого были объявлены (в папской булле 1329 года) еретическими. Он говорит о том, что человек богоподобен, следовательно, он должен стремиться к совершенству и не должен грешить. Сильны мистические мотивы и попытки отстоять нравственную суверенность человека.

· Этика Возрождения

В эпоху Возрождения гуманизм, рационализм, натурализм выступают в качестве главных ориентиров, предопределяя этическую рефлексию Нового времени, связанную с идеей суверенности личности. Яркий представитель – Джордано Бруно. Этические трактаты: «Изгнание торжествующего зверя»; «О героическом энтузиазме». Последний из названных – повествование о героизме человека в любви.

· Этическая концепция Дж. Бруно

· Сравнительная характеристика этики Античности, Средневековья и Возрождения

Античность Средневековье Возрождение
1. Натурализм. 1. Религиозный идеализм (его сущность состоит в том, что творцом и источником всего является Бог). 1. Натурализм (его особенность в оправдании ценностей земной жизни).
2. Антропоцентризм («Человек есть мера всех вещей…» Протагор). 2. Теоцентризм. 2. Антропоцентризм и гуманизм (человек есть ценностный центр всего).
3. Политеизм антропоморфных богов (многобожие человекоподобных богов). 3. Монотеизм теоморфного человека. 3.Монотеизм.
  4. Теодицея (оправдание Бога перед лицом мирового зла). 4. Антроподицея (оправдание человека перед лицом его возможного совершенства).
  5. Принцип распределяющей и уравнивающей справедливости. Справедливость божественная у Августина отличается от понимания Аристотеля, последний считает, что каждый получает по статусу, по труду. 5. Романтизм (это устремленность к совершенству чего-либо или кого-либо, стремление к гармонии и идеалу).

·

· Этика Нового времени

Новое время – это эпоха научных, технических, социальных революций. Этика и философия также изменяются. Человек как нравственный полноценный субъект находится в центре внимания философов Нового времени, озабоченных проблемой согласования индивидуального бытия со всеобщим характером моральных предписаний. Немецкая классическая философия оказалась особенно благоприятной «почвой» для обновления этической теории. Две главные персоны этого периода, изменившие представления о предметной области этики, – И. Кант, Г.В.Ф. Гегель. Более того, можно сказать, что вся последующая этическая рефлексия (прямо или косвенно) определялась воздействием этих великих мыслителей.

· Этика И. Канта

И. Кант совершает переворот в понимании объекта и предмета этики. Этим определяется его особое место в истории этики. Основные произведения: «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов», «Лекции по этике». Философию И. Канта называют критической философией, это объясняется тем, что Кант написал три «Критики...». Первое его критическое произведение называется «Критика чистого разума». Чистый разум – это разум познающий. Следующая критика – это «Критика практического разума». Практический разум есть разум действующий, он управляет нашим поступками. И третья критика, «Критика способности суждений» – эстетическая теория Канта.

  • Завершая «Критику чистого разума» И. Кант формулирует четыре философских вопроса:

    1. Что я могу знать? (метафизика)

    2. Что я должен делать? (этика)

    3. На что я смею надеяться? (религия)

    4. Что есть человек? (антропология).

    Три первые вопроса и ответы на них должны помочь найти ответ на главный четвертый вопрос: «Что есть человек?». Этим вопросом задавались многие философы, но и поныне верна мысль. Ф.М. Достоевского: «Человек есть тайна», и к постижению этой тайны мы можем только приближаться.
  • Основные положения этического учения И. Канта:

    Существует два мира – реальный мир, «мир вещей для нас», мир необходимости, а не свободы. Это мир феноменов, мир явлений, который имеет свои законы существования. Второй мир – «мир вещей в себе», это мир «ноуменов», мир сущностей, мир свободы. Это мир умопостигаемый.

    Кант определяет этику как науку о «должном». Противоположностью этой категории является «сущее». Таким образом, Кант фиксирует основное противоречие изучаемое этикой – противоречие между «сущим» и «должным». Должное же есть универсальный нравственный закон, представленный в виде категорического императива (слово «императив» означает повеление). Категорический императив означает строгое, безусловное повеление к поступку. Исследователи обнаружили около десятка формулировок категорического императива, но общепринятыми являются две из них:

1. Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства.

2. Относись к человеку в своем лице и в лице всякого другого, всегда как к цели, и никогда только как к средству.


Категорический императив – единственный, всеобщий, универсальный, пригодный для всех времен и народов; он вечен и неизменен. Важным является вопрос: «Как дан нравственный закон человеку?». Кант категорично заявляет, что нравственный закон дан человеку «априори», то есть, до всякого опыта.

  • В своей этике Кант провозглашает автономию нравственности от религии. Это есть следствие априорной природы нравственного закона. При этом Кант не отрицает бытие Бога, а значит, возникает антиномия. Кант формулирует три постулата: о бессмертии души, о свободе воли, о бытии Бога. Эти постулаты нужны для того чтобы объяснить, как в мире реальном может реализовать нравственный закон человек. Для этого человеку необходима свобода воли, которая выводится из бессмертия души. Наблюдая за человеческими поступками, мы без труда заметим, что подавляющее число поступков человек совершает не «ради долга», а лишь «сообразно с долгом». Нравственный поступок, следовательно, тот, который совершен «ради долга». «Долг ради долга» – критерий следования категорическому императиву.
  • Что же управляет человеческими поступками в повседневности? Подавляющее большинство поступков управляется гипотетическими императивами, которые содержат в себе определенные условия их выполнения. В своем этическом учении Кант задает вертикаль необходимости:

    Должное – объективная необходимость (для всех).

    Долг – субъективная необходимость (для себя).

    Обязанности – конкретизация долга.

    Главной обязанностью Кант считает обязанность по отношению к себе, с нее он начинает строить систему обязанностей.
    В «Лекциях по этике», полемизируя с Баумгартеном, считавшим, что этика есть прикладная наука, и что она должна быть приспособлена к потребностям человека. Кант отвергает это положение и утверждает, что этика не может быть иллюзорной, заигрывающей с человеком. Этика должна быть точной и святой.

· Этика Г.В.Ф. Гегеля

Г.В.Ф. Гегель не писал специальных этических произведений. Основное произведение, содержащее его этическое учение, – это «Философия права». Г.В.Ф. Гегель предпринимает попытку разделить мораль и нравственность. Он, в отличие от Канта, является представителем объективного идеализма, поэтому, с точки зрения немецкого мыслителя, реальный мир, общество, человек – есть воплощение Абсолютного духа. Вся история человечества – это объективация и опредмечивание Абсолютного духа.

 

· Гегель о морали

· I. Первая триада – историческая эволюция воли:

0. природная воля, есть первая стадия развития воли. Сама природная воля есть рефлексы и инстинкты;

1. субъективная воля – это разумная воля, она осознает себя, но не осознает другие воли, поэтому Гегель отмечает, что субъективная воля – это несвободная воля, она воспринимает только себя. Эту стадию называют стадией произвола, потому что субъективная воля осознает и признает только себя;

2. объективная воля – свободная воля, она осознает другие воли и соотносит себя с ними.


II. Вторая триада – развитие морали и нравственности:

3. абстрактное право – его суть в праве на свободу частной собственности;

4. мораль – соответствует стадии субъективной воли, не отличается совершенством;

5. нравственность – соответствует стадии объективной воли, это проявление свободы воли.


III. Третья триада – развитие нравственности:

6. семья;

7. гражданское общество;

8. государство.

· Нравственность – это «повиновение в свободе». Таким образом, она обретает статус надсоциального надиндивидуального родового духа.

Во многом, взгляды Г.В.Ф. Гегеля на мораль и нравственность подготовил уже И. Кант. Его противопоставление понятий «категорический императив» и «гипотетический императив» отражает возможные различия нравственности и морали.

· Еще один представитель немецкой классической философии Людвиг Фейербах полагал, что идеалистическая этика Канта и Гегеля слишком высоко вознеслись над реальной действительностью. Он попытался на основе эвдемонизма построить этическое учение, понятное для каждого человека.

 

· Этика новейшего времени (XX век)

В ХХ веке представление об этике изменилось. Более того, последние десятилетия ХХ века сама этика существенно трансформировалась. Соответственно, этическое знание приобрело новую историческую форму: оно специализировалось.

Как изменилось представление о предметной области этики? Э. Фромм в работе «Человек для себя» дает следующее широкое определение этики: «Этика есть гуманистическая наука об искусстве жить…». Мыслитель выделяет два типа этических систем. В авторитарной этике авторитет определяет, в чем благо человека. Он же устанавливает законы и нормы поведения. В гуманистической этике человек сам и творец норм, и их исполнитель; он их создает, он их регулирует, и он их соблюдает. Гуманистическая этика основывается на принципе самоопределения человека, а не на трансцендентном авторитете. «Благо» – это то, что хорошо для человека, а «зло» – это то, что человеку вредит; единственный критерий этической оценки – благополучие человека. Гуманистическая этика – это прикладная наука «искусства жить», основанная на теоретической «науке о человеке».

· Если рассматривать этическую мысль XX-го столетия под другим углом зрения, то становится очевидной ее поляризация на два типа, которые можно обозначить как «прикладной» и «теоретический». Первый нацеливает на обсуждение конкретных проблем, имеющих статус частных в сфере этического знания; другой направлен на рассмотрение нравственных ценностей в максимально большом, вселенском масштабе (например, работа Альберта Швейцера «Культура и этика»).

Таким образом, рассмотрев основные этапы в историческом развитии этики, мы можем сформулировать следующее определение: «Этика – это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития».

ТЕМА 2

1. Моралью чаще всего называют идеально-теоретический уровень нравственного сознания.

Мораль - это форма общественного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и закрепляющая в форме нравственных идеалов, принципов, норм и правил поведения требования, предъявляемые обществом или классом к человеку в его повседневной жизни.

Структура морали. Мораль, являясь сферой общественных отношений и способом регуляции общественных отношений, включает в себя психологические свойства индивидов и нравственные мотивы и ценности и правила и достоинства и т.д. из этого можно сделать вывод, что структура морали многоярусна и многоплановая, поэтому существует несколько вариантов раскрытия ее структуры:

Биологический – рассматривает мораль на уровне отдельного организма и на уровне популяции;

Психологический – раскрывает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм;

Социологический – выясняет общественные условия, в которых складываются нравы и роль морали для поддержания устойчивости общества;

Нормативный – формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;

Личностный – видит те же идеальные представления в личностном преломлении, в качестве факта индивидуального сознания. Напрямую связан с этикой перфекционизма;

Философский – представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.

Таким образом, рассматривая мораль с одной стороны, приходится учитывать и другие аспекты. Следовательно, структурирование морали весьма условно.

В то же время простой вариант структуры морали был намечен еще в древности. Ведь с оной стороны мораль – понятия, убеждения, намерения, а с другой – поступки, что позволяет выделить в качестве структуры морали: моральное сознание и моральную практику.

Моральное сознание формируется в процессе воспитания и самовоспитания человека и проявляется в его поведении и нравственной культуре.

Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствия действия) и совокупности поступков (линии поведения).

Третий тип структурирования морали учитывает степень сложности регулятивного воздействия, оказываемого теми или иными нравственными представлениями. Простейшая форма морали – норма, которая определяет поведение, и сообщаются с детства. Кроме внешнего соблюдения правил, мораль должна проникать в душу человека и там приобретать нравственные качества (благоразумие, щедрость и пр). Далее следует нравственный принцип (эгоизм, альтруизм и т.д.). Верность избранной моральной системе (принципиальность) издавна считалась достоинством личности. Однако, сам принцип абстрактен, поэтому на следующей ступени моральной структуры стоит – идеалкак конечная цель, к которой направленно нравственное развитие.

По отношению ко всем этим уровням верховным регулятором служат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).

Итак, все компоненты морали связываются между собой, в зависимости от выполненных нравственных задач они складываются во все новые структуры. Таким образом, мораль является функциональным образованием.

2. Функции морали. Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформировавшихся функций:

а) регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегулирование личности и само регуляция социальной среды в целом;

б) ценностно-ориентирующая. Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры. И пусть они не носят непосредственно практического значения, они необходимы для того, чтобы жизнь наша была человеческой, а не только биологической. Это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого. Мы не думаем об этом ежедневно, и только когда ценности нашей жизни постигает кризис, вновь и вновь задаемся вопросом: зачем живем? Таким образом, задача морали - придавать повседневности нашего бытия высший смысл, создавая его идеальную перспективу;

в) познавательная. В морали есть знания о нравственных понятиях, о правилах общежития людей, т.е. это не знание само по себе, а знание преломленное в ценностях.





Читайте также:





Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)