Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ВОССТАНОВЛЕНИЕ «АВРОРЫ»




Постановка крейсера в док была назначена на середину июля, а пока на нем полным ходом шла подготовка к докованию. Все работы выполнялись силами команды с помощью выделяемого с кораблей и из частей личного состава. Собственных сил не хватало. В конце мая ВНИТОСС представил законченный проект. После рассмотрения его в Ленинграде он был направлен в Москву на утверждение начальнику Технического управления ВМФ. А 13 июля крейсер на буксирах, в сопровождении аварийно-спасательных судов, был переведен в Кронштадт для постановки в док. К этому времени на корабль прибыл назначенный командиром БЧ-V техник-лейтенант М. А. Сороченков.

За время стоянки в доке (с 14 июля по б сентября) на крейсере был произведен тщательный осмотр корпуса. С него сняли все три гребных винта, кронштейны бортовых валов и сами валы. Вал средней машины затянули в коридор среднего вала и опустили на подпоры. На дейдвудные трубы установили на болтах стальные заглушки толщиной в 30 мм. Из 21 подводного кингстона и клинкета оставили только шесть, остальные вырезали и на их места приварили 9-мм стальные листы как на основном корпусе, так и на втором дне. Заделали все пробоины в бортах, в некоторых местах исправили деревянную обшивку и восстановили утраченные листы наружной медной обшивки.

7 сентября крейсер был переведен в Ленинград и ошвартован к стенке судоремонтной мастерской у Масляного Буяна (ниже здания Горного института), где предстояло продолжить ремонтно-восстановительные работы под руководством старшего строителя А. П. Дмитриева, который был назначен в декабре того же года сразу после демобилизации из рядов Военно-Морского флота. Начались демонтаж и выгрузка оставшихся с 1936 г. котлов, обеих главных бортовых машин, вспомогательных механизмов и пр. Средняя кормовая машина сохранялась как экспонат и учебное пособие для нахимовцев. Всего было выгружено около тысячи тонн различных механизмов.

23 октября 1945 г. по решению Народного Комиссара ВМФ СССР крейсер был предоставлен для съемок кинокартины о крейсере «Варяг» съемочной группе студии им. Горького на срок до 1 июня 1946 г. Поэтому пришлось планировать работы сразу по двум направлениям: восстановление корабля и придание ему внешнего вида крейсера «Варяг». Для «гримирования» под «Варяг» необходимо было установить четвертую, фальшивую трубу, несколько 152-мм орудий, сделать носовое украшение и командирский балкон в кормовой оконечности. Остальные же работы — восстановление носового мостика, деревянного настила верхней палубы (его делали сосновым), заделка пробоин в бортах и надстройках и их окраска — прямо относились к восстановительным работам. Так «артистическая деятельность» «Авроры» неожиданно помогла ускорить решение многих вопросов. С первых дней 1946 г. судоремонтная мастерская приступила к подготовке крейсера к киносъемкам. С апреля к работам на «Авроре» подключился Балтийский судостроительный завод. Начальнику Нахимовского училища капитану 1 ранга Н. Г. Изачику удалось привлечь балтийцев в порядке шефства над училищем к целому ряду корпусных работ. Это была большая победа, так как в то время предприятия Ленинграда испытывали недостаток в квалифицированных специалистах. Одновременно с ремонтом надстроек, палуб и бортов начались и работы по герметизации корпуса.



Поскольку корпус находился в состоянии, допускающем его дальнейшую эксплуатацию, то проектом не предусматривалось усиление набора и обшивки. Требовалось лишь обеспечить водонепроницаемость в подводной части корпуса. Эти работы по герметизации выполнялись заводом «Судобетонверфь». Проект имел то преимущество, что работы по бетонированию могли производиться на плаву, параллельно с другими работами в надводной части корпуса. Процессу бетонирования предшествовала очень большая по трудоемкости подготовка поверхностей металлоконструкций. Требовалось тщательно, «до блеска» зачистить металл, а затем протереть его раствором каустической соды. Эту тяжелую работу в тесных и холодных помещениях очень добросовестно выполнили ленинградские женщины-работницы.

Одновременно с восстановительными работами на «Авроре» шли работы по ее «гримировке» под крейсер «Варяг» для участия н съемках кинофильма «Крейсер «Варяг», 1946 г.

После подготовки к набору приварили стальную арматуру из прутков диаметром 6—8мм, образовавшую сетку с ячейками 70X70 мм, на которую и залили бетон из цемента высокой марки (не ниже 400). В итоге получилась водонепроницаемая «рубашка» толщиной от 50 до 90 мм. Облицовка железобетоном производилась по всей внутренней поверхности наружной обшивки до отметки в 6 м от килевой линии (примерно на высоту 1 м выше ватерлинии). Требовалось уложить бетона около 450 т. 305 Эта работа началась с 5 апреля и продолжалась до 15 июля, т. е. до момента перевода крейсера на Восточный Кронштадтский рейд, где «Авроре» предстояло «сыграть роль» крейсера «Варяг». За три с половиной месяца были окончательно забетонированы носовые отсеки корабля до 35-го шпангоута и начались подготовительные работы по очистке трюма и бортов в носовом котельном отделении.

Во время стоянки «Авроры» на кронштадтском рейде работы на корабле замедлились. Почти весь личный состав участвовал в киносъемках, перевозил с берега на шлюпках людей, продукты, материалы. Съемки, и так начавшиеся с опозданием, затянулись из-за погодных условий. Погода вызывала также большие опасения за безопасность корабля, не имевшего якорей и действующих машин.

Наконец к 29 сентября были отсняты последние кадры, и 30 числа крейсер был возвращен к стенке судоремонтной мастерской у Масляного Буяна. Сразу же возобновились работы по бетонированию корабля и остальным пунктам рабочего проекта. Сооружали кубрики для нахимовцев на батарейной палубе от носа в корму до 75-го шпангоута, а для кадровой команды корабля — в жилой палубе от 103-го шпангоута до кормы, восстанавливали каюты и кают-компании для офицеров и сверхсрочнослужащих корабля и училища. В районе 75—95-го шпангоутов батарейной палубы делали помещения для шести, учебных классов. Оборудовали такелажную и модельную мастерские, кинозал и многое другое. Во втором (среднем) котельном отделении установили два огнетрубных котла «шотландского» типа для отопления и других корабельных нужд. В рубке на верхней палубе, между второй и третьей дымовыми трубами, поставили два дизель-генератора мощностью по 60 кВт. Восстановили камбуз, баню и другие санитарные помещения. Были отремонтированы и переоборудованы применительно к новым условиям осушительная и пожарная системы, шпилевые устройства на полубаке и юте. Заново оборудована система вентиляции жилых и служебных помещений. Выполнялись работы по монтажу электрических сетей: освещения, сигнальных огней, иллюминации. Устанавливались автоматическая телефонная станция, корабельная трансляция и многое другое.

Неожиданные затруднения вызвала установка корабельной артиллерии. Согласно заданию, на корабле должны были устанавливаться четырнадцать 152-мм пушек системы Канэ или 130-мм орудия. В арсенале удалось найти пушки Канэ, но 11 из них были со станками и щитами береговой установки, а три пушки на морских станках не имели щитов. Попытка изготовить для всех пушек корабельные щиты не увенчалась успехом, поскольку чертежи их отсутствовали и достать их даже в Морском архиве было невозможно (архив только начал разбирать свои фонды после войны). Тогда Л. А. Поленов обратился к старым авроровским офицерам — капитанам 1 ранга Б. Ф. Винтеру, бывшему старшему артиллеристу крейсера, А. К. Плансону и П. П. Соколову. По памяти и многим фотографиям, сохранившимся у А. Т. Буянова, бывшего инженер-механика, и Поленова, они разработали необходимый эскиз.

Однако изготовить требуемые щиты в те годы оказалось очень трудным делом. В результате было принято решение ставить все орудия с береговыми щитами. Поэтому для трех пушек с морскими станками, которые устанавливались — две по правому борту (в районе 86 и 101-го шпангоутов) и одна по левому (в районе 101-го шпангоута)—изготовили щиты по образцу остальных пушек. Кроме того, на корабле для производства салютов установили четыре 45-мм орудия, по два на среднем и кормовом мостиках. Одним словом, было сделано все, чтобы корабль стал полноценной учебной базой.

И все это делалось в очень тяжелое для страны послевоенное время — при остром дефиците материалов и недостатке рабочей силы.

6 ноября 1947 г., в канун 30-й годовщины Великого Октября, Краснознаменный крейсер «Аврора» впервые после долгого перерыва вновь занял свое историческое место на Неве, ниже моста лейтенанта Шмидта. Ленинградцы снова могли любоваться красавцем-кораблем. Приняв 7 ноября участие в военно-морском параде, крейсер после праздничных дней вновь вернулся к стенке Масляного Буяна. Предстояло еще много работ. Л на следующий, 1948 год, после участия в ноябрьском военно-морском параде корабль стал готовиться к переходу вверх по Неве. Днем 17 ноября на виду у всего Ленинграда Краснознаменный крейсер «Аврора» был переведен к месту своей вечной стоянки у Петроградской набережной Большой Невки напротив Нахимовского училища. На следующий же день корабль принял на свой борт нахимовцев выпускной роты (классов), которым впредь предстояло на нем жить и учиться.





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)