Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НА ВЕЧНОЙ СТОЯНКЕ (ЭПИЛОГ)



2015-11-08 1403 Обсуждений (0)
НА ВЕЧНОЙ СТОЯНКЕ (ЭПИЛОГ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Первые годы на вечной стоянке корабль выполнял свою основную задачу — служил учебной базой для воспитанников Ленинградского Нахимовского училища. Будущие офицеры флота получали на крейсере основные морские навыки. Они участвовали во всех судовых работах (покрасках, погрузках угля, приборках), несли службу корабельных нарядов, приучались к выполнению корабельных правил, обусловленных Корабельным уставом ВМФ. В 1950 г. на крейсере начал создаваться корабельный музей, который в 1956 г. решено было расширить и сделать филиалом Центрального военно-морского музея. Первым начальником этого музея стал заслуженный офицер флота капитан 2 ранга в отставке Б. В. Бурковский, который руководил работой музея более двадцати лет.

С осени 1957 г. до весны 1958 г. корабль проходил доковый ремонт и осмотр подводной части в Кронштадте. Возвратившись в Ленинград, крейсер продолжал выполнение своей задачи. В 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа № 1327 корабль Революции был включен в число памятников, охраняемых государством. В 1961 г., в связи с расширением экспозиции музея и организационными изменениями в Нахимовском училище, «Аврора» перестала быть учебной базой нахимовцев. В бывших кубриках воспитанников училища разместилась большая экспозиция, посвященная революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. С введением свободного доступа корабль и музей стал одним из самых посещаемых ленинградцами и гостями города местом. В период 1966—1968 гг. на корабле специалистами Ленинградского Канонерского судостроительного завода выполнен большой объем ремонтных работ. Были отремонтированы арматура котлов и систем, сами котлы переведены на жидкое топливо. Полностью заменен бывший до этого сосновым настил верхней палубы на тиковый, какой был на крейсере со времен его постройки.

1968 г. ознаменовался важным событием в истории корабля. 22 февраля Указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознаменный крейсер «Аврора» был награжден вторым орденом. В Указе правительства было сказано:

За выдающиеся заслуги военных моряков крейсера «Аврора» в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, плодотворную работу по пропаганде революционных и боевых традиций и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-Морскрго Флота наградить Краснознаменный крейсер «Аврора» орденом Октябрьской Революции. 306

Перед открытием музея на Краснознаменном крейсере «Аврора». Начальник музея Б. В. Бурковский знакомит ветеранов корабля с экспозицией. Слева направо: Б. В. Бурковский, Л. А. Поленов, А. В. Белышев, Л. А. Демин, Д. И. Ващук, П. П. Соколов, 1958 г. (из фондов ЦВММ).

После спуска дважды орденоносного Военно-морского флага, 1968 г.

В приветствии от имени Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР по поводу награждения говорилось: «Глубокий смысл заключается в том, что всемирно известный корабль награжден именно орденом Октябрьской Революции, на котором изображен крейсер «Аврора» как символ революции, наступления утренней зари в истории человечества — зари социализма и коммунизма...» 307

С этого дня над крейсером «Аврора» развевается дважды орденоносный Военно-морской флаг. Посетители музея с глубоким волнением рассматривают сами ордена, помещенные в экспозиции музея. За те годы, которые прошли с того времени, как «Аврора» стала кораблем-музеем, ее посетили более 10 миллионов экскурсантов. Книга отзывов посетителей, начатая в 1924 г., продолжается. Уже исписан не один ее том, и конца книге не будет. В ней есть записи советских и зарубежных государственных и политических деятелей, представителей трудящихся всех стран мира, ученых, космонавтов, воинов вооруженных сил и учащихся.

18 августа 1984 г. тысячи ленинградцев и гостей города Ленина были свидетелями перевода крейсера «Аврора» вниз по Неве от гранитной стенки у Нахимовского училища к Ленинградскому судостроительному заводу им. А. А. Жданова. По решению правительства крейсер «Аврора» поставлен на долгосрочный капитальный ремонт и переоборудование. В день 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции на месте вечной стоянки легендарного крейсера на Большой Невке будет стоять обновленный корабль. 308

18 августа 1984 г. Крейсер «Аврора» покидает место своей вечной стоянки у стенки Нахимовского училища, чтобы перейти на судостроительный завод им. А. А. Жданова для производства капитального ремонта и реконструкции.

А как же сложилась судьба однотипных с «Авророй» крейсеров «Паллада» и «Диана»?

Окончив в 1902 г. испытания, оба крейсера перешли на Дальний Восток, где они вошли в состав отряда крейсеров Порт-Артурской эскадры. Здесь они и встретили начало русско-японской войны. Крейсер «Паллада», стоявший на внешнем рейде Порт-Артура, оказался в числе поврежденных кораблей во время вероломной минной атаки японских миноносцев в ночь с 26 на 27 января 1904 г. После исправления повреждений крейсер вступил в строй и принял вместе с «Дианой» участие в бою с японским флотом 28 июля при попытке прорыва Порт-Артурской эскадры во Владивосток. После неудавшегося прорыва «Паллада», с большей частью кораблей эскадры, возвратилась в Порт-Артур, а «Диана», отстав от эскадры, ушла в порт Сайгон, где и была интернирована до окончания войны. «Палладу» же ждала более трагическая участь — она была потоплена японской артиллерией при обстреле внутренней гавани 7 декабря 1904 г. После окончания войны крейсер был поднят японцами, отремонтирован и до 1923 г. входил в состав японского флота в качестве учебного корабля под именем «Тсугару».

«Диана» в 1906 г. возвратилась на Балтику и вошла в состав Учебно-артиллерийского отряда. С началом первой мировой войны крейсер — во второй бригаде крейсеров Балтийского моря. В 1915 г. корабль был перевооружен: вместо десяти 152-мм орудий на нем были установлены новые 130-мм пушки. В годы революции команда крейсера, входившего в состав действующего флота, активно поддерживала большевиков. В 1918 г. «Диана», как и «Аврора», была передана на долговременное хранение, разоружена, и ее орудия были установлены на кораблях речных и озерных флотилий. А спустя четыре года ее восстановление было признано нецелесообразным, и она была разобрана на металл.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ I
Кормовые флаги «Авроры»

Кормовые флаги «Авроры»

ПРИЛОЖЕНИЕ II
Эволюция артиллерийского вооружения и бронирование крейсера «Аврора»

Эволюция артиллерийского вооружения и бронирование крейсера «Аврора»

ПРИЛОЖЕНИЕ III
Организация морского ведомства и морского министерства

А) Организация Морского ведомства накануне русско японской войны

Б) Организация Морского министерства накануне первой мировой войны (1914 г.)

ПРИЛОЖЕНИЕ IV
Офицерские звания [чины] в русском флоте за период 1886—1917 гг.

Офицеры флота Офицеры корпуса корабельных инженеров Офицеры корпуса инженер-механиков флота Чиновники морского ведомства и морские врачи Класс
с 1886 г. с 1908 г. с 1886 г. с 1905 г. с 1913 г.
мичман младший помощник судостроителя поручик младший инженер-механик поручик инженер-механик мичман коллежский секретарь, лекарь X
лейтенант старший помощник судостроителя штабс-капитан помощник старшего инженер-механика штабс-капитан инженер-механик лейтенант титулярный советник IX
старший лейтенант (1911—1917 гг.) капитан-лейтенант (1907—1911 гг.) капитан капитан инженер-механик старший лейтенант коллежский асессор VIII
капитан 2 ранга младший судостроитель подполковник старший инженер-механик подполковник инженер-механик капитан 2 ранга надворный советник VII
капитан 1 ранга старший судостроитель полковник флагманский инженер-механик полковник инженер-механик капитан 1 ранга коллежский советник VI
контр-адмирал инспектор судостроения генерал-майор инспектор механической части генерал-майор инженер-механик генерал-майор тайный советник IV
вице-адмирал генерал-лейтенант генерал-лейтенант инженер-механик генерал-лейтенант действительный тайный советник III
адмирал II
генерал-адмирал (до 1906 г.) I

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балтийские моряки в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции. М. Л.: Изд. АН СССР, 1957.

2. Балтийские моряки в борьбе за власть Советов (ноябрь 1917 г.— декабрь 1918 г.). Л.: Наука, 1968.

3. Балтийские моряки в борьбе за власть Советов в 1919 г. Л.: Наука, 1968.

4. Балтийский флот в Октябрьской революции и гражданской войне. М., Л.: Партийное издательство, 1932.

5. Белавенец П. М. Нужен ли нам флот и значение его в истории России. СПб.

6. Блинов А. М. Новые документы об «Авроре»//Исторнческий архив. 1961 г. № 5.

7. Боевая летопись русского флота. М.: Воениздат, 1948.

8. Военные флоты и морская справочная книжка, ВКАМ. СПб.: 1901.

9. Военные флоты 1909. СПб.

10. Всеподданнейший отчет по Морскому министерству за 1906—1909 гг. СПб.: 1911.

11. Всеподданнейший доклад по Морскому министерству за 1915 г. СПб.

12. Крейсера 1 ранга «Паллада», «Диана» и «Аврора». Альбом чертежей СПб.

13. Курков П. Крейсер «Аврора»//Красный Балтийский Флот. 1923. 21 августа.

14. Макаров С. О. Рассуждения по вопросам морской тактики. М.: Военмориздат, 1942.

15. Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота с 1861 по 1917 гг. М.: Военнздат, 1948.

16. Мордвинов Р. Н. Курсом «Авроры». М.: Воениздат, 1962.

17. Отчет по морскому ведомству за 1894—1896 гг. СПб.: 1898.

18. Петров М. А. Подготовка России к мировой войне на море. М.: Л.: Госвоениздат, 1926.

19. Секретный доклад о деятельности Морского министерства за 1916 г. СПб.

20. Семенов Вл. Расплата (трилогия). СПб.: 1910.

21. Служба связи Военно-Морского Флота (история развития). М.: Воениздат, 1976.

22. Смирнов В. М. Крейсер «Аврора». СПб.: 1911.

23. Ховрин Н. А. Балтийцы идут на штурм. М., Воениздат, 1960.

24. Холодняк Ал. Крейсер «Аврора». Л.: РИО ВМС СССР, 1925.

25. Шепелев Л. Е. Отмененные историей чины, звания и титулы в Российской империи. Л.: Наука, 1977.

26. Шершов А. П. Военное судостроение на казенных верфях в Санкт-Петербурге. СПб.: 1908.

27. Шершов А. П. История военного кораблестроения. М., Л.: Военмориздат, 1940.

28. Щеглов А. Н. История военно-морского искусства. СПб.: 1908.

 



2015-11-08 1403 Обсуждений (0)
НА ВЕЧНОЙ СТОЯНКЕ (ЭПИЛОГ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НА ВЕЧНОЙ СТОЯНКЕ (ЭПИЛОГ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)