Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие личности, мотивы личности и их функции



2015-11-08 1675 Обсуждений (0)
Понятие личности, мотивы личности и их функции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В научно-методической литературе понятие личности трактуется по-разному. Если взять краткий психологический словарь А.Л. Свенцицкого оно звучит так: личность понимается «как социальное качество индивида, приобретаемое им в обществе. При этом утверждается единство, но не тождественность понятий ”индивида” и личности. В том смысле, что, будучи изначально, сразу после рождения индивидом, человек постепенно становится личностью в системе определенных социальных связей и отношений. Он, с одной стороны, испытывает на себе воздействие этих связей и отношений, а с другой – сам активно влияет на них» [1, с.215].

Понятие личности имеет важное значение для психологической теории и практики, а также для организации педагогического (особенно воспитательного) процесса. В целом личность – это человек как социальное существо, как член общества, носитель общественных отношений и связей. Важнейшей характеристикой личности является, по-видимому, её социальный статус (место в системе общественных отношений). Получая этот статус в процессе социализации, личность, тем самым, обретает условия, необходимые для воспроизводства её существования [2].

Советский психолог Б.Г. Ананьев полагал, что проблема человека является по сути комплексной проблемой, то есть она выступает предметом изучения множества наук (биологических, социальных, философских и многих других) [3]. Со стороны биологических наук, этой проблемы занимается анатомия и физиология человека, а также анатомия и физиология центральной нервной системы, антропология, медицина и другие науки. Социальные науки – социология, экономика, история и так далее. Психологические науки – общая психология, психология личности и различные частные отрасли психологии. Философские науки – социальная философия, этика, эстетика и так далее. Для анализа проблемы человека и его психики в психологии необходимо выделить пять основных уровней:

Первый уровень – «человек, как индивид». Индивид – это человек, выступающий как носитель биологических особенностей, присущих только человеку и отличающих его от животных. Иными словами, это человек, рассматриваемый как целостный организм, включающий в себя взаимосвязанную совокупность физиологических систем (дыхание, кровообращение, пищеварение, мышечная система, нервная система и тому подобное). Качества индивида даны человеку от рождения. Развитие качеств индивида происходит по мере приобретения опыта. Однако только лишь в условиях общественного развития индивид становится подлинным субъектом и личностью. Поэтому в понятии «индивид» выражается лишь факт потенциальной принадлежности к человеческому роду.

Второй уровень – «человек, как субъект». Человек как субъект – это обладатель различных форм активности, деятельности (как внешней, практической, так и внутренней, психической). Например, человек является субъектом труда, субъектом творчества, субъектом общения, субъектом мыслительной деятельности и т.д. Субъект как активное существо противостоит объекту, он подчиняет объект целям и задачам своей деятельности (причем это происходит за счет глубокого познания свойств объекта). Объект выступает всегда как пассивное начало.

Третий уровень – «человек, как личность». Личность – это человек как социальное существо, как активный носитель общественных отношений, которые он реализует в процессе совместной социальной деятельности с другими людьми. Это экономические, правовые, политические отношения и т.д. В то же время личность – не только продукт и объект общественных отношений, но и активный субъект деятельности, сознания, самосознания, общения.

Четвертый уровень – «человек, как индивидуальность». Человек, как индивидуальность - это совокупность неповторимых черт и особенностей, присущих только данному человеку и отличающих его от других людей. Это могут быть психологические, психофизиологические особенности, социальные и т.д. необходимо различать понятие «индивид» и «индивидуальность». На уровне индивида исследуются биологически обусловленные качества человека. Индивидуальность предполагает наличие любых отличительных особенностей личности, включая ее социальные, психологические свойства и т.д. [2, с. 8-9].

Понятие «личность» и «индивидуальность» также различаются. По Рубинштейну, «индивидуальные свойства личности – это не то же самое, что личностные качества индивида». Индивидуальность человека психологически проявляется в его характере, темпераменте, способностях. Однако следует отметить, что индивидуальный аспект имеют практически все психические процессы человека (память, воображение, мышление и т.д.);

Пятый уровень «человек, как Универсальность». Согласно В.И. Слободчикову, человек – это часть Универсума, космоса, Вселенной и т.д. Поэтому он в процессе своей активности включен во множество миров, составляющих Вселенную (природный физический мир, биологический, социальный мир, мир культуры, включая сферу духовной культуры и т.д.). В этом плане можно говорить о том, что подлинная личность достигает «бытия-в-мире» (Сартр, Хайдеггер), она «открыта» миру и т.д. (понятие «открытости миру» акцентируется многими сторонниками антропологического подхода на Западе). Конечно, существование конкретного человека может и не достигать уровня «бытия-в-мире». Нередко человек живет в своем ограниченном мирке, связанным с его ближайшим жизненным окружением, и отгорожен в своих устойчивых устремлениях от более широкого мира культуры и общественной практики, от ее проблем. Поэтому «тождество индивида и Универсума», о котором говорит Слободчиков, достигается лишь постепенно, поэтапно, в процессе духовного развития индивида и самого человеческого общества [2, с 8-10].

Согласно профессору Н.С. Шадрину, который обобщает идеи А.Н. Леонтьева, лишь немногие общие характеристики личности признаются большинством психологов. Здесь можно выделить три характеристики личности:

1.Личность – особая целостность, отличающаяся от биологической целостности человеческого организма (индивида).

2.Личность – интегративная инстанция психики, носитель и как бы «хозяин» всех психических процессов (что обозначается термином «Я»). Психологи часто говорят, что воспринимает не восприятие, мыслит не мышление, запоминает не память, а живая человеческая личность, наделенная восприятием, памятью, мышлением.

3.Ядром личности выступает сфера её потребностей и мотивов. Именно мотивы побуждают человека к социально-значимой деятельности, а, в свою очередь, деятельность направлена на реализацию социальной связи человека с миром. Психические процессы не выражают личностного аспекта психики, выполняя функции операционально-целевого регулирования деятельности, но они очень тесно связаны с личностной сферой [2, с. 15-16].

Понятие о личности рассматривается у разных авторов по-разному. Р.С. Немов (Вайсман) в своем словаре справочнике по психологии дает следующее определение личности: «Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» [4].

А.В. Петровский в учебнике по «Общей психологии» определяет личность как «системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» [5, с.337].

Разнообразные мотивы деятельности человека являются важными компонентами структуры личности.

Что же является основой формирования мотивов?

Прежде всего, мотив формируется на базе соответствующей потребности, поэтому мотив представляет собой конкретизацию потребности. Поэтому здесь встает вопрос о сущности потребности.

Потребность – это нужда, нехватка в чем – либо важнейший источник активности личности. Психологи дают следующее конкретное понимание потребностей.

Потребность по Немову представляет собой состояние отклонения от нормы во внутренних тканях и органах, которое субъективно выражается в форме ощущений и эмоций.

Е. И. Рогов говорил, что потребность это состояние нужды организма, индивида личности в чем-то, необходимом для их нормального существования [6].

Другими словами, потребность – это состояние нужды, нехватки в чем либо, которое по мере насыщения потребности исчезает, перестает быть актуальной. Это можно отнести к органическим, или витальным потребностям, их появление свидетельствует о нарушении гомеостаза, то есть равновесия организма со средой. Удовлетворение потребности, например, потребности в пище, на какое-то время восстанавливает гомеостаз.

«Потребности принято делить на две группы: по их предмету (содержанию) и по происхождению. По предмету, то есть по тому, на что они направлены, потребности, делятся на материальные и духовные, а по происхождению – на естественные (перешедшие к нам от животных предков) и культурные, обусловленные влиянием культурных условий жизни человека. К естественным потребностям относятся все витальные потребности – это потребности в пище, питье, тепле, сне и отдыхе, половые потребности, а также потребность в безопасности. При длительном неудовлетворении этих потребностей человек перестает существовать не только как личность, но и как организм, здесь то и происходит нарушение гомеостаза, обмена веществ. Половые потребности связаны с задачей продолжения рода. В отличие от биологических потребностей животных витальные потребности человека подвержены сознательной задержке, например, человек может сознательно сдерживать удовлетворение потребности в пище, питье, сне и т.д. Если посмотреть с другой стороны, то естественные (витальные) потребности человека пронизаны влиянием культуры, так как в культуре задан сам человеческий способ их удовлетворения (чего нет у животных). Культурные потребности – это потребности в предметах материальной и духовной культуры. Особую группу культурных потребностей составляют потребности в культурном характере труда, отдыха и т.д.» [2, с. 25-26].

Материальные (по содержанию) потребности человека – это потребности в материальных благах, орудиях труда и других продуктах материального производства. Например, потребность в топоре, в холодильнике – это материальные потребности, но в отличие от потребности в пище их нельзя считать естественными. Естественные потребности тоже являются материальными, однако в отличие от материальных потребностей они заложены в человеке генетически.

Духовные потребности– это потребности в духовных благах. К ним относятся познавательные, эстетические потребности, а также нравственные потребности. Познавательные потребности удовлетворяются в процессе познания. Эстетические потребности связаны с потребностью в восприятии произведений искусства, в посещении кино, театров и т.д. Нравственные потребности – это потребность следования нормам и принципам нравственности, потребность в нравственных поступках и деяниях.

Принято считать, что все потребности являются источником мотивов личности, так как они конкретизируются в них. По Леонтьеву, мотив есть «опредмеченная потребность», то есть потребность, нашедшая воплощение в конкретном предмете деятельности. Данный предмет как раз и становится мотивом деятельности, приобретая для человека побудительную силу, или, как говорил, К. Левин, «характер требования». Многие авторы считают еще одним источником мотивации человеческие ценности, которые не сводятся к потребностям [2, с. 26-27].

Вопрос о функциях мотивов хорошо рассмотрен в работах Е.П. Ильина, и В.Г. Леонтьева и др. Функции мотивов:

первая – функция активации деятельности или стимулирующая функция (мотивы вызывают определенную активность личности, стимулируют появление той или иной деятельности),

вторая – функция направленности (мотивы направляют деятельность в определенное русло, т.е. они задают «вектор» активности человека),

третья функция – побуждение деятельности (мотив, побуждая деятельность, становится её причиной, источником, а сама деятельность оказывается следствием побудительной функции мотива),

четвертая функция – смыслообразующая (мотивы придают деятельности человека личностный смысл),

пятая – интегративная функция мотивов (мотивы в той или иной мере выполняют функцию включения деятельности личности в окружающую социальную среду),

шестая функция мотивов – регулятивная (она обобщает, подытоживает остальные функции и состоит в подчинении поведения человека тому, ради чего оно осуществляется) [2, с.27]. Все эти функции могут принадлежать к разным мотивам. И то, как те или иные мотивы будут выражаться в деятельности, зависит от ситуации.

Согласно А.Н. Леонтьеву, мотивы могут быть разделены на две группы: мотивы - стимулы и мотивы - смыслы. Мотивы – стимулы стимулируют деятельность человека, заставляют его быть более активным, а смыслообразующие мотивы придают деятельности человека личностный смысл.

Также мотивы традиционно делятся на две большие группы: неосознанные и осознанные. Неосознанные мотивы не осознаются человеком, но выступают побуждением его к деятельности. К ним относятся влечения и установки.

Установки или атитьюды (как их называют в западной психологии) – это состояние психологической преднастройки человека на восприятие определённого предмета, другого человека, явления, ситуации и т.п. под специфическим углом зрения или на совершение каких либо действий в данной ситуации [7]. Установка порождает человека в ситуациях действовать определённым способом. Она неосознанна, потому что создана прошлым опытом. Социальные стереотипы, одна из разновидностей установок, формируется на основе ранее произошедшего восприятия людей, информации, или средств массовой информации.

Влечение, как неосознанный мотив, определяется недостаточно осознанной потребностью, которая становится побуждением к какой либо деятельности [2, с.31]. Влечение не постоянно, потому что потребность, которая его представляет либо исчезает, либо перерастает в желание или намерение.

Влечение – это психологическое состояние, выражающее недифференцированную потребность субъекта. Само влечение может преобразоваться в конкретное желание, намерение мечту. В психоаналитической традиции влечения рассматриваются как главные реальные регуляторы нашего поведения. При этом считается, что такие влечения необходимо осознать (понять их истинную причину) и направить в конструктивное русло [8, с.32].

Осознанные мотивы осознаются и выступают стимулами деятельности личности. Сюда входят такие мотивы, как интересы, убеждения, идеалы, стремления, склонности и т.д. У них высокая побудительная сила. Например, убеждения способны управлять поведением личности. Мотивы, которые связаны с профессиональным самоопределением, на наш взгляд это, прежде всего: интересы, стремления и склонности.

Интерес – эмоционально-переживаемая, познавательная потребность, выступающая побудителем познавательной деятельности человека. Интересы выступают в качестве постоянного побудителя сознания. Наличие устойчивых познавательных интересов характерно для ученого, изобретателя, конструктора и т.д. [2, с.31].

Интересы имеют большое значение в жизни школьников, так как удовлетворение интересов не приводит к их угасанию, а вызывает всё более новые, что приводит к развитию склонностей и повышению успешности обучения. Интересы могут быть разными, они различаются по объёму (широкие и узкие), устойчивости, глубине. Так школьник может увлекаться сразу несколькими видами деятельности, например шахматы, литература и физика, это будут широкие интересы. Узкие же интересы предполагают увлечение одним видом деятельности или двумя схожими. Устойчивые интересы могут продолжаться долгое время или даже всю жизнь, а неустойчивые – не больше одного – двух месяцев. Устойчивый интерес может являться свидетельством пробуждающейся способности человека. Глубокие интересы иногда называют содержательными. Например, интерес к литературе, когда ученик изучает писателей, поэтов, читает какие - то дополнительные произведения, изучает стили написания произведений. В случае поверхностных интересов к литературе, учащийся с интересом читает и изучает только то, что даётся на уроке учителем.

Мотивы поведения, для реализации которых пока нет соответствующих условий, называются стремлениями. В таких случаях, возникает особая деятельность и человек испытывает побуждение, тяготение к этой деятельности. В этот момент в структуру желания включается волевой компонент, поэтому стремление можно охарактеризовать как волевую структуру направленности личности. Человек начинает подготавливать условия, чтобы реализовать свои стремления. Личность, имеющая стремления, действует определённым образом и добивается поставленных целей. Стремления также можно охарактеризовать как то, что движет человеком.

Склонность, по психологическому словарю Р.С. Немова, это предрасположенность, готовность человека к каким либо действиям, определённым видам деятельности, переживаниям и мыслям. Часто интерес может превращаться в склонность, но он, не есть склонность. Когда человек начинает прилагать к интересу волевые усилия, тогда он превращается в склонность. Склонность предполагает устойчивую потребность индивида, в каком - либо виде деятельности.

В кратком психологическом словаре А.Л. Свенцицкого мы можем найти такую формулировку понятия склонность: «в широком смысле, это постоянная тенденция индивида действовать определённым образом; стремление к определённому виду деятельности, направленность на неё» [1].

Убеждения представляют собой мотивы, которые связаны с мировоззрением человека. Это устойчивая точка зрения человека что-либо, сформировавшаяся как следствие его теоретических знаний и практического опыта [1]. Эти мотивы определяют взгляды личности, её принципы, но не в их абстрактной форме, а как основу поступков. На основе особого понимания окружающего мира и преломления его через себя, образуются убеждения и принципы, которые составляют основу для мировоззрения.

Идеалы – личности, которые связаны с ее стремлением к нравственному совершенству [2].

Н.С. Шадрин в учебном пособии «Психология личности» выделяет ещё несколько групп мотивов:

мотивы достижения (когда основным мотивом становится потребность в достижении успеха, т.е. надежда на успех служит основным стимулом деятельности человека);

мотивы избегания неуспеха (в этом случае для человека главным является не успех в какой-то деятельности, а стремление избегнуть неудачи при её совершении);

мотивы власти (стремление к доминированию над другими людьми, к достижению и осуществлению контроля над ними; индивид обладает властью над другим индивидом, если он может принудить его к такому действию, которое он без этого не совершил бы);

мотивы агрессии (тяга вызвать страдание другого человека, причинить вред его физической или психической целостности; человек наносит другому человеку материальный или моральный ущерб, препятствует осуществлению его намерений и противодействует его интересам);

аффилятивные мотивы (потребность в любви, помощи, опеке). Особым, высшим видом мотивов являются личностные ценности [2, с.32-33].

Так же можно привести краткую характеристику мотивации по Ержановой Э.Д.

1.Мотивация как мотивационная сфера личности в целом (включая мотивы, потребности и т.д.);

2.Мотивация как определенный уровень «силы» или даже степени проявления мотивов какой-либо деятельности в данной ситуации;

3.Мотивация как процесс актуализации («приведения в действие») каких-то относительно слабых, возможно, скрытых мотивов деятельности и т.д.;

4.Мотивация как процесс (субъективной) мотивировки индивидом его собственных действий, поступков и т.д.[14, с.26].



2015-11-08 1675 Обсуждений (0)
Понятие личности, мотивы личности и их функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие личности, мотивы личности и их функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1675)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)