Коллективная направленность
II.6. Основы современной идеологии воспитания Для рассмотрения данного вопроса следует определить такое понятие, как идеология. Толковый словарь С.И.Ожегова рассматривает идеологию как "систему взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество".1 Ожегов С.И. Толковый словарь. - М., 1973г. - С.219 Цель современной школы опирается на современную идеологию воспитания. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи: Реализм целей воспитания Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая и культура труда; демократическая и правовая; нравственная и экологическая; культура семейных отношений. 2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно сдетьми нравственных образов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни - составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности- человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, а сам ребенок - высшая цель, смысл педагогической работы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания. Коллективная направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.2 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч.2. - М., 1999г. - С.28 "Важно, чтобы содержание идеи постепенно становилось национальным мировоззрением, идеологической формой общественного сознания, целенаправленно внедрялось в самый образ жизни и пронизывало всю систему общественных отношений: Воспитание подрастающего поколения в духе возрождения и укрепления в нем национальных идей в полном объеме возможно лишь при создании идейно, духовно, социально-позитивно направленных организаций и объединений".3 Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания //Педагогика, 1999г., №4. - С.10 Следует отметить, что хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни гражданина, работника и семьянина. Направленность школы на жизненные ситуации - залог обновления содержания и способов воспитания. Данная особенность позволяет воспитательному процессу обратить внимание не только на разностороннее развитие личности, но и на: 1. Отход от заучивания догм к познанию и преобразованию мира. 2. От авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству. Современная идеология школы не только ставит перед воспитанником вопрос о том, какое воспитание необходимо на пороге XXI века, но и раскрывает сущность данного процесса, объясняет для чего это необходимо и что дает процесс воспитания для формирования личности. В зарубежных воспитательных системах данная практическая сторона выходит на первый план и служит основой, движущей силой выработки положительного отношения к содержанию воспитания. Однако и отечественная школа строит воспитательный процесс в соответствии с направлениями современной идеологии. Накопив немалый опыт использования богатого культурного наследия народов России в учебно-воспитательных целях, продолжается работа по формированию национальной культуры учащихся - это процесс, который направляет и корректирует всю деятельность воспитательной системы школы по развитию индивидуальных качеств личности. Целями данного направления являются: - обеспечение разносторонней деятельности учащихся; - реализация важнейшей социальной функции (коммуникативной); - развитие гуманистического отношения к окружающему миру и особенно к людям; - формирование нравственных, эстетических, физических качеств учащихся.4 Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе. //Педагогика. - 1999г., №2. - С.51 Воспитательная деятельность по данному направлению доказывает, что чем выше уровень национальной культуры, тем выше духовная культура человека, тем он самокритичнее в своем поведении, тем бережнее относится к людям другой национальности. Формирование культуры - это формирование личности человека. Жизненность, активность нации в значительной мере определяется характером и уровнем именно национальной культуры.5 См.: там же. - С.52-53 Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций, идеология воспитательной системы. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы утвердила следующие основные тенденции идеологии воспитания в Российской Федерации: 1. Повышение социального статуса воспитания в системе образования в российском обществе. 2. Укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений. 3. Развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом. 4. Повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений. 5. Формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей. 6. Использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания. 7. Активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания. 8. Развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания. 9. Усиление роли семьи в воспитании детей. 10. Повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами.6 Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. //Воспитание школьников. - 2000г., №1. - С.6-9 Делая вывод, следует отметить, что особое значение в современной идеологии приобретает психолого-педагогическая помощь учащимся в процессе включения их в активную жизнь, формирование социальной ответственности. Четко спланированное и организованное воспитание должно сформировать характерную для данной эпохи систему взглядов и идей
Дополнительная литература:
1. Бодалева А.А., Новикова Л.И. Концепция воспитания учащейся молодежи. //Педагогика, - 1992г., №3,4. 2. Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога. //Народное образование, 1999г., №1-2. 3. Колкаев А. Запросы ребенка - запросы семьи. //Народное образование. - 1998г., №9. 4. Кумарин В. Не ребенок для учения, а учение для ребенка. //Народное образование. - 1999г., №1-2. 5. Скворцова А. Теория и практика воспитательной системы школы. //Педагогика. - 1995г, №1. 6. Щуркова Н. Воспитание как вхождение ребенка в культуру. //Воспитание школьников. - 1998г., №5.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |