Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА




Литература

  1. История этических учений. /Под ред. А.А. Гусейнова. М.,2003 (из раздела I «Китай» § 1 «Конфуцианство: этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования». С. 12-17).
  2. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001. С.121-124
  3. Конфуций. Лунь юй //по одному из изд.: Конфуций. Уроки мудрости. М.,1999 или Переломов Л.С. Конфуций: Лунь юй или Классическое конфуцианство: в 2 т. Т.1.1998 или Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М.,2000 (Главы: 1,2,4,12,13,15,17,20).

 

 

2.Даосская этика.

Литература

1. История этических учений. /Под ред. А.А. Гусейнова. М.,2003 (из раздела I «Китай» § 2 «Даосизм: индивидуалистический натурализм - этика природосообразного недеяния». С. 17-22).

2. Дао дэ цзин// по одному из изд.: Древнекитайская философия. В 2 т. М., 1972.Т.1. или Дао. Гармония мира. М..2000 или Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М.,2000 или в отд. изд.

3.Этическое учение буддизма.

Литература

1. История этических учений. /Под ред. А.А. Гусейнова. М.,2003 (из раздела II «Древняя и средневековая Индия» § 4 «Этика и индийские пути к освобождению». С. 166-173).

Дхаммапада. М., 1960 или в изд. Буддизм. Четыре благородные истины. М.,1999. (Главы: 1.Глава парных строф; 5.О глупцах; 9. О зле; 10. О наказании; 15.О счастье; 17. О гневе; 26.О брахманах)

 

3. Православный взгляд на религиозно-этические учения Востока

Литература

1.Елисеев В., свящ. Православный путь ко спасению// Покаяние и исповедь на пороге XXI в. М., 2000. С.279-294 (Разделы «Путь классической йоги и покаяние», «Буддизм и Православие», «О действенности покаяния»)

2. Трубецкой Н.С. Религии Индии и христианство //Православие и религии Востока. Сб. статей. С., 2005. С.317-336; 346-357; 369-378

3. Лосский Н.О. Христианство и Буддизм //Православие и религии Востока. Сб. статей. С., 2005. С.421-424; 436-496.

 

 

Семинар 3. Этика в мусульманской духовной традиции.

1.Этика в мусульманской духовной традиции.

Литература

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.

2.Практическая этика шариата

Литература

Максуд Р. Ислам. М., 1999. С.156-166, 179-240.



3.Сравнительный анализ представлений о человеке и его нравственном мире в христианской и мусульманской духовных традициях

Литература

Журавский А.В. Нравственные требования к личности в исламе и христианстве: сравнительный анализ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://russned.ru/hristianstvo/nravstvennye-trebovaniya-k-lichnosti-v-islame-i

 

Семинар 4. Проблема смысла жизни и смерти в русской религиозной этике

1. Цель христианской жизни.

Литература

1. Серафим Саровский, преп. Беседа с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни // Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 1998 или в отд. изд.

 

2.И. А. Ильин о проблеме смерти и бессмертия

Литература

Ильин И.А. Поющее сердце // Ильин И.А. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1994 или в изд. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998. (Разделы «О смерти», «О бессмертии»).

 

3.Митр. Сурожский Антоний об этических аспектах проблем умирания, смерти и вечной жизни.

Литература (на выбор)

а) Антоний, митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь Смерть. Клин, 2000. (На выбор один из разделов: “Пастырь у постели больного” с.5-55 или “Смерть” с.56-110)

б) Антоний, митр. Сурожский. Оживший из мертвых// Человек. 1996. №6. 1997. №1.

 

Семинары 5-6. Проблема природы добра и зла в русской религиозной этике.

1. Н.О. Лосский о проблеме абсолютности нравственных ценностей и условиях нравственности

Литература

Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.,1991. Глава 5.С.85-103

 

2. В.С. Соловьев о первоначалах нравственности

Литература

Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М.. 1989.Т.1 или в отд. изд. или в Собр.соч.Т.8. (главы1-4)

3. Проблема сопротивления злу в русской религиозной этике. Л.Н. Толстой, И. А. Ильин, В.С. Соловьев о проблеме сопротивления злу силой.

Литература

1. Толстой Л.Н. Не убий никого // Этическая мысль-91. Сб. М.,1992.

2. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1993 или в изд. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998. (Разделы 1,3,7,12,13,18).

3. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М.. 1989.Т.2. или в Соловьев В.С. Собр. соч. Т.10 или в отд. изд. (Разговоры 1,3 и “Краткая повесть об антихристе”)

 

Семинары 7-8. Любовь и брак в религиозной системе ценностей.

 

1. Философия любви В. Соловьева.

Литература

  1. Соловьев В.С. Смысл любви// по одному из изд.: а) Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М.. 1989.Т.2. или б) В. Соловьев. Смысл любви. С. Троицкий. Христианская философия брака. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак в православии. Сб. М.,1995 или в) Русский Эрос. Сб. М., 1991 или в отд.изд. или в Соловьев В.С. Собр.соч. Т.7.

 

2. С.Троицкий о духовно-нравственных основаниях брака.

Литература

  1. Троицкий С. Христианская философия брака // В. Соловьев. Смысл любви. С. Троицкий. Христианская философия брака. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак в православии. Сб. М.,1995 или в Русский Эрос. Сб. М., 1991. (Гл. III. Брачный идеализм и интуиция)

 

 

Семинар 9. Западноевропейская этическая мысль XIX- XX вв. о месте религиозных и нравственных ценностей в культуре

1. С. Кьеркегор об эстетическом, этическом и религиозном типах экзистенции. Этика и вера. Проблема долга перед Богом.

Литература

Кьеркегор С. Страх и трепет. Л., 1991 или в изд.: Кьеркегор С Страх и трепет. М.,1993.С. 18-28, 50-76

 

2. М. Шелер об основаниях религиозных и нравственных ценностей и ресентименте в структуре морали.

Литература

Шелер М. Ресентимент в структуре морали. Спб., 1999.С. 10-18, 56-64, 70-93, 102-114.

 

Семинар 10. Проблемы религиозной аксиологии в современной

Католической и протестантской этической мысли

1.Этика неотомизма

Литература

Жильсон Э. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского// Жильсон Э. Избранное. Т.1. М., 2000.С.372-382, 387-393

 

2. А. де Любак об этическом теоцентризме и антропоцентризме.

Литература

Любак А. де. Драма атеистического гуманизма. М., 1997 С.9-37, 85-96.

 

1. А. Швейцер о принципе «благоговения перед жизнью». Проблема моральной ответственности.

Литература

Швейцер А. Культура и этика// по одному из изд.: Швейцер А. Культура и этика. М.,1973 или Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. (Гл.XXI).

 

ВОПРОСЫ К ПЕРВОИСТОЧНИКАМ

М. Вебер

Макс Вебер (Weber, 1864-1920) – немецкий социолог, историк, экономист. Занимался проблемами истории государства, права, хозяйственной жизни.

Основной целью работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) было определение духовных истоков капитализма. Вебер принимал во внимание ряд особенностей идейной эволюции протестантизма, которые привели к формированию особого типа трудовой этики. Постепенно М. Лютер пришел к отрицанию необходимости для спасения церкви. Согласно Лютеру, священнодействием является вся повседневная деятельность человека. Для Бога главное – это состояние «внутреннего человека», мотивы его деятельности. Так Лютер приходит к понятию земного долга, призвания (Beruf) – бескорыстного, полного сознанием своей греховности служения Богу и ближним. На этой основе сформировалась протестантская концепция, освящающая повседневный целеустремленный труд, профессиональное мастерство и усердие как форму служения Господу.

Кальвин конкретизировал выдвинутое М. Лютером понимание земного призвания христианина. Он считал, что успехи в предписанной свыше профессиональной деятельности могут служить косвенным свидетельством принадлежности к «избранным» к спасению. При этом он подчеркивал, что эта деятельность должна быть направлена не на достижение мирских благ и удовольствий, а на прославление величия Бога. Кальвин осуждал роскошь, леность, паразитизм, и при этом считал, что собственный труд и накопленное богатство – это лучший способ служения Богу.

М. Вебер убедительно показал, что идеал «мирского аскетизма», положенный в основу пуританской этики, стал эффективным стимулом развития частного предпринимательства и становления капитализма, особенно в США.

Вебер сознательно дистанцировался в своем исследовании от всяких оценочных суждений. Но осуществленное в его работе «Протестантская этика и дух капитализма» социологическое описание изменения нравов свидетельствует о том, что появление «духа капитализма» породило тенденцию подмены нравственной активности активностью чисто хозяйственной. Эта подмена сопровождалась надеждой на то, что моральные ценности (в частности, «любовь к ближнему») окажутся как бы автоматически воплощенными с помощью безличных социальных механизмов.

 

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА

ВОПРОСЫ

· Охарактеризуйте общую проблематику работы. Какие задачи ставит перед собой Вебер?

Вероисповедание и социальное расслоение

· Какие факты побудили Вебера обратиться к исследованию протестантской этики?

«Дух» капитализма

· С какой целью Вебер обращается к наставлениям Бенджамина Франклина?

· Какие правила поведения содержат поучения Франклина?

· Как Вебер характеризует идеал человека, который воплощен в жизненной философии Франклина?

· В чем проявляется утилитаризм этики Франклина?

· Что является высшим благом с точки зрения той жизненной философии, которую проповедует Франклин?

· Какие мотивы в рассуждениях Франклина близки протестантскому мировоззрению?

· Можно ли свести «дух капитализма» к жажде наживы?

· В чем разница между докапиталистическим и капиталистическим отношением к труду?

· Что Вебер называет капиталистическим духом?

· Какие черты, на взгляд Вебера, характеризуют «идеальный тип» капиталистического предпринимателя?

· Как меняется в эпоху перехода от Средневековья к Новому времени отношение к деятельности, направленной на получение прибыли?

Концепция призвания у Лютера

· Как Лютер понимает призвание?

· Каково отношение Лютера к монашеству? Насколько оно объективно?

· Какие идеи Лютера Вебер считает важнейшими?

· В чем принципиальное отличие протестантского отношения к профессиональному мирскому труду от католического?

· Какое отношение к труду – традиционное или капиталистическое – отражено в Библии?

· Можно ли видеть в концепции Лютера выражение капиталистического «духа»?

· В чем отличие кальвинизма от лютеранства в отношении к мирской деятельности?

· Ставил ли кто-либо из реформаторов целью осуществление этической реформы или пробуждение «капиталистического духа»?

· Можно ли объяснить возникновение капитализма исключительно влиянием Реформации?

Религиозная основа мирского аскетизма

· Какие протестантские деноминации Вебер считает историческими носителями аскетического протестантизма?

· В чем суть кальвинистского учения о предопределении?

· Как повлияло кальвинистское учение о предопределении на самоощущение человека?

· Какое значение для кальвиниста имеет социальная и профессиональная деятельность в миру?

· Каким образом, согласно Кальвину, человек может удостовериться в своем избранничестве?

· Какое религиозное значение приобретает в кальвинизме неутомимая деятельность в рамках своей профессии?

· Какое значение придается в кальвинизме добрым делам?

· Как Вебер понимает аскезу и в чем он усматривает сходство кальвинистской аскезы с католической?

· В чем Вебер видит отличие кальвинистской аскезы от средневековой?

· Как произошло преобразование монашеской аскезы в мирскую?

· К чему ближе по духу этика кальвинизма – к Ветхому завету или к Новому?

Аскеза и капиталистический дух

· Каково отношение пуританства к богатству?

· Какое значение придает пуританство труду?

· В чем различие между католическим и пуританским толкованием слов ап. Павла «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»?

· В чем своеобразие пуританского учения о профессиональном призвании?

· Какое значение в глазах пуританина имеет доходность профессии?

· Какой идеал человека формируется в пуританстве?

· Какие жизненные принципы составляют основу мирского аскетизма?

· Каким образом мирская аскеза способствовала распространению «духа капитализма»?

· Почему эволюция протестантской трудовой этики с неизбежностью вела к утрате ее религиозного содержания?





Читайте также:





Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)