Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По степени новизны и оригинальности



2015-11-08 2552 Обсуждений (0)
По степени новизны и оригинальности 5.00 из 5.00 3 оценки




Мышление. Воображение. Интеллект.

 

Мышление

Мышление – психический процесс познавательной деятельности индивида, характеризуется обобщённым и опосредованным отражением действительности.

Процесс мышления основан на процессах ощущения и восприятия. В процессе мышления данные ощущений и восприятий сопоставляются, выявляются отношения и общие закономерности. Мышление позволяет устанавливать отношения, раскрывать новые не данные в непосредственном опыте свойства объектов.

Мышление решает следующие задачи:

1. Раскрытие отношений и связей между предметами их свойств и сущности вещей, явлений.

2. Выявление реальных связей, основанных на действительно существующих закономерностях.

3. Планирование деятельности человека.

Мышление представляет собой движение мыслей человека, как форма познавательной теоретической деятельности человека оно тесным образом связано с действием. Действие – это первичная форма существования мышления. Все мыслительные операции возникли сначала как практические операции, и только потом стали операциями теоретического уровня мышления. Мысль человека не возникает одномоментно, она зарождается, формируется, выражается, уточняется. Мышление человека протекает в языковой форме. Язык– это объективная исторически сложившаяся система кодов, при помощи которых выражаются и передаются продукты мышления человека (слова, символы, схемы, зрительные образы, язык искусства, ноты).

Речь – психологический процесс формирования и передачи мысли средствами языка.

Первоначально возникает желание, потребность выразить своё отношение, мнение к чему-либо. Следующий этап рождения мысли – возникновение общей схемы мысли. Мысль облекается в первые слова, она существует в виде внутреннего высказывания. Затем передаётся в виде устной или письменной речи другим людям, при этом формулировка мысли уточняется, приобретает новую форму, дополнительное содержание и т.д.

Виды речи: внутренняя, внешняя, письменная, устная.

Все эти виды речи различаются как по форме высказывания (качественным характеристикам высказывания), так и по объёму, точности и т.д.

Устная речь дополняется невербальными и паралингвистическими средствами общения, которые дополняют и обобщают смысл передаваемого высказывания.

Письменная речьтребует большей точности формулировки мысли.

Виды мышления:

1. По содержанию деятельности человека:

· Практическое,

· Научное,

· Художественное.

2. По операционной структуре мыслительной деятельности:

· Алгоритмическое,

· Эвристическое.

Алгоритмическое мышление осуществляется по заранее известным правилам, оно ориентировано на общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Эвристическое мышление – это продуктивное мышление, состоящее в творческом решении не стандартных задач. Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам.

3. По степени абстрагированности, глубины и обобщённости:

· Эмпирическое мышление (даёт первичные обобщения на основе опыта).

· Теоретическое мышление (выявляет всеобщее отношение, исследует объект познания в системе его необходимых связей).

· Синкретическое мышление – вид мышления, сочетающий в себе элементы эмпирического и теоретического мышления. Для него характерно установление взаимосвязей явлений по признаку внешнего сходства, а не существенных связей. Такой вид мышления встречается на ранних этапах психического мышления ребёнка и при недостатках развития мыслительной деятельности.

4. Последовательность появления в процессе онто- и филогенеза:

· Практически действенное мышление (самый генетически ранний вид мышления). Мыслительные операции совершаются при помощи манипулирования материальными предметами. Практически действенное мышление наиболее характерно для детей до трёх лет, таким образом, он устанавливает свойство предметов, их действие.

· Наглядно образное мышление, характеризуется тем, что человек для совершения мыслительных операций оперирует образами реальных предметов и явлений. Человек решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы о реальных предметах и явлениях. Формирование образов начинается с момента начала жизни человека.

· Словестно – логическое мышление функционирует на основе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития.

Для словестно логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. Это такие понятия как: свобода, долг, доброта, честность, стоимость, преданность, враждебность.

По характеру решения задач

теоретическое

практическое

6. По степени развернутости

дискурсивное

интуитивное

По степени новизны и оригинальности

репродуктивное (воспроизводящее)

продуктивное (творческое) - вид мышления, в процессе которого создаются новые идеи, открываются новые закономерности, находятся новые или свершенствуются старые решения проблем

Гилфорд (1959) выделил два типа мышления:

1) конвергентное. Оно необходимо для нахождения единственного точного решения задачи.

2) Дивергентное. Благодаря ему возникают оригинальные решения различного рода задач.

Творческим людям свойственно дивергентное мышление.

Интеллект и творческие способности обычно связаны между собой: человек с нормальным интеллектом обычно имеет и нормальные творческие способности. Однако, при высоком интеллекте корреляция между ним и творческой деятельностью исчезает.

Обычно отношения родителей к таким детям с высокими творческими способностями лишены авторитарности и чрезмерной опеки. Чаще всего родители таких детей поощряют уверенность в себе, непосредственность, в семье ценится чувство ответственности. Важно, чтобы ребенок ощущал теплоту взаимоотношений, уважение со стороны взрослых.

Мыслительные операции. К мыслительным операциям относятся:

· Анализ,

· Синтез,

· Сравнение,

· Обобщение,

· Абстрагирование,

· Классификация,

· Конкретизация.

1. Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части, отдельные слова.

2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое.

3. Сравнение – мыслительная операция, при помощи которой выявляются сходства и различия предметов, явлений, свойств. Позволяет произвести классификацию явлений и их обобщение.

4. Обобщение – свойство мышления, и в то же время, центральная мыслительная операция, которая состоит в мысленном объединении предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений, выделяются одни признаки, и признаются несущественными другие.

6. Классификация – познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта.

7. Конкретизация – это высший этап в познании объективного мира.

Результат мышления существует в форме:

· Суждения,

· Умозаключения,

· Понятия.

1. Суждение – определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо свойств, связей и отношений.

2. Умозаключение – оперирование тем общим, что заключено в единичном.

3. Понятия – форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы, предметов и явлений (пример, понятие доброта).

 

Инсайт (озарение, догадка) – внезапное, неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Когнитивный диссонанс – противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания. Которые побуждают его к действиям, направленным на устранение этого противоречия.

Предрассудок – устойчивое ошибочное мнение, не подкрепленное фактами и логикой, основанное на вере.

Функциональная ригидность – неспособность находить нестандартные решения проблем, новые применения вещам, которые привыкли использовать определенным образом.

Гипотеза – предположение проект решения задач

Задача – цель заданная в определенных условиях

Проблемная ситуация – ситуация в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью.

Разум (ум) – высшая форма теоретического освоения действительности, проявляющаяся в способности человека мыслить.

Воображение – психический процесс в результате, которого возникают новые образы. Содержанием образов могут стать не только воспринятые ранее предметы и явления, но и то, что человек никогда не воспринимал в реальности. Воображение является неотъемлемой частью любой деятельности человека, связанной с мышлением.

Особое значение воображение играет в творческой деятельности, оно является его основой и присутствует во всех видах творчества.

Воображение выполняет следующие функции в жизни человека:

1. Является условием любого творческого процесса.

2. Выполняет прогностическую функцию, позволяет предвидеть результат деятельности, возможный вариант развития различных событий в жизни человека.

3. Воображаемый возможный результат деятельности становится стимулом к выполнению этой деятельности.

4. Воображение влияет на эмоционально-волевую сферу, т.к. образы воображения всегда вызывают эмоциональную реакцию.

Главной особенностью воображения является то, что оно появляется в проблемной ситуации. Воображение мотивируется потребностями личности и обусловлено общественным сознанием, т.е. культурно – историческими особенностями общества в котором находится личность.

Выделяют два основных уровня функционирования воображения в соответствии с уровнем общей активности индивида:

1. Пассивное воображение,

2. Активное воображение.

Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воспринимаются в жизни, не становятся мотивом деятельности. Воображение при этом выступает как замена деятельности. Человек представляет себе что-то очень желанное, составляет план как этого достичь, но не предпринимает для этого ни каких действий.

Пассивное воображение может быть:

· Преднамеренным,

· Непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение продуцирует образы без усилия воли, эти образы называются грёзы. Они всегда имеют положительную эмоциональную окраску.

Непреднамеренное пассивное воображение проявляется при ослаблении деятельности сознания, при его различных расстройствах. Это происходит при патологических изменениях в деятельности мозга и психики и при нормальном, здоровом состоянии психики и мозга. В первом случае - это психическое заболевание (вся психопатология), расстройство или нарушение психической деятельности в виде побочного эффекта, симптома соматического заболевания. Патологические состояния, вызывающие галлюцинации встречаются как возникающие по объективным причинам (различные заболевания), так и по субъективным, т.е. по воле самого человека. Человек по своей воле употребляет наркотические и токсические вещества, действие которых вызывает галлюцинации.

Галлюцинации – это образы воображения, в которых человек воспринимает не существующие объекты. Эти образы настолько яркие, что человек убеждён в абсолютной реальности этих объектов. Образы галлюцинаций могут быть как положительно, так и отрицательно эмоционально окрашены.

Активное воображение – это вид воображения, в котором присутствуют проявления воли, т.е. образы воображения возникают по воле самого человека.

Активное воображение делится на:

1. Воссоздающее (репродуктивное),

2. Творческое воображение.

Воссоздающее активное воображение характеризуется тем, что образы создаются на основе имеющегося описания, имеющихся каких-то деталей объекта. Например, воссоздаётся образ при чтении литературы, изучении географических карт, описании исторических событий, по чертежам и т.д. Воссоздающее воображение является основой любой учебной деятельности. При воссоздании образов очень важно эмоциональное состояние человека. Сильные эмоциональные состояния как отрицательные, так и положительные негативно влияют на процесс воссоздания образа. Физическое состояние человека (усталость, какое-либо заболевание, повышение температуры, боль и т.д.) на процесс данного вида воображения.

Творческое воображение выражается в создании нового оригинального образа или идеи. Понятие новое применительно к творческой деятельности и воображению имеет два значения: объективно новое и субъективно новое.

· Объективно новое – это образы таких предметов, которые не существуют в действительности (ни в материальном, ни в идеальном виде).

· Субъективно новое – это то, что ново для данного человека, но оно может быть общедоступно для всех остальных.

Творческое воображение представляет собой активное, целеустремлённое оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Отличительной особенностью творческого воображения является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что создаётся нечто, чего нет в реальности. Т.о. воображение (фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью.

 



2015-11-08 2552 Обсуждений (0)
По степени новизны и оригинальности 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: По степени новизны и оригинальности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2552)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.051 сек.)