Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Этика и система ее категорий




Наука о сущности морали, ее роли в жизни человека и общества называется этика. Основные задачи и функции этой науки состоят в том, чтобы исследовать истоки возникновения, причины существования и изменения морального сознания, раскрыть социальную природу морали, установить мотивы поступков и механизмы поведения людей, показать место и роль нравственности в социальном бытии.

На протяжение уже нескольких тысяч лет этика органически связана с философией, которая как особая форма мировоззрения обеспечивает этическую науку методологией общего, умением рассматривать не частные вопросы «здесь и сейчас» произошедшего добра или зла, а освободившись от конкретики, выйти на уровень абстрактного рассмотрения сущностных оснований феноменов морали. Со своей стороны этика как частная дисциплина обеспечивает философию аксиологическим подходом к реальности. Поэтому философия взирает на Мир не только с точки зрения истины, но и с точки зрения ценности (добра, зла, красоты, безобразного, справедливого и т.д.)

Проблемы этической науки органически связаны с проблемами социологии, психологии, педагогики, истории, этнографии и т.д. Мораль - явление человеческое. Люди живут обществом. Поэтому раскрытие структуры и закономерностей развития социума есть предпосылка для правильного понимания нравственных явлений. В свою очередь мораль, являясь, по сути своей, теорией должного, позволяет, например, социологии давать оценки общественным явлениям и поступкам людей. Изучение предмета этики предполагает сознание и волю, чьи закономерности изучаются психологией. Нравственные черты характера, так называемые добродетели и пороки, существуют не только в форме норм и идей, но и как чувства, наклонности, привычки человека. Все это - предмет психологии.



Этика как наука призвана выразить свой предмет в нормах, принципах и категориях. Принципами этики являются индивидуализм, коллективизм, тоталитаризм, солидарность и др. Категории - это узловые понятия этики как науки, отражающие главное, существенное в морали. Обогащение этических категорий происходит не только за счет развития морального сознания людей как предмета науки, но и за счет совершенствования методологии и методики научно - этических исследований.

Категории этики - это результат, вывод, обобщение опыта человеческих взаимоотношений. Их формирование идет постепенно, именно поэтому мыслители различных эпох придавали этическим категориям различные значения, что обуславливалось их методологической, социальной или идеологической позицией. На сегодняшний день можно сказать, что систему этических категорий составляют категорий: благо, добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть, счастье и другие. Остановимся более подробно на этих категориях.

Благо. Оно фиксирует способность объектов природы, материальной и духовной культуры служить удовлетворению жизненных потребностей индивидов и общностей. Практическое овладение природой, развитие материального и духовного производства есть одновременно и процесс познания качеств, свойств предметов. На основе их познания люди оценивают их полезность или вредность с точки зрения насущных или перспективных потребностей. Так возникает необходимость в особом понятии, которое в общей форме способно фиксировать в явлениях, с которыми он имеет дело с точки зрения их полезности. Таким понятием и является благо.

Следует отметить, что познание и оценка явлений в качестве блага связаны со многими трудностями. Познание и оценка касаются сферы общественного сознания, а это значит, что те или иные представления о благе должны быть признаны не только авторитетами, но и психологически приняты массовым сознанием, одобрены общественным мнением. Некоторые полезные новшества не сразу воспринимаются большинством населения в качестве блага. В качестве примера вспомните с каким трудом входил в рацион питания картофель в России.

Следовательно, благо как ценность предполагает, с одной стороны, наличие определенных свойств, объективно присущих предметам, способных удовлетворять человеческие потребности, а с другой - познание и оценку субъектом возможностей объектов быть полезными людям. Дары природы и продукты труда, духовные творения и сами человеческие отношения становятся благом лишь при условии их включения на основе практики в объектно-субъектные отношения. Возможность включения их в качестве блага или не быть таковыми зависит во-первых, от того какие стороны, свойства, качества объекта активно включены во взаимоотношения с человеческими потребностями; во-вторых, от характера потребностей и интересов; и в-третьих, от меры потребления благ.

Важнейшее отличие понятия блага от других ценностных понятий это способность объекта определенными свойствами быть полезными субъекту.

Добро и зло. Добро есть категории, которые обозначают совокупность положительно или отрицательно оцениваемых человеком и обществом условий жизни, а также действий и поведения. Зло - категория, обозначающая отрицательные явления в общественной и личной жизни, составляющие предмет нравственного осуждения и порицания. Категории добра и зла представляют определенную проекцию понятия блага. Благо, как уже сказано, есть объект потребностей человека, объект его стремлений и, следовательно, цель всей его жизнедеятельности. Люди, практически действуя, овладевают благом или разрушают его. Они, таким образом, являются творцами добра или зла. Добро - все то, что способствует благу, а зло - все то, что противоречит, подрывает и разрушает благо.

Доброта (добродетель) - нравственная характеристика человека, содержащая такие его свойства, с помощью которых он творит добро. Истинная доброта совершается внутренним побуждением «сделать добро» и не мотивирована выгодой или общественным одобрением. Добро есть деяние, это действие человека, преследующего благополучие другого человека, совершенно бескорыстно.

В истории развития категорий каждый новый шаг вперед обязательно является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отжившего, но освященного привычкой порядка. То есть, историческое движение приводит к коренной ревизии устоявшихся норм и ценностей. История производит переоценку ценностей. Добро и зло меняются местами, не утрачивая своего объективного смысла.

Справедливость. Целесообразно эту категорию анализировать в одном ряду с понятиями блага, добра и зла. Специфика справедливости связана с соблюдением меры объективности императивной и оценочной функции сознания, а также применяемых по отношению к человеку общественных санкций. Справедливыми или несправедливыми могут быть требования, предъявляемые к людям, оценки их деятельности, поведения, поощрения или наказания. Один человек может поступить справедливо или несправедливо по отношению к другому, и в этом случае имеется в виду оценка правомерного действия. Когда же речь идет о справедливых или несправедливых санкциях, то обращается внимание на соразмерность поощрений или наказаний реальным заслугам или реальной вине. Справедливость как мера моральной оценки отражает правдивость, истинность оценок, выраженных в форме других категорий: блага, добра и зла. Справедливость является основой их правильного использования и применения.

Долг понимается как исполнение обязанностей в общественных и домашних делах, пренебрежение которыми навлекает на человека позор и бесчестие. Обязанности человека обусловлены занимаемым им местом в системе общественных отношений, социальной ролью, которую он выполняет в трудовой, общественно - политической и семейной жизни. В обязанности заложена определенная социальная или утилитарная необходимость. Исполнение обязанностей поэтому рассматривается как средство достижения целей.

Но не следует отождествлять обязанности и долг: простое исполнение обязанностей не есть еще долг в этическом смысле слова. Понятие долга предполагает личную заинтересованность в исполнении обязанностей, добровольное принятие человеком обязанностей и осознание их необходимости. Общество или коллектив не просто ожидают от человека точного и беспрекословного выполнения обязанностей, но и требуют от него заинтересованного отношения к ним. Долг выступает, прежде всего, как сумма требований, предъявляемых тем или иным социальным институтом к человеку. А поскольку эти требования включают не только указания на то, какие обязанности предписываются человеку, но и как он должен их исполнять, а, кроме того, эти требования апеллируют к моральному сознанию человека, поэтому они приобретают значение морального долга.

Совесть правомерно называть другой стороной долга. Ярко выраженное в долге внешнее императивное (требующее) начало в совести представлено как внутреннее самосознание, самооценка личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Совесть находится в непосредственной связи с идеалами добра. Совесть как самооценивающее чувство, переживание возможна только на основе знания норм общественной морали, ставших глубокими личными убеждениями, установками. Совесть предполагает осознание собственного отношения к моральным требованиям. Русское слово «совесть» буквально означает «знать себя».

Моральная ответственность. Если моральные требования и вытекающие из них обязанности интерпретируются в категории долга, а самооценка личного отношения к действующим нравственным нормам - в категории совести, то категория моральной ответственность синтезирует прямую и обратную связь между сторонами нравственных отношений. Ответственность как феномен морали проявляет себя в том, что в процессе воспитания у людей вырабатывается готовность отвечать за свои поступки, предоставлять право авторитетному мнению судить о его деятельности, принимать на себя санкции общества. Вместе с тем, поскольку человек обладает самосознанием, то волен самостоятельно оценивать свое поведение, регулируя отношение к требованиям морали. Таким образом, категория ответственности выступает как идеальная модель объективной системы отношений ответственной зависимости.

Честь и достоинство. Понятия достоинства и чести фиксируют отношение к человеку как высшей ценности. В своем реальном проявлении честь и достоинство выступают как чувства и самосознание личностного самоутверждения. Двусторонняя ценностная взаимозависимость личности и общества получает свое выражение в категориях чести и достоинства. В понятии чести выражена общественная оценка человека, признание его достоинств. Достоинство есть форма индивидуальной самооценки, самосознания собственной ценности.

Честь и достоинство - категории объективного и субъективного порядка. Объективную сторону здесь образуют те реальные личностные качества, через которые проявляет себя реальная значимость человека. Субъективную - их оценка, через призму которой раскрывается ценность человека в общественном мнении или самооценка, через которую индивиду видится собственное «я». И если справедливость - это выражение отношения общества к личности, долг - отношение личности к обществу, совесть - нравственная самооценка личности, то честь (достоинство) выражение оценки личности обществом.

Счастье. Эта категория возвращает к понятию благо. Благо, как уже сказано, все, что полезно и необходимо человеку с точки зрения разумных потребностей. Счастье - состояние удовлетворенности жизнью, состояние восприятия блага через ощущение радости, довольства, подъема. В категории «счастье» выражена позитивная оценка цели и смысла жизни.

Таким образом, мораль есть по сути своей сознание должного, а этика – теория (наука) о соотношении сущего и должного в историческом процессе бытия людей. Правомерность этого утверждения основывается на следующих фактах. Процесс жизни человека строится на основании удовлетворения его потребностей соответствующими предметами внешней среды. Так как потребности человека различны, так как они возникают и исчезают, развиваются и усложняются, то в жизни человека имеет место ситуация соотнесения предмета удовлетворения требованиям потребности. Животные решают проблему соотнесения инстинктивно, в силу биологического кода того вида, к которому они относятся. Человек, особенно современный, вряд ли может удовлетворять свои потребности, руководствуясь инстинктами. У человека эта ситуация разрешается сознательно.

Человек сознает появление потребности, ее наличие, характер ее требований. Исходя из этого он, проецирует свое внимание на предмет, который должен снять тревогу с души или тела. Внешний предмет имеет в свою очередь особенность с точки зрения состояния, формы, свойств и т.д. Эти особенности проистекают из того, что он есть, состоя в связях и отношениях с другими предметами, подчиняясь в силу этого причинности, закономерности, необходимости. Сознание человека должно соизмерить требования потребности с особенностями предмета с точки зрения ее удовлетворения. Свойства или состояния предмета сточки зрения «что он есть» не соответствуют, как это часто бывает, предъявленным требованиям. Сознание, отражая требования потребности, начинает предъявлять требования к самому предмету с точки зрения какой он должен быть. Следовательно, сознание не только отражает сущее, но и строит должное.

 





Читайте также:


©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.002 сек.)