Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические изменения в составе слова



2015-11-08 1151 Обсуждений (0)
Исторические изменения в составе слова 0.00 из 5.00 0 оценок




1) Опрощение (Богородицкий) - переход слова к более простому составу морфем в результате тесной спайки корня с аффиксом.

столица (корень столиц)←стол-иц-а (корень стол (престол), иц - суфф.).

рубаха (корень рубах)←руб-ах-а (корень руб (рубище), ах - суфф.)

(мыл-о←мы-ть, сирот-а←сир-ый, дар←да-ть, супруг←су-пруг (пара волов в одной упряжи; воздух, восток, забор, ненастье; сращение: небось - не бойся, невзгода - взгода, негодяй - негодный к военной службе)

2) Переразложение (Богородицкий) - перемещение границы между морфемами внутри слова с сохранением членимости.

Пад. ф. мн. ч.: рек-ах, жен-ам (флекс. ах, ам)←река-х, жена-м (флекс. х, м)

уди-лищ-е (суфф. лищ)←удил-ищ-е (суфф. ищ (удило))

жив-ность(суфф. ность)←жив-н-ость(суфф. н (жив-н-ый))

в-нятно (в - префикс (внятно, понятно, занятно))←вн-ятно (вн - префикс)

В рез-те переразлож. возникли новый аффиксы юр (гравюра-гравировка), ение, инк, тельн, ность и др..

3) Усложнение - появление границы между морфемами на месте, где ее не было, т. е. превращение ранее непроизв. основы в произв. Заимствов. цельные основы усложняются по аналогии с др. словами в русском языке.

зонт-ик (суфф. ик (ножик, столик))←zondek (голл.)

фляж-к-а (суфф. к (книжка, ножка))←flaszka (польск.)

анарх-иj-а (суфф. иj (анарх-ист)←анархиj-a (греч.)
18. Понятие фонемы, ее функции. Система фонем в русском литературном языке. Понятие сильной и слабой фонемы. Московская и Ленинградская фонологические школы. Фонематическая транскрипция.

Фонология - раздел язык-ния, изуч. звук с т.з. его ф-ции в слове и языке. Фонема -типозвук, звуковой эталон, существующий в нашем сознании. Это единица языка, представленнная рядом позиционно чередующихся звуков, служит для различия и отождествления слов и морфем.

Фонология возникла в 70годы 19в. Основатели: Бодуэн де Куртене ввел термин фонема и противопост. звуку. Далее Щерба 1912 году указ.на смыслоразл. ф-цию фонем. Пражский лингвист.кружок (Трубецкой). Подробно рассм.типологию, диф.признаки фонем, ввел понятие нейтризуемой позиции перед глух.согл и на конце слова.

В Сов.Союзе появл. Школы: МФШ и ЛФШ.

МФШ - ввела понятие вариантов

ЛФШ - не признает вариантов, поскольку выделяет фонему на основе акустическо-физиолог.признаков.

Плод <плод> - МФШ , <плот> - ЛФШ

Волы <волы> МФШ <валы> ЛФШ

Гиперфонема - вариативность написания фонемы, к-рую не поставить в сильную позицию (только в МФШ) <сО/Абака>

ЛФШ работает со словоформой, МФШ- с составом морфемы.

Количество фонем, кот.выделяются:

Гласн(лен):6, (моск):5 (нет Ы)

согл: (лен):43 (37+6), (моск):39 (к’, г’, х’ - нет тождеств позиций).

Звук - единица речи.

Тв/мягк - дифференц.признак фонем(быЛЬ-быЛ)

Гл/звонк - дифференц.признак фонем.(был-пыл)Для Ц,Ч глухость не диф.признак.

Признаки могут нейтрализовываться: плод [т] и плот [т] - слаб.позиция. фонемы выясняются в сильной позиции - плоды.

с сестрой [с--’], с дядей [з’], с отцом (сильная позиция), с женой [ж--], с шурином [ш--], с чадом [ш--’]

Фонема реализ. в звуках речи. Все звуки, реализ.одну и ту же фонему наз. аллофоны.

Основные ф-ции фонемы:

Сигнификативная - дифференцируемая.

Перцептивная - отождествительная.

От 38 до 40 фонем РЯ.

 

Звуковой символизм. Основные исследования по этой проблеме.

Ономатопея - приём, при кот.люди подраж.звукам(гав-гав,дзынь-дзынь)

Звуковой символизм - условная связь между звуком и образом. Идея звукового символизма разраб-на Платоном: вещи есть отражение идей (звук отражает значение слова).

Звук «р» - движение, порыв; «и» - все тонкое, «а» - громадный, даль, шар; «е» - вечное, «о» - круглое.

Ломоносов «Краткое руководство к красноречию»:

«а»-великолепие, пространство,глубина; «е,и,ю» - нежность,ласкательн.

«я»-приятность,увесел,склонность; о,у,ы - страш.и.силн.вещи.

к, п, т, г’,д’ - тупые ленив действия.(молоток,копыта); с,ф,х,ч,щ,р - сильн,велик,великолеп. В,л,ж’,з’-мягк.действия.

  а и у о э
Рембо черный красный зелен. синий белый
Белый белый синий красно-синий красно-оранж. желто-зелен.
Набоков черно-бурый бело-желтый золотисто-желтый коричн.-белый шведск. хлеба
Журавлев(опыт среди людей) красный синий желто-зелен. белый зелен.

Опыт Левицкого: взял 2 группы по 3 слова:

1)маленький, крошечный, крохотный 2)большой, громадный, огромный. Перевел на 23 языка, сопоставил. В 1)почти везде Е, 2) почти везде А.

Журавлев - 25 пар признаков для звуков.(муж-жен,больш-мал и тп.) Звук А, например, - хороший, светлый, активный, Х - плохой, темный, пассивный. (субъектив. взгляды)

ВААЛ - система, по ней: З, Ж, Ш, П - отталкивающие, Г - злобный, Ч - низменный. С помощью этой системы анализир. тексты и определ. их хар-р.


21. Словообразование как учение о структуре слова и законах их образования. Основные понятия (термины) словообразования.

сер. 20 в. - Виноградов, Винокур, Смирницкий - словообразование как особый отдел науки о языке.

Предмет изучение - слово, структура слова и способы образования слов.

Разделы словообразования:

- морфемика - изучает состав слова

- дериватика - от какого слова образовано и с помощью какой морфемы (писа-тель←(писа)ть - суфф. значения принадл. лица занятию)

Морфема - наименьш. значимая часть слова.

выключа-тель - предмет; рас-прекрасный, но рас-тащить - значения разные.

Морф - конкретный вариант морфемы. Алломорф - совокупность морфов (новгород-ец, но новгород-ц-а).

 



2015-11-08 1151 Обсуждений (0)
Исторические изменения в составе слова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические изменения в составе слова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)