Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Морфема как основная минимальная единица словообразования. Виды морфем в русском языке



2015-11-08 1072 Обсуждений (0)
Морфема как основная минимальная единица словообразования. Виды морфем в русском языке 0.00 из 5.00 0 оценок




Морфема - наименьш. значимая часть слова.

выключа-тель - предмет; рас-прекрасный, но рас-тащить - значения разные.

Морф - конкретный вариант морфемы. Алломорф - совокупность морфов (новгород-ец, но новгород-ц-а)

Морфемы: корневые и некорневые.

Корень - носитель лексич. знач. слова. Передаёт семантику родств. словам.

Корни бывают еденичн., т. е. встречающ. только в одном слове (какаду).

Корни бывают: 1) свободные - могут функционир. с окончанием (пиш-у)

2) связанные - фунционир. в связи с др. морфемами.( об-у-ть, за-й-ти)

Аффиксальные морфемы - приставленные к корню.

-префикс(приставка); - суффикс; - постфикс( -ся, -сь, -то, -нибудь);

чиай-те - постфикс; пиш-и - флексия; чит-а-ет-ся - основа, разорв. флексией;

интерфикс- гласная между корнями (тепл-о-ход, пар-о-воз);

дв-ух-этажный - флексия, выполн. ф-ции интерфикса;

пе-ть→пе-в-ец, сегодня→сегодня-ш-ный, америка→ америк-ан-ец - строительн. элемент.

Флексия (окончание) - служебная морфема для связи слов между собою.

Основа - часть слова без флексий и формообразующ. суффиксов (-ть-, причастий (-ущ-, -ющ-) и степеней сравнения).

Производная основа не равна корню, непроизводная равна.

Нулевые морфемы(суффиксы и флексии) выполняют грамматич. ф-цию.

нёсᴓᴓ←нес-л-а. лись-j-эго (j-суфф.); син-ий (ий-флексия); сем-ей (ей-флекс.; из-да-ниj-э; пиш-ущ-ий; умн-ее (ее-формообраз. суфф.).

 

Словообразовательный тип, словообразовательное значение. Классификация словообразовательных типов по их продуктивности.

Словообразоват. тип -схема строения производн. слов, характериз. тремя признаками:

1) образуются от одной части речи

2) с помощью одних и тех же аффиксов

3) имеют одников. семантич. отношение между производн. и производящ. основами (словообраз. значение)

Напр.: 1) баранина, севрюжина, конина (животное и его мясо)

2) котлетина, домина (тот же предмет, но в большем размере)

3) горошина, изюмина, соломина (один предмет из многих)

Позитивизм, кубизм, реализм (образ. от приглагат.); марксизм, троцкизм, патриотизм, аскетизм, бандитизм, чепушизм (образ. от существ.)

Словообразоват. (деривационн.) значение- семантич. соотношен. производящ. и производн. слов. С. з. производных слов разных типов обладает разной степенью конкретности. Наряду с конкретными значениями (детеныш животного) есть и отвлеченные (относящийся к тому, что названо производящей основой (лесной, дорожный, автомобильный)).

Словообраз. типы могут быть продуктивные (порождающие новые слова: смелый - смелость, бордый - бодрость, свежий - свежесть) или непродуктивные (не дают новых слов: плакать - плакса, хныкать - хныкса).

Типы словообразовательных значений:

- синтаксические дериваты (лексическое значение производных тождественно значению производящих, но они отличаются частью речи: читать-чтение, учиться-учение, красный - краснота)

- лексические дериваты (лексическое значение производных не тождественно значению производящих (приращение смысла): учить - учитель)

- модификационные - типы производные которых обозначают лишь какое-то видоизменение значения производящяего слова (чёрный-чёрненький-черноватый, дом-домище-домишко)

Словообразоват. категория -более абстрактная комплексн. единица, чем словообразоват. тип. Это совокупность словообразоват. типов, объединяемых общностью деривационного значения; средства выражения этого значения могут быть различными. (Производитель действия: чтец, борец, творец, вожак, рвач, бегун, крикун, нормировщик, сортировщик)
25. Морфонологические особенности русского словообразования.

В акте словообраз. и в ряде случаев формообраз. морфемы взаимоприспосабл.. При этом меняется их фонемный состав.

1) Чередование фонем - это взаимозамена звуков в составе морфа, при котором конец одного морфа приспосабливается к началу другого.

а) Историч. чередов. согл.: г//ж (друг/дружба), к//ч (река/речной), х//ш (ухо/уши), д’//ж (медведь/медвежий), ц//ч, ж//ч.

б) Историч. чередов. губн. согл. с сочетан. губн. и [л]: б//бл (люблю), п//пл (купля), в//вл (киевлянин), ф//фл (графление).

в) Чередов. гласн.: о//а (говорить/разговаривать), о//э (лёд/ледник), и//о (разбирать/разбор), у//ы//о (сухой/засыхать/усох), и//е (сидеть/домосед).

г) Историч. чередов. сочетан.: оло//ла (обезглавить/голова), ере//ре (дерево/древесный).

д) Чередов. в заимствов.: хаос/хаотичный, флексия/флективный

2) Усечение производящ. основы - явление, при котором конец производящ. основы входит в производн. слово не полностью.

жалеть→жалость, эстонец→эстонка, узкий→ узость, палец→беспалый, деревня→ деревушка, женщина→женский.

Цели усечения основы - устранен. скопл. согл., облегчить суфф. присоед. к основе (тряпка→тряпье) или придать инояз. слову вид русского (резюме - резюмировать).

3) Наложен. морфем - устранен. повторов звуков на стыке совпадающ. друг с другом конца производящ. основы и начала суфф.. Если фонемный состав суфф. полностью совпад. с финалью основы, то происх. полное наложение. Если фонемный состав суфф. и финаль основы совпад. не полностью, то происходит частичное наложение

Омск→омский, Архангельск→архангельский, сосна→сосняк, такси→таксист, розовый→розоватый.: коричневый→коричневатый.

4) Интерфиксация - соединение двух морфем несемантич. прокладкой, устраняющ. нехарактерные или запрещенные сочетания фонем.

Вмести(л)ище, пе(в)ец, кофе(й)ный, шоссе(й)ный ялт(ин)ец, син(е)-зеленый, дым(о)ход,вод(о)воз.

 



2015-11-08 1072 Обсуждений (0)
Морфема как основная минимальная единица словообразования. Виды морфем в русском языке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Морфема как основная минимальная единица словообразования. Виды морфем в русском языке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1072)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)