Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие основы. Виды основ. Отличие производящей основы от производной. Словообразоват. и морфемн. анализ производных слов



2015-11-08 1251 Обсуждений (0)
Понятие основы. Виды основ. Отличие производящей основы от производной. Словообразоват. и морфемн. анализ производных слов 0.00 из 5.00 0 оценок




Основа - часть слова без флексий и формообразующ. суффиксов (-ть-, причастий (-ущ-, -ющ-) и степеней сравнения).

Производная основа не равна корню, непроизводная равна.

Для деривации важна производящ. осн. - это основа того слова, от которого образовано непосредств. данное слово (водопрод-н-ый←(водопровод); учитель-ств-о←(учитель).

Двойственная мотивация - когда можно выделить 2 производящ. основы.

пере-изда-ниj-э←(перезида)ть - суфф. способ

←(издание) - прист.-суфф. способ

Полный словообразоват. анализ Пример: укрепление
1. производн./непроизводн. основа 2. производящ. основа 3. произв. аффикс и способ словообраз. 4. морфонологич. явления (чередов., усечен., наложен., интерфикс) 5. словообраз. значение 1. производн. 2. (укрепи)ть - берём соверш. вид 3. суфф. ениj (суффикс. способ) 4. усечение; чередование п/пл 5. отвлеченн. существит.
Полный морфемный анализ Пример: укрепление
0. часть речи 1. флексия и основа 2. все аффиксы и корнев. морфемы 3. варианты морфем 4. связ./свободн. корнев. морфема 0. существит. 1. укреплениj-э 2. у-крепл-ениj-э 3. креп/крепл; ениj/енье 4. свободн.

либель-н-ича-ть←(либеральн)ый; плотнич-а-ть←(плотник, к//ч); раз-о-руж-ениj-э←(разоружить, усечен. и); охот-нич-ийᴓ←(охотник, к//ч); много-линей-н-ый←(много)(линий); бегᴓᴓ; с-ум-а-с-шед-ш-ий (а - флексия, ш -формообраз. суфф. прич. прош. врем.).


Способы словообразования. Морфологический способ и его разновидности.

Словообразов. -образование новых слов на базе имеющихся морфем. Способы словообразов.: морфологич. (аффиксальные и безаффиксные), неморфологич.

I. Аффиксальный способ - основным средством образования нового слова является аффикс.

1) Суффиксальный с. с.С помощью суффикса и системы флексий производного слова. Действует в словообразовании всех частей речи (умный - умн-е-ть, сила-сила-ч, шалун-шалун-j-а)

Нулевая суффиксация. (бегать-бег^; синий-синь^, перевозить-перевоз^)

2) Префиксальный с. с. С помощью префикса; производное всегда той же части речи, что и производящее, присоединяется к готовому слову (город - при-город; бежать - вы-бежать)

3) Префиксально-суффиксальный с. с. В качестве форманта - префикс и суффикс. (звук - о-звуч-и-ть, читать - в-читать-ся, Урал - При-ураль-е; голова - без-голов^ый; крыло - бес-крыл^ый, седой - про-седь^)

Циркумфикс - разновидность аффикса, состоящая из двух частей префикса и суффикса, несущих одно значение (окно - под-окон-ник)

4) Постфиксальный с. с.В сфере глагольного словообразования (бриться), а также в сфере местоименных слов (какой-нибудь).

5) Суффиксально-постфиксальный с.с Характерен только для глагольного словообразования. (смех - сме-я-ть-ся, нужда - нужд-а-ть-ся)

6) Префиксально-постфиксальный с. с. Глагольное словообразование (до-звонить-ся, до-копать-ся, раз-нервничать-ся)

7) Префиксально-суффиксально-постфиксальный с. с. Глагольное словообразование. (банкрот - о-банкрот-и-ть-ся; шептать - пере-шепт-ыва-ть-ся)

8) Сложение с суффиксацией. Комбинация сложения и суффикса. (злой язык - злоязыч-иj-э; огнетуши-тель; полнолун-иj-э; западноевропей-ск-ий) Суффикс может быть нулевым (однолюб; снегопад; сероглазый).

II. Безаффиксный способ: сложение, сращение, аббревиация, усечение.

Усечение - усечение производящей основы вне зависимости от границы морфем. (заместитель - зам; заведующий - зав; синхронный перевод - синхрон). Характерно для устной речи. (Остальн. - см. вопрос 34)

 

Полисемия и омонимия словообразовательных морфем. Вариантные и синонимичные морфемы.

Омонимия морфем- части слов одинаково звучат, но имеют разное значен.

Омонимия суффиксов:

летчик - сущ. со значением лица; стульчик - уменьшит. значение

Сначала суфф. -ятин- имел знач. мяса молодого животного (поросятина, телятина), потом любое мясо (козлятина) а ещё позже отриц. признаки предмета (дохлятина, кислятина, отсебятина).

глуп-ец - лицо м. р.; рез-ец - предмет; сам-ец; брат-ец

Омонимия префиксов:

по-строить - результат действия; по-писать - непродолжит. действие.

Омонимия флексий:

город-а - им. п., мн.ч.; лес-а - род. п., ед. ч.; хорош-а - кратк. прилаг.

Омонимия корней:

пере-нос-ить - нос-атый; куп-ать - куп-ить.

Полисемия морфем.Возникает при способности морфем иметь несколько значений, между которыми существует семантическая связь.

Над-коленный, над-костный - знач. «со всех сторон»

Над-почвенный, над-дверный - знач. «сверху»

Синонимия морфем. Близкие по смыслу, но разные по форме. Это слова всегда одной словообразовательной категории.

Синонимия суффиксов:

Абрикосный-абрикосовый, учеба-ученье, волчица-волчиха; злость-злоба, рыбный-рыбий, читалка-читальня, воин-вояка.

Историч. побеждает один из синонимич. случаев (сейчас «симпатичный», но раньше был вариант «симпатический»)

Синонимия флексии:

Род. п., ед. ч. Окно - окн-а; стена - стен-ы; тетрадка - тетрадк-и, конь - кон-я

Вариативные морфемы -тождественные по значению, но различающиеся фонемным составом.

Варианты суффиксов:

щик- чик («чик» - после букв д, т, з, с, к, г); есть - ость; ан - ян; ушк - юшк; ее - ей (формообраз. степень сравнен. - умнее/умней); енье - ение (стилист.)

Варианты префиксов:

без - бес; раз - рас ; из - ис

Варианты флексии:

Директор-а - директор-ы; договор-а - договор-ы; двер’-ами - двер’-ми




2015-11-08 1251 Обсуждений (0)
Понятие основы. Виды основ. Отличие производящей основы от производной. Словообразоват. и морфемн. анализ производных слов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие основы. Виды основ. Отличие производящей основы от производной. Словообразоват. и морфемн. анализ производных слов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)