Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Экологическая идеология и культура




 

Экологический гуманизм в своем развитии, расширяя сфер влияния, превращается в экологическую идеологию, на основе которой создается экологическая культура.

Слово идеология произошло от греческих слов idea –идея и – logos - учение, следовательно,идеология – это система взглядов, идей, мировоззрений. Соответственно, экологическая идеология - это система взглядов, идей, мировоззрений, направленных на взаимосвязи человека и природы, на решение экологической проблемы. В основе любой идеологии лежат, прежде всего, философские воззрения. В основе экологической идеологии лежат философские воззрения на взаимоотношения человека и природы.

Какие же типы и виды идеологии реально существуют в настоящее время и что собой представляет экологическая идеология?

Идеология способствующих объединению всего общества или части его. Она всегда выражает интересы какой-то группы людей. Отдельный человек как целостная личность должен уметь сам формулировать свои взгляды и интересы, преодолевая классовые, национальные и другие ограничения. Идеология отдельного человека называетсямировоззрением.

Среди группового, типа в зависимости от того, на основании каких общих интересов происходит объединение, можно выделить следующие типы идеологии солидарности по интересам: а) партийным — социалистические, коммунистические, либеральные, консервативнные и так далее ; б) религиознным — индуизским, мусульманским, христианским и так далее. В рамках религий существуют еще более узкие направления. К примеру, в христианстве - католицизм, протестантизм, лютеранство, православие и другие.; в) классовой солидарности. В каждой общественно-исторической формации были свои классы, которые всегда имели свое конкретное отношение к природе. г) этнической (национальной) солидарности. У каждого этноса складываются свои взгляды на их взаимоотношения с природой в ходе природопользования. д) государственная солидарность. Она объединяет интересы разных народов, партий, религий, классов представители которых проживают в стране.



Необходимо знать, что суть любой идеологии по интересам бывает изложена в специальных документах. Религиозная идеология излагается в специальных религиозных трудах: библия, талмуд,, коран и так далее. У каждой партии есть своя идеологическая программа. Так в СССР долгое время преобладала марксистко-ленинская идеология, суть которой можно было узнать из Программы КПСС и морального кодекса строителя коммунизма.

Для того чтобы возникла экологическая идеология необходима солидарность с природой. Эта идеология должна быть основана на общечеловеческих ценностях: разуме, гуманизме, силе духа, совести, нравственности. Кстати, большинство именно этих ценностей пропагандировали Сократ, Конфуций, Платон. Для этой солидарности характерно преодоление классовых, религиозных, этнических разногласий.

Попытаемся сформулировать принципы экологической идеологии. Прежде всего, это учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения; деятельность не вместоприроды, ломающая кругооборота веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования.

Этот принцип деятельности получает свое юридическое продолжение в концепции прав природы, которая интенсивно обсуждается в настоящее время. В основе ее лежит представление о равноценности всех форм жизни, невзирая на очевидные различия в сложности строения и уровнях организации. Человек из «венца природы», которым он почитался с эпохи Возрождения, превращается в один из видов, не имеющих ценностных преимуществ перед другими. На смену антроцентризму идет эксцентризм.

Юридический принцип равноправия находит нравственное обоснование и завершение в экологической этике, позволяющей сформулировать то, что можно назвать «золотым правилом экологии».

Три принципа — практический, юридический и нравственный — не исчерпывая существа экологической идеологии, хотя и дают о ней ясное представление.

Экологическая идеология не замыкается в рамках взаимодействия человека с природной средой, а вбирает в себя все основные проблемы человеческого существования. Не может быть мира и согласия в душе без того, чтобы экологические отношения не стали человечными в высшем смысле слова, как не может быть мира и согласия человека с природой без согласия в обществе.

В программах «зеленых» партий мы находим ответ на все основные идейные запросы населения, и это естественно для идеологии, как и то, что подобное расширение предполагает интенсивную подпитку экологической идеологии со стороны других, более развитых идеологий. Будучи самостоятельной, экологическая идеология берет некоторые общесоциальные принципы у других идеологических течений. В плане экономико-преобразовательном экологическая идеология тяготеет к социалистическим идеям свободного совместного труда, и здесь ее связь с левыми идеологическими кругами несомненна. В плане политико-юридическом экологическая идеология склоняется к формам прямой содержательной демократии — участию населения в непосредственном принятии решений, а не к так называемой формальной демократии, ограничивающейся подачей голосов избирателей. Она ближе к тому представлению о демократии, которое было присуще ее «отцам» — древним грекам, а на Руси известно как вече и казацкий круг. Наконец, экологическая идеология утверждает примат нравственности над формами экономического и политического устройства. «Три кита» общесоциальной части экологической идеологии — община, вече, нравственность.

Экологическая идеология рассматривает развитие общества как прошедшее две стадии: единства и гармонии человека с природой и разрыва между ними. Ныне перед человечеством настоятельная необходимость возвращения на новом уровне к гармонии человека с природой. Идеал, к которому зовет экологическая идеология, — сформировавшееся на ее принципах экологическое общество — не может быть реализован автоматически. Но в любом случае будущее не может не включать экологическое измерение, поскольку научно-техническое могущество человека сделало человека настолько «большим», что он напоминает слона в посудной лавке и вынужден сообразовывать свое движение с «домом», в котором живет.

В настоящее время человечество стоит перед дилеммой: или сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности, а это возможно только при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой, экологической, культуры.

Существует множество формулировок понятия «культура». К примеру, культура – это реализация человеческого творчества и свободы. Культура– это совокупность материальных и духовных ценностей. Созданных человеческим обществом. Уровень развития, достигнутый в какой-либо области знаний или деятельности. В. А. Ситаров и В. В. Пустовойтов считают, что культура — это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости. Культура в качестве социального явления может быть определена в самом общем виде как "образ жизни" человека и общества. Культура представляет собой показатель уровня развития человеческой цивилизации.

Мы же будем говорить об экологической культуре. Экологическаякультура – это этап развития общечеловеческой культуры, которая характеризуется общим осознанием важности экологической проблемы в жизни человека. На сегодняшний день многими учеными экологическая культура определяется как нравственно-духовная сфера жизнедеятельности человека, характеризующая своеобразие его взаимодействия с природой и включающая в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение, экологическую деятельность. И. П. Сафронов представляет экологическую культуруобщества как систему диалектически взаимодействующих элементов: экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности.

Экологическая культура выступает как норма и идеал, ставящий экологически целесообразные ограничения на пути человеческого эгоизма. Она способствует сохранению и развитию системы – общество – личность – природа.

Становление новой экологической культуры невозможно без преобразования социальных отношений, без гуманизации отношений между людьми, между странами и народами, без гуманизации всего мирового сообщества, без отказа эксплуатации природы, без экологической этики и без осознанной экологически ориентированной деятельности всего общества. Поэтому непременным признаком высокой экологической культуры должно быть наличие определенных моральных и правовых норм.

Формирование и развитие экологической культуры не может проходить без изменения экологического сознания. Новое экологическое мышление требует отказа от экономических потребительских тенденций, направленных на достижение сиюминутных целей и материальных выгод, требует глубокого, серьезного осмысления экологической ситуации в мире, необходимости привлечения для экологических нужд достижений научно-технической революции, в том числе наивысших технологий.

Для поддержания нового типа экологической культуры общество нуждается в специальных социальных институтах. Прежде всего, это разные управленческие учреждения, предприятия экологического профиля. Это социальные институты, деятельность которых гораздо шире природоохранных задач, но которые оказывают постоянное и сильное влияние на привитие экологической культуры обществу и человеку.

Среди социальных экологических институтов первостепенное место, безусловно, занимает система образования и воспитания — школа и высшие учебные заведения. Именно они призваны заложить основы индивидуальной экологической культуры, дать экологические знания, воспитать любовь к природе. Немалая роль отводится и средствам массовой информации, от которых во многом зависит формирование экологического сознания, исполнение просветительской функции и, конечно, формирование экологической культуры в целом.

В своем развитии экологическая культура прошла 3 этапа: 1) мифологический этап целостной культуры, 2) расщепления культуры на отдельные отрасли, 3)современный этап - вновь создания единой целостной культуры, в которой соединялись бы потери специфики различных отраслей и топов культуры. Это не означает того, что все различные отрасли культуры сольются в нечто аморфное, целое. Скорее произойдет их некоторая модификация и координация развития по достижению гармонии с природой.

 

 





Читайте также:





Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)