Город и степь
| Города и степные племена в Казахстана в VI – первой половине IХ вв
| Развитие городов во второй половине
IХ - начале ХIIIвв.
| Денежное обращение
| |
Письменные и вещественные источники (тюркские и арабские, китайские и персидские, греческие и археологические материалы)
сообщают, что средние века в Казахстане развивались культуры:
· оседлая;
· городская и степная;
· кочевническая;
| Два района формирования городской культуры в Казахстане:
· Южный Казахстан (в VII –VIIIвв)-
зарождается городская культура, на основе сочетания оседлых и земледельческих традиций и инноваций;
Для поселений древности характерна: округлая планировка ,тамбуровидный вход, прямоугольные напольные очаги, тумбы для мельничного постава, емкости из глины, (новое-выступы эстрады на суфах, четырехколонное перекрытие).
· Семиречье –в развитии городов(в VII –VIIIвв)важную роль игралатранзитная торговля, главная функция этих городов;
| Рост городов и развитие городской культуры.
VIIIв –начало формирования городов.
IХ - начале ХIIIвв – общий подъем городской культуры на Востоке, Средней Азии и Казахстане:
· растет количество городов;
· города расширяются территориально за счет рабадов(пригородные территории);
· развивается ремесло и торговля(стеклодувное, гончарное, кузнечное дело и обработка металла);
Рост городов в IХ - ХIIвв за счет оседания кочевников.Наиболее крупные города, центры международной и местной торговли:
· Испиджаб-40 тыс человек;
· Отрар -16 тыс;
· Тараз -10 тыс;
· Баласагун -около10тыс;
· Каялык -10 тыс;
В основном это были города с населением от 1-1,5 до3 тыс человек.
Складывается культурное единство от Хорасана (Северный Иран и Южный Туркменистан) до Семиречья.
Города карлуков:
· Центр карлуков – Каялык;
· Тараз и Фараб;
· Сюткент иКулан;
· Мирки и Нузкет;
· Кармикент и Барсхан;
· Тальхиз и Тон
Города огузов:
· Джикиль и Барсхан;
· Ягма…;
| Отрарские монеты:
VI –VIIIвв(раннее средневековье) –выпускались представителями владетельных родов - тамги;
Тамга- своеобразная идеограмма (письменный знак) родового имени.
Крупнейший политико-экономический центр Южного Казахстана –Отрар.
Два типа монет:
· Медные монеты (родовая тамга тюрков в виде лука и квадрата, на обратной стороне – фигура льва);
· Бронзовые монеты –тамга в виде знака и надпись, выполненная согдийским письмом;
В Отрар –тобе найдены монеты:
· монеты Согда;
· древнетюркские монеты с титулом «тудун» из г Шаша;
· монеты из Ферганы;
· китайские монеты –династии Тан;
· бухарские;
· саманидские и караханидские медные фельсы;
Тюргешские монеты:
VIIIв известна монетная эмиссия (выпуск денег и ценных бумаг) тюргешских каганаов.
Типы монет:
· монеты тюргешей, тамга в форме лука и легенда (надпись на монете) «тюргеш-каган-теньга»;
· монеты имеют в легендахтитул правителей Бухары и титул князей – согдийских вассалов;
Первые тюргешские монеты выпускались в древней столице западно-тюркских каганов –в г.Суябе (древнее название Акбешим), по предположению английского тюрколога –Дж.Клоусона.
В 748г Суяб был разрушен китайцами.
| |
Примеры государств, соединивших в себе разнохозяйственные, разноэтнические традиции:
· Западно-Тюркский каганат;
· Тюргешский каганат;
· Карлукский каганат;
· Огузское государство;
· Государство караханидов;
Магистральной линией мирового прогресса является взаимодействие и взаимообогащение культур.
| |
Главная функция городов VII –VIIIвв – административная (самостоятельность городов и независимые владетели).
Например,:
· округ Фараб с центром в Отрабенде (на Средней Сырдарье, нач VIIIв) –царь;
· г.Кермикент (Юго-Западное Семиречье)-кутегин-лабан;
· г.Барсхан –манапилитебин-барсхан;
· г.Навакет –яланшах;
· г.Семекны-йинал-тегин;
Каждый владетель имел вооруженную дружину, выпускали свою монету, цитадель.
| |
Города Южного Казахстана и Семиречья находились на стыке степи и оседло-земледельческих областей Средней Азии и связывали два обширных региона с различными типами хозяйства.
| |
Цитадельзанимала центральное местов структуре города, имела:
· мощную систему фортификаций;
· парадные залы;
· помещения для гарнизонов;
· хранилища;
| |
Важные факторы расширения скотоводческого хозяйства:
| |
Влияние тюрков и согд ийцев на формирование городской
культуры :
· основали города : Джамукат, Навакет, Бунджикент, Семекну;
· распространяли согдийские культурные эталоны;
Основное население было тюркское .
Город Таразназывали«как город славных и благословенных тюрок-чаруков»., «город купцов».
Суяб –крупный город Чуйской долины –« в нем смешено живут торговцы из разных стран, а половину жителей составляют купцы».
Процесс формирования такой культуры получил название «среднеазатско-тюрского синтеза».
| |
· торговля;
· спрос на продукты животноводства;
| | Города кимаков расположены на побережье Алакуля и по Иртышу (Ал-Идриси).
Города кыпчаков ХII-ХIIIвв:
· Дженд и Сыгнак;
· Барчкент(юг Казахстана) и Кенждак – Сенгир(в Таласской долине);
В ХIвдоминирует тенденция к лседлости и городской жизни. Об этом пишет Юсуф Баласагуни в историческом и литературном произведении «Кутадгу Билиг»(«Знание, приносящее счастье») - первый памятник светской литературы тюркоязычных народов.
В IХ - ХIIвв в Северо-Восточном Семеречьенасчитывалось 70 городищ, население – 35-30 тысяч человек, а в IХ - Хввих было всего 12, население-1200-1300 человек ( увеличилось в 20-30 раз).
| | |
Историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю.
| |
| Археологические находки:
· могильники;
· одиночные погребения;
· каменные антропоморфные скульптуры с
вереницей балбалов(каменные столпообразные плиты,
вкопанные вертикально);
· поминальные каменные ограды;
| На Юге Казахстана в ХIвпоявляются новые типы жилища – анфиладные (ряд комнат, сообщающихся друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси).
Х - ХIIвв- массовое оседание кочевников в Казахстане.
| В Таласе продолжили выпуска монет тюргешей .Они соответствовали акбешимским (суябским ) монетам.
В VIII-до конца Хвв на территории Казахстана была а обращении тюргешская монета.
Монеты Саманидов и Караханидов:
· серебряные дирхемы «исмаили»;
· «черные дирхемы», чеканились по образцу бухарских монет (мусейяби из высокопробное серебро)), мухаммеди ( из низкопробного серебра, гитрифи –из сплава неценных металлов, много меди);
Х I- ХIIвв –«серебряный кризис»-дирхемы чеканились из меди и лишь покрывались серебром.
Х I- ХIIIвв –время расцвета городской жизни, торговли.
Золотые динары – средсво обращения при Саманидах и Караханидах..
Медные монеты –обслуживали розничную торговлю.
| |
Развитие ремесла , торговли и с/хозяйства.
Потребители ремесленной продукции:
· IХ - Хвв-богатые купцы и дехкане (богатый землевладелец);
· IХ - ХIIвв – ремесленно-торговое население;
Х I- ХIIвв появляются небольшие мастерские:
· по производству стекла;
· кузнечное дело( широкораспространенное ремесло);
· добыча руды ( медные разработки в Каратау, Алатау);
· ювелирное производство (производство серебряных изделий -Семиречье в VIII- IХвв –центр);
Крупные центры торговли :
· Испиджаб иКедер;
· Отрар и Янгикент;
· Тараз и Баласагун;
· Талгар и Каялык- крупные города Илийской долины;
В Испиджабеимелись крытые рынки, тимы- торговые заведение, караван-сараи со специальными помещениями, где торговали тканями.
Кедер – место стечения купцов (Х в).
Янгикент- крупный торговой центр в низовье реки Сырдарья, где существовала колония купцов в Х в.
Тараз – центр транзитной торговли . – «место торговли мусульман с тюрками». В вреховьях Таласа добывали серебро.
Степь – сельская округа города.
Торговляносила характерярмарок. Велась наиболее интенсивно с кочевым миром - через города Сауран, Янкикент, Каялык.
Х I- ХIIвв характерен рост товарно-денежных отношений.
Монетные дворы – в Испиджабе, Отраре, Таразе, Будухкете.
| |
Этноним «тюрк»ассоциируется с образом седока,сросшегося с конем–кентавр.
Находки :
· оружие;
· конская сбруя с удилами, стременами и украшениями;
· двулезвийные мечи;
· сабли в ножнах;
· стрелы с колчаном;
· луки составные с костяными накладками;
· пряжки и бляшки;
· изделия бытового и хозяйственного назначения;
· серьги, перстни, ожерелья(гранат, халцедон, сердолик, горный хрусталь);
· одежда (кафтан);
| |
Города- как торгово-ремесленные центры:
· процесс отделения ремесленного производства от с/х;
· расширялось производство керамики, изделия из металла, кости и камня;
· меднолитейное производство;
· ткачество;
· производство из кожи, шерсти и войлока;
· ювелирное искусство;
Город производил и торговал.
В городе сходились три основные направления товарообмена:
· между странами;
· между городами и округами;
· между городами и кочевой степью;
В 567г Истеми каган направил посольство в Иран для налаживания торговли. (безуспешно)
Затем направил посольство в Византию.
Итог: заключили торгово-политический союз.
Из Китая привозили: шелк, бумагу, зеркала.
Из стран Запада в Китай : краска для бровей, вавилонские ковры, драгоценные камни, серебряные изделия, цветное стекло, лекарственные вещества
Ярмарки – осуществлялась обменная торговля. (Испиджаб, Отрар, Дех-Нуджикесе)
| |
Архитектура и искусство.
| Язык и письменность, литература.
| |
Архитектура дворцов:
Архитектурные ансамбли:
· монументальные постройки в цитаделях Кедера и Джамуката;
· дворцы Кедера и Джамуката (VII –IХвв);
· жилые застройки в Кулане и Кок-Мардане;
Росписи дворцов:
· изображались светские и культовые композиции;
· мужское и женское божество;
· сцены осада замка;
· геометрические узоры;
· резные глиняные панели (резная штукатурка);
Суфа- плукруглое возвышение в культовом зале.
Пахсовые блоки – глиняные блоки.
| Архитектура культовых сооружений.
В Х - начале ХIIIвв распространяется ислам и в городах возводятся мечети, строятся мавзолеи.
Наиболее ранние мечети – в г Кедере и Кульшубе.Постройки столпного типа (перекрытие помещения опиралось на вертикальные колонны).
Памятники культового характера в окрестностях Тараза:
· наиболее ранний памятник –мавзолей Бабаджа-хатун (Х-ХIвв );
· мавзолей Айша-Биби (ХI-ХIIвв)
Караханидское зодчество:
· портально-купольный мавзолей Кара-хана в г.Жамбыле.
| Древнетюркская письменность
Источники древнетюркской письменности:
· официальные грамоты (дипломатические связи с другими государствами);
· первое сообщение о письменности тюрков(византийский историк Менандр Протектор, описывая прием тюркского посла Маниаха византийским императором Юстином 1,упоминает послание кагана, написанное «скифскими письменами»);
· китайские источники («Письмена тюрков напоминают письмена народов ху (согдийцев»);
· стелы(вертикально стоящая каменная плита с надписью или рельефным изображением)- наиболее древние памятники древнетюркский письменности.
Найдены в северной
Монголии на р.Орхон, Толы и Селенги.
Известны рунические тексты – памятники в честь Бильге –кагана и Кюль-тегина, памятники Тоньюкука. Это блестящие образцы политической прозы, сохранившей традиционные формы ораторского искусства и узкого повествования о богатырских деяниях.
· Среднеазиатская группа памятников –надписи на могильных камнях из долины Таласа, надписи на монетах, бытовых предметах и деревянной палочке, надписи на керамике и металле.
.
| Влияние согдийского письма
Что послужило моделью древнетюркского рунического алфавита?
У кого тюрки заимствовали эту идею?
Ответ:
1. Идея буквенного письма и его образец были заимствованы тюрками и своих западных соседей –ираноязычных племен Средней Азии, пользовавшихся алфавитом арамейского происхождения;
2. Согдийский алфавит, который в процессе приспособления к тюркскому языку, претерпел существенное изменение.(раздельное написание отдельных знаков, очертания букв заменены геометризованными начертаниями;
VI –Хвв широкое распространение в Казахстане получило согдийское письмо.
(согдийцы были советниками и послами при дворе тюркских каганов.
В Семиречье имелись согдийские колонии в Таразе, Испиджабе, Баласагуне)
В городах часть населения пользовалась также сирийским и уйгурским алфавитами.
С IХ века широкое распространение получает арабский алфавит и
письменность.
| Литература и наука.
VII-Х ввна территории Монголии, Южной Сибири и Семиречья был распространен единый литературный язык.
В IХ-ХII ввв связи с распространением исламашироко употребляется арабский язык. На нем создаются литературные и научные произведения.
| |
1 Ученый Востока Абу Наср аль-Фараби (870-950гг)
Родился в городе Весидже (округ Фараб (Отрар)), учился в Бухаре и Багдаде.
Ученый –энциклопедист (логика, медицина, космология., анатомия, философия, юриспруденция) подразделял науки на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика).
| |
Храмы:
· монументальные буддийскиехрамыв Суябе и Навакете(найдены скульптуры Будды);
| Памятники Х-ХIIвв относятся к северотуркестанской архитектурной школе по следующим признакам:
· своеобразие архитектурных приемов;
· своеобразие архитектурных форм;
· своеобразие декоративных средств;
| |
В ХIвнаписана поэма «Кудатгу Билик» («Знание приносящее счастье»). Автор Юсуф Баласагуни. Это первый памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии.
Поэма представляет свод наставлений и поучений, высоко оценивается роль ремесленников и купцов в государстве.
| |
Изобразительное и декоративное искусство городов Казахстанаимеет сходствос искусством городовСр. Азии, Ближнего и Среднего Востока, Восточного Туркестана.
| Банисредневековых городов–своеобразные архитектурные памятники (Х-ХIIIвв)найденыв Таразе, Отраре, Баласагуне.
Бани отапливались системой жаропроводящих каналов, устроенных под полами.
| |
Строительный материал:
· жженый кирпич;
· дерево;
· гипс;
· алебастр;
Отделка (Х-ХIвв):
· резная терракота;
· кирпичный узор;
| Керамика средневековых городов.
Произведения прикладного искусства:
· керамика крупных городов –Тараза, Отрара, Кулана.
· поливная посуда( покрытая глазурью, стекловидной массой)(IХ-ХIIвв) с подглазурной росписью и гравировкой.
· бронзовые светильники и подставки.
Каменные изваяния:
«каменные бабы»-скульптуры, изображающие чаще всего мужчину с усами и бородой. Одежда –кафтан, неотъемлемая принадлежность-сосуд в виде кубка или чаши в правой руке или в обеих руках..
С распространением ислама, традиция изображения человека исчезает
| |
Махмуд Кашгарииз Барсхана (на берегу Иссык-Куль). В 1074г составил «Диван лугат ат-тюрк «(«Словарь тюркских наречий»).Бесценный памятник истории быта, нравов и языка тюркоязычных народов.
| |
Ходжа Ахмед Ясави (г Туркестан (Яссы), ХIIв.
Проповедник мусульманской религии в Казахстане.В ХIVв по приказу Тимура был возведен грандиозный мавзолей .
Написал сборник стихов «Диван-и – Хикмет» («Книга о премудростях») на тюркском языке.
Проповедует любовь к всевышнему, смирение и аскетизм, содержится много
сведений культурного этнологического порядков.
Известный ученик Ясави – Бекаргани.
Учитель Ясави – Арыстанбаба. В иерархии мусульманских святых Средней Азии и Казахстана он занимает верхнюю ступеньку.
| |
| | Вывод: во второй половине VI в тюрки обладали самостоятельной письменностью
| |
Религия.
1. В период раннего средневековьятюркоязычные жители былиязычниками. Поклонялись Небу (Тенгри), Земле-Воде(Йер-Су), женскому божеству Умай – покровительнице очага и детей.
2.Широко распространенкульт священных гор.
3. Тюрки почитали огонь.
4. Есть письменные сведения о «колдунах», которые способны вызвать дождь магической силы камня «джада».
5. Умерших тюрки хоронили по шаманскому ритуалу.
6.В IХ-ХIвв получили распространение мировые религиозные системы :
· зороастризм, буддизм. Манихейство, христианство.
Буддизм пользовался популярностью в аристократической среде Тюркского каганата(раскопки буддийских храмов в Семиречеиских городах, где проживали манихеи).
Манихейские и христианские общины существовали в ряде городов.
«Священная книга двух основ» - упоминается «золотой город Аргу-Талас»(Тараз).
7. Христианство проникло в Казахстан через Среднюю Азию, где основным центром был город Мерв.
В VIII –ХII вв христиане обратилив христианство джабгу карлуков.
8. В концеВ IХ-Хвв началась исламизация населения Казахстана.
9. В ХI-ХIIвв новая религия проникает в широкие слои населения.
| |
| | | | | | | |