Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Этические учения Древней Индии




СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС «ЭТИКА». 5

Лекция 1. Введение в учебный курс «Этика». 5

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.. 6

Лекция 2. История этических учений. 6

Этические учения древнего мира. 6

Этические учения Древней Индии. 6

Этические учения Древнего Китая. 8

Этические учения Древней Греции. 10

Этические учения средневековья. 13

Евангельская моральная доктрина. 13

Основные проблемы этики средних веков. 14

Особенности и основные проблемы этики Нового времени. 15

Этика И.Канта (1724-1804) 17

Этические направления в XIX веке. 18

Некоторые учения в этике ХХ века. 20

Контрольные вопросы по теме №2. 22

ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ.. 24

Лекция 3. Историческое развитие нравственности. 24

Донравственные формы социальной регуляции. 24

Традиционная нравственность. 26

Принцип патриархальности. 26

Принцип коллективизма (общинности) 26

Принцип трудолюбия. 27

Принцип патриотизма. 28

Воинский этос. 29

Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью 30

Нравы средневековья. 32

Нравственность modernity. Буржуазная мораль. 33

Изменения в способе регуляции. 33

Ценностные ориентации буржуазной морали. 34

Нравственность modernity. Мораль советского общества. 35

Современная нравственность и ее перспективы.. 37

Контрольные вопросы по теме №3. 38

ТЕМА 4. ТЕОРИЯ МОРАЛИ.. 39

Лекция 4. Теория морали. 39

Свойства морали. 39

Антиномии в морали. 40

Структура морали. 45

Понятийная структура морального сознания. 46



Иерархическая структура морального сознания. 48

Функции морали. 49

Контрольные вопросы по теме №4. 51

ТЕМА 5. ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.. 52

Лекция 5. Высшие моральные ценности. 52

Свобода как нравственная ценность. 52

Свобода как проблема. 52

Ступени нравственной свободы.. 54

Ситуация нравственного выбора. 55

Структура нравственного поступка. 57

Смысл жизни как нравственная ценность. 59

Счастье как нравственная ценность. 62

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.. 65

ЛИТЕРАТУРА.. 66


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС «ЭТИКА»

Лекция 1. Введение в учебный курс «Этика»

Учебный курс «Этика» имеет своей цельюприобщение к этической информации для последующего самостоятельного нравственного творчества. Освоение моральных ценностей предполагает их переход в личностные смыслы каждого человека.

В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые этические учения; основные этапы в развитии нравственности; специфику морали и ее понятийно-категориальный аппарат; содержание высших моральных ценностей.

В тексте лекций для удобства освоения материала выделяются:

· жирным подчеркиванием – подвопросы внутри вопроса лекции;

· жирным шрифтом – смысловые подразделения внутри подвопроса лекции;

· жирным курсивом – основные понятия темы и персоналии;

· подчеркиванием – главные мысли по рассматриваемому вопросу.

Этикафилософское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.

Мораль и нравственностьреальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (так говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности (так говорят: нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственный поступок). В данном курсе понятия мораль и нравственность будут употребляться как синонимы.


ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Лекция 2. История этических учений

Основные понятия:

Этика; мораль и нравственность; традиционализм; аскетическая жизнь; неиндивидуалистическая этика; брахман; майя; сансара; карма; нирвана; буддизм; джайнизм; йога; конфуцианство; жэнь; шу; ли; знание; «благородный муж»; дао; легизм; светская этика; рационалистическая этика; мудрец; индивидуалистическая этика; проблема истинного блага; проблема отношения к наслаждениям; проблема приобретения добродетелей; софисты; релятивизм; Сократ; сократические школы; киренаики; киники; Платон; Аристотель; Иисус Христос; вера; надежда; любовь; Августин Блаженный; теоцентризм; теодицея; Т.Гоббс; Ж.-Ж.Руссо; Р.Декарт; Б.Спиноза; Д.Юм; К.А.Гельвеций; Э.Шефтсбери; «теория разумного эгоизма»; И.Кант; категорический императив; К.Маркс; А.Шопенгауэр; Ф. Ницше; А.Камю; Ж.П. Сартр; М.Ганди; М.Л. Кинг; «этика ненасилия».

Этические учения древнего мира

Этические учения Древней Индии

Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики.

Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды: сборник религиозных текстов, гимнов, ритуальных формул. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная.

Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с варновой (кастовой) социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение варнового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане – тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном – стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности.

Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками:

1) традиционализм, т.е. непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;

2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;

3) аскетическая жизнь, т.е. воздержание от чувственных удовольствий считалось наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;

4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности – раствориться в духовном первоначале.

Основные понятиядревнеиндийской этической традиции:

· брáхман – духовное первоначало мира;

· майя – материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;

· сансара – «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;

· карма – в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;

· нирвана – угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».





Читайте также:


©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.013 сек.)