Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Теоретический материал




Лабораторно-практическое занятие.

Тема: Реабилитация (теоретический и практический аспекты) (4 часа).

Цель: познакомиться с теоретическим и практическим аспектом понятия реабилитации; существующей системой реабилитационных учреждений г.Бийска и проводимых в них реабилитационных мероприятий.

Базы проведения занятий: Краевой реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями, Центр реабилитации слепых.

Форма контроля: отчет по контрольным вопросам.

Литература:

1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. / Под ред. к.м.н. С.Н. Бокова. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1995. – 640 с.

2. Куликова Н.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями как фактор их социализации в обществе.

3. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования: Сб. науч. тр. и проектных материалов, Ин-т педагогич. инноваций РАО. / Сост. О.Н. Ертанова, В.К. Зарецкий; Под ред. В.И. Слободчикова. – М., 1996. – 452 с.

4. Проблемы социализации детей-инвалидов: Методические материалы к спецкурсу. / Сост. Л.К. Синцова. – Барнаул, 1998. – 14 с.

5. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. / Под ред. Л.Г. Гусляковой, Л.К. Синцовой. – Барнаул, 1997. – 64 с.

  1. Шипицина Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. – СПб., 1995. – 80 с.

Ход занятия:

I. Самостоятельное ознакомление с теоретическим материалом. Подготовка ответов на вопросы.

- какие обстоятельства явились стимулом возникновения реабилитации как науки;

- история развития теории и практики реабилитации;

- принципы реабилитации по (М.М. Кабанову);

- этапы реабилитации (по М.М. Кабанову и В.П. Белову);

- раскройте понятие «реабилитация» и «абилитация», их различия;

- каков алгоритм составления комплексной индивидуальной программы реабилитации;

- что включает в себя:

медицинская реабилитация;

 психологическая реабилитация;

 педагогическая реабилитация;



 профессиональная реабилитация;

 социальная реабилитация;

- какие факторы влияют на успешность реабилитации;

- основные задачи реабилитации.

II. Посещение базовых площадок, обращая внимания на:

· название учреждения;

· историю развития учреждения;

· к какой сфере относиться (федеральное агентство по образованию, комитет по социальной защите населения, всероссийское общество слепых и т.д.);

· каким образом проходит отбор на реабилитацию;

· период прохождения реабилитации;

· целевая группа реабилитации;

· структура учреждения;

· основные и вспомогательные службы учреждения;

· какая реабилитация осуществляется в центре;

· какие впечатления возникли после посещения учреждения (что особенно понравилось, что не понравилось).

III. Ознакомление с индивидуальными программами реабилитации (ИПР):

· кем оформляется ИПР;

· какая информация отражается в ИПР:

- ФИО, возраст реабилитантов;

- данные первичного приема (медицинское, психологическое, педагогическое и д.д.);

- направление и содержание индивидуальной программы реабилитации;

- как и по каким критериям оценивается эффективность ИПР;

· что особенно понравилось, что не понравилось в оформлении ИПР и ее реализации.

IV. Оформление отчета по вопросам пунктов II и III.


Теоретический материал

 

По данным ООН в начале 90-х годов в мире насчитывалось около 500 млн. инвалидов (около 10% населения), из них детей – 200 млн.

По данным ВОЗ в России 13% населения имеют инвалидность (3% имеют недостаток интеллекта, 10% - психические и физические недостатки). В промышленных развитых странах этот показатель выше среднемирового, например в США насчитываем 46 млн. инвалидов (около 20% населения).

В Российской Федерации в 1990 году на учете в отделах социального обеспечения состояло около 3,4 млн. инвалидов, однако по разным оценкам общее число инвалидов составляет более 8 млн. человек. Детей и подростков до 16 лет, относящихся к категории инвалидов, и, соответственно получающих пенсии и пособия, состояло на учете более 295 тыс. Этот показатель за последнее десятилетие увеличился в два раза. В 1995 году на учете в социальной защите состояло уже 453 тыс. инвалидов, но фактически их около 900 тыс.

Для человека, ставшего инвалидом, начинается новый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется общественный статус личности, появляются барьеры на пути осуществления важнейших биологических и социальных потребностей. Общество вынуждено тратить значительные материальные средства, компенсируя выключение инвалидов из основной сферы жизнедеятельности – труда. С учетом этих обстоятельств начала развиваться реабилитация как наука и как система мер, направленных не только на уменьшение воздействия инвалидизирующихся факторов и условий, но и на обеспечение возможности для инвалидов достижения социальной интеграции, возвращение либо максимального приближения к полноценному общественному бытию.

Необходимость развития реабилитации инвалидов продиктована не только ее экономической значимостью (т.е. уменьшением доли затрат общества на помощь инвалидам), сколько возрастающим пониманием того, что в гармоничном обществе все его члены должны иметь возможности для наиболее полной самореализации, что инвалиды в большинстве случаев способны отвечать за себя наравне со здоровыми людьми и нуждаются в помощи лишь для того, чтобы справиться с определенными трудностями, вызванными нарушениями функций организма.

 

Началом организованной международной политики в сфере реабилитации инвалидов принято считать основание в 1922 году организации «Международная реабилитация». В 1993 году в Нью-Йорке под руководством Дж. Сита был создан Институт калек и инвалидов. Это была первая попытка создания центра всесторонней реабилитации.

В 1930 году в Москве был создан научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности, впоследствии переименованный в Центр научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН). Первоначально основное внимание уделялось экспертизе остаточной трудоспособности инвалидов и оценке их профессиональной пригодности для выполнения той или иной работы. Однако уже в 30-х годах там начинают вестись исследования по компенсации нарушенных психологических функций, разрабатываться методы и приемы профессионального обучения некоторых категорий инвалидов (в частности, при инвалидности как следствии психических заболеваний).

Реально понятие реабилитация было внедрено в медицинскую практику и экспертизу трудоспособности лишь в 60-70-х годах. Над методологией этого научно-практического направления плодотворно работал психиатр М.М. Кабанов. Он указал, что реабилитация – это не просто профилактика, лечение и трудоустройство, а принципиально новый подход к больному, повторная социализация, восстановление личного и социального статуса инвалидов. М. М. Кабанов определил основной стержень реабилитационных программ – аппеляция к личности. Им были сформулированы главные принципы реабилитации человека.

Принципы реабилитации (Кабанов М.М., 1971).

I. Единство биологических и психосоциальных воздействий – при построении системы реадаптации, восстановления, компенсации учитываются клинико-биологические и психологические факторы.

II. Разносторонность («разноплановость») усилий для организации реабилитационной программы – учитываются разные стороны жизнедеятельности больного, различные сферы реабилитации (психологические, общественные, семейные, профессиональные).

III. Аппеляция к личности больного, принцип «партнерства» - личность больного включают в лечебно-восстановительный процесс, добиваясь активного его участия в восстановлении нарушенных функций организма и социальных связей.

IV. Ступенчатость (переходность) проводимых воздействий и мероприятий – используются переходные режимы внутри лечебных отделений, в дневных и ночных стационарах, в санаториях и профилакториях.

Этапы реабилитации (М.М. Кабанов)

I. Этап восстановительного лечения, задачей которого является предупреждение формирования психического дефекта, инвалидизации, госпитализма (ведущая роль отводится биологической терапии, включающей психофармакологические средства, ликвидацию или смягчение психической симптоматики, что в целом создает предпосылки для организации психосоциальных мероприятий).

II. Этап реадаптации, заключается в развитии возможностей приспособления больных и условиям внешней среды (основную роль здесь играют психосоциальные воздействия, направленные на стимуляцию социальной активности больного: биологические средства выполняют роль поддерживающей терапии).

III. Этап собственно реабилитации, задача которого – восстановить больного в его правах, в его доболезненных отношениях с окружающей действительностью (социальные мероприятия по упорядочению быта больного и его трудоустройство)

В.П. Беловым, возглавлявшим в 70-х годах ЦИЭТИН были выделены этапыреабилитации:

- медицинский (комплекс различных форм восстановительного лечения),

- профессиональный (врачебно-трудовая экспертиза, профессиональное обучение и переобучение, рациональное трудоустройство),

- социально-психологический (активное психотерапевтическое воздействие на личность больного с целью восстановления социальных связей).

Сотрудником ЦИЭТИН В.М. Коганом была разработана классификация типов нарушения умственной работоспособности при инвалидности и было положено начало разработке соответствующих классификаций профессий, наиболее адекватно соответствующих требованиям реабилитации инвалидов, наметился подход от традиционно узкой назоологической трактовки в профориентации и трудоустройстве который, однако, в реальной практике органов социального обеспечения не преодолен по сей день; трудовые рекомендации строятся по схеме конкретных заболеваний – варианты конкретных профессий.

Специфика различных нарушений требует соответствующих программ и методов обучения и часто специализируемых учебных заведений.

В России в вузах обучается незначительное число инвалидов: в 1991 году на очном отделении 136 вузах насчитывалось 648 студентов–инвалидов. Первые специальные вузы для инвалидов открылись в Москве: Институт искусств в 1990 году, Московский институт для инвалидов с нарушенным опорно-двигательным аппаратом в 1991 году.

 

Целью реабилитации (абилитации) является наиболее полная адаптация и интеграция инвалидов в общество. Уточним основные понятия, использующиеся в тексте.

Реабилитация (в переводе с лат re-вновь, habilis-удобный, приспособленный) – это комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне (определение ВОЗ).

Абилитация– система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.

Для более полного понимания феномена реабилитации необходимо определиться со следующими понятиями:

Социальная адаптация – приведение инвалидов и групп поведения детей с отклонениями в развитии в соответствие с общественными нормами и ценностями.

Адаптация профессиональная – процесс социального, профессионального, психофизического приспособления к новым условиям трудовой деятельности, внутриколлективным отношениям и т. д.

Реадаптация – вторичная адаптация к исходным условиям.

У детей с отклонениями в развитии из-за различных дефектов затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.

Социальная адаптация происходит главным образом под влиянием целенаправленного воспитательного воздействия, в задачи которого входит обеспечение адекватных взаимоотношений с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (в том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает детям с недостатками в развитии возможность активного участия в общественно полезной жизни.

Социальная интеграция – объединение лиц с различными отклонениями в развитии и нормально развивающихся людей в одно общество и предоставление равных прав всем независимо от особенностей развития, способностей и возможностей.

 





Читайте также:





Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)