Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Нововведения в организациях. Организационное развитие (4 часа)



2015-11-08 1523 Обсуждений (0)
Тема 10. Нововведения в организациях. Организационное развитие (4 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одной из наиболее важных проблем функционирования социальных организаций наряду с управлением в организациях разного рода патологиями (“заболеваниями”) организаций, а также организационными конфликтами является проблема нововведений в организациях, которые в конечном счете образуют своего рода основу организационного развития.

Цель лекции – проанализировать некоторые наиболее важные аспекты инновации применительно к такому явлению, как социальные организации, что предполагает рассмотрение следующих вопросов.

 

1. Нововведения как организационная проблема.

2. Типы организационных нововведений.

3. Инноваторы в организациях и их типы.

4. Сопротивление нововведениям и антиинновационные факторы в организациях.

5. Организационное развитие.

 

1. Нововведения как организационная проблема

 

Понятие инновация появилось в научной литературе, связанной с исследованием культуры в XIX в. Оно означало в то время “введение элементов одной культуры в другую”.

Однако предметом специального исследования инновации (нововведения) стали лишь в XX в. В результате сформировалась даже особая отрасль знания, – А.И.Пригожин пишет так: целая наука о нововведениях – “инноватика”. Особенное развитие она получила на Западе. Пионерами в этом деле в западной социологии принято считать Г.Эмерсона и Ф.Тейлора. Попытку концептуального осмысления инновации предпринял Дракер П. (США) американский социолог австрийского происхождения. Хотя немало было сделано и отечественными учеными в отношении конституирования основ данной научной дисциплины. Среди них следует прежде всего назвать Н.Д.Кондратьева, который сделал (предпринял) в 20-х гг. одно из первых инновационных наблюдений. Речь идет об открытии им “больших циклов” в развитии общества. В зарубежной литературе эти циклы принято называть “длинными волнами”. Такие циклы (волны) образуются от каждого базового нововведения и представляют собой множество вторичных, совершенствующих нововведений.

Появилась (и опять же в первую очередь за рубежом) и соответствующая практика – инновационная политика. Она касалась попыток упредить за счет инноваций очередной приближающийся спад в экономике, а также (несколько в иной сфере) деятельности фирм по перехвату инициативы у рынка по формированию спроса: используя активно нововведения фирмы стали диктовать рынку спрос, то есть предложения стали опережать спрос.

Эта практика потребовала и соответствующих научных разработок, касающихся в первую очередь общих закономерностей и принципов инноватики: от разработки нововведений до внедрения их в жизнь (производство и т.д.).

Соответственно появились и специалисты по нововведениям.

Предметом общей теории нововведений выступает прежде всего создание (разработка), освоение (испытание) и распространение разного типа новшеств. Следует заметить что инновация призвана выполнять сегодня не только сугубо научную, но и важную социальную роль.

Нововведение есть по А.И.Пригожину “своего рода “клеточка” управляемого развития, целенаправленных изменений” (Современная социология организаций. М., 1995 с.185). И далее: “нововведение есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, то есть предмет нововведения, будь то станок или обряд, форма отчетности или сырье”.

С такой постановкой вопроса не только можно, но необходимо согласиться. Спорным, хотя и не таким важным является, на мой взгляд, содержащееся в определении нововведения утверждение, что нововведение это деятельность по обновлению “чьей-то другой деятельности”. Думается, что не обязательно нововведение следует связывать с обновлением чужой (другого) деятельности. Принципиально здесь не важно чьей деятельности; важно – обновление деятельности, возможно даже своей. Нововведение же суть процесса, то есть переход некоторой системы из одного состояния в другое.

Переход! Вот, собственно говоря, основной предмет инноватики как науки о нововведениях и ее центральная проблема (там же с.186). Но переход здесь означает и перевод, то есть инициируемое и контролируемое изменение.

“Инновация (нововведение) – создание, распространение и применение нового средства (новшества), удовлетворяющего потребности человека и общества, вызывающего вместе с тем социальные и другие изменения” (Социальное управление; словарь. М., 1994. С.63).

“Инновация – внедрение новых форм организации труда и управления, охватывающих не только отдельные предприятия, но и их совокупность, отрасль” (Современная западная социология. Словарь. 1990. с.115).

Наряду с понятием “инновация” (нововведение) вторым важнейшим понятием инноватики как науки выступает понятие “инновационный процесс”, который иногда интерпретируют как “преобразование новых видов и способов человеческой жизнедеятельности (инноваций) в социально-культурные нормы и образцы, обеспечивающее их институциональное оформление, интеграцию и закрепление в сфере духовной и материальной культуры общества” (Социальное управление. Словарь. М., 1994. С.62).

Нововведение как процесс имеет свое начало и конец, проходит различные стадии своего развертывания.

В инноватике для обозначения стадийности нововведения как процесса используется понятие “жизненный цикл”. Применительно к нововведению понятие “жизненный цикл” будет включать следующие стадии: зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск соответствующего новшества); освоение (внедрение на объекте, эксперимент); диффузия (тиражирование, многократное повторение нововведения на других объектах); рутинизация (когда нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов). Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на одной любой из промежуточных стадий.

В самом широком смысле, как уже отмечалось, нововведения выступают как форма управляемого развития. Однако возможности целенаправленного воздействия на этот процесс сегодня существенно ограничены как особенностями самого процесса, так и управляющим потенциалом применяемых методов.

В узком более конкретном случае в организациях нововведение рассматривается как такое целенаправленное изменение, которое вносит в организацию (в ее цели, технологию, организационный порядок и т.д.) новые стабильные элементы, и потенциально или фактически тиражируемое в своих основных чертах изменение. Таким образом, как и в общем случае, здесь не имеются в виду непланируемые, уникальные, а также краткосрочные изменения.

Взаимодействие нововведения с организационной средой характеризуется проблемами двоякого рода: одни из них связаны с неизбежными противоречиями, объективно присущими и необходимо сопутствующими современным инновационным процессам; другие – относятся к числу вполне решаемых, и в принципе контролируемых противоречий.

Основу первой группы нововведений составляют следующие противоречия:

А) Объем последствий. По мере развития общества и народного хозяйства происходит постоянное накопление “прошлого труда”, который овеществляется в технике и иных материальных формах, а также объективируется в организационных структурах. Вследствие этого осуществление каждого нововведения вызывает все больший радиус вторичных, производственных изменений, далеко идущих последствий (так сказать, тектонический эффект). Уже сам объем вторичных нововведений увеличивает реальную трудоемкость и даже может превышать полезную значимость исходного нововведения. Отсюда – возрастание трудности осуществления нововведений, усиление риска и ответственности, что выражается в разных формах уклонения от нововведений, сопротивления им.

Б) Изменение и стабильность. Особенность большинства инновационных процессов – в противоречии между конкретными изменениями и устойчивостью целого. Меняясь в чем-то одном, организация должна сохраниться в другом, а именно в большинстве основных своих качеств. Суть возникающего здесь напряжения – изменения в постоянном. Отсюда исходит еще одна линия “отчуждения” нововведения в организации.

В) “Старое – новое”. Спрос на новшества непрерывно давит на их производство. В этом смысле рынок ненасытен: едва появившись, новшество, рискует быть вытеснено другим новшеством, которое тоже недолговечно. Моральное устаревание при физической новизне – тоже один из парадоксов инноватики.

Г) “Сначала хуже”. Нововведения требуют повышенного напряжения организации, затрат сил, времени, средств на его освоение за счет внутриорганизационных ресурсов. Особенно это относится к радикальным нововведениям: реорганизации, смене целей и стратегии, реформам. Поэтому инновационный период разрушает какую-то сферу жизни организации.

Наряду с названными проблемами в организациях существуют вполне решаемые проблемы нововведений.

Главная из них – дезинтегрированность инновационных процессов. Заключенное здесь противоречие проявляется:

- в разрыве или недостаточности связей между стадиями нововведения;

- в расхождении между целями-ориентациями участников нововведений;

- в расхождениях между целями и интересами участников и целями нововведений;

- в неразвитости организационных структур, связывающих стадии и участников нововведений;

- в развитии клиентной ориентации поставщиков новшеств, гибкого реагирования на спрос.

Дезинтеграция инновационных процессов проявляется так же на межорганизационном уровне.

 

2. Типы организационных нововведений

 

Группировки нововведений можно проводить по множеству разных оснований.



2015-11-08 1523 Обсуждений (0)
Тема 10. Нововведения в организациях. Организационное развитие (4 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Нововведения в организациях. Организационное развитие (4 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1523)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)