Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ




Задача 1

Руководство компании ЗАО «Айвен-2005», занимающейся оптовой торговлей товарами народного потребления, приняло решение расширить торговый ассортимент, что должно привести к повышению конкурентоспособности фирмы и, как следствие, укреплению позиции на рынке. Однако свободных финансовых средств, а также складских площадей недостаточно.

Перед отделом логистики поставлена задача пересмотра методов контроля товарных запасов с целью возможного высвобождения складских площадей, а также денежных средств, «замороженных» в излишних запасах.

Ассортимент товаров компании, а также средние запасы за квартал и ежеквартальные объемы продаж по каждой товарной позиции представлены в табл. 5.

Таблица 5. Исходные данные для анализа ABC и XYZ

Номер позиции Средний запас за квартал Реализация
I II III IV
2 500
3 000 1 400
1 880
17 050 4 500 4 600 4 400 4 300
4 000 1 030 1 050

Решение поставленной перед отделом логистики задачи предполагает установление разных методов контроля и разной политики закупок для различных групп товаров.

Идея метода Парето состоит в том, чтобы выделить среди множества объектов наиболее значимые (с точки зрения обозначенной цели).

Исходя из этого, порядок проведения ABC анализа будет следующим:

1) формулирование цели анализа;

2) определение множества анализируемых объектов;

3) выделение признака, на основе которого будет классифицировано анализируемое множество;

4) оценка анализируемых объектов по выделенному классификационному признаку;

5) группировка объектов в порядке убывания значения признака;

6) построение кривой ABC;

7) разделение множества анализируемых объектов на три группы: группа A, группа B, группа C.

В результате анализа выявляются три подмножества анализируемого множества объектов, требующих разного подхода к управлению.



Таблица 6. Расчеты и результаты анализа ABC

Но-мерпо-зи-ции Сред-ний запас (д. ед.) Доля позиции в об-щем запасе (%) Упорядоченный список Доля нара-ста-ющим ито-гом Кол-во позиций ассорти- мента нарас-тающим итогом в % к общему кол-ву позиций ассорти- мента Груп-па
Но-мер пози-ции Сред-ний запас (д. ед.) Доля позиции в об-щем запасе (%)
2 500 8,25 17 050 56,23 56,23 A
2,51 4 000 13,19 69,42 A
3 000 9,89 3 000 9,89 79,31 A
1,85 2 500 8,25 87,56 B
0,36 1 880 6,2 93,76 B
1 880 6,2 2,51 96,27 C
0,63 1,85 98,17 C
17 050 56,23 0,89 99,01 C
0,89 0,63 99,64 C
4 000 13,19 0,36 C
Ито-го 30 320            

Таблица 7. Среднестатистическое процентное соотношение групп А, В, С

Группа Доля в ассортименте, % Доля в реализации, %
А
B
C

 

Далее строим кривую ABC, характеризующую полученное распределение (рис. 1), где разделение на группы А, В, С производим руководствуясь участками кривой, между которыми происходит резкое изменение радиуса ее кривизны.

Рис. 1 – Кривая ABC, характеризующая полученное распределение

 

Таблица 8. Процентное соотношение групп А, В, С, полученное графическим методом

Группа Доля в ассортименте, % Доля в реализации, %
А 79,31
B 14,45
C 6,24

Анализ XYZ подразумевает разделение всего ассортимента товаров (номенклатуры ресурсов) на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. Равномерность спроса может быть определена показателями относительной колеблемости (вариации) спроса, среди которых наиболее часто применяемым является коэффициент вариации спроса, определяемый формулой (1).

Порядок проведения XYZ следующий:

1) формулирование цели анализа;

2) определение коэффициентов вариации по отдельным позициям анализируемого множества;

3) группировка объектов множества в порядке возрастания коэффициента вариации;

4) построение кривой XYZ;

5) разделение множества анализируемых объектов на три группы: группа X, группа Y, группа Z [5].

 

Таблица 9. Расчеты и результаты анализа XYZ

 

Но-мер по-зи-ции Реали-зация за 4 квартала Средняя реализа-ция за квартал V (%) Упорядоченный список Кол-во поз. ассорт нар. итогом (%) Груп-па
V Нара-стаю-щим итогом Номер пози-ции
2 600 6,34 2,52 2,51 X
15,81 6,34 8,85 X
3 000 52,07 8,16 17,01 X
8,16 11,94 28,95 Y
84,98 15,81 44,76 Y
1 880 11,94 24,5 69,26 Y
24,5 40,82 110,08 Z
17 800 4 450 2,52 52,07 162,15 Z
40,82 57,19 219,34 Z
3 040 57,19 84,98 304,32 Z

Для разделения ассортимента товаров на группы используется табл. 3.

В общем случае выбор алгоритма распределения рекомендуется осуществлять исходя из того, что указанные границы интервалов могут не отражать специфики конкретного множества. Поэтому, так же как для ABC-анализа, предлагается построить кривую, а затем определить разделение на группы, руководствуясь участками кривой, между которыми происходит резкое изменение радиуса ее кривизны.

График, отображающий группы XYZ анализа, изображен на рис. 2

Рис. 2 – Кривая XYZ, характеризующая полученное распределение

Таблица 10. Матрица ABC и XYZ

Группа A B C
X 8,10,3 8,1,4 1,6 8,1,4 6,2,4,9,7,5 8,1,4
Y 8,10,3 6,2,7 1,6 6,2,7 6,2,4,9,7,5 6,2,7 2,7
Z 8,10,3 9,3,10,5 3,10 1,6 9,3,10,5 6,2,4,9,7,5 9,3,10,5 5,9

Варианты для самостоятельного решения

ВАРИАНТ 1

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 

Но-мер пози-ции Средне-годовой запас по позиции, тыс. р. Реализация за
I квартал II квартал III квартал IV квартал
1 820
12 450 2 850 3 200 3 100 2 900
1 080
4 230 1 600
1 260
5 640 1 420 1 450 1 500 1 370

 

 

ВАРИАНТ 2

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 

Но-мер пози-ции Средне-годовой запас по позиции, тыс. р. Реализация за
I квартал II квартал III квартал IV квартал
5 580 1 330 1 350 1 400 1 280
4 190 1 500
1 830
13 020 2 800 3 300 3 000 2 700
1 060
1 310

 

 

ВАРИАНТ 3

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 

Но-мер пози-ции Среднегодовой запас по позиции, тыс. р. Реализация за
I квартал II квартал III квартал IV квартал
1 500
1 270
4 240
1 090
1 830 3 100 3 250 2 850 2 900
12 430
1 500 1 450 1 420 1 370
5 670
1 500

 

ВАРИАНТ 4

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 

Но-мер пози-ции Среднегодовой запас по позиции, тыс. р. Реализация за
I квартал II квартал III квартал IV квартал
1 030
5 730 1 350 1 650 1 420 1 290
4 280 1 450 1 000
1 910
13 730 2 750 3 220 3 000 2 800
1 150
1 430

ВАРИАНТ 5

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 

Но-мер пози-ции Среднегодовой запас по позиции, тыс. р. Реализация за
I квартал II квартал III квартал IV квартал
2 280
3 550 1 300
8 750 2 210 2 180 2 280 2 240
23 470 5 180 5 500 5 490 5 850
13 590 2 900 3 140 3 200
6 050 1 770 2 280
1 310
1 700

 

ВАРИАНТ 6

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 

Но-мер пози-ции Среднегодовой запас по позиции, тыс. р. Реализация за
I квартал II квартал III квартал IV квартал
1 580
16 750 4 400 4 500 4 300 4 200
5 280 1 010 1 030 1 060
1 950
3 000
9 870 2 600 2 500 2 700 2 350
7 210 1 500 2 200 1 600 1 800
1 170

 

ВАРИАНТ 7

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 

Но-мер пози-ции Среднегодовой запас по позиции, тыс. р. Реализация за
I квартал II квартал III квартал IV квартал
3 000 1 400
9 000 2 240 2 200 2 300 2 260
2 390
23 400 5 280 5 600 5 600 6 000
13 600 2 900 3 160 3 200 3 300
1 760 2 280
1 280
1 660
2 100

ВАРИАНТ 8

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 

Но-мер пози-ции Среднегодовой запас по позиции, тыс. р. Реализация за
I квартал II квартал III квартал IV квартал
1 400
4 000 1 010 1 030 1 050
1 120
2 600
17 050 4 500 4 600 4 400 4 300
11 050 2 500 2 600 2 700 2 440
2 250
1 880
7 250 1 500 2 200 1 700 1 800

 

 

ВАРИАНТ 9

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 

Номер пози-ции Среднегодовой запас по позиции, тыс. р. Реализация за
I квартал II квартал III квартал IV квартал
1 308
2 460
1 020
3 120
2 052
3 852
1 524

 

 

ВАРИАНТ 10

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 

Но-мер пози-ции Среднегодовой запас по позиции, тыс. р. Реализация за
I квартал II квартал III квартал IV квартал
1 788
1 140
7 536 1 790 1 900 1 880 1 966

ВАРИАНТ 11

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 

Номер пози-ции Среднегодовой запас по позиции, тыс. р. Реализация за
I квартал II квартал III квартал IV квартал
1 520
1 040
24 900
6 400
2 900 2 160
2 740
8 460
6 200
1 400 1 980 1 200
1 600
5 700
2 520
3 000
11 280 5 800
1 000
2 840 1 180
3 200

 

 

ВАРИАНТ 12

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 

Но-мер пози-ции Среднегодовой запас по позиции, тыс. р. Реализация за
I квартал II квартал III квартал IV квартал
11 160 2 560
2 700
3 000
2 660
8 380
1 500 5 400
1 160
3 660
1 020 6 000
2 120
1 800
26 040 1 800
1 960
5 600
2 620 6 600 1 600
2 800

 

ВАРИАНТ 13

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 

Но-мер пози-ции Среднегодовой запас по позиции, тыс. р. Реализация за
I квартал II квартал III квартал IV квартал
3 100
1 940
1 140 1 420
24 860
1 370
3 660
1 500
2 540
8 480
2 180 1 500
1 060 1 500
1 450
2 900
1 580
2 850
11 340

 

 

ВАРИАНТ 14

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж

 





Читайте также:





Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)