Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Склонение имён существительных




Латинский язык (Lingua Latina)

Раздел очень важен, так как изучение латыни в гимназии является нормой при отсутствии толкового учебника начального уровня. А латынь является одним из самых важных словообразующих языков.
Здесь будет предпринята попытка создать виртуальный учебник.

Давайте попытаемся ответить на вопрос: «Для чего нужно изучать латинский язык?»

  1. В основе большинства европейских языков лежит латынь, и её изучение позволяет быстрее и проще понять принципы составления слов в этих языках. Кроме того, некоторые слова пишутся также или очень близко к латинским, несмотря на другое произношение. Поэтому можно гораздо быстрее выучить их написание. Изучение латинского языка развивает грамматическое мышление, учит видеть структуру языка, что способствует усвоению грамматики русского языка и современных иностранных языков.
  2. Терминология всех научных дисциплин имеет греко-латинское происхождение. Это особенно важно для биологии, медицины, юриспруденции, математики, физики, химии. Причем это относится не только к высшему специальному образованию, но и к школьной программе. Выучить термины очень сложно, если непонятно, от каких слов они образованы.
  3. Таксономия в анатомии, ботанике, зоологии основывается исключительно на латинском языке, даже в тех редких случаях, когда запись производится кириллическими буквами.
  4. В современном активном разговорном русском языке имеется несколько десятков тысяч слов, пришедших из латинского языка без изменений, либо содержащих латинские основы: астрономия, библиотека, квартал, мелодия, параграф, физика и многие другие.
  5. Изучение латинских крылатых выражений намного облегчает вычленение и заучивание словообразовательных единиц, повышает общий уровень культуры.
  6. Так или иначе, все европейские алфавиты построены на основе латиницы.
  7. Латинский алфавит является фонетической основой для международной транскрипции всех иностранных языков.
  8. Практически все переменные величины во всех областях знаний принято обозначать латинскими и, реже, греческими буквами.
  9. Изучение латинского языка даёт фундамент гуманитарного образования, открывающий доступ к более адекватному восприятию и пониманию философии, литературы, живописи и других наук.

Данной важнейшей дисциплине обучает , которую с первых дней полюбило большинство учеников.



Домашнее задание

Ниже приведены задания к предыдущим урокам для тех, кто болел или пропустил урок по другим причинам.

Архив домашних заданий: 2008/09 уч.г., 2007/08 уч.г.

Правила постановки ударения

Ударение в латинском языке классического периода было музыкальным (то есть слог выделялся повышением или понижением тона), а не экспираторным (выдыхательным), как, например, в русском языке. Основные правила латинского ударения сводятся к следующему:

  • Ударение не ставится на конце слова.
  • В двухсложных словах ударение всегда ставится на начальном слоге: vi-a дорога.
  • В трехсложных или многосложных словах место ударения определяется количеством второго слога от конца (правило второго слога). В подобных случаях ударение ставится:
    • на втором слоге с конца, если этот слог долгий: for-tū-na – судьба, ma-gis-ter – учитель;
    • на третьем слоге с конца, если второй слог краткий: po-pŭ-lus – народ, ra-tĭ-o – разум.

Фонетика

Черта над буквой (ā) означает долгий звук, дуга (ĕ) – краткий звук. Если при чтении это соблюдается не всегда, то для постановки ударения знание долготы абсолютно необходимо.

Согласный «c» перед буквами «e», «i», «y» и дифтонгами «ae», «oe», произносится как русское [ц]. Например centum [ц'ентум] сто, circulus [ц'иркулюс] круг, Cyclops [Ц'иклопс] Циклоп, Caesar [Ц'эзар] Цезарь, coeptum [ц'ёптум] начинание.
Во всех остальных случаях, то есть перед гласными «a», «o», «u» и дифтонгом «au», а также перед всеми согласными, «c» произносится как русское [к]: clarus [кл'ярус] славный, cura [к'ура] забота, casa [к'аза] хижина, causa [к'ауза] причина, collega [колл'ега] товарищ.

Следующие сочетания встречаются только в словах греческого происхождения:
«ph» произносится как русское [ф]: philosophus [фил'озофус] философ;
«rh» произносится как русское [р]: rhetor [р'этор] ритор;
«th» произносится как русское [т]: theatrum [тэ'атрум] театр.

Сочетание «ch» произносится как русское [х]: pulcher [п'ульхэр] красивый;
«ti» перед следующим за ним гласным произносится как [ци]: ratio [р'ацио] разум, scientia [сци'энциа] знание, НО в слове totius (род. пад. от totus весь, целый, в греческих словах, например, Miltiades [Мильт'иадэс] Мильтиад и после «s», «t», «x» сочетание «ti» произносится как [ти]: bestia [б'эстиа] зверь.

Перед заднеязычным звуком ([c], [g], [q]) буква «n» передает заднеязычный носовой звук [ŋ]: ancora ['аŋкора] якорь.
Сочетание «ngu» произносится как [ŋгв]: lingua [л'иŋгва] язык.

Буква «q» употребляется всегда в сочетании с «u» и произносится как [кв]: quinque [кв'инквэ] пять.

Сочетание «su» в словах suadeo [св'адэо] советую, suavis [св'авис] приятный, consuesco [консв'эско] привыкаю произносится как [св]. В других случаях это сочетание произносится как [су]: suus [с'уус] свой.

Между двумя гласными «s» произносится как русское [з]: casa [к'аза] хижина. Во всех остальных случаях «s» произносится как русское [с]: stare [ст'арэ] стоять, sanus [с'анус] здоровый, vesper [в'эспэр] вечер.

Дифтонги

Сочетание двух гласных звуков в одном слоге называется дифтонгом. В латинском языке встречаются два дифтонга:
au – как русское ['ау]
eu – как русское ['эу]
и два диграфа (две буквы, но один звук):
ae – как русское [э]
oe – как немецкое [ö] или французское [œ].
Если в последних двух (ae и oe) гласные относятся к разным слогам, т.е. должны произносится раздельно, то над вторым ставятся ¨ (трёма) или знак долготы ‾ или краткости ˘. Например, poëta или poēta [по'эта] поэт; coëmo или coĕmo [ко'эмо] скупаю.

Теория

Так как курс латыни направлен на подготовку ко второму иностранному языку и формирование (в том числе) и лингвистической компетенции, то теорию необязательно всю учить наизусть – важно понимание структуры языка, того, как строится и функционирует язык. А знания о том, что такое спряжение и чем оно отличается от склонения, поможет и в изучении русского языка.

Имя существительное

Имя существительное в латинском языке обладает следующими категориями:

  1. Число: единственное (singularis – sg.) и множественное (pluralis – pl.).
  2. Род:
    1. Мужской род – masculinum (m)
    2. Женский род – femininum (f)
    3. Средний род – neutrum (n)
  3. Падеж:
    1. Nominativus – именительный падеж (N.)
    2. Genitivus – родительный падеж (G.)
    3. Dativus – дательный падеж (D.)
    4. Accusativus – винительный падеж (Acc.)
    5. Ablativus – аблатив (соответсвует русскому творительному, предложному и родительному в значении удаления) (Abl.)
    6. Vocativus – звательный падеж (V.)

Склонение имён существительных

Склонение – изменение по падежам и числам.
В латинском языке склонение определяется не только по роду и окончанию в Именительном падеже (Nominativus), как в русском языке, но и по окончанию Родительного падежа (Genitivus).





Читайте также:





Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)