Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ



2015-11-09 1020 Обсуждений (0)
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Сенсорные комнаты можно использовать в различных учреждениях: медицинских, образовательных, психолого-педагогических и медико-социальных центрах.

В медицинских учреждениях сенсорные комнаты могут быть использованы для:

- уменьшения невротических и вегето-сосудистых реакций у больных, имеющих различные психоневрологические проблемы (неврозы и неврозоподобные состояния; резидуально-органические поражения ЦНС);

- снятия хронических болей;

- предоперационной подготовки больных;

- подготовки женщин к родам.

Сенсорная комната – это важное лечебное средство для людей, чьи возможности осязать мир ограничены болезнью. Сеансы в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.

Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний. В сенсорной комнате возможно осуществлять немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности.

Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для человека, если они завершаются расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями.

В образовательных учреждениях (особенно специализированных) СК используются для:

- для педагогической коррекции детей в домах ребёнка;

- проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; с детьми с синдромом РДА;

- коррекции игровой деятельности;

- для решения школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.)

В ППМС центрах для:

- для коррекции психического развития людей с заболеваниями нервной системы;

- реабилитации людей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением;

- реабилитации людей, подвергшихся насилию или другим стрессовым ситуациям;

- развития познавательной деятельности у людей с психоневрологическими отклонениями;

- психоэмоциональных тренингов для специалистов, работа которых связанна с острыми стрессовыми ситуациями;

- развития речи и диагностики больных с нарушениями слуха и речи.

Кроме того, сенсорные комнаты используются для организации досуга и релаксации здоровых людей – детей и взрослых. Прежде всего, это касается людей, неудовлетворенных своим состоянием, самочувствием или возникшей жизненной ситуацией. Занятия в Сенсорной комнате с помощью релаксационных состояний (мышечных расслаблений) помогут вывести человека из такого состояния и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом своей жизни.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

Время сеансов в сенсорной комнате 40 - 45 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется психотерапевтом индивидуально.

После посещения СК человек должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время.

Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода пациента и педагога-психолога. Занятия должны проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом пациентов и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, особенно, если необходимо достичь релаксационного эффекта.

При использовании сенсорной комнаты для проведения занятий по релаксации взрослых возможно проведение фронтальных занятий (10 - 15 человек).

С детьми занятия должны проводиться в форме игры. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.

Противопоказания

Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.

При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

МЕТОДИКИ РАБОТЫ

Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента через соответствующие органы чувств.

Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, «красивая пища для глаз» – лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения – глаза.

Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света – фотоны – воздействуют на процессы, происходящие в организме:

- осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;

- улучшают состояние иммунной системы;

- регулируют функции многих гормонов;

- задают и поддерживают ритм суточных колебаний;

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:

КРАСНЫЙ – активизирует, стимулирует;

ОРАНЖЕВЫЙ – восстанавливает, согревает, стимулирует;

ЖЕЛТЫЙ – укрепляет, тонизирует;

ЗЕЛЕНЫЙ – компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;

СИНИЙ – успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.

ФИОЛЕТОВЫЙ – вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Звукиокружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.

Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.

С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.

По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д.

Поэтому, если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются различные колыбельные: «Спи, моя радость, усни» (Моцарт – Флис), «Сон приходит на порог» (Дунаевский – Лебедев-Кумач), «За печкою поет сверчок» (Островский – Петрова), «Колыбельная Светланы» и т.п.

Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из следующих произведений: Бах И.С. «Ария из сюиты №3», медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. «Аве-Мария», 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. «Каватина Нормы»; Вивальди А. «Зима»; Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, «Июнь» и «Октябрь» из цикла времена года и др.

К активизирующим музыкальным произведениям относят, например, произведения В. Моцарта – первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта»; П. Чайковского – вальсы из балетов, «На тройке» из «Времен года», отрывок из финала 4-й симфонии; М. Глинки «Романсы»; А. Вивальди «Весна»; Л. Боккерини «Менуэт» и др.

Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.

К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию.

Обоняние у людей развито не так сильно, как другие ощущения, но его значение часто недооценивается. Ароматы сопровождают нас всю жизнь, именно они способны вызывать самые отдаленные и дорогие воспоминания, они поэтичны и прекрасны, но, оказывается, еще и полезны. В основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древних времен.

Ароматические растения и масла тысячелетиями используются в качестве фимиамов, в парфюмерии и косметике, кулинарии и медицине.

Древние греки открыли, что растительные эссенции оказывают различное действие и могут:

- возбуждать,

- освежать,

- расслаблять,

- усыплять.

Термин «ароматерапия» был создан в 1928 году французским химиком Гаттефоссе. Ароматерапия предполагает не только лечение через обоняние и эмоции. Помимо запаха каждое ароматное масло состоит из комбинации определенных веществ, определенным образом взаимодействующих с химическими элементами организма, которые в свою очередь влияют на определенные органы или системы в целом. Например, при использовании масел для массажа они легко всасываются через кожу и переносятся по всему телу. Все масла без исключения обладают бактерицидным, антисептическим и противовоспалительным свойствами, положительно действуют на нервную систему, активно сохраняют и восстанавливают красоту кожи и волос, обновляют механизм саморегуляции в организме. Многие масла очищают организм от шлаков, лечат пищеварение, нейтрализуют яды и т.д.

Каждому аромату присущи свои достоинства:

- чабрец, ромашка, бергамот, лимон – это ароматы широкого спектра действия;

- лимонник, мелисса, шалфей – являются стимуляторами;

- ладан, сандал, душица – релаксаторами;

- роза, сосна, герань, мирра, розовое дерево – обладают восстанавливающими свойствами;

- мускатный орех, шалфей – согревающими и тонизирующими свойствами;

- ладан, лаванда, мята – охлаждающими.

Одним из основных правил подбора эфирных масел является «одобрение» запаха. Если аромат эфирного масла не нравится пациенту, его следует заменить другим, сходным по свойствам.

Необходимо помнить, что большинство масел в чистом виде вызывает лёгкое покраснение, жжение кожи. Эта реакция естественна и проходит в течение 1-2 минут. Нельзя наносить на кожу неразведённые эфирные масла, особенно сильнодействующие (гвоздика, корица, миндаль, шалфей, мускатный орех и т.д.), так как это может вызвать ожог или раздражение.

При склонности к каким-либо аллергическим реакциям (особенно на ацетон, бензин, лаки и краски) до проведения процедур следует провести тест на чувствительность. Для этого 2%-ную смесь эфирного масла нужно нанести на одну из точек внутренней поверхности предплечья, локтевой ямки, задней поверхности шеи или за ухом. По истечении 12 часов при отсутствии реакции можно проводить процедуру.



2015-11-09 1020 Обсуждений (0)
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1020)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)