Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идентификация граммем рода 10 страница



2015-11-09 991 Обсуждений (0)
Идентификация граммем рода 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




В большинстве случаев анунасика представляет конечную зубную фонему п после долгого гласного перед начальным кратким гласным следующего слова, например: jagha'ivūn ind-ra<jaghanvun + indra. Фонетической реализацией является назализация предшествующего долгого гласного. Анунасика представляет фонему т в позиции перед щелевыми сонантами У, v, I на границе между двумя словами или морфемами, на-

7 Зак.


пример: savvatsara-<sam + vatsara-. Здесь фонетическая реализация представлена в виде назализации щелевого сонанта. На письме этот тип сандхи не отражается.

Анусвара представляет фонемы тип перед любым шумным согласным (перед лабиальными согласными это факультативно) и г на границе двух слов или двух морфем. В этой позиции анусвара всегда является пограничным сигналом, например: satņ-jayd- 'победный', но корень sanj- 'вешать'. Перед шумными щелевыми согласными анусвара может встречаться и в пределах морфемы, например: vaņiĢd-, haiņsa- и, следовательно, пограничным сигналом не является.

Изучение дистрибуции носовых фонем в тексте показывает, что выбор варианта носовой фонемы перед последующей согласной фонемой лишь в части случаев автоматически регулируется фонетическими причинами: перед шумным щелевым согласным может быть только анусвара, перед остальными согласными теоретически возможен как носовой полной смычки, так и вспомогательный носовой неполной смычки. Выбор варианта здесь диктуется морфологическими причинами. Граница префикса и корня или граница двух членов сложного слова сигнализируется всегда; граница редупликации корня в интенсивах— иногда; не сигнализируется граница корня и основообразующего суффикса или корня (основы) и флексии.

Висарга h (глухое придыхание, следующее за гласным в конце слова или — реже — в конце морфемы) на фонологическом уровне никак не связана с фонемой h — звонким фарингальным спирантом, несмотря на наличие между ними некоторой фонетической близости: это единственные согласные звуки, образуемые в области гортани. Решающими в фонологической интерпретации висарги являются морфонологические данные. В системе чередований висарга никогда не представляет фонему h. По правилам сандхи висарга представляет фонемы s и г перед последующим глухим согласным (перед t- -s сохраняется) на границе двух слов или двух морфем, например: apas tad, но ... dpah, dpah sucyū; kar Indra, но ... kāh | , kah purusatra. Поэтому висаргу следует рассматривать как «архифонему», в которой нейтрализуются различия между фонемами s и г и которая в ведийском языке используется в качестве пограничного сигнала.

Подкласс церебральных фонем также нуждается в уточнениях с помощью синтагматических характеристик. В древнейшем из ведийских текстов, в РВ, засвидетельствованы следующие церебральные звуки: t, th, d, dh, I, ļh, ņ, s. Среди согласных это единственный ряд, члены которого не могут встречаться в абсолютном начале слова. Исключениями, с синхронной точки зрения, являются слова sas 'шесть' и sūt — N.sg.rn. от sāh- 'одолевающий'. В абсолютном исходе церебральные представлены слабо: в немногих формах встречается глу-

хой непридыхательный церебральный t (носовой в отличие от других рядов согласных здесь не встречается). Таким образом, различительными для церебральных являются прежде всего позиции внутри слова.

Во многих случаях для идентификации церебральных фонем необходима последовательность более чем двух звуков. Такова, в частности, ситуация с распределением в тексте звуков d и /, dh и ļh. В РВ в интервокальном положении (не только в пределах слова, но и на границе двух слов) ◊>l, ◊h>£h, в остальных звуковых контекстах встречаются и dh, например: īd- 'восхвалять', 1 sg.pr.rned. īle — 3 sg.pr.rned. ītte (<Cīķ + te); mīdhvds- 'щедро дарующий', N.sg. midhvah — D.sg. milhuse; pŗtanūsūl dmartyah<pŗtanāsdd + dmartyah. В письменном тексте РВ это распределение звуков не вполне последовательно отражено.

Дополнительное распределение этих звуков в тексте говорит о том, что £ — это вариант фонемы d, а [h — вариант фонемы ◊h. В пратишакхьях более поздних вед упоминается, что интервокальным вариантом церебрального может быть латеральный сонант /, а вариантом dh — соответственный придыхательный коррелят lh. Видимо, речь здесь идет о диалектных различиях вариантов.

Глухие церебральные, особенно придыхательные, встречаются значительно реже звонких. Самыми употребительными церебральными звуками являются непрерывный š и носовой п. В подавляющем большинстве случаев их следует трактовать на фонологическом уровне как позиционные варианты соответствующих дентальных фонем s и п, возникшие под влиянием нати или сандхи (т. е. контактной или дистантной ассимиляции), например: visa-, Ģiisņa-, rosati, vŗsan, vīksti, nissapt, dnti sdd (примеры на ņ см. выше). Однако в небольшой группе слов звуки s и п встречаются не после звуков намин, т. е. в независимом положении, и в этих случаях они должны трактоваться как самостоятельные фонемы, например: casa-, vdsat и др. Именно такие факты дают основания считать s и ŗ самостоятельными фонемами в ведийском языке, хотя из всех церебральных они наименее «фонемны».

В целом же класс церебральных фонем в ведийском языке довольно четко противопоставлен классу дентальных фонем прежде всего в середине слова, а глухие непридыхательные фонемы, также и в конце, например: mŗd- 'прощать'—mŗd-'разбивать', sādha- (p.p. от sah- 'одолевать') — sūdha- 'осуществление', aņu- 'маленький'—dnu 'вслед за', abhrāt (3 sg.aor. от bhrūj- 'сверкать') — abhrāt (Abl.sg. от abhrd- 'туча').

По парадигматической оси фонологическую систему ведийского языка можно описать с помощью следующих бинарных оппозиций ингерентных дифференциальных признаков: 1) «гласность—негласность», 2) «согласность—несогласность», 3) «ком-

7*


пактность—некомпактность», 4) «диффузность—недиффузность»» 5) «церебральность—нецеребральность» [разновидность более общей оппозиции «диезный—простой» («sharp—plain»)ļ, 6) «пери-ферийность—непериферийность», 7) «придыхательность—непри-дыхательность» [разновидность более общей оппозиции «напряженность—ненапряженность» («tense—lax»)], 8) «назальность— неназальность», 9) «непрерывность—прерывность», 10) «звонкость—глухость», 11) «долгота—краткость»9.

С помощью оппозиций «гласность—негласность», «согласность—несогласность» идентифицируются четыре класса фонем: гласные и несогласные а, о, е, о, ai, аи; гласные и согласные слоговые сонанты ŗ/r, Ц1; негласные и несогласные глайды Г/У/-У. ^/у/Гу. u/v/av, ā/vļuv; согласные и негласные все прочие фонемы, т. е. k, kh, g, gh, Я, с, ch, j, t, th, d, dh, ņ, t, th, d, dh, n, p, ph, b, bh, m, ģ, s, s, h.

Те же четыре класса фонем противостоят друг другу и по синтагматической оси.

Оппозиция «компактность—некомпактность» служит для различения среди гласных фонем самых открытых а, а, с одной стороны, и более закрытых дифтонгов ai/āy, aa/āv — c другой; среди согласных велярных смычных k, kh, g, gh, Я и палатальных с, ch, j; фарингальной непрерывной фонемы h и палатальной непрерывной ģ.

Посредством оппозиции дифференциальных признаков «диффузность—недиффузность» различаются среди гласных наиболее закрытые е, о, с одной стороны, и более открытые а, а, ai, аи — с другой; среди согласных фонем — губные, дентальные и церебральные, с одной стороны, велярные и палатальные — с другой, т. е. р, ph, b, bh, т, t, th, d, dh, n, t, th, d, dh, ņ, s, s—k, kh, g, gh, n, c, ch, j, h, ģ.

Следует отметить, что две последние оппозиции дифференциальных признаков моделируют фонологически существенные различия между простыми гласными и дифтонгами. Тем самым монофтонгический или дифтонгический характер гласного признается фонологически несущественным, что находится в соответствии с трактовкой этого вопроса и по синтагматической оси.

Оппозиция «периферийность—непериферийность» дает возможность идентифицировать среди гласных периферийные фонемы о, аи и непериферийные е, ai; среди глайдов — периферийные u/v/av, ā/v/av и непериферийные i/y/iy, f/у/гу; среди согласных — периферийные губные р, ph, b, bh, m и непериферийные дентальные с церебральными, т. е. t, th, d, dh, п, t, th, d, dh, ņ.

9 При данной системе описания эту оппозицию целесообразно трактовать в качестве ингерентной.

Релевантность оппозиции «придыхательность—непридыха-тельность» распространяется только на те фонемы, которые являются согласными, негласными, прерывными, неназальными. По этим признакам противопоставлены фонемы всех рядов: kh—k, gh—g, ch—c, th—t, dh—d, th~t, dh—d, ph—p, bh—b. Симметричность системы согласных в отношении данной оппозиции отчасти нарушается лишь в палатальном ряде, где для фонемы j эта оппозиция иррелевантна, поскольку нет соответствующей придыхательной фонемы jh.

Релевантность оппозиции «назальность—неназальность» распространяется только на фонемы, которые являются согласными и негласными. По признаку назальности в ряду лабиальных т противостоит р, ph, b, bh; в ряду дентальных п—Т, th, d, dh; в ряду церебральных ņ—t, th, d, dh; в ряду велярных я—k, kh, g, gh. Палатальный ряд не моделируется этой оппозицией, так как палатальная носовая фонема отсутствует.

Релевантность оппозиции «непрерывность—прерывность» распространяется только на те фонемы, которые обладают признаком согласности. С помощью этой оппозиции различаются среди согласных непрерывные h, д, s, s и прерывные смычные ^ kh, g, gh, Я, t, th, d, dh, ņ, t, th, d, dh, n, p, ph, b, bh, m вместе с аффрикатами с, ch, j; среди слоговых сонантов непрерывная фонема Ц1 и прерывная ŗļr. Симметричность в системе согласных в отношении этой оппозиции нарушается в ряду губных, не имеющих соответствующей непрерывной фонемы. Ряду велярных смычных в качестве непрерывной фонемы оказывается фонологически противопоставленным фарингаль-ный h.

Релевантность оппозиции «звонкость—глухость» распространяется на фонемы, обладающие согласностью, негласностью, неназальностью, прерывностью. С помощью этой оппозиции различаются согласные фонемы всех рядов: звонкие ^ gh, j, d, dh, d, dh, b, bh и глухие k, kh, c, t, th, t, th, p, ph. В ряду палатальных согласных симметричность системы нарушена тем, что одному звонкому члену j противостоят два глухих — с и ch, различающихся между собой по придыхательное™.

Релевантность оппозиции «долгота—краткость» распространяется на фонемы, обладающие признаком несогласности. Эта оппозиция позволяет различать гласные й—а, глайды f/у/гу— '/у/^У- ū/v/uvu/vļuv.

Фонемы могут быть идентифицированы как пучки дифференциальных признаков в виде матрицы (табл. 3), где знак «плюс» символизирует наличие у данной фонемы признака — первого члена бинарной оппозиции, а знак «минус» — наличие у нее признака — второго члена бинарной оппозиции. Знак «ноль» символизирует иррелевантность данной оппозиции для данной фонемы.


Таблица 3

долгота-кратность

придыхательность-опридыхательность-

звонкость- глухость

|азальность-неназальность

церебральность-нецеребральность

периферийность-непериферийность

компактность-юкомпактность

ДИффуЗНОСТЬ-

недиффузность

непрерывность-прерывность

согласность-несогласность

гласность-негласность

у у 'v v р pil b bli m t th d dh n t th '\ ļh n k kh g Ф n cch ļ * $ ." h e о о п «i сцЛ I

-+-+OOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOO - + OOOO

ОООО- + -+О-+- + О--Г--4-О-Н----Ю- + ООООООООООООО

OOOO-- + + O------1-4-О----+ + O-----H-O----+OOOOOOOOOOOO

oooo-

+OOOOOOOOOOOOOOO

ooooooooo-

-+++++OOOOOOOO-+OOOOOOOOOO

--OOOOOOOOOOOO-+OO-+OO

OOOO0OOOO0OOOOOOOOO + + + +H--------OO-+OO+ +----OO

oooot-

---------------------ц-----+ 4---------OO

oooo-

+ +-+OOOOOO-

■ + + + + +■

Матрица идентификации фонем «Ригведы»

Фонологическое дерево, последовательность ветвлений которого символизирует последовательность шагов, необходимых для порождения фонем от наиболее общих их классов кконкретным фонемам является другой формой репрезентации матрицы идентификации фонем (схема 1).

Схема 1

Ю

i^T/yu/,ū^pphbbhm t thddh n t' thd^dr^nkkhgghP с ch j š Š <j" h e" ō o"ff ai a'u I i Фонологическое дерево «Ригведы»

Пучки дифференциальных признаков одиннадцати оппозиций реализованы в виде 39-ти фонем, которые представляют собой фонологическую систему ведийского языка. Для этой системы,

изображенной здесь ввиде схемы (схема 2), особенно характерны четыре изоморфных квадрата, образованных 16-ю фонемами. Фонемы каждого такого квадрата имеют определенный общий набор дифференциальных признаков. Так, квадрат лабиальных фонем характеризуется признаками: периферийность, диффузность; квадрат дентальных признаками: непериферий-ность, диффузность, нецеребральность; квадрат церебральных признаками: непериферийность, диффузность, церебральность; квадрат велярных признаками: компактность, недиффузность.

В каждом квадрате фонемы противопоставлены по двум оппозициям: «звонкость—глухость», «придыхательность—непри-дыхательность», и, таким образом, каждая фонема квадрата отличается от соседней на один признак.

Кчетырем изоморфным квадратам примыкает треугольник палатальных фонем (в котором нет звонкого придыхательного члена).

Четыре квадрата согласных фонем обладают признаком не-назальности. Каждому из них противостоит соответствующая назальная фонема. Треугольник палатальных фонем не имеет назальной фонемы своего ряда.

Схема 2

I/ п/

•/I /'

-/г

i/ /У

Фонологическая система «Ригведы»

Все квадраты и треугольник являются прерывными фонемами. Трем квадратам из четырех, атакже треугольнику противостоят соответствующие непрерывные фонемы. Таковой лишен квадрат лабиальных фонем.


Описанным выше согласным, негласным фонемам (все они в той или иной степени ориентированы на изоморфные структуры) противостоит класс слоговых сонантов, обладающих гласностью и согласностью. Он состоит из двух членов, отличающихся друг от друга как прерывная и непрерывная фонемы

Класс глайдов отличается от прочих классов фонем совокупностью признаков негласность, несогласность. Четыре члена этого класса различаются между собой с помощью оппозиций «периферийность—непериферийность» и «долгота—краткость».-

Класс гласных объединяет фонемы, характеризуемые глас, ностью и несогласностью. Члены этого класса образуют пят-и угольник, в котором фонемы различаются по компактности диффузности, периферийности и долготе. Последняя оппозиция моделирует противопоставление па, т. е. фонем, составляющих асимметричный угол пятиугольника (по всем другим параметрам эти фонемы — в традиции Панини — интерпретируются на фонологическом уровне как фонемы одного места образования).

Конфигурации фонем ведийского языка могут быть представлены графически (см. схему 2).

УДАРЕНИЕ

|В ведийском языке ударение было музыкальным по преимуществу и характеризовалось высотой тона гласного. Фонетически различались три основных тона: высокий — удатта (udātta-), низкий — анудатта (аtudātta- букв, 'невысокий') и понижающийся — сварита (svarita- букв, 'звучный'). В каждом слове под ударением мог находиться, как правило, только один гласный (о классах слов с двумя ударениями будет сказано особо). Ударение падало на слогообразующий гласный, но принадлежало всему слогу. Ударение было свободным, т. е. могло приходиться на любой слог в слове.

О ведийском ударении можно судить по трем источникам: по системе акцентуации дошедших до нас письменных текстов, по описанию акцентуации в пратишакхьях и —с меньшей степенью достоверности — по современной рецитации вед.

Акцент обозначен на письме во всех четырех ведийских самхитах и, кроме того, в Тайттириябрахмане и араньяке, в Шатапатхабрахмане, Брихадараньякопанишаде и Супарнадхьяе. Все остальные тексты дошли до нас не акцентуированными.

Существует несколько систем ведийской акцентуации. Наиболее распространенной является та, которая представлена в РВ, АВ, а из текстов ЯВ — в ВС и ТС. Согласно этой системе в слоговом письме деванагари слог, несущий главное ударение—удатту, специально не маркируется, маркируется предшествующий ему безударный слог, т. е. анудатта, горизонталь-

ной черточкой под строкой и следующий за ним заударный слог — энклитическое ударение сварита вертикальной черточкой над строкой, например: sahasram = sahdsram, raksaso = raksdso> Так же изображается и независимое ударение сварита, например: vļryeņa = viryeņa (=vīri[yjeņa), asuryam = asuryām ( — asuri[y]am). Если один или несколько слогов удатта находятся в начале полустишия, то удатта и в этом случае специально не обозначается, и маркируется лишь первый заударный слог сварита, например: рга уе cumbhante=prd уё Ģiim-bhante, у о askabhayad = yō āskabhayad. Один или несколько слогов анудатта, находящиеся в начале полустишия, обозначаются, как обычно, подстрочной горизонтальной черточкой (вплоть до первого слога удатта), например: rqyim no = rayirŗi no, urukramasy'a — urukramdsya. Из последовательных слогов анудатта внутри полустишия подстрочной черточкой маркируется только последний слог, предшествующий слогу удатта, а остальные слоги никак не отмечаются, так, например: tuvām

vāstūni UĢtnasi gamadhyai = tū vūrŗi vūstāni ucmasi gdmadh-yai (1,154,6). При этом обозначение предшествующей анудатты вытесняет обозначение энклитической свариты, например: babh-ruh Ģukrebtiih=babhruh gukrebhih, hiranyayāt pāri уопег ni$a-dyā = hiraņyāyāt pāri уопег nisddyā (11,35,10). В случае последовательности «независимая сварита+удатта» сварита обозначается следующим образом: за слогом сварита идет цифра 1, если гласный краткий, и цифра 3, если он долгий, причем соответствующая цифра диакритически маркируется дважды — надстрочной вертикальной черточкой и подстрочной горизонтальной, например: abhyaļgham- abhyaghdm (<abhi + aghdm) (AB,

VIII,4,2); tanvut3anū ca — tanvū tdnā ca (AB, VIII,4,10).

Полустишие, состоящее из одной или нескольких пад, трактуется как непрерывная последовательность ударных и безударных слогов. Существенной при обозначении ударения является граница двух полустиший, а не двух пад, и поэтому обозначение предшествующей анудатты и последующей свариты пересекает границу между падами, например:

pāri ņo hetī rudrasya vŗjyāķ pāri tvesasya durmatir mahl gūt \

= pdri ņo lieti rud'rdsya v№jyah pdri tvesdsya maht gūt (II,33,14ab).

durmatir

Наиболее важная особенность этой системы обозначения ударения заключается в том, что основной акцент, т. е. удат-та, не имел самостоятельного обозначения и изображался с


помощью двух других акцентов: предшествующей анудатты и последующей свариты. На этом основании высказывалось предположение о том, что фонетически удатта была средним тоном: выше анудатты и ниже свариты.

Другая система акцентуации представлена в двух редакциях ЯВ: МС и КС (ей следует также кашмирская рукопись РВ и редакция Пайппалада [paippalāda] AB). Здесь удатта обозначается посредством надстрочной вертикальной черточки (как сварита в РВ), из чего исследователями делается вывод, что этот тон стал рассматриваться как самый высокий. Ану-датта обозначается подстрочной горизонтальной черточкой (как в РВ). Для обозначения свариты используются особые диакритические знаки, различные в этих двух ведах. Общей для них является та особенность, что независимый акцент сварита обозначается иначе, чем энклитический, но технические средства выражения и детали в принципе обозначения разные. В МС независимая сварита, за которой следует безударный слог, обозначается с помощью подстрочного крючочка. Если же за независимой сваритой идет ударный слог, то на письме ему предшествует цифра 3 (независимо от количества гласного), и слог со сваритой пересекает посередине горизонтальная черточка, используемая в этой веде для обозначения энклитической свариты. Энклитическая сварита может обозначаться также тремя надстрочными вертикальными черточками. В КС независимая сварита передается с помощью подстрочного крючочка, если дальше идет безударный слог, и подстрочной крышечки, если следует слог ударный. В рукописях используются разные способы обозначения энклитической свариты (в изданиях фон Шредера они не применяются).

В СВ акценты обозначаются с помощью надстрочных цифр: 1, 2, 3 передают соответственно удатту, энклитическую сва-риту и анудатту. Таким образом, и в этой системе записи удатта стоит на первом месте, т. е. рассматривается как самый высокий тон. Для обозначения вариантов ударения к цифрам присоединяются буквенные индексы: 2г обозначает независимую свариту, Зк — анудатту, предшествующую удатте.

В ШБ отмечается только удатта с помощью горизонтальной подстрочной черточки (как анудатта в РВ), а независимая сварита изображается через удатту: сама сварита не обозначается, но предыдущий слог получает символ удатты. Если несколько слогов подряд имеет удатту, то маркируется лишь последний из них.

Эти графические системы передачи ведийского акцента явно стремились отразить фонетическую суть отдельных типов ударения. Той же цели служили кинетические средства — жесты, сопровождавшие рецитацию. Удатте соответствовало движение руки вверх, анудатте — вниз, а сварите — сначала вверх, а затем вниз или сверху вниз, по диагонали.

В парадигматической характеристике ведийского ударения главное место занимает вопрос о соотношении удатты и свариты. В АП (1,14) отмечается, что различия по высоте тона реализуются в заданном регистре (samūnayame), т. е. что это относительные, а не абсолютные величины. Там же говорится, что удатта является высоким тоном, анудатта — низким, а сварита — падающим (āksiptam) от удатты к анудатте (1,15— 16), и что полматры в начале свариты равны удатте (1,17). В РП же сказано (111,2), что полматры или даже половина сва-риты вьпне, чем удатта, а дальнейшая часть свариты есть анудатта, на слух воспринимаемая как удатта (111,3). По этому пункту РП противостоит всем остальным пратишакхьям, идентифицирующим начало свариты с удаттой. Интересно, что данное разделение не совпадает с разделением ведийских школ по тому, как они графически изображают ударение: удатту как самый высокий тон или свариту.

Весьма вероятно, что речь здесь идет о древних диалектных различиях в трактовке ударения, распределение которых для нас остается во многом неясным. В РВ, судя по всему, при произнесении свариты тон сначала повышался по сравнению с удаттой, а затем падал до анудатты.

Смешанный характер свариты как комбинации удатты и анудатты единодушно признается авторами всех трактатов.

Случаи употребления свариты в отдельном слове принято разделять на две части: энклитическую свариту и независимую \jatya- 'врожденная' или nitya- 'собственная'). По утверждению древнеиндийских авторитетов, каждый слог анудатта, следовавший за слогом удатта, т. е. первый заударный слог, получал свариту. Это самый распространенный тип свариты. От него отличалась не только по происхождению, но, видимо, также и фонетически, независимая сварита, встречавшаяся в небольшом числе слов как самостоятельное, основное ударение (энклитическая и независимая сварита в некоторых системах ведийской акцентуации обозначались по-разному).

В отдельном слове самостоятельная сварита встречается только в слогах, состоящих из полугласного у или v и гласного, причем соответствующий полугласный в тексте обычно приобретает вокалическую форму, т. е. y>i(y), v>u(v). Это слова kvā? 'где?', svār 'небо', формы склонения основ на -i-, -й- (например, A.sg. vŗkyām от v^r^, tanvām от tanū), основы с вторичным словообразовательным суффиксом -уа- (например: pūrvyā-, vi r у а- и др.).

Для РВ в подавляющем большинстве случаев, как неоднократно отмечалось, сварита в пределах слова имеет чисто графический характер. Если восстановить размер, скрываемый графикой, то у слова со сваритой фактически почти всегда бывает удатта на предыдущем слоге, а именно на вокализованном глайде i или и, т. е. M(v)a, su(v)ar, vŗki(y)am, ta-


nd(v)am, pūrvi(y)a-, vīri(y)a-. Таким образом, и здесь сварита оказывается энклитической. В РВ этот процесс засвидетельствован в переходном состоянии, чем и объясняется противоречие между фонетикой и графикой.

Наконец, сварита возникает в результате определенных типов сандхи ударного (удатта) и безударного (анудатта) гласного на границе двух слов. Общее правило в отношении сандхи акцентов таково, что если один из двух гласных имеет удат-ту, то соответствующий долгий гласный или дифтонг, получившийся в сандхи, тоже приобретает удатту, например: kareti<kara + i(i, dgai<d+agan,, рхгйги<ригй + игй (VIII, 25,16) и др. Однако -i + i->l (praglista-svarita-, по пратишак-хьям), например: abhltīķKabhi + itīķ (11,33,3); srucīva<srцcĻ + iva (X,91,15) и др.

Когда гласный вариант глайда, имеющий удатту, переходит в соответствующий согласный его вариант перед безударным гласным в начале следующего слова, то этот гласный приобретает свариту, или -ī+V->yV-, -d+V->-v\f- (ksaipra-svarUa-), например: vy āsmdd<vi+asmdd (11,33,2) (но vy amho<vi + ārŗiho it).); devy etu<devi + etu (1,40,3); viksv ūsti<vikm+usu (IV,36,5); nv evd<n.ii evd (IV,51,9) и др.

Когда происходит элизия начального безударного а после конечных ударных е, о, то удатта этих гласных меняется на свариту (аbhiihiTa-svаriTa-), например: ŗsvo 'gnir<ŗsvo + agnir (Ш,5,10); Ģveto 'rusp<ĢV3tč + aruso (Х,20,9).

Сварита, возникшая в результате сандхи, в письменном тексте выглядит как независимая. Дело, однако, в том, что в мантрах РВ для соблюдения размера элидированный гласный надо восстанавливать, а гласные, подвергшиеся контракции, разъединять, в результате чего снимаются сандхи. Таким образом, и этот тип свариты в языке РВ оказывается фиктивным.

Случаи реально произносимого ударения свариты в РВ единичны и встречаются только в поздних мандалах. В дальнейшем сварита становится реальным акцентом типа циркумфлекса (так она описана у Панини).

В пратишакхьях различаются позиционные фонетические варианты низкого тона — анудатты. Авторитеты единодушны в определении предударной анудатты, т. е. анудатты, предшествующей удатте или независимой сварите. От нее, видимо, несколько отличается заударная анудатта, следующая за энклитической сваритой, так называемая прашя (ргасауа). Поскольку в РП говорится, что эти заударные слоги анудатта звучат, как удатта (111,11), видимо, они произносились выше, чем предударная анудатта.

В пратишакхьях описываются также синтагматические ком-, бинации акцентов в непрерывной последовательности акцентуированных слогов. Так, энклитической свариты не возникает, если за слогом, имеющим удатту, непосредственно следует

слог с удаттой или независимой сваритой, например: sdm in-dro, addh svār.

В ведийском слове обычно бывает одно ударение: удатта или сварита (последняя — редко). Есть, однако, классы слов, которые характеризуются двойным ударением. Это инфинитивы на -tavai, у которых ударным является корневой гласный и конечный гласный суффикса, например: gdntavai от gam-'идти', sdrtavai от sar- 'течь'. При наличии префикса на него переходит ударение с корня, например: ātyetavai от ati-+i-'переходить', dpabhartavai от apa + bhar- 'уносить'. Предполагается, что суффиксальное ударение возникло в результате контракции с ударной эмфатической частицей.

Другой случай двойного ударения представлен некоторыми типами сложных слов. В словах двандва (dvandva-), у которых оба члена имеют флексию двойственного числа, обычно сохраняются два ударения, например: indrā-pūsdn-, indrā-vāruņa-, mitrū-vdruņa- и др. В словах татпуруша (tatpurusa-), первый член которых сохраняет флексию родительного падежа, также бывает двойное ударение, например: bfhaš-pdti-, vdnas-pāti-, vūstos-pdti- и др. Контаминация этих двух типов дает сложное слово с тройным ударением, засвидетельствованное в РВ (IV, 49,5) — indrā-bfhaspdtl-.



2015-11-09 991 Обсуждений (0)
Идентификация граммем рода 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идентификация граммем рода 10 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (991)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)