Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема «Система фонем русского языка»




Задание к зачету по дисциплине «Введение в логопедическую специальность»

 

Модуль № 1

Тема «Теоретико-методологические основы логопедии»

 

1. Выписать из учебного пособия «Логопедия» под общей редакцией Л.С. Волковой предмет, цель, задачи и структуру логопедии.

2. Написать эссе на темы «Значение логопедии», «Идеальный логопед – какой он?».

3. Заполнить таблицу «Связь логопедии с другими науками». См. приложение

4. Научиться объяснять различия следующих терминов:

· Речевые нарушения и диалект

· Недоразвитие речи и нарушение речи

· Недоразвитие речи и распад речи

· Симптом и симптоматика

· Этиология и патогенез

· Развитие и формирование

· Формирование и восстановление.

5. Представить в виде схемы этиологию (причины) речевых нарушений.

6. Описать 3 критических периода развития речи.

7. Выучить классификации речевых нарушений, используемые в логопедии на современном этапе. См. приложение.

8. Изучить принципы логопедической работы, дописать пропущенные принципы, уметь объяснять их суть. См. приложение

9. Выписать определение метода и классификацию методов, применяемых в логопедии.

10. В виде схемы представить организацию оказания логопедической помощи в нашей стране в системе образования и здравоохранения.

Задание оформить в напечатанном (можно письменном) виде с титульным листом (образец прилагается).

 

Модуль № 2

Тема «Анатомо-физиологические механизмы речи»

Изучите данный раздел с опорой на нижеизложенные вопросы и ключевые понятия. Метод изучения темы выбираете самостоятельно, опираясь на свой индивидуальный способ понимания и запоминания информации (конспектирование, тезирование, составление интеллект-карт или карт понятий (информацию о данных способах работы с текстами можно найти на сайте М.Е. Бершадского)).

Для первого знакомства с темой рекомендуется рассмотреть данный раздел в учебном пособии Филичевой Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.



Недостающую информацию необходимо найти, пользуясь интернет-ресурсами, корректно указывая источник.

 

Центральные органы речи: строение и функции корковых центров речи (центры Брока, Вернике, постцентральные, переднелобные образования), подкорковые образования (стриополлидарная система, ствол мозга, мозжечок), проводящие пути (центробежные и центростремительные).

Периферические органы речи. Дыхательный отдел речевого аппарата. Легкие, трахея, бронхи: строение и функции, различие фонационного и физиологического дыхания. Голосовой отдел речевого аппарата. Гортань, голосовые складки: строение и функции. Механизм голосообразования, основные характеристики голоса: сила, высота, тембр.

Артикуляционный отдел речевого аппарата. Неподвижные органы артикуляции, подвижные органы артикуляции.

Речь и мышление. Импрессивная и экспрессивная речь. Внутренняя речь. Речь устная как предпосылка усвоения грамоты. Письменная речь как надстройка над устной речью. Влияние речевого развития на психические процессы.

 

Вопросы для проверки знаний.

1. Раскройте значение утверждения: «Речь – результат сложного взаимодействия разных мозговых структур».

2. Какие зоны коры головного мозга участвуют в производстве речевого высказывания?

3. Составьте схему «Блоки мозга».

4. Раскройте значение подкорковых структур для речевой деятельности.

5. Какие виды проводящих путей вы знаете? В чем заключается их значение?

6. Перечислите отделы периферического речевого аппарата.

7. Охарактеризуйте функцию речевого дыхания при производстве речи.

8. Раскройте механизм голосообразования.

9. Назовите основные характеристики голоса человека.

10. Раскройте механизм артикуляции звуков. Назовите и опишите органы артикуляции.

 

Модуль № 3

Тема «Система фонем русского языка»

 

1. Знать строение периферического артикуляционного аппарата.

2. Выписать ответы на следующие вопросы:

· Система гласных фонем русского языка, отличие от согласных.

· Классификация согласных звуков по участию голосовых складок.

· Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка.

· Классификация согласных звуков по участию мягкого неба.

· Классификация согласных звуков по месту образования.

· Классификация согласных звуков по способу образования.

3. Выполнить в альбоме рисуночные схемы артикуляционных профилей (от руки!), подписать каждый профиль по следующей схеме (подпись может быть напечатана):

· Фонетическая характеристика звука: Звук [йот] – согласный, сонорный, всегда мягкий;

· Артикуляционная характеристика звука: ротовой, среднеязычный, фрикативный

§ Губы:слегка раскрыты, затем принимают положение последующего гласного;

§ Зубы:между резцами небольшая щель;

§ Язык:кончик и передняя часть спинки языка опущены, кончик прижат к передним резцам, средняя часть спинки максимально поднята, образуя щель с твердым нёбом. Задняя часть языка опущена, боковые края подняты и прижаты к верхним боковым зубам.

§ Мягкое нёбо:поднято, выдыхаемый воздух проходит через рот – поэтому звук ротовой.

§ Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют – звук звонкий.

Звуки:

§ А, У, И, О, Э, Ы

§ П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф, М, Н, Нь

§ С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ

§ Л, Ль, Р, Рь, Й

4. Характеристики звуков ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ!!!!!!!Уметь отгадывать изображение и давать характеристику любому звуку.

Таким образом, зачет принимается следующим образом:

1. Предоставляется распечатанное задание по модулю № 1

2. Предоставляется альбом с профилями по модулю № 2, включающий

a. Строение речевого аппарата

b. Ответы на вопросы

c. Профили всех звуков с описанием

3. Устный ответ по описанию характеристик предложенного звука.

Приложение

Таблица № 1

«Связь логопедии с другими науками»

Внутрисистемные связи  
Межсистемные связи Межсистемные связи Медико-биологические науки Лингвистические науки
   

 

 

Таблица № 2

«Классификации, используемые в логопедии на современном этапе»

Клинико-педагогическая классификация Психолого-педагогическая классификация
Нарушения устной речи Нарушения письменной речи   Нарушение средств общения
Нарушения произносительной стороны речи Системные нарушения речи Дислексия— частичное специфическое нарушение процесса чтения.   1.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи(ФФНР) — нару­шение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстрой­ствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.  
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нор­мальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Алалия— отсутствие или недоразвитие речи вслед­ствие органического поражения речевых зон коры головно­го мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Дисграфия— частичное специфическое нарушение процесса письма.   2. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные ре­чевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуко­вой и смысловой стороне.
Ринолалия— нарушения тембра голоса и звукопроиз­ношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефек­тами речевого аппарата. Афазия— полная или частная утрата речи, обуслов­ленная локальными поражениями головного мозга.   Нарушения в применении средств общения - заикание
Дизартрия— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации рече­вого аппарата.        
Дисфония(афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.      
Брадилалия— патологически замедленный темп речи.      
Тахилалия— патологически ускоренный темп речи.      
Заикание — нарушение темно-ритмической организа­ции речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.      

Принципы логопедической работы — это общие положения, которыми руководствуется логопед в процессе коррекции нарушений речи.

Таблица № 3

Специальные принципы 1. Принцип системности Опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим коррекция речевых на­рушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.    
2. Принцип комплексности Устранение речевых на­рушений в этих случаях должно носить комплексный, меди­ко-психолого-педагогический характер. Заикание представляет сложное нарушение, при котором наблюдаются как моторные сим­птомы, так и психические. Это и определяет комплексный подход к устранению заикания, включающий лечебно-оздоро­вительную работу, психотерапию, работу над речью, воздей­ствие на социальное окружение и др.
3. Принцип развития Предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.  
4. Принцип деятельностного подхода Исследование детей с нарушениями речи, а также органи­зация логопедической работы с ними осуществляются с уче­том ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).  
5. Онтогенетический принцип Разработка методики коррекционно-логопедического воз­действия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.  
6. Принцип дифференцированного подхода Дифферен­цированный подход осуществляется на основе учета этиоло­гии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры рече­вого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.    
7. Принцип поэтапности логопедического воздействия Логопедическое воздействие представляет собой целенап­равленный, сложно организованный процесс, в котором выде­ляются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. Например, работа по устранению дислалии включает следующие этапы: постановка, автоматиза­ция, дифференциация звуков.  
8. Этиопатогенетический принцип Необходимо устанавливать в каждом отдельном случае этиологию, механизм, сим­птоматику нарушения, выделять ведущее расстройство, соотносить речевую и неречевую симптоматику в структуре дефекта. В зависимости от характера этиологических факторов по-разному строится работа по устранению заикания. При функ­циональном характере основное внимание уделяется норма­лизации речевой коммуникации заикающихся, воздействию на социальное окружение, устранению психогенной симптомати­ки. При органическом характере воздействие направлено в большей степени на нормализацию моторных симптомов.
9. Принцип обходного пути В процессе компенсации нарушенных речевых и нерече­вых функций, перестройки деятельности функциональных систем формируется новая функциональная система в обход пострадавше­го звена. Например, восстановление звукоразличения при сенсор­ной афазии осуществляется как бы в обход пораженного аку­стического компонента дифференциации звуков, с опорой на зрительную (оральный образ звука) и кинестетическую афферентацию (ощущения).  
10. Принцип учета личности ребенка У заикающихся детей наблюдается дисгармоничное развитие личности, неравномерное развитие отдельных ее сто­рон, нарушение межличностных отношений. Воздействие на ребенка с речевым нарушением связыва­ется с нормализацией социальных контактов с окружающи­ми людьми.  
11. Принцип формирования речевых навыков в усло­виях естественного речевого общения С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопе­дической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нару­шения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на дан­ном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.  
Общедидактические принципы 12. Принцип наглядности  
13. Принцип доступности    
14. Принцип сознательности и активности  
15. Принцип систематичности и последовательности  
16. Принцип научности    
17. Принцип воспитывающего характера обучения  
18. Принцип индивидуального подхода  

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Школа педагогики

Кафедра педагогической психологии

 





Читайте также:





Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)