Должна ли наука избегать случайностей? Как Вы понимаете выражение: наука – враг случайностей? Согласны ли Вы с ним?
11. Студенту Петрову было предложено выбрать верное суждение из следующих четырех: 1) все необходимо, случайного ничего нет; 2) всё случайно, ничего необходимого нет; 3) одни события необходимы, а другие случайны; 4) всё необходимо и случайно в разных отношениях.
Петров ответил: «Важнейшей чертой необходимости является её всеобщий характер. Случайность же, как выражение внешних связей между явленииями, не имеет всеобщего характера и в этом смысле она противоположна необходимости. Из сказанного вытекает, что одни собы-тия необходимы, а другие случайны». Найти в этом ответе ошибки методологического характера. 12. Примерами из истории проиллюстрируйте следующее высказывание К.Маркса: «История носила бы очень мистический характер, если бы «случайно-сти» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами сос-тавной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайно-стями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения»(Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.33, С. 175). На каком основании говорят о возможном, т.е. о том, чего ещё нет? В каком виде и как существует возможность? 14. Переведите на язык философских категорий следующие предложения: Вырастить ель из семени тополя. Полет человека на Марс. Полет человека на Луну. Полет человека за пределы Солнечной системы. 15. «Лучше синицу в руки, нежели журавля в небе». С помощью каких философских категорий можно передать смысл этой пословицы? 16. Писатель Кафка задумался над тем, почему чукчи не покидают свой суровый край, и дал в дневнике такой ответ: «Но они не могут иначе; все, что является возможным, происходит; возможно лишь то, что происходит». В чём ошибка? 17. Истинны ли следующие определения? Форма – это: а) внешняя оболочка явления; б) способ упорядочения человеческих ощущений; в) способ организации и способ выражения содержания; г) активное начало, придающее материи разнообразие и движение.
18. Какое из утверждений наиболее полно характеризует содержание. Содержание – это: а) то, что отличает предмет или явление от другого предмета или явления; б) совокупность свойств, признаков того или иного предмета; в) главная характеристика, определяющая черта того или иного процесса; г) совокупность тех элементов, процессов и отношений, которые составляют предмет. 19. Может ли существовать бесформенное содержание? Возможна ли форма без содержания? 20. Почему между формой и содержанием в процессе развития возникают противоречия? Возможно ли существование таких сущностей, которые бы ни в чём не проявлялись? 22. Фейербах полагал, что существенными отличительными признаками человека являются «разум, воля и сердце». Маркс определял человека как живое существо, способное создавать орудия производства. Какими философскими категориями могут быть охарактеризованы Каждое из этих определений в их отношении друг к другу? Можно ли по одному из явлений судить о сущности? Возможно ли изменение сущности? 24. Какое из следующих суждений будет правильным: а) понятие сущности есть пережиток метафизической веры в абсолюты и лишено смысла в современной науке; б) то, что есть сущность в одном отношении, в другом отношении выступает как явление; в) сущность есть абсолютно неизменная и ничем не обуслов- ленная основа всего сущего; г) так как сущность в одном отношении выступает как явление в другом отношении, то разница между ними сугубо условна.
Философия сознания
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в философском направлении: а) объективный идеализм; б) субъективный идеализм; в) диалектический материализм; г) экзистенциализм. В чём заключается принципиальное отличие сознания человека От психики животных? Обладает ли сознанием только что родившийся ребенок? 4. Укажите верное высказывание: а) сознание существует только в виде индивидуального сознания; б) в философии диалектического материализма утверждается, что сознания не существует; в) отражение – это всеобщее свойство материи; г) сознание и бытие – это две одинаковые формы реальности.
5. Укажите неверное высказывание: а) субъектом и носителем сознания является только человек; б) мир в целом – это субъективная реальность; в) метод самонаблюдения называется интроспекцией; г) существенными свойствами сознания является субъективность и идеальность.
Как соотносятся между собой труд и сознание? а) труд и сознания ровесники; б) труд возник раньше сознания; в) сознание возникло раньше труда; г) труд и сознание не связаны друг с другом.
В чём сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»? Как Вы понимаете известное положение К.Маркса о том, что «язык есть непосредственная действительность мысли». Какие положения, которые приводятся ниже, тождественны этому высказыванию? а) мысль не существует вне языковой оболочки; б) язык – это только внешняя материальная форма мысли; в) мысль доступна познанию и пониманию только будучи облечённой в языковую форму; г) язык и мышление взаимосвязаны.
9. Что появилось у человека раньше – мышление или язык: а) мышление; б) язык; в) одновременно; г) они совершенно не связаны между собой.
10. «Бессознательное» в современной философии – это: а) явления и процессы в психике человека, которые им не не осознаются, но влияют на его поведение; б) рефлекторные процессы в организме человека; в) все, что не осознаётся человеком; г) нечто, присущее только отдельному человеку. Философия познания 1. Какие из приведенных высказываний соответствуют диалетико- материалистическому пониманию истины: а) интуитивно ясное и самоочевидное положение; б) знание, которое соответствует показаниям органов чувств; в) мнение большинства; г) знание, которое является адекватным отражением объективного мира.
2. Понятие, противоположное по смыслу понятию «истина», это: а) ложь; б) заблуждение; в) суждение; г) предрассудок.
3. В философии «агностицизм» понимается как: а) рассмотрение процесса познания; б) рассмотрение объектов познания; в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания; г) сомнение в возможности познания.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1887)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |