Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Статистическое определение туризма




 

В статистике туризм рассматривается как одна из форм мигра­ции населения, которая не связана с переменой места жительства или работы. Необходимость дефиниции туризма возникла в пер­вой половине XX в. и была обусловлена значительным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туриз­ма и, как следствие, потребностью статистического учета путеше­ствующих лиц, анализа показателей и характеристик туризма.

 

Туризм в первоначальном смысле понимался как передвиже­ние и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако и процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали изменения и дополнения. Так, по определению, принятому в 1954 г. ООН, туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства. Более широкую характеристику данного понятии представила Академия туризма в Монте-Карло: туризм общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, дин удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. В данном случае основной акцент сделан на характер деятельности путешествующих в месте, отличном от места их постоянного проживания.

В дальнейшем рассматриваемой проблеме уделялось внима­ние на Конференции ООН по международному туризму и путе­шествиям (Рим, 1963), конгрессе Всемирной туристской организации (Манила, 1986), Межпарламентской конференции по туризму (Гаага, 1989), Конференции по статистике туризма и пу­н-шествий Всемирной туристской организации (Оттава, 1991), что свидетельствует о теоретической и практической значимости определения туризма, стремлении сделать его более полным и точным с учетом новых тенденций и явлений.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определе­ние, одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответ­ствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путе­шествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.



В соответствии с данным определением основными харак­терными чертами туризма являются:

* выезд за пределы обычной среды;

* временный характер передвижения;

* цели поездки.

Выезд за пределы обычной среды — одна из важнейших харак­теристик туризма. Обычная среда какого-либо лица относится

 

к определенному району вокруг его места жительства и всех ос­тальных мест, которые это лицо часто посещает. Данный термин введен в оборот ВТО для того, чтобы исключить из числа тури­стов людей, ежедневно совершающих поездки из местности по­стоянного проживания на работу (учебу) и обратно.

В соответствии с рекомендациями ВТО параметры обычной среды характеризуются двумя показателями: частотностью посе­щения объекта и удаленностью последнего. Места, которые лицо посещает часто (на регулярной основе), являются элементом его обычной среды, даже если находятся на значительном расстоянии от места постоянного проживания. На данном основании, напри­мер, жители приграничных районов, работающие на территории соседнего государства и тем самым многократно выезжающие за границу, не могут быть отнесены к категории туристов.

Вторым показателем, характеризующим обычную среду, явля­ется расстояние. Места, расположенные близко к месту жительст­ва какого-либо лица, являются элементами обычной среды вне зависимости от частоты их посещения. Так, человек, посещаю­щий расположенный в непосредственной близости от его дома те­атр, не занимается туризмом.

Концепция обычной среды, столь важная для определения туризма, вызывает широкие дискуссии среди специалистов. Доста­точно спорным является рекомендованное ВТО определение са­мого понятия «обычная среда» и, что чрезвычайно существенно для статистики, пороговые (граничные) значения расстояния и частотности. Дело в том, что любой порог является по сути произвольным, а обычная среда для каждого человека характе­ризуется индивидуальностью. Следовательно, пороговые значе­ния расстояния и частотности, определяющие границы обычной среды, могут существенно различаться по странам и требуют специальных поправок в каждом конкретном случае.

Временный характер передвижения как характеристика туриз­ма, позволяющая отличать его от других видов путешествий, введена в развитие концепции обычной среды. Перемещения людей в достаточно короткие промежутки времени позволяют отличить туристов и экскурсантов от постоянных жителей (рези­дентов) той или иной страны (места). Продолжительность пре­бывания в другой стране ограничивается одним годом, после чего посетитель переходит в категорию ее постоянных жителей

 

И не учитывается в статистике туризма. В случае кратковременного возвращения на прежнее место жительства (например, с целью посещения знакомых или родственников) такое лицо считается посетителем данного места. Исключениями из этого правила в соответствии с рекомендациями ООН по международной миграции являются дипломаты, консульские работники, военнослужащиещие, а также их иждивенцы и домашняя прислуга, которые работают (служат) за границей и проживают там в отдельном районе (месте) для иностранцев.

Цели поездки — важнейшая характеристика, позволяющая четко определить виды деятельности, относящиеся к туризму. Критерием для выделения туризма из прочих видов путешествий является то, что целью туристской поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. В этой связи любое лицо, которое путешествует в другое место в пределах своей страны (или в другую страну) и главной целью (мотивом путешествия) которого является осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (стране), не считается посетителем данного места (страны). В этом случае оплачиваемая деятельность рассматривается применительно к платежам, являющимся вознаграждением за труд, а не к дорожным расходам или небольшим гонорарам за участие к каких-либо мероприятиях.

Цели поездки относятся к ее мотивации. Поведение человека всегда мотивированно. Туристская мотивация может рассматриваться как комплекс побуждений, направленных на удовлетво­рение рекреационных и других потребностей в сфере туризма в зависимости от индивидуальных физиологических и психологических особенностей человека, системы его взглядов, увлечений, склонностей, профессии, образования и т.д.

При изучении мотивации необходимо ответить на следующие вопросы: почему люди отправляются в путешествия? Какие потребности они хотят удовлетворить? Активно или пассивно они хотят провести время? и др. Поэтому туристские мотивы должны быть положены в основу формирования туристского продукта и его реализации (с учетом спроса туристов: время путешествия, продолжительность поездки, дополнительные услуги, вид и программа отдыха и т.д.). Следовательно, понимание мотивов потребителей играет определенную роль в процедуре организации туризма.

 

 

Рассматривая туристское путешествие и его мотивацию, мож­но выделить множество целей, присутствующих одновременно и имеющих различные приоритеты у путешествующего. В то же время обязательным условием каждой поездки является наличие главной цели посещения, без которой данная поездка не состоя­лась бы или соответствующее место не было бы посещено.

Туристская мотивация в официальных документах, учебной и научной литературе трактуется очень широко. Для оптимиза­ции статистического учета посетителей ВТО разработана стан­дартная классификация целей поездок, основными из которых являются:

· досуг, рекреация и отдых (посещение культурных и спор­тивных мероприятий, рекреационные и культурные виды деятельности, участие в любительских спортивных сорев­нованиях, походы, отдых на пляже, круизы и т.п.); »

· посещение знакомых и родственников (поездки к родствен­никам или знакомым, уход за ними во время болезни или оказание им помощи по дому, отпуск с выездом на место прежнего проживания и т.п.);

· деловые и профессиональные цели ('участие в совещаниях, конференциях или конгрессах, выставках и ярмарках; поощрительные поездки для сотрудников; выступление с лекциями или концертами; организация туристских пу­тешествий, заключение договоров на размещение и транс­порт, работа в качестве гидов и других специалистов по туризму; участие в профессиональных спортивных меро­приятиях; государственные командировки; оплачиваемая учеба, образование и исследовательская деятельность; монтаж оборудования и т.п.);

· лечение (посещение курортов, клиник, оздоровительных санаториев, центров здоровья; грязетерапия и прочие виды оздоровления и лечения);

· религия и паломничество (поездки для участия в религиоз­ных мероприятиях);

· прочие цели (например, транзит).

Поездки с целью досуга, рекреации и отдыха составляют наи­более многочисленную группу: на них приходится около 50 % ту­ристских посещений. В деловых и профессиональных целях со­вершается примерно 30 % поездок, с целью посещения знакомых и родственников – 10%

 

 

В рамках цели поездки необходимо различать мотивации и виды деятельности. Последние относятся к фактическим моделям поведения (например, экскурсия, ужин в ресторане, плавание и т.д.). Посетители с различными целями поездок могут заниматься одним и тем же видом деятельности. С другой стороны некоторые виды деятельности могут быть связаны только определенными целями. Поскольку цели поездок являются важнейшим фактором формирования туристского спроса, следует внимательно изучать виды деятельности посетителей для того, чтобы увязать спрос и производство туристских услуг.





Читайте также:





Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)