Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Органы управления туризмом




Лицензирование в туризме. Основные положения

Основы стандартизации в туризме

Сертификация в туризме. Общие положения

 

Туристская политика

 

Эффективное функционирование системы туризма невоз­можно без планирования, регулирования, координации и кон­троля со. стороны структур, ответственных за его развитие. Это обусловливает необходимость разработки и реализации турист­ской политики.

Туристская политика— это система методов, мер и мероприя­тий социально-экономического, правового, внешнеполитиче­ского, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях созда­ния условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.

Туристская политика формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного предприятия.

Туристская политика государства носит все характерные черты его общей политики. Однако имеются и определенные специфи­ческие факторы, под влиянием которых туристская политика формируется. К ним относятся:

· природные условия страны (климат, географическое поло­жение, рельеф, флора, фауна), воздействующие на турист­скую политику в зависимости от их наличия или отсутствия, рационального или нерационального использования в це­лях туризма;

· транспортные условия, определяющие доступность объек­тов туристского интереса;

· социальные, экономические и правовые условия развития туризма.

Вместе с тем следует отметить, что туристская политика го­сударства не может строиться исходя исключительно из его внутренних условий. Любая страна, выходящая на международ­ный туристский рынок, вступает в сложную систему конкурент­ных отношений с другими государствами, а также с целыми мировыми регионами. От того, насколько правильно и эффек­тивно построена и реализована туристская политика, зависит роль и место конкретного государства на рынке международно­го туризма.



Цели туристской политики связаны с конкретными экономи­ческими и историческими условиями развития страны и степенью

 

 

зрелости самой туристской индустрии. Имеется в виду, что в пе­риод становления туризма в какой-либо стране и утверждения ее на международном туристском рынке могут ставиться одни цели, а в период достижения высокой степени развития сферы туриз-. ма — другие. В большинстве стран, стремящихся к развитию тури­стского рынка, цели формируются следующим образом:

· эффективное использование имеющегося туристского по­тенциала;

· улучшение оснащения объектов туристкой индустрии;

· гармонизация развития туризма с учетом особенностей природных условий;

· повышение надежности и рентабельности сети туристских

· транспортных парков;

· повышение процента занятых мест;

· увеличение рентабельности функционирования предпри­ятий туристкой индустрии в «мертвые» сезоны;

· обеспечение оптимального соотношения .между ценами и результатами;

· привлечение клиентуры путем предоставления разнообраз­ных товаров и услуг;

· постоянная адаптация предложения к изменениям вкусов потребителей;

· поощрение сотрудничества между организациями, зани­мающимися туризмом;

· интенсивное и действенное развитие сферы рекламы.

В практической деятельности страна может быть ориентиро­вана как на отдельные цели, так и на их совокупность. Основная задача должна состоять в удовлетворении потребностей туристов при рациональном использовании имеющегося туристского по­тенциала и обеспечении устойчивого развития туризма.

На основе государственной туристской политики местными органами власти формируются локальные цели, которые реали­зуются на уровне определенных туристских регионов: увеличе­ние туристской привлекательности региона; сохранение окру­жающей среды; рост продолжительности пребывания туристов в регионе; увеличение денежных поступлений от туризма; улуч­шение использования материально-технической базы и турист­ской инфраструктуры.

 

На уровне туристского предприятия цели туристской полити­ки ориентированы на обеспечение удовлетворения потребностей туристов, увеличение доходов и прибыли от предоставления тури­стских услуг, оптимизацию качества туристского обслуживания, освоение новых рынков и т.д.

Реализация целей туристской политики требует координации (вертикальной и горизонтальной) деятельности различных ин­ституциональных единиц, интегрированных в систему туризма. Таким образом, туристская политика должна рассматриваться как составная часть общей политики государства в приложении к туризму, как деятельность, тесно связанная с экономикой, со­циальной сферой, культурой, экологией и другими общественно значимыми системами. Говоря о значении туристской политики для общества, известный специалист в этой отрасли Д.Л. Энджел отмечает, что «высшей целью туристской политики является интеграция экономических, политических, культурных, интел­лектуальных и общественных благ, создаваемых туризмом, при­менительно к людям, направлениям и странам для улучшения общего качества жизни и обеспечения укрепления мира и благо­состояния».

В рамках формирования и реализации туристской политики государство выполняет ряд функций, обеспечивающих общест­венные интересы и жизнедеятельность системы туризма в це­лом. К таковым в широком смысле слова относятся:

· координация;

· планирование;

· регулирование;

· маркетинг национального туристского продукта;

· стимулирование;

· социальный туризм; » защита интересов.

Координация является одной из наиболее значимых функций, реализуемых государством в туристской политике. В значительной степени этому способствует тот факт, что выполнение государст­вом других функций зависит от того, насколько оно способно ско­ординировать и сбалансировать интересы всех субъектов системы туризма. Специфика туризма, многообразие его проявлений, высо­кая степень вовлечения самых разнообразных видов деятельности

 

в его организацию, необходимость сочетания деятельности пред­принимательских структур и государства, обеспечение партнерст­ва с частным бизнесом — вот лишь небольшой перечень причин, выводящих функцию координации на первый план.

Феномен туризма состоит в том, что он имеет не только ком­плексный, но и межведомственный характер. Поэтому особен­ность координации заключается также и в том, что помимо самой системы туризма государство должно обеспечивать взаимодейст­вие собственно государственных структур (министерств и ве­домств) для решения задач развития туризма. Кроме того, в связи со становлением туристских регионов и центров усиливается роль местных органов власти, что ведет к необходимости усиления ко­ординации местных и общенациональных интересов.

Считается, что возможности саморегулирования системы ту­ризма, характерные для раннего этапа ее развития, практически исчерпаны. Основными причинами этого являются:

· массовость туристских путешествий вследствие достиже­ний научно-технического прогресса, повышения уровня жизни народов многих стран мира и действия других бла­гоприятных факторов;

· включение многих стран и регионов в туристский бизнес и обострение конкурентной борьбы на мировом турист­ском рынке;

· увеличение числа отраслей, организаций и предприятий, занятых в туризме;

· усиление экономической, социальной, культурной и поли­тической роли туризма в национальном и международном масштабе.

Возникнув в недрах частного бизнеса, туризм может устойчиво развиваться только в том случае, если государство обеспечит для этого необходимые правовые, экономические, политические и про­чие условия. Отдав туризм полностью на откуп действию рыноч­ных факторов, невозможно обеспечить его устойчивое развитие, не наносящее ущерба природным, культурным и общечеловече­ским ценностям национальной экономики, а также выполнение туризмом своей социальной функции по оздоровлению нации. В Гаагской декларации по туризму (приложение 2) отмечалось, что в нем «существуют определенные границы, дальше которых процесс децентрализации и деконцентрализации идти не может;

 

как бы там ни было, без национального механизма, обеспечиваю­щего координацию туристской политики государства на нацио­нальном и региональном уровнях, не обойтись». Именно поэтому государство должно предусматривать меры, сдерживающие сти­хийное развитие туризма и направляющие его в цивилизованное рус­ло с целью «его развития в гармоничном соответствии с обеспечением других основных потребностей и видов деятельности общества».

Планирование как функция туристской политики проявляется в большом многообразии форм (развитие, инфраструктура, марке­тинг и т.д.), структур, вовлеченных в этот процесс (министерства экономики, финансов, статистики, транспорта, торговли, образова­ния, государственные и местные органы управления туризмом и др.), а также масштабов (международное, общенациональное, региональное, местное и отраслевое). Планирование в туризме на­правлено на отражение экономических, социальных и иных це­лей, достижение которых ставится государством в основу этого процесса, в результате чего отражается превалирование опреде­ленных интересов и ценностей над другими.

Документы международных конференций по туризму указыва­ют, что его устойчивое планомерное развитие и защита в каждой отдельно взятой стране зависят прежде всего от усилий со стороны государства. «Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими орга­низациями на комплексной и последовательной основе», — отме­чается в Гаагской декларации по туризму.

Свое конкретное выражение функция планирования находит прежде всего в программах развития туризма (национальных, региональных, местных). Так, Советом министров Республики Беларусь принята Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001—2005 годы. Ее цель заключается в формировании и развитии в республике современного высоко­эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса рыночного типа, обеспечивающего удовлетворение потребно­стей отечественных и зарубежных граждан в туристских услугах и существенный вклад туризма в развитие национальной эконо­мики за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений, притока иностранной валюты, сохранения и ра­ционального использования историко-культурного и природного наследия.

 

Регулирование выступает как наиболее яркое проявление ту­ристской политики государства.

Основными целями государственного регулирования туриз­ма являются:

· обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав совершения путешествий;

· охрана окружающей среды;

· создание условий для деятельности, направленной на вос­питание, образование и оздоровление туристов;

· развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и его граждан, разви­тие международных контактов, сохранение объектов тури­стского интереса, рациональное использование туристских ресурсов.

Государственное регулирование туризма осуществляется, как правило, путем создания соответствующей законодательной и нор­мативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функ­ционирование туристского рынка, доступ к ресурсам и их исполь­зование в целях туризма, соблюдение и защиту прав и интересов субъектов системы туризма и туристов, установление правил въез­да, выезда и пребывания на территории страны с учетом интересов развития туризма.

Отношения в системе туризма регулируются нормами как общего, так и специального законодательства. В туризме приме­няется большое количество правовых и нормативных докумен­тов. Так, административным законодательством регламентиру­ется порядок получения въездных виз, валютным — форма расчетов, таможенным — порядок перемещения через границу декларируемых товаров. К законодательным и иным нормативным актам, непосредственно регулирующим туристскую деятельность, относятся прежде всего соответствующие законы (например, в Республике Беларусь — Закон «О туризме», в Российской Фе­дерации — Федеральный закон «Об основах туристской деятель­ности в Российской Федерации»), положения об осуществлении туристской деятельности, лицензировании, нормативно-техни­ческие документы по стандартизации и сертификации, правила предоставления гостиничных услуг и др.

 

Важнейшими средствами регулирования туризма являются ли­цензирование, стандартизация и сертификация (см. § 3.3—3.5).

Маркетинг национального туристского продукта также явля­ется одной из важнейших функций государственной политики. Он направлен на формирование, продвижение и позитивное развитие туристского имиджа (ведущего туристского образа) страны, что является неотъемлемым условием привлечения ино­странных туристов.

Национальный туристский продукт — это совокупность, во-первых, имеющихся природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, привлекаемых и используемых в тури­стской деятельности; во-вторых, туристской и сопутствующей инфраструктур; в-третьих, деятельности туристских предпри­ятий, выраженной в создании, продвижении и реализации конкретных туристских продуктов, направленных на привле­чение туристов из других стран и регионов мира.

Иными словами, под национальным туристским продуктом следует понимать результат деятельности государства по привле­чению и обслуживанию туристов и формированию собственного имиджа. Положительный имидж важен не только для туристско­го предприятия, но и для страны в целом, так как он является важнейшим условием привлечения иностранных туристов. По­нятие национального туристского продукта связано с совокуп­ным предложением туристских услуг, достопримечательностей, условий пребывания туристов и является, таким образом, доста­точно условным, отражающим состояние и уровень развития ту­ризма в том или ином государстве. Однако несмотря на услов­ность, это понятие имеет весьма конкретное воплощение и не менее конкретное восприятие со стороны потенциальных тури­стов.

Имидж страны, по определению ВТО — это совокупность эмо­циональных и рациональных представлений, вытекающих из со­поставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа. Все перечисленные факторы позволяют при упоминании названия государства вы­строить по отношению к нему цепь ассоциаций.

Имидж страны существует на нескольких уровнях — быто­вом, социально-экономическом, деловом.

 

Поскольку туризм является не только экономическим, но и социальным, культурным, экологическим и политическим яв­лением, все вышеперечисленные проявления имиджа страны необходимо принимать во внимание при его формировании, по­зитивном развитии и продвижении на мировом туристском рын­ке. Данная деятельность включает ряд взаимосвязанных этапов:

· оценка туристского потенциала страны;

· определение его сильных и слабых сторон; » обоснование возможного туристского имиджа страны с по­зиций целевых групп туристов;

· разработка направлений эффективного развития и продви­жения имиджа страны.

Важнейшую роль в формировании продвижения и позитив­ном развитии туристского имиджа страны играют следующие маркетинговые коммуникационные мероприятия:

· подготовка и издание базового пакета информационно-рек­ламных материалов, в том числе единого календаря турист­ских событий в стране;

· участие единым национальным стендом в работе междуна­родных туристских выставок;

· формирование сети национальных рекламно-информацион­ных туристских центров и представительств за рубежом;

· проведение рекламно-пропагандистских кампаний в зару­бежных средствах массовой информации;

· организация ознакомительных поездок в страну предста­вителей зарубежных средств массовой информации, тури­стских предприятий и организаций;

· создание информационных банков данных туристских мест размещения, предприятий туристской индустрии, туров и маршрутов по стране;

· использование Интернета для распространения информа­ции о туристских возможностях государства;

· формирование единой туристско-информационной сети на территории страны с учетом ее интеграции с аналогич­ными международными сетями.

Важнейшую роль в маркетинге национального туристского продукта играют рекламно-информационная деятельность и про­паганда туристских возможностей страны. Проведенные ВТО

исследования (на примере нескольких стран) позволили вы­явить закономерность между увеличением расходов на рекламу национального туристского продукта и последующими поступ­лениями от туризма за пять лет (табл. 3.1).

Таблица 3.1





Читайте также:

Автоматизация систем управления
Административно-правовые и экономические методы управления в области природопользования и охраны природной среды
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Анализ и классификация технологических переменных, управляющих воздействий, точек измерения, контроля и управления
Анализ и совершенствование системы стратегического управления персоналом (на примере Государственного Комитета Псковской области по дорожному хозяйству)
Анализ качества управления персоналом
Анализ культуры государственного управления
Анализ территориальной организации местного самоуправления в Ярославской области, в её северо-западных муниципальных районах. Основные направления территориальной организации.
Анализ управления денежными активами и деб.задолженностью в ОАО «КЗМК»
Анализ управления производственными запасами на предприятии ОАО «КЗМК»






Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)