Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Определение миссии и целей деятельности предприятия




 

Предприятие не может функционировать без целевых ориен­тиров. Категория «цель» относится к фундаментальным понятиям менеджмента. Цель — опредмечиваемый мотив, побуждающий к действию. На ее достижение оказывают влияние различные контрагенты, так или иначе связанные с деятельностью предпри­ятия и вовлеченные в процесс его функционирования: собствен­ники, клиенты (потребители или рынок), деловые партнеры, ме­стные организации и общество в целом. Целеполагание означает выбор ориентира, определяющего направление движения или на­правленность действий, детерминирующих их смысловую содер­жательность.

Значение целеполагания обусловливается следующими фак­торами: выявлением необходимых функций управления; обос­нованием состава и величины ресурсов; разработкой структуры предприятия и построением системы его управления; выработкой стратегии развития и составления текущих планов; проверкой исполнения, мотивирования и оценки персонала.

 

 

Различают следующие цели:

· по принадлежности к фазам жизненного цикла систем — создания, функционирования и развития предприятия;

· по масштабу или степени охвата деятельности — глобаль­ные, общие, локальные и частные;

· по рангу — главные (основные, приоритетные) и обеспечи­вающие (вспомогательные, побочные);

· по времени реализации — стратегические и тактические;

· по основным функциям управления — планирования, ре­гулирования, организовывания и контроля;

· по подсистемам предприятия — экономические, техниче­ские, социальные, организационные, производственные, коммерческие и т.п.;

· по субъектам или интересам — индивидуальные, группо­вые, фирменные, общественные, государственные;

· по степени осознанности — действительные и мнимые; » по достижимости — реальные и прожектерские;

· по объективности постановки — обоснованные (истинные) и надуманные (ложные);

· по критериям осуществления — характеризуемые одной переменной и требующие перечня показателей;

· по месту в иерархии целей — высшие, промежуточные и низшие;



· по взаимному соотношению — гармонично взаимодейст­вующие, индифферентные и конкурирующие.

Таким образом, в своей деятельности предприятия должны руководствоваться набором целей, различающихся как по содер­жанию, так и с точки зрения временной перспективы.

Целеполагание — не единовременная акция, не мгновенно реализуемый акт. Оно предполагает последовательность этапов: определение области целеполагания; установление реальных це­лей; выбор одной цели и ее формулирование; выявление подце­лей, их формулирование и постановка целевых задач.

Целеполагание начинается с установления миссии предпри­ятия, исходя из сферы его бизнеса.

Миссия формулировка основного социально значимого функционального назначения предприятия в долгосрочном пе-

риоде. Это высшая цель, которая определяется ожиданиями дей­ствий, реакций или результатов деятельности данного субъекта со стороны его потребителей, партнеров, контрагентов.

Существует широкое и узкое понимание миссии. Широкое толкование миссии (кредо) отображает философию, предназначе­ние и смысл существования предприятия. Философия определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми предприятие осуществляет свою деятельность. Предназначение включает действия, которые предприятие намеревается осуществ­лять, и то, какого типа организацией оно намеревается быть. Оно может меняться в зависимости от глубины изменений, происходя­щих на предприятии и в среде его функционирования. Узкое толко­вание миссии рассматривает ее как сформулированное утверждение, для чего или по какой причине существует предприятие, т.е. рас­крывает смысл его существования, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных.

Значение миссии для деятельности предприятия заключается в следующем:

· она задает основное направление движения предприятия, его отношение к протекающим процессам и явлениям;

· определяет место, роль и положение предприятия в обще­стве, его общественный статус (дает субъектам внешней среды представление о том, что собой представляет пред­приятие, к чему оно стремится, какие средства готово ис­пользовать в своей деятельности, какова его философия и т.п., способствует формированию имиджа предприятия);

· в качестве связующего культурного элемента позволяет предприятию функционировать как единое целое (отражает философию бизнеса, мировоззренческую позицию, объе­диняет мир бизнеса с миром индивидуума, помогает сотруд­никам однозначно воспринимать события и находить общий язык);

· способствует единению внутри предприятия и созданию корпоративного духа (делает для сотрудников ясными об­щую цель и предназначение предприятия, что позволяет им ориентировать свои действия в одном направлении; формирует определенный климат в коллективе);

 

· создает возможность для более действенного управления предприятием (является базой для установления целей пред­приятия; обеспечивает непротиворечивость набора целей; служит основой выработки стратегии предприятия; обеспе­чивает стандарты для распределения ресурсов и формирует базу для оценки их использования и др.);

· позволяет рядовым сотрудникам и руководителям оценивать деятельность предприятия в перспективе, что необходимо для обеспечения его долгосрочной конкурентоспособно­сти, и помогает каждому оценить перспективы и возмож­ности своей работы.

Формулировка миссии должна отличаться простотой и предель­ной ясностью, чтобы быть понятной всем субъектам, взаимодей­ствующим с предприятием, в особенности его членам, исключать возможность разнотолкования, но в то же время создавать простор для творческого и гибкого развития предприятия. Она должна от­ражать:

· общий характер потребностей, удовлетворяемых предпри­ятием;

· общую характеристику потребителей;

· характер продукции предприятия;

· основные конкурентные преимущества предприятия.

Миссия предприятия формулируется топ-менеджерами исходя из ответов на вопросы: кто мы? Что делаем? Куда движемся? Фор­мулировка миссии, как правило, дается на первой странице устава предприятия (в турбизнесе — на первой странице рекламных про­спектов) или провозглашается руководством предприятия на соб­рании акционеров.

Миссия эффективна при следующих условиях:

· если она может оказать действенную помощь предприятию в его стремлении стать лучше;

· в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами будущего предприятия;

· ее разделяет большинство сотрудников предприятия. Можно привести следующие примеры миссий. Корпорация McDonald's: «Обеспечение горячей вкусной пи­щей в чистом ресторане за приемлемую цену».

 

Группа отелей LHW: «Мы — крупнейшая и единственная в своем роде группа престижных отелей. Мы работаем, чтобы предложить нашим клиентам исключительное обслуживание и комфорт для удовлетворения любых вкусов и запросов с целью создания максимально удобной для клиента обстановки, стара­емся, чтобы единственными сюрпризами для наших гостей были приятные сюрпризы».

Авиакомпания, участвующая в обслуживании туристов: «Мы являемся национальным российским авиаперевозчиком и выпол­няем регулярные международные полеты в различные страны мира. Мы работаем, расширяя рынок и удерживая лидирующие позиции, чтобы обеспечить все большее количество пассажиров во всем мире недорогим и высококачественным обслуживанием».

Миссия образует фундамент для установления целей предпри­ятия в целом, его подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, персонал, финансы, менеджмент), ка­ждая из которых ставит и реализует свои цели, вытекающие из об­щей цели.

Цели — это конкретизация миссии предприятия в форме, доступной для управления процессом ее реализации. Они опре­деляют конкретное состояние отдельных характеристик пред­приятия, на достижение которых направлена его деятельность.

Цели должны отвечать следующим ключевым требованиям: достижимости, гибкости, измеримости, конкретности, совмес­тимости и приемлемости.

Выделяют следующие четыре основные сферы, примени­тельно к которым предприятие устанавливает цели исходя из своих интересов: доходы предприятия; работа с клиентами; по­требности и благосостояние сотрудников, социальная ответст­венность.

Основные направления целеполагания представлены в табл. 4.1. Для туристских предприятий основными целями могут быть следующие:

· стабилизация финансового состояния за счет осуществле­ния маркетинговых мероприятий;

· повышение конкурентоспособности туристского продукта и услуг на рынках въездного и выездного туризма;

· тщательное изучение рынков сбыта туристских услуг для выработки стратегии по их удержанию;

 

 

· исследование и прогнозирование текущих и перспектив­ных потребностей клиентов для выработки основных на­правлений деятельности;

· комплексное воздействие на клиентов фирмы на всех эта­пах туристского обслуживания; поддержание имиджа;

· целенаправленные информационно-рекламные мероприятия;

· обеспечение условий, необходимых для развития творче­ского потенциала сотрудников, повышения уровня удовле­творенности и заинтересованности в работе;

 

· определение критических областей управленческого воз­действия и приоритетных задач, обеспечивающих получе­ние запланированных результатов.

Эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.

На предприятии, имеющем несколько структурных подраз­делений и уровней управления, складывается иерархия целей (дерево целей), представляющая собой декомпозицию целей бо­лее высокого уровня в цели более низкого уровня (рис. 4.3).

 

На основе миссии необходимо определить долгосрочные (3—5 лет и более) и краткосрочные (1 —2 года) цели предприятия. В зависимости от значимости они подразделяются на генераль­ную (главную) цель и цели, обеспечивающие ее достижение. Дальнейшее деление может быть продолжено до уровня задач.

Построение дерева целей осуществляется по следующим пра­вилам:

· общая цель должна содержать описание конечного резуль­тата;

· при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей следует исходить из того, что реализация подцелей ка­ждого последующего уровня является необходимым и доста­точным условием достижения цели предыдущего уровня;

· при формулировке целей разных уровней необходимо опи­сывать желаемые результаты, но не способы их получения;

· подцели каждого уровня должны быть независимыми и не вытекать друг из друга;

 

· фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Формулировка целей должна соответствовать следующим требованиям:

начинаться с глагола в неопределенной форме в повели­тельном наклонении, характеризующего выполняемые дей­ствия;

· конкретизировать конечный результат;

· конкретизировать заданный срок достижения цели;

· конкретизировать максимальную величину допустимых за­трат;

· давать количественную характеристику требуемого результа­та работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели.





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)