Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Обоснование организационной структуры управления предприятием




 

Логическим продолжением целеполагания (см. § 4.2) являет­ся определение функций управления, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей. Эти функции являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей того или иного предприятия. Вы­деляются следующие функции управления: планирование, орга­низация, мотивация, контроль. Все они тесно взаимосвязаны и в системе управления объединены в единый целостный про­цесс, который осуществляется в рамках организационной струк­туры управления.

Организационная структура управления (ОСУ) упорядочен­ная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функциональное развитие как единого целого. По существу, речь идет о соотношении уровней управления и функциональных служб, которые строятся для достижения поставленных целей.

ОСУ включает в себя состав, соотношение, расположение. и взаимосвязь отдельных подсистем предприятия. Создание такой структуры направлено, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями, распределение между ними прав и ответственности.

Элементами структуры управления выступают звенья (под- 1 разделения, отдельные работники) и уровни (ступени) управления,

 

отношения между которыми поддерживаются благодаря связям (горизонтальным и вертикальным). Горизонтальные связи явля­ются одноуровневыми и носят характер согласования, верти­кальные же представляют связи подчинения.

Горизонтальные и вертикальные связи в структуре управле­ния предприятием могут носить линейный (обмен информацией между линейными руководителями — лицами, отвечающими за деятельность предприятия или его структурных подразделений) и функциональный (обмен информацией по тем или иным функциям управления) характер, что характеризует тип ОСУ.

В зависимости от характера связей между различными под­разделениями предприятия различают следующие типы ОСУ: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штаб­ную) и матричную.



Линейная ОСУ предусматривает иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим, а также наличие формальных правил и норм при выполнении менеджерами своих задач и обязанностей. Данная структура характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми пол­номочиями, осуществляющий единоличное руководство подчи­ненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Поскольку в линейной структуре управ­ления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а руководи­тель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется своего рода иерархия управления предприятием.

Линейная ОСУ является логически стройной и формально определенной (единство и простота управления, согласован­ность действий исполнителей, четко выраженная ответствен­ность), но отличается недостаточной гибкостью.

Функциональная ОСУ предполагает, что выполнение опреде­ленных функций возлагается на подразделения (отделы), например отдел продаж, плановый, маркетинга, бухгалтерию и т.п. Таким образом, общая задача управления предприятием делится на ча­стные и функциональные признаки. Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей. Функциональная специализация аппарата

 

управления значительно повышает эффективность деятельности предприятия. В то же время для функциональной ОСУ характер­ны: сложность координации различных функциональных под­разделений; возникновение конкуренции и конфликтов между подразделениями; узкофункциональная недальновидность, пре­пятствующая инновационной деятельности.

Линейно-функциональная (штабная) ОСУ предполагает спе­циализацию управленческого процесса по функциональным подсистемам (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.д.) предприятия. По каждой из них формируется иерархия служб, пронизывающая предприятие снизу доверху. Подобные структуры наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функ­ции. Недостатками же данного типа ОСУ являются: отсутствие гибкости во взаимоотношениях между подразделениями; не­возможность быстрого реагирования на изменение условий внешней среды; недостаточная оперативность принятия управ­ленческих решений.

Матричная ОСУ использует принцип двойного подчинения исполнителя: с одной стороны — непосредственному руководи­телю функционального подразделения, с другой — руководите­лю проекта, направленного на решение конкретной задачи (на­пример, разработка и внедрение на рынок нового туристского продукта). Как правило, проектная группа работает на времен­ной основе и включает в свой состав специалистов различных подразделений.

Создание матричной ОСУ предприятия считается целесооб­разным в случае необходимости решения определенной задачи в сжатые сроки, внедрения технологических инноваций и быст­рого реагирования на изменения конъюнктуры рынка. Недос­татком такой системы управления является сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связан­ные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение.

Рассмотренные структуры являются базовыми и могут быть детализированы применительно к конкретному предприятию.

Выбор того или иного типа ОСУ туристского предприятия определяется, прежде всего, ее способностью обеспечить дости­жение поставленных целей. С одной стороны, речь идет о том,

161

чтобы оптимально применить имеющиеся в наличии средства, создать необходимый для эффективной деятельности порядок и стабильность, с другой — ОСУ должна быть достаточно гибкой для своевременного реагирования на изменения внешней среды. Кроме того, необходимо учитывать такие факторы, как плани­руемые масштабы деятельности предприятия, разнообразие пред­лагаемых на рынок услуг, производственные технологии, пред­полагаемые рынки сбыта и т.д.

Большинство туристских фирм являются малыми и средни­ми предприятиями. Для небольших фирм, как правило, харак­терна функциональная ОСУ (рис. 4.6), для более крупных -линейно-функциональная (рис. 4.7).

 

В процессе обоснования ОСУ туристского предприятия, как правило, решаются следующие задачи: определяется тип струк­туры управления; уточняются количество и состав подразделений по уровням управления, численность административно-управлен­ческого персонала, характер соподчиненности между звеньями управления; рассчитываются затраты на содержание аппарата управления.





Читайте также:

IV Основные технологические процессы, осуществляемые предприятием
Автоматизация систем управления
Административно-правовые и экономические методы управления в области природопользования и охраны природной среды
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Анализ и классификация технологических переменных, управляющих воздействий, точек измерения, контроля и управления
Анализ и совершенствование системы стратегического управления персоналом (на примере Государственного Комитета Псковской области по дорожному хозяйству)
Анализ инновационных решений и обоснование выбора конструкции проектируемого объекта
Анализ качества управления персоналом
Анализ культуры государственного управления
Анализ территориальной организации местного самоуправления в Ярославской области, в её северо-западных муниципальных районах. Основные направления территориальной организации.






Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)